Принятие или продолжение отношений с клиентом

Анвар Алимжанович Бакиев
Опубликовано: 17 февраля 2009

Аудиторская фирма всегда подвержена риску, связанному с выполнением аудита.

Первоначально, приступая к работе с клиентом, аудиторская фирма подвержена риску:

  1. Неоплаты клиентом оказанных услуг;
  2. Невозможности выполнения задания в связи с отсутствием у фирмы компетентного персонала, необходимых ресурсов и времени;
  3. Нарушения этических требований в отношении с клиентом.

Для избегания таких рисков аудиторская фирма должна ввести внутрифирменный стандарт, который бы описывал политику и процедуры по принятию и продолжению отношений с клиентами.  Такой стандарт может содержать:

  1. Перечень критериев и вопросов, необходимых для изучения при оценке клиента;
  2. Методы изучения клиента (опросы, анкетирование, составление писем);
  3. Формы анкет, вопросников, писем, адресованных банкам, предыдущему аудитору, третьим лицам и т.д.;
  4. Формы документального оформления результатов и сделанных выводов.

Кроме того, стандартом может быть предусмотрено лицо, отвечающие за оценку субъекта, время исполнения, порядок доведения полученной информации до членов команды по проекту и прочие организационные вопросы.

Процедуры по оценке возможности принятия или продолжения отношений с клиентом включают в себя следующие шаги:

  1. Оценку возможности проведения аудита у субъекта;
  2. Информирование предыдущего аудитора;
  3. Составления письма соглашения.

Процедуры по оценке возможности проведения аудита у субъекта похожи на процедуры по оценки рисков, и полученная информация на этом этапе может использоваться как часть информации по оценке рисков.

Оценка возможности проведения аудита у субъекта

Оценка возможности проведения аудита у субъекта включает в себя изучение трёх критериев:

  1. Изучение честности клиента;
  2. Оценку уровня компетентности персонала для выполнения соглашения;
  3. Оценку соответствия персонала этическим требованиям.

При оценке возможности проведения аудита у субъекта аудитор должен исследовать следующие вопросы:

  1. Масштаб и характер аудита;
  2. Цели и пользователи аудиторского отчёта и финансовой отчётности;
  3. Срок аудита;
  4. Может ли фирма подобрать команду по проекту, которая бы:
    1. Была компетентна для выполнения аудита;
    2. Имела достаточно времени для выполнения аудита;
  5. Соответствует ли компания и команда по проекту этическим требованиям;
  6. Существуют ли какие-нибудь признаки ограничения масштаба аудита, например, очень короткие сроки для выполнения аудита или невозможность получить некоторые аудиторские доказательства;
  7. Связывалась ли фирма с предыдущим аудитором для выяснения наличия каких-либо причин для отказа от соглашения;
  8. Существуют ли какие-либо сложности или вероятность нерационально использовать время для оценки (учётная политика, бухгалтерские оценки, характер индустрии, сложность в законодательстве и прочее):
    1. Произошли ли какие-либо изменения в этом году, которые могли бы повлиять на проведение аудита (в бизнес инициативах, финансовой отчётности, IT системах, слиянии компаний, принципах регулирования);
    2. Присущ ли компании высокий уровень общественного интереса или освещения в СМИ?
    3. Находится ли компания в благоприятном финансовом положении, способна ли она оплачивать счета.
  9. Есть ли основания сомневаться в честности владельцев компании, руководства и лиц, наделённых руководящими принципами;
  10. Насколько компетентны руководство и персонал субъекта;
  11. Какое отношение имеет руководство к внутреннему контролю (рассмотрение корпоративной культуры, организационная структура, склонность к рискам, сложность операций и прочее);
  12. Обеспечит ли клиент содействие аудиторской фирме при получении информации и подготовки расписаний, анализов баланса, сборе информационных файлов.

Для того чтобы удостовериться, что информация, полученная от субъекта, достоверна, аудитор может рассмотреть возможность получить ключевые аспекты подтверждения такой информации у третьих лиц. К примеру, подобную подтверждающую информацию можно получить из прошлой финансовой отчётности, налоговой отчётности, отчётов по кредитам и обсуждений с ключевыми советниками, такими как банкиры, юристы и т.д.

Прежде чем обсуждать любые вопросы с третьими сторонами и получить какую-либо информацию о субъекте, аудиторская фирма должна получить уверенность в том, что все партнёры и весь персонал аудиторской фирмы ознакомлены с:

  1. Политикой фирмы о сохранении конфиденциальной информации о клиенте;
  2. Требованиями внутрифирменных стандартов;
  3. Требованиями применяемого кодекса этики.

Согласно МСКК 18 (б) и МСКК 19 (а), фирма должна выявлять какие-либо обстоятельства, которые могут повлиять на угрозу независимости, оценить такое влияние и снизить такую угрозу до приемлемо низкого уровня – либо отказаться от соглашения.

Для выявления угрозы независимости фирма должна:

  1. Внедрить и довести до всех сотрудников политику фирмы в отношении независимости;
  2. В отношении каждого соглашения оценить членов команды по проекту в отношении угрозы независимости, например, путём анкетирования.

Вопросы оценки возможности проведения аудита у клиента обязательны для рассмотрения. После того как лицо, уполномоченное для выполнения данной процедуры, задокументирует проделанную работу и выводы, партнёр по проекту должен проверить, все ли процедуры выполнены, все ли заключения по процедурам соответствуют обстоятельствам, а также всё ли соответствующим образом задокументировано. 

Информирование предыдущего аудитора

Обращение к предыдущему аудитору необходимо для выявления следующих обстоятельств:

  1. Причин отказа субъекта от предыдущей фирмы и назначение новой (МСКК 29);
  2. Получения доказательств того, что конечные сальдо предыдущего периода были соответствующим образом перенесены и необходимые корректировки сделаны (МСА 510.2);
  3. Получения доказательств о подтверждении начального сальдо (МСА 510.6);
  4. Получения доказательств того, что учётная политика использовалась последовательно (МСА 510.2, 710.20).

Текущий аудитор должен обратиться к предыдущему аудитору с тем, чтобы получить доступ к его рабочим документам, сделать обзор, и на основании этих документов сделать выводы относительно вышеозначенных вопросов.

Составление письма-соглашения

После того фирма приняла решение о возможности проводить аудит, необходимо составить письмо, которое бы содержало основные условия соглашения. Условия письма должны быть согласованы между сторонами и такое письмо должно быть подписано ими. Подписание письма-соглашения важно для обеих сторон, так как условия, оговорённые в письме-соглашении, помогают избегать недопонимания между сторонами.

В некоторых случаях в письмо-соглашение необходимо вносить изменения. Например, при повторяющихся аудитах не реже одного раза в три года письмо соглашение должно быть обновлено, а также в случаях:

  1. Наличия каких-либо признаков того, что субъект не понимает цель и масштаб аудита;
  2. Пересмотра или включения каких-либо специальных условий соглашения;
  3. Изменения руководства, лиц, наделённых руководящими полномочиями, а также владельцев субъекта;
  4. Значительных изменениях в характере, структуре или размере бизнеса клиента;
  5. Требований законодательства;
  6. Изменений учётной политики.

Образец РД «Принятие или продолжение отношений с клиентом»

Изучение честности субъекта.

(информация может быть получена, как от персонала фирмы, так и от третьих сторон. Третьими сторонами могут выступать профессиональные базы данных, банки, контрагенты, СМИ и т.д.).

Характеристика субъекта, включая дочерние предприятия, основные виды деятельности, участники субъекта, территория деятельности.
Характеристика руководящего и ключевого персонала, описание признаков (если таковые имеются) негативной репутации.

Стаж и опыт работы ключевого персонала.

Деловая репутация, позиция на рынке, уровень конкурентной среды.
Описание стиля руководства, например, отношение к ведению учёта и внутреннему контролю.

Признаки мошеннических действий и заинтересованности руководства в манипуляции доходами.

Признаки того, что масштаб аудита может быть ограничен (отсутствие документов, незаинтересованность субъекта в предоставлении информации и т.д.)

Результат встречи с прежним аудитором и выводы о причинах смены прежнего аудитора.

Оценка уровня компетентности персонала.

Описание стажа и профессиональной подготовки членов команды по проекту, предварительная оценка необходимости использования экспертов и возможности их нанять, рассмотрение сроков аудита или ссылка на РД

Оценка соответствия персонала этическим требованиям.

Были ли все члены команды по проекту ознакомлены с внутрифирменными стандартами. Привести ссылки на РД с оценками соответствия требованиям независимости, компетентности, этики и т.д. (если такие имеются).

Приемлема ли основа представления финансовой отчётности.

Выводы:

Образец РД «Анкета о возможности проведения аудита у заказчика»

Присутствует ли финансовая заинтересованность со стороны членов команды по проекту

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

Кодекс Этики Профессиональных бухгалтеров 290.104 – 290.125

Создают ли угрозу независимости имеющиеся займы или гарантии, депозиты или брокерские счета

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.126 – 290.131

Существуют ли тесные деловые отношения с клиентом. Создают ли они угрозу независимости

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.132 – 290.134

Существуют ли семейные или личные отношения между членами команды по проекту и с сотрудниками субъекта

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.135 – 290.142

Есть ли среди членов команды по проекту бывшие сотрудники субъекта – или среди сотрудников субъекта бывшие члены команды по проекту.

Описать, если присутствует.

Описать меры защиты, в случае присутствия.

290.143 – 290.152

Используется ли старший персонал длительное время в работе с субъектом?

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.153 – 290.157

Предоставлялись ли или предоставляются клиенту услуги, не связанные с выражением уверенности

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.158 – 290.205

Существует ли угроза независимости, связанная с гонорарами и ценообразованием

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.206 – 290.212

Принимает ли фирма или члены команды по проекту подарки и знаки гостеприимства

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.213

Существует ли фактически или вероятность судебного разбирательства между фирмой, командой по проекту, а также субъектом

Описать, если присутствует

Описать меры защиты, в случае присутствия

290.214

Выводы:

Образец письма предыдущему аудитору.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время нашей компании предложено выступить независимым аудитором ТОО «_________».  Мы будем проводить аудит финансовой отчётности за период _____________.

В связи с этим просим Вас предоставить членам команды по проекту доступ к рабочим документам по аудиту за прошлый __________ период.

Обязуемся выполнять требования, предусмотренные Кодексом этики и законодательства РК в отношении использования информации о клиенте.

Благодарим за оказанное содействие.

С уважением,
_____________________