В настоящее время фондовые биржи всего мира переживают период быстрых и глубоких изменений. В мировой экономике сформировалась структура глобальных рынков капитала, в рамках которой различаются два типа фондовых бирж: глобальные фондовые биржи и региональные фондовые биржи. Каждый тип биржи имеет свою рыночную нишу и экономическую специализацию. Одновременно усиливается конкуренция за инвесторов и эмитентов внутри каждого типа бирж.
Глобальные фондовые биржи
Глобальные биржи -это биржи, которые доминируют в экономическом сообществе. Глобальные биржи характеризуются наиболее высокой капитализацией и объемами торгов, наибольшей ликвидностью. На глобальной бирже обращаются ценные бумаги и производные финансовые инструменты самых известных компаний, а также депозитарные расписки и вторичные размещения иностранных компаний.
Клиентами глобальной биржи являются как местные, региональные, так и иностранные инвесторы со всего мира. Примерами глобальных бирж могут служить Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и Лондонская фондовая биржа (LSE). В Азии статус глобальной биржи имеет Токийская фондовая биржа. Подобного статуса пытается достичь и американская электронная биржа NASDAQ.
Глобальные фондовые биржи предоставляют наиболее эффективный доступ к капиталам крупных институциональных инвесторов. Российские компании присутствуют на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Планируется выход компании «Роснефть» на Токийскую фондовую биржу.
Наиболее престижным местом для размещения считается Нью-Йорк. В отличиеот европейских инвесторов, многие американские институциональные инвесторы покупают ценные бумаги только тех компаний, которые прошли листинг в США. Кроме того, на европейских биржах доминируют институциональные инвесторы, в то время как на американских фондовых рынках значительную роль играют розничные инвесторы, которые в совокупности контролируют значительные капиталы.
Нью-йоркская фондовая биржа (NYSE)
Является наиболее престижной национальной биржей в США. На ней зарегистрировано более 3000 самых известных в мире компаний. NYSE предоставляет крупным организациям наиболее ликвидный и тщательно регулируемый рынок. Листинг на этой бирже позволяет компаниям получать внешний капитал, увеличить ликвидность своих акций, расширить розничную и институциональную инвесторскую базу, облегчить процесс слияний и поглощений, повысить узнаваемость имени компании, ее продуктов и услуг.Представители NYSE, принимая решения о листинге, обращают внимание не только на количественные и качественные критерии, которым должна соответствовать иностранная компания, но и на стратегическую значимость компании для национальных интересов США, позицию компании в своей отрасли, а также на перспективы развития отрасли и рынков компании. На Нью-Йоркской фондовой бирже размещены Американские депозитарные расписки (АДР) таких российских компаний, как «Вымпелком», МТС, «Вим-Билль-Дан», «Татнефть», «Ростелеком».
Электронная биржа NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotations)
Является крупнейшей электронной биржей в мире. Сделки с ценными бумагами осуществляются с терминалов многочисленных удаленных компьютеров. На этой бирже зарегистрировано более 5 тыс. компаний. Традиционно NASDAQ расценивается как торговая площадка для сектора высоких технологий и телекоммуникаций. Однако сейчас ситуация изменилась: 28% компаний, прошедших листинг, принадлежат сектору информационных технологий, почти 40% относятся к финансовому сектору и здравоохранению, и менее 1% приходится на телекоммуникационные компании. Одно из преимуществ NASDAQ по сравнению с NYSE состоит в том, что это электронная биржа. На ней можно осуществлять трансакции на 30% быстрее, чем на Нью-Йоркской бирже. Поэтому инвесторы подвергаются меньшему риску изменения цены при совершении трансакций. The NASDAQ Stock Market состоит из двух уровней:
- NASDAQ National Market System – для более крупных и имеющих определенную репутацию эмитентов. На этой бирже представлены акции многих известных компаний технологического сектора, например: Microsoft, Oracle, Cisco Systems и др.;
- NASDAQ Small Cap market. Эта система предназначена для менее крупных и известных компаний. Кроме того, в системе NASD действуют еще две электронные системы, доступ к которым открыт только для профессионалов фондового рынка.
- TC BB (Over-the-counter Bulletin Board), электронная система, связывающая брокеров-дилеров, осуществляющих через нее покупку и продажу акций небольших и малоизвестных компаний. OTC BB была основана в 1988 году. На OTC BB осуществляется торговля ценными бумага ми национальных, региональных и иностранных компаний. OTC BB выбирают компании, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к листингу на национальных биржах. В настоящее время на OTC BB торгуется более 6,2 тыс. ценных бумаг, из которых 412 – это АДР или другие ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами. Большинство АДР российских компаний размещены именно на OTC BB.
- PORTAL. Электронная система торговли ценными бумагами категории Rule 144A и Regulation S как американских, так и иностранных эмитентов, работающая в режиме реального времени. Значительная доля АДР российских компаний относится к вышеназванным категориям и торгуется в этой системе. PORTAL работает с 1990 года и соединяет друг с другом квалифицированных институциональных инвесторов. PORTAL предоставляет возможности как для первичного размещения частных ценных бумаг категории Rule 144А, так и для вторичной торговли этими бумагами.
Летом 2004 года NASDAQ создал подразделение по работе в России и странах СНГ.
В России NASDAQ планирует привлекать компании топливно-энергетического сектора, а также технологические и телекоммуникационные компании. В первую очередь NASDAQ стремится привлечь компании, которые экспортируют или потенциально могут экспортировать свою продукцию в США.
Лондонская фондовая биржа (LSE)
Является крупнейшей в Европе. Листинг на ней прошли более 2800 компаний. Лондонская биржа состоит из двух отделений:
Основная биржа (The Main Market) является наиболее престижной биржевой площадкой Европы для крупных и известных компаний. Всего на основной площадке Лондонской фондовой биржи котируется порядка 1800 компаний. Около 350 компаний из 54 стран используют Лондонскую фондовую биржу для листинга своих ценных бумаг и доступа к рынкам капитала.
Традиционно иностранные компании размещали в Лондоне Глобальные депозитарные расписки (GDR). В 1998 году на Лондонской бирже были размещены первые Европейские депозитарные расписки (EDR). АДР также могут пройти листинг на Лондонской фондовой бирже. Для этого необходимо соблюдение четырех условий: компания должна назначить спонсора (инвестиционный банк); иметь проверенные аудиторами финансовые отчеты за 3 года; после осуществления эмиссии не менее 25% АДР должно находиться в руках независимых лиц; минимальный размер выпуска должен составлять не менее 700 тыс. фунтов стерлингов (около $1 млн).
«Лукойл» разместил в Лондоне GDR в 1997 году, а в 2002 году – АДР 1 уровня, а также АДР категории Rule 144A и Regulation S. На Лондонской фондовой бирже также размещены АДР ОМЗ, «Сибнефти», «Юкоса», «Татнефти», «Норильского никеля», «Ростелекома», Сургутнефтегаза, РАО ЕЭС, Wimm Bill Foods. В феврале 2005 года российская компания «Система» провела на основной площадке Лондонской биржи крупнейшее среди российских компаний IPO в форме GDR. На сайте Лондонской фондовой биржи в настоящее время создан специальный раздел на русском языке для клиентов из России и СНГ.
Секция альтернативных инвестиций (AIM) основанная в 1995 году, специально предназначена для небольших и быстрорастущих компаний.
В 2005 году количество компаний на AIM достигло 1277, а их совокупная рыночная капитализация превысила 42 млрд GBP. Причем значительное число компаний появилось на бирже за последние два года: еще в 2003 году на AIM было зарегистрировано только 702 компании с совокупной капитализацией в 14,6 млрд GBP. Эти небывалые для фондовой биржи темпы роста объясняются тем, что AIM становится все более привлекательной для институциональных инвесторов, которые характеризуются долгосрочным подходом к инвестициям и обладают значительными капиталами. В 2005 году, по данным опроса, проведенного журналом Institutional Investor, 40,9% всех акций на AIM контролировались институциональными инвесторами. Таким образом, совокупная капитализация институциональных инвестиций на AIM превышает 19 млрд GBP – это больше, чем капитализация всего рынка только два года назад. Интересно, что по стоимости инвестиций лидером является канадский инвестиционный фонд CDS&Co. Другими ведущими инвесторами на AIM являются Fidelity, Artemis, Schroeder Investment Management, Merrill Lynch, UBS, Goldman Sachs, Prudential и другие крупнейшие финансовые организации. Например, в 2005 году Fidelity инвестировала в 113 компаний на AIM, Artemis – в 94 компании, Goldman Sachs и Merrill Lynch – в 46, а Schroder Investment Management – в 45 компаний.
