Подводные камни новой регистрации

Практические советы

Автор:
Источник: журнал «Расчет», № 3 2003г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Подводные камни новой регистрации.

После того как фирма зарегистрировалась, она прежде всего открывает расчетный счет в банке. Но сделать это теперь не так просто.

Сам процесс регистрации новой фирмы особой сложности не представляет. Однако для того чтобы начать свою деятельность, этого недостаточно. Прежде фирме придется пройти еще ряд довольно сложных процедур. Одна из них – открытие расчетного счета. Здесь и начинаются проблемы.

Чтобы открыть расчетный счет, организация должна оформить так называемую банковскую карточку. В ней приводятся образцы подписей тех лиц, которые имеют право подписывать финансовые документы фирмы (прежде всего это руководитель и главный бухгалтер). Эти подписи, а также полномочия их владельцев должен заверить нотариус.

Но многие нотариусы теперь наотрез отказываются это делать. Причина отказа кроется в новом порядке регистрации.

Регистрации не подлежит

Согласно новому порядку, для регистрации фирмы в налоговую инспекцию надо сдать пакет документов. Прежде всего это заявление, к которому надо приложить решение о создании организации в виде протокола или договора, а также устав.

Налоговики обратят внимание только на наличие документов и правильность оформления. За все остальное, в том числе за то, что написано в уставе, ответственность несет сама фирма.

Поэтому отказать в регистрации вам могут, только если вы не принесете все необходимые бумаги или сдадите свои документы не в ту налоговую.

Это удобно, но есть здесь и свои минусы. Возьмем, к примеру, устав. Раньше регистрационная палата (она регистрировала фирмы до 1 июля 2002 года) не только проверяла его, но и выдавала организации на руки второй экземпляр со специальным штампом. На этом штампе было указано, что устав зарегистрирован, стояли дата и номер регистрационной записи, а также подпись человека, который ее делал. При внесении изменений в устав на нем ставилась дополнительная отметка о дате и номере изменений.

Теперь же налоговая таких отметок на уставе не делает и второй экземпляр этого документа на руки никому не выдает. «Мы просто принимаем устав фирмы к сведению, – рассказал нам сотрудник отдела регистрации и учета налогоплательщиков одной из столичных налоговых, – но регистрации он не подлежит. Вместе с остальными регистрационными документами устав хранится в архиве инспекции. И получить его обратно нельзя».

Через пять дней после подачи документов на регистрацию фирма должна получить свидетельство. Это по закону. На практике ждать свидетельства о госрегистрации приходится значительно дольше: налоговые инспекции перегружены работой и не успевают обслуживать всех желающих.

Затем счастливый обладатель свидетельства заказывает печать. Ведь дальнейшие действия организации без нее невозможны. Следующий этап – коды статистики и внебюджетные фонды. И после этих мероприятий наступает очередь расчетного счета.

«Филькина грамота»

Итак, фирма уже выбрала обслуживающий банк и имеет там накопительный счет (на котором лежит не менее 50% ее уставного капитала). Теперь вместо него организации надо открыть расчетный счет. Для этого требуется множество документов, в том числе и банковская карточка.

Как мы уже говорили, подлинность подписей должностных лиц и печати фирмы в банковских карточках заверяет нотариус. Для этого он должен быть уверен в полномочиях этих людей на право подписи. А такие полномочия подтверждают, в частности, приказы об их назначении, устав и свидетельство о госрегистрации фирмы.

Однако, как оказалось, многих нотариусов не устраивает устав, который просто подписан учредителями фирмы. «Откуда мы знаем, что именно этот устав, а не какой-то другой, организация отнесла в налоговую инспекцию, – объяснили нам свою позицию в одной из московских нотариальных контор. – Может быть, она уже внесла в него какие-то изменения или дополнения, а может быть, это вообще совершенно иной документ. И если налоговики не хотят нести никакой ответственности за содержание устава, то это не значит, что эту ответственность должны брать на себя мы. Нам такие проблемы не нужны».

Понять нотариусов можно: они дорожат своей лицензией. И если раньше нотариус сразу видел, что устав фирмы зарегистрирован и это не какая-то филькина грамота, то теперь такой гарантии нет. И поэтому желающим заверить подписи в банковской карточке дают, как говорится, от ворот поворот.

Немногочисленные нотариусы, которые берутся за такое «скользкое» дело на свой страх и риск, могут вам и не встретиться.

О существующей проблеме налоговики знают. На сайте МНС www.nalog.ru в разделе «Наша консультация» есть вопрос на эту тему. Однако ответ на него дан совершенно невразумительный. Все сводится к одному: заверять устав фирмы никто, кроме самих учредителей, не должен.

Однако МНС нотариусам не указ. Они считают, что устав, который никем, кроме учредителей фирмы, не заверен, превращается в простую, ничего не значащую бумажку. «Сегодня нам организация принесет один устав. Завтра в банк – другой. А послезавтра своим партнерам она покажет третий. Как же в такой ситуации мы можем заверить подписи должностных лиц? – возмущались в нотариальной конторе. – Вот раньше другое дело. Сразу было видно, что это тот же устав, который фирма сдала в регистрационную палату. И проблем никаких не возникало». Налоговикам же, по-видимому, нет никакого дела ни до нотариусов, ни до организаций.

Выход

Мы решили не терять зря времени и обратились непосредственно в Федеральную нотариальную палату. В палате нам очень вежливо объяснили, что нотариусы в этой ситуации совершенно правы. Но так как проблему решать все-таки нужно, рассказали, как это лучше сделать.

Прежде всего многие нотариусы удостоверят ваши документы, если вы принесете копию устава, заверенную налоговой инспекцией. Как оказалось, такие копии налоговая заверяет всем желающим по письменному заявлению (составляется в произвольной форме). К заявлению необходимо приложить две копии устава.

На копиях налоговики должны отметить, что оригинал устава хранится в архиве инспекции (указать наименование инспекции и ее адрес), и поставить печать. Кроме того, необходима подпись и должность инспектора, который заверял копию. Стоит такая услуга 200 рублей (за две копии). Банковские реквизиты для оплаты можно узнать в своей инспекции.

Однако, как мы выяснили, не все нотариусы готовы заверить ваши подписи в банковской карточке даже при наличии таких копий. Можно, конечно, поискать и более сговорчивого нотариуса, но такого может попросту поблизости и не оказаться.

В таком случае помимо копии устава, заверенной налоговой, следует получить выписку из государственного реестра юридических лиц. Для этого тоже надо написать заявление в свою инспекцию. Причем первый раз выписка выдается бесплатно.

По словам сотрудников нотариальной палаты, нотариусы вправе сами определить, какие документы им необходимы. При этом они должны исходить из каждой конкретной ситуации. На наш вопрос, что же делать, если нотариуса не устроят никакие документы, сотрудник палаты удивился: «Ну хоть какой-то вариант его все-таки должен устроить. Пусть он сам и скажет, какой».

Однако многие люди как раз сталкиваются с тем, что нотариуса не устраивает ни один из предложенных в палате вариантов. Мы можем посоветовать в такой ситуации только одно – обратиться к другому нотариусу. Правда, существует и еще один путь: на нотариуса можно подать жалобу. Для этого следует взять у него письменный отказ в совершении нотариального действия. Жалоба подается в суд по месту нахождения фирмы в десятидневный срок. И если суд сочтет ваши доводы обоснованными, он обяжет нотариуса заверить ваши подписи. Но этот вариант скорее для тех, у кого нет более важных дел и кому не жаль своих времени и нервов.


Автор: