Проблемы оценки себестоимости банковских продуктов

Финансовая математика/статистика

Автор:
Источник: Управление в кредитной организации
Опубликовано: 25 июля 2009

Определение себестоимости банковских продуктов становится одной из важнейших задач финансового менеджмента в коммерческом банке. Учитывая жесткую конкурентную борьбу и тенденции общего снижения прибыльности бизнеса в банковской сфере, условием успешной работы на финансовом рынке становятся подробный анализ расходов и обоснованное ценообразование на банковские продукты. В данной статье автор делится собственным опытом управления затратами.

Применяемая банком методика управления затратами в первую очередь должна быть нацелена на обеспечение надежности и обоснованности управленческих решений, позволяющих собственникам и менеджменту эффективно управлять развивающимся бизнесом банка. Основой для планирования и осуществления комплекса мероприятий по управлению затратами банка, направленными на снижение себестоимости банковских продуктов и оптимизацию организационной структуры и технологических процессов — как связанных с оказанием услуг, так и связанных с внутрибанковскими бизнес-процессами — может выступать только адекватная оперативная отчетность о себестоимости банковских продуктов.

На основе определения себестоимости каждого продукта и расчета совокупных затрат по набору банковских продуктов, потребляемых каждым отдельным клиентом, становится возможным анализ прибыльности для определенного клиента или групп клиентов.

Учет и анализ банковских затрат требуют сбора разнохарактерной информации относительно всей совокупности затрат в банке, которую непросто объединить в единую информационную систему. Не все операции и процессы поддаются строгой формализации, в том числе по последовательности выполнения и нормативам времени и трудоемкости.

Совершенствование системы внутрибанковского мониторинга затрат обычно проводится в следующей последовательности. На первом этапе анализируется сложившаяся в прошлом структура затрат и выделяются все элементы структуры операционных и общебанковских затрат операционных и обслуживающих подразделений. На последующем этапе проводятся изучение и оценка затрат банка в соотнесении с итоговыми показателями доходности каждой отдельной операции и определяется эффективность этих затрат. Только после проведения этого этапа появляется возможность предсказать и повлиять на развитие событий, с тем чтобы повысить управляемость и эффективность системы управления затратами.

Из этого можно сделать вывод, что основной задачей системы банковского мониторинга затрат является представление руководству предложений по эффективному управлению ситуацией в области управления затратами. С этих позиций рассмотренные этапы мониторинга банковских затрат становятся отправной точкой для последующего прогнозирования и планирования текущих и перспективных затрат банка.

Основным критерием целесообразности планируемых или произведенных затрат является их окупаемость в форме дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных убытков.

Таблица 1. Нормы операционной загрузки для всех РМ

Код РМ

Наименование РМ

Норма операционной загрузки, %

7101

Управляющий филиалом

20

7102

Главный бухгалтер

20

7103

Заместитель управляющего филиалом

20

7104

Начальник отделения/агентства

0

7201

Руководитель экономического подразделения филиала

20

7202

Сотрудник экономического подразделения филиала

100

7301

Руководитель учетно-операционного подразделения филиала

20

7302

Сотрудник учетно-операционного подразделения филиала

100

7303

Оператор

100

7304

Инспектор последующего контроля

0

7305

Оператор-операционист

100

7401

Руководитель кассового подразделения филиала

0

7402

Заведующий кассой пересчета

100

7403

Кассир

100

7404

Оператор сейфинга

100

7501

Администратор ИВС и ПТК

0

7502

Специалист по защите банковской информации

0

7503

Юрисконсульт

0

7504

Управляющий делами

0

7505

Делопроизводитель

0

7506

Водитель

0

7507

Вспомогательный персонал

0

Калькулирование затрат

Оставляя в стороне управление расходами банка на цели налогообложения, можно утверждать, что калькулирование затрат для целей расчета себестоимости банковских продуктов и услуг и расчета эффективности работы банка в разрезе продуктов, подразделений, клиентов и т.п. наряду с управлением непроцентными расходами являются наиболее значимыми проблемами в системе управления расходами. В экономических исследованиях эти проблемы не нашли общепринятого научно обоснованного решения, и большая часть научных работ посвящена рассмотрению достаточно частных вопросов.

Немногочисленность практических реализаций решений по определению отчетной банковской себестоимости определяется тем обстоятельством, что общепринятая в настоящее время в банках схема бухгалтерского учета расходов, определенная нормативными документами Банка России, не предусматривает выделение затрат по каждой услуге, продукту, клиенту или по элементам затрат. Немногие банки могут выделить необходимые финансовые и людские ресурсы для разработки и внедрения подробно разработанной системы учета, не только способной разово решить задачу детализированного учета затрат, но и нацеленной на работу в реальном масштабе времени и в изменяющихся внутренних и внешних условиях. Следует также отметить, что существенным препятствием к принятию решения руководством банка о выделении соответствующих ресурсов на такую систему является отсутствие общепринятых или унифицированных методик для определения себестоимости и эффективности.

В системе расчета себестоимости можно выделить следующие элементы:

  • формализованное описание технологии создания продукта;
  • бюджетирование подразделений банка;
  • распределение затрат вспомогательных, обслуживающих и штабных подразделений банка и их разнесение на затраты функциональных подразделений в разрезе продуктов, услуг, клиентов и т.п.;
  • определение затрат каждого бизнес-подразделения на оказание услуг и реализацию продуктов;
  • определение нормативной и фактической стоимости рабочих мест;
  • расчет трансфертной стоимости привлекаемых или привлеