Предприниматели будут вести учет по-новому

Налоговый учет

Автор:
Источник: журнал «Практическая бухгалтерия», октябрь 2002г.
Опубликовано: 16 сентября 2005

Предприниматели будут вести учет по-новому.

До недавнего времени предприниматели заполняли старую книгу учета доходов и расходов. Она была принята еще до нового года. Но теперь легкая жизнь кончилась. МНС и Минфин утвердили новую книгу. Она гораздо больше, и заполнять ее сложнее. Причем изменения по традиции внесены задним числом.

Когда надо перейти на новую книгу

В правилах заполнения новой книги учета доходов и расходов написано, что ее надо вести с начала 2002 года. Но это не всегда можно сделать.

Книгу ведут двумя способами: в компьютере или на бумаге.

В первом случае книгу надо распечатать после окончания года. Прошейте ее, пронумеруйте и принесите в налоговую инспекцию. Ваш инспектор должен в ней расписаться и поставить печать.

Если вы ведете книгу на бумаге, то подать ее в инспекцию надо было до начала года. То есть до конца 2002 года вы не сможете перейти на новую книгу.

В этом случае до конца года ведите старую книгу по учету доходов и расходов. Как нам сообщили в МНС, за это наказывать не будут.

При этом налоговики отметили, что отдельные листы нового документа заполнить все же придется. Это касается тех страниц, где приведены таблицы, которых нет в старой книге по учету доходов и расходов. Но на практике сделать это сложно. Дело в том, что в новой книге почти не осталось листов, похожих на старые. Большинство из них полностью изменилось.

Поэтому обратитесь в свою налоговую инспекцию и узнайте, как перейти на новую книгу. Скорее всего вам разрешат вести ее по старой форме. Также налоговый инспектор должен рассказать, какие листы надо заполнить дополнительно.

Что есть в книге?

Новая книга по учету доходов и расходов, как и старая, состоит из шести разделов. В них отразите следующее.

Раздел I. Это самый большой раздел. Он состоит из 13 таблиц. В них покажите сумму материальных затрат и доходы от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Раздел II. В нем рассчитайте амортизацию по основным средствам.

Раздел III. Этот раздел заполните в том случае, если до 2002 года вы полностью не списали малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Раздел IV. В нем рассчитайте амортизацию по нематериальным активам.

Раздел V. Этот раздел заполните, если вы нанимали работников и платили им зарплату.

Раздел VI. Этот раздел заполняется последним. В нем рассчитайте общую сумму доходов и расходов. Кроме того, отдельно укажите сумму прочих расходов и затрат, переносимых на будущее.

Общие правила заполнения книги доходов и расходов

В начале года впишите в книгу учета доходов и расходов остатки из книги за прошлый год. Если вы ведете книгу на бумаге, то сделайте это после того, как налоговый инспектор подпишет ее и поставит печать.

Далее заполняйте книгу в момент совершения операций. Например, получив деньги за товары, укажите в книге доход от продажи.

Если вы применяете кассовый аппарат, то отражайте доходы один раз в день. Делайте это после окончания работы.

Данные для заполнения книги возьмите из первичных документов. Это накладные, акты и т. д.

Все доходы и расходы отражайте кассовым методом. Показывайте доход после того, как вы получили деньги, а расход – после того, как оплатили товары, материалы и т. д.

Чтобы доказать, что материалы или товары оплачены, к накладной или акту приложите платежные документы:

  • кассовый чек;
  • квитанцию к приходному кассовому ордеру;
  • платежное поручение с отметкой банка;
  • документ строгой отчетности, свидетельствующий о том, что деньги заплачены.

Обратите внимание: книгу доходов и расходов надо хранить четыре года. Например, книгу за 2002 год можно уничтожить только в 2007 году. Это правило распространяется и на первичные документы, по которым она заполнялась.

Как заполнить раздел I

Состав раздела I

Раньше этот раздел состоял из одной таблицы. В ней отражались все доходы и расходы. Теперь в разделе 13 таблиц.

Шесть таблиц должны заполнять предприниматели, которые платят НДС. Шесть других – те, кто не платит его.