Приблизительно 31% всей капитализации AIM составляют горнодобывающие и нефтяные компании. В 2005 году значительно увеличилось количество компаний финансового сектора, размещающих свои акции на AIM. Всего 2005 году на AIM присутствовало 200 компаний в финансовом секторе, а весь сектор составлял 11% капитализации AIM.
Таблица. Различия в основных критериях для допуска на Основную и Альтернативную секции Лондонской фондовой биржи
Основная площадка | Альтернативная секция |
Минимум 25% акций в публичном обращении после размещения | Отсутствуют требования к наличию акций в публичном обращении |
Генерирование выручки не менее трех лет | Отсутствуют требования к сроку получения положительной выручки. |
Решение по существенным приобретениям и продажам должно приниматься с одобрения акционеров | Отсутствуют требования по необходимому согласию акционеров на сделки (за исключением сделок, ведущих к изменению характера бизнеса и обратным слияниям) |
Требуется предварительное одобрение британским Управлением по листингу (UKLA) документа, поданного для прохождения листинга | Нe требуется предварительное одобрение британским Управлением по листингу документа, поданного для прохождения листинга. Однако требуется одобрение Управления по листингу для проспекта компании согласно Директиве по Проспекту ЕС |
Наличие спонсоров для проведения определенных транзакций (в основном крупных слияний и приобретений, сделок со связанными компаниями и сделок, приводящих к изменению бизнеса) | Компании постоянно требуется наличие номинированного советника (Nominated Adviser (сокр. – НОМАД)) |
Есть ограничения по минимальной капитализации | Нет требований по минимальной капитализации |
Другими популярными секторами на AIM являются программное обеспечение, СМИ, ритейлеры и индустрия развлечений.
AIM является рынком, регулируемым LSE. Так как секция альтернативных инвестиций предназначена для молодых и растущих компаний, то LSE сделала правила размещения и торговли на AIМ относительно короткими, значительно менее жесткими, чем правила основной площадки. В таблице приводятся основные отличия в требованиях к компаниям между основной и альтернативной площадкой LSE.
Помимо соблюдения правил AIM, компании должны соблюдать:
- английские законы относительно раз мещения ценных бумаг;
- ограничения на рекламу финансовых инструментов в соответствии с Законом о финансовых услугах и рынках 2000 г.
Если компания зарегистрирована в другой стране, то она должна соблюдать требования законодательства страны регистрации. Компания может быть допущена на AIM независимо от страны происхождения или сектора промышленности, в котором она работает.
Каждая компания, планирующая размещение на AIM, должна:
- назначить НОМАДа;
- назначить номинированного брокера;
- не иметь ограничения на свободный трансферт (передачу) акций компании;
- быть зарегистрированной как публичная компания с ограниченной ответ ственностью или ее иностранный эквивалент;
- должна подготовить Admission document (Документ о допуске на AIM), который содержит всю необходимую для инвесторов информацию. В случае публичного размещения Admission document совпадает с Проспектом компании и подпадает под все требования к Проспекту;
- компания должна заплатить биржевой взнос согласно действующему тарифу. Помимо НОМАДа и брокера, при выходе на биржу компания должна также выбрать юридического советника (legal advisor), аудитора (reporting accountant) и консультанта по отношениям с инвесторами и общественностью (Public/investor relations advisor).
Региональные биржи
Региональная фондовая биржа – это биржа, которая обслуживает какой-либо один регион и доминирует в локальной экономической системе. В отличие от глобальной биржи, региональная не пытается предлагать все виды услуг и финансовых продуктов для всех типов компаний, посредников и инвесторов. Региональные биржи специализируются на ограниченном количестве продуктов, рынков и инвесторов. Клиентами таких бирж в основном являются региональные инвесторы, а также некоторые иностранные инвесторы, которые пользуются накопленными на бирже региональным опытом и знаниями относительно инвестиционных возможностей в регионе. Многие локальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в ценные бумаги, которые котируются на региональной бирже и поэтому хорошо им знакомы.
Некоторые региональные биржи развивают трейдинговую специализацию в определенных секторах экономики. Например, биржи Стокгольма и Хельсинки специализируются на телекоммуникациях, а биржа Осло на морском бизнесе.
Региональные биржи предоставляют доступ к региональным розничным и институциональным инвесторам. Среди региональных европейских бирж наибольший интерес для российских компаний представляет Франкфуртская фондовая биржа, на которой обращаются их депозитарные расписки. Из других европейских региональных бирж потенциальный интерес для российских эмитентов может иметь фондовая биржа Люксембурга, которая в 1990-е годы стала центральной для размещения депозитарных расписок технологических компаний Тайваня. В последнее время Венская фондовая биржа во все большей степени играет роль основной региональной биржи в Центральной Европе, и поэтому также может представлять интерес для российских компаний, деятельность которых связана с этим регионом. Для компаний северо-западного региона может быть интересна единая биржа балтийского региона (OMX), объединяющая в единую систему торговые площадки Стокгольма (где обращаются шведские депозитарные расписки, SDR), Копенгагена, Хельсинки, Вильнюса, Риги и Таллина.
Директива ЕС «О проспекте компании» (EU Prospectus Directive, введена в действие с 1 июля 2005 года)
Центральную роль в создании единого европейского рынка финансовых услуг играет Директива Евросоюза «О проспекте компании».
Все члены Евросоюза должны соответствовать требованиям этого документа. Директива определяет единые условия листинга на биржах, единые требования к раскрытию финансовой информации, а также единые требования к составлению проспекта компании. Основная черта Директивы состоит в том, что проспект компании станет ее своеобразным «паспортом» на территории Европейского Союза. Те компании из стран, не входящих в Евросоюз, которые планируют публично разместить акции и конвертируемые облигации или пройти листинг на «регулируемой бирже», должны будут выбрать «Home member state». После того, как Проспект пройдет регистрацию и ценные бумаги получат листинг в «Home member state», компания сможет размещать свои ценные бумаги в любой стране и на любой бирже Евросоюза без повторной регистрации Проспекта. Более того, компания должна будет соблюдать законодательство по ценным бумагам только «Home member states», а не законодательство стран, в которых проводится размещение или торговля ценными бумагами. Однако шанс для выбора «Home member state» только один. Согласно Директиве, первая страна, в которой предприятие зарегистрирует проспект или в которой ценные бумаги будут допущены к торговле на бирже, автоматически станет «Home member state», и компания не сможет поменять ее в будущем без полного делистинга всех своих ценных бумаг.
Данная Директива будет иметь важные последствия для стратегии размещения ценных бумаг российских компаний на биржах Евросоюза.
КПМГ провела анализ недавних IPO российских компаний
Роман Протасевич, старший консультант группы по привлечению финансирования, отдел финансового консультирования, KPMG
При подготовке к размещению акций компании следует помнить, что ее основная цель – не размещение как таковое, а привлечение капитала на максимально выгодных условиях. В этой связи прямой интерес для компании представляет цена, по которой ее акции будут приобретены инвесторами. Стоимость компании, и, соответственно, ее акций определяется рыночной конъюнктурой и иными факторами, часть из которых имеет отношение к любому бизнесу, а другие могут быть специфическими для той или иной отрасли. Как правило, инвесторы выше оценивают компании, имеющие понятную стратегию и прозрачную структуру, занимающие прочное положение на рынке, способные расти и генерировать стабильные денежные потоки.
Перед размещением акций на бирже компания с помощью своих консультантов устанавливает диапазон цены, по которой она рассчитывает продать свои акции. КПМГ провела анализ недавних IPO российских компаний и изучила, в каких случаях реальная цена размещения была близка к верхней границе заявленного диапазона, а в каких фактическая стоимость продажи акций не достигла даже его нижней границы. Наиболее удачно прошло размещение компаний, для бизнеса которых характерны:
- хорошая ценовая конъюнктура рынка;
- отраслевая привлекательность (перспективы роста, возможность инвесторов диверсифицировать свои вложения);
- интерес со стороны стратегических инвесторов.
Сравнительно неудачное размещение акций, как правило, было связано:
- с недостаточным уровнем раскрытия информации и низкой прозрачностью бизнеса;
- несоответствием объема эмиссии спросу инвесторов на активы подобного рода;
- неудачным выбором времени размещения.