В этих таблицах и те и другие отражают похожую информацию. Даже названия у таблиц одинаковые. Но предприниматели, которые не платят НДС, включают его в расходы. А остальные могут принять налог к вычету. Поэтому им приходится заполнять разные таблицы. Вот они:

  • таблица № 1-1 «Учет приобретенного и израсходованного сырья по видам товаров (работ, услуг)»;
  • таблица № 1-3 «Учет приобретенного и израсходованного вспомогательного сырья и материалов по видам товаров (работ, услуг)»;
  • таблица № 1-4 «Учет иных материальных расходов (в том числе топливо, электроэнергия, транспортные услуги и т. п.) и их распределение по видам деятельности»;
  • таблица № 1-5 «Количественно-суммовой учет израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию по видам товаров (работ, услуг)»;
  • таблица № 1-6 «Учет доходов и расходов по видам товаров (работ, услуг) в момент их совершения»;
  • таблица № 1-7 «Учет доходов и расходов по всем видам товаров (работ, услуг) за месяц».

Если вы одновременно занимаетесь деятельностью, которая облагается и не облагается НДС, то заполняйте все 12 таблиц.

Еще одну таблицу раздела I заполняют все предприниматели. Она называется «Учет выработанных и израсходованных полуфабрикатов по видам товаров (работ, услуг)» (таблица № 1-2).

Что отразить в разделе I

В разделе I отразите доходы от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Кроме того, укажите здесь материальные затраты.

В момент совершения операций доходы отражайте в таблице № 1-6. После окончания месяца общую сумму доходов по каждому виду товаров перенесите в таблицу № 1-7.

Расходы отражаются аналогично. Однако сначала их надо «собрать». Сделайте это в первых пяти таблицах раздела I.

Все материальные затраты разделены на следующие виды:

  • прямые материальные затраты. Например, это стоимость купленных товаров, которые вы будете перепродавать, или сырье, которое будете использовать. Также укажите здесь основные средства, которые стоят меньше 10 000 рублей. Эти расходы отразите в таблице № 1-1;
  • собственные полуфабрикаты. Это могут быть изготовленные вами запчасти, детали и т. д. Их стоимость отразите в таблице № 1-2. Данные для ее заполнения возьмите из таблицы № 1-1;
  • вспомогательное сырье. Например, это может быть ветошь для протирки деталей. Стоимость этих расходов покажите в таблице № 1-3;
  • иные материальные расходы. Это стоимость топлива, электроэнергии и т. д. Укажите их в таблице № 1-4.

«Собранные» таким образом расходы формируют себестоимость продукции. Этот показатель рассчитайте в таблице № 1-5. А уже из нее перенесите данные в таблицу № 1-6.

Как заполнить раздел II

В этом разделе рассчитайте амортизацию по основным средствам. К ним относится имущество, которое:

  • используется для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) или продажи товаров;
  • должно работать больше 12 месяцев.

Обратите внимание: амортизацию не надо начислять по основным средствам, которые стоят меньше 10 000 рублей. Спишите их сразу на затраты. Стоимость такого имущества укажите в разделе I (таблица № 1-1).

Раньше раздел II состоял из одной таблицы. Теперь надо отдельно указать имущество, купленное до 2002 года (таблица № 2-1) и в этом году (таблица № 2-2).

Как заполнить таблицу № 2-1

По основным средствам, купленным в 2002 году, амортизацию можно начислять только линейным методом.

Чтобы рассчитать сумму ежемесячной амортизации, определите срок службы имущества. Для этого воспользуйтесь постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1.

Сумму ежемесячной амортизации рассчитайте по формуле:

Стоимость основного средства : Срок службы (в месяцах) = Сумма ежемесячной амортизации

Если вы купили оборудование, которое раньше уже работало, то используйте другую формулу:

Покупная стоимость основного средства : Срок службы (в месяцах) - Количество месяцев эксплуатации у бывшего владельца = Сумма ежемесячной амортизации

Пример 1. Предприниматель Баранов в апреле 2002 года купил компьютер за 15 000 руб. (без НДС).

Срок службы компьютера – 60 месяцев. Бывший владелец использовал его в течение 12 месяцев.

Каждый месяц предприниматель будет начислять амортизацию по компьютеру:

15 000 руб. : (60 мес. – 12 мес.) = 313 руб.

Обратите внимание: в расходы можно включить амортизацию только по основным средствам, которые вы оплатили. Амортизация по неоплаченным основным средствам «сгорает». На нее вы не сможете уменьшить свой доход даже после того, как заплатите за имущество.

Как заполнить таблицу № 2-2

Амортизацию по основным средствам, приобретенным до 2002 года, начисляйте так же, как и раньше. Например, если вы использовали в прошлом году линейный метод для ее расчета, то применяйте его и в 2002 году.

Обратите внимание: основные средства, купленные до 2002 года, вы можете списывать ускоренно. Ежегодную амортизацию можно увеличить в два раза.

Как заполнить раздел III

В этом разделе укажите стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, купленных до 2002 года. Это касается только тех МБП, которые полностью не самортизированы. Например, если вы начисляли амортизацию так:

  • 50 процентов стоимости МБП включали в расходы, когда начинали ими пользоваться;
  • остальные 50 процентов – в момент списания.

В этом случае при списании имущества отразите оставшиеся 50 процентов стоимости в разделе III (таблица № 3).

Пример 2. Предприниматель Чистяков в 2000 году купил кресло за 3000 руб. Когда оно было передано в эксплуатацию, предприниматель начислил 50-процентную амортизацию:

3000 руб. х 50% = 1500 руб.

В ноябре 2002 года кресло пришло в негодность и было списано. При этом начислена амортизация:

3000 руб. – 1500 руб. = 1500 руб.

Раздел III предприниматель заполнит так:

Расчет амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, не списанным по состоянию на 1 января 2002 г. за налоговой период 2002 г.

Таблица № 3

№ п/п Наименование малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) Дата приобретения (число, месяц, год), основание приобретения Первоначальная стоимость (руб.) Оставшиеся 50% стоимости МБП при выбытии (руб.) Дата выбытия (число, месяц, год), основание выбытия Примечания
1 Кресло 19 января 2000 г., накладная № 986 3000 1500 15 ноября 2002 г., акт № 5 Выбыло в результате поломки

Как заполнить раздел IV

В этом разделе отразите информацию о нематериальных активах. К ним относятся исключительные права на товарные знаки, на изобретения и т. д.

Раздел IV заполняют так же, как и раздел II. Отдельно покажите нематериальные активы, купленные до 2002 года (таблица № 4-2) и в этом году (таблица № 4-1).

Срок службы нематериального актива считается равным периоду его действия. Например, вам выдан патент на пять лет. Это срок его службы. Если вы не можете определить такой срок, то начисляйте амортизацию по нематериальному активу десять лет.

Как заполнить раздел V

В этом разделе укажите сумму расходов на оплату труда. К ним относятся:

  • зарплата работников;
  • товары, выданные сотрудникам в качестве оплаты труда;
  • вознаграждения по гражданско-правовым договорам и т. д.

Обратите внимание: если вы не выплатили зарплату, то она не считается расходом.

Как заполнить раздел VI

Раньше в этом разделе была всего одна таблица. В ней надо было исчислять доходы и расходы.

Теперь этот раздел состоит из трех таблиц. В первой из них (таблица № 6-1) рассчитайте общую сумму доходов и расходов за год. Во второй (таблица № 6-2) отразите сумму прочих расходов.

Наконец, в третьей таблице (таблица № 6-3) укажите расходы, которые относятся к будущим отчетным периодам. Например, стоимость приобретенных в отчетном году товаров, которые вы не успели продать.

При заполнении таблицы № 6-1 используются данные из двух других таблиц этого раздела. Поэтому лучше сначала заполнить их.

Как заполнить таблицу № 6-2

В этой таблице отразите информацию о расходах, которые не были учтены в предыдущих разделах:

  • заплаченные налоги и сборы (кроме налога на доходы физических лиц и налога по тому имуществу, которое не используется для предпринимательства);
  • расходы на информационные и консультационные услуги;
  • стоимость канцелярских товаров;
  • расходы по обеспечению пожарной безопасности;
  • арендные платежи;
  • расходы на рекламу и т. д.