Интересно, что некоторые из факторов, которым часто уделяется внимание при подготовке к IPO, в определенных обстоятельствах могут не сыграть той роли, которая им отводилась. Очень высокие темпы роста, обычно расцениваемые размещающейся компанией как безусловный плюс, не всегда будут положительно восприняты инвесторами, поскольку последние не могут быть уверены, что бурное расширение произошло не в ущерб эффективности основных бизнес-процессов. Поэтому важно продемонстрировать качество и управляемость роста. Практика показывает, что важен не рост сам по себе, а соответствие или несоответствие этого роста заявленным прогнозам. Например, возможна ситуация, когда котировки акций двух компаний с примерно одинаковыми темпами роста продаж движутся в совершенно противоположных направлениях – акции компании, заявлявшей более низкие темпы роста, повышаются в цене, а акции компании, переоценившей будущий рост, напротив, падают. Верно и обратное: ухудшение показателей деятельности не всегда оказывает пропорциональный негативный эффект на котировки акций. Инвесторы бывают готовы простить ухудшение внешней конъюнктуры, однако крайне негативно реагируют на несдержанные обещания и корпоративные скандалы.
Если ценные бумаги допущены к торговле на «официальном» рынке, то они автоматически попадают в категорию «General Standard» Франкфуртской биржи.
Фондовая биржа Франкфурта (Frankfurter WertpapierbOrse)
Является крупнейшей региональной биржей не только в Германии, но и в Европе. Она имеет традиционный торговый зал, а также, начиная с 1997 года, электронную систему торговли Xetra®. В настоящее время как в торговом зале, так и в электронной системе торговли обращаются АД Р российских компаний. В традиционной секции биржи прошли листинг АДР 33 крупнейших из них, таких как «Лукойл», «Норильский никель», «Аэрофлот», ГУМ. В системе электронной торговли прошли листинг и торгуются АДР 18 российских предприятий.
Начиная с 1 января 2003 года эмитенты могут пройти листинг на Франкфуртской фондовой бирже в одном из двух сегментов: General Standart и Prime Standart. Для торговли в обоих сегментах могут быть допущены как акции, так и сертификаты акций иностранных компаний.
Для прохождения листинга акций или сертификатов в категории General Standard, согласно Закону о торговле ценными бумагами (WpHG), компания должна быть допущена к торговле на официальном рынке. Для допуска акций к обращению на нем компания должна существовать не менее трех лет, количество акций должно быть не менее 10 тыс., не менее 25% из которых должно быть в свободном обращении. Ожидаемая стоимость допущенных к обращению на бирже акций должна быть не менее 1,25 млн евро. Компания должна предоставить Проспект на английском и немецком языках, содержащий информацию, достаточную для того, чтобы инвесторы могли корректно оценить стоимость ценных бумаг компании. Проспект также должен включать в себя данные финансовой отчетности за последние три финансовых года, а также отчет менеджмента компании за последний год.
После допуска на «официальный» рынок компания должна публиковать периодический годовой отчет, а также промежуточный полугодовой отчет. Если ценные бумаги допущены к торговле на «официальном» рынке, то они автоматически попадают в категорию «General Standard» Франкфуртской биржи. Для зачисления в более престижный «Prime Standard» компания должна выполнить дополнительные условия периодического раскрытия информации, а именно: публиковать ежеквартальную отчетность в соответствии с международными стандартами (GAAP или IAS), финансовый календарь, и не реже одного раза в год проводить конференцию для финансовых аналитиков.
Помимо рассмотренных выше, на Франкфуртской фондовой бирже существует «Неофициальный регулируемый рынок», на котором обращаются акции, сертификаты и другие ценные бумаги иностранных компаний, не удовлетворяющих требованиям «официального» или «регулируемого» рынка. Требования к допуску ценных бумаг на «неофициальный регулируемый рынок» менее строги, чем для официального и регулируемого рынков. Для допуска на «неофициальный регулируемый рынок» компания должна предоставить точную информацию о своих ценных бумагах, а также о бирже, на которой происходит первоначальное ценообразование на них. Если же ценные бумаги не обращаются на бирже, то компании необходимо представить более детальную информацию о себе.