Как заполнить таблицу № 6-1

Эту таблицу надо заполнять последней. На основе ее вы составите декларацию о доходах за год.

Включите в доходы:

  • деньги, полученные от продажи товаров (работ, услуг). Эту сумму возьмите из таблицы № 1-7;
  • часть средств от продажи основных средств (нематериальных активов). При этом доходом будет разность между ценой продажи и их остаточной стоимостью;
  • стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Сведения о расходах можно посмотреть в предыдущих пяти разделах и двух таблицах раздела VI.

Пример 3. Предприниматель Иванов в октябре 2002 года купил 1000 кг краски по цене 240 руб./кг (в том числе НДС – 40 руб.).

Всего он заплатил:

240 руб./кг х 1000 кг = 240 000 руб.

Стоимость купленной краски предприниматель отразил в разделе I (таблица № 1-1).

НДС, заплаченный поставщику краски, в сумме 40 000 руб. (40 руб. х 1000 кг) предприниматель поставил к вычету.

В ноябре 2002 года Иванов продал 750 кг краски по цене 360 руб./кг (в том числе НДС – 60 руб.).

За это он получил:

360 руб./кг х 750 кг = 270 000 руб.

С этого дохода предприниматель заплатил в бюджет НДС:

60 руб./кг х 750 кг = 45 000 руб.

Доход от продажи, который нужно указать в таблицах № 1-6 и 1-7, равен:

270 000 руб. – 45 000 руб. = 225 000 руб.

Других доходов у предпринимателя не было. После окончания года эту сумму (225 000 руб.) надо отразить в таблице № 6-1.

Доходы можно уменьшить на себестоимость проданной краски:

750 кг х (240 руб. – 40 руб.) = 150 000 руб.

В таблице № 6-3 надо указать стоимость краски, которая осталась на складе:

(1000 кг – 750 кг) х (240 руб. – 40 руб.) = 50 000 руб.

Кроме того, в ноябре 2002 года Иванов арендовал торговую палатку. За это он заплатил 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.).

НДС по аренде (2000 руб.) предприниматель поставил к вычету. А расходы на аренду (10 000 руб.) отразил в таблице № 6-2.

Раздел VI предприниматель заполнит так:

Определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2002 г.

Таблица № 6-1

Показатели Сумма (руб.)
Доход
1. Доход от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг (графа 16 таблицы № 1-7А и (или) графа 15 таблицы № 1-7Б) 225 000
2. Прочие доходы (в том числе стоимость имущества, полученного безвозмездно) -
Итого доходов: 225 000
Расход
1. Материальные расходы (графа 10 таблицы № 1-7А и (или) таблицы № 1-7Б) 150 000
2. Суммы амортизации по амортизируемому имуществу(графа 11 таблицы № 2-1; графа 12 либо графа 15 таблицы № 2-2; графа 5 таблицы № 3-1; графа 10 таблицы № 4-1; графа 8 таблицы № 4-2) -
3. Расходы на оплату труда (графа 7 таблицы № 5-1) -
4. Прочие расходы (из таблицы № 6-2) 10 000
Итого расходов: 160 000
5. Расходы, произведенные в отчетном налоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующих налоговых периодах (из таблицы № 6-3) 50 000

Регистр прочих расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности за налоговый период 2002 г.

Таблица № 6-2

№ п/п Дата операции Номер документа Вид расхода Сумма (руб.)
1 2 3 4 5
1 1 ноября 2002 г. Акт № 25 Аренда торговой палатки 10 000
Итого расходов 10 000

Регистр расходов, произведенных в отчетном налоговом периоде, но связанных с получением доходов в следующих налоговых периодах

Таблица № 6-3

№ п/п Дата операции Номер документа Вид расхода Сумма (руб.)
1 2 3 4 5
1 21 октября 2002 г. Накладная № 236 Стоимость краски 50 000
Итого расходов 50 000

Автор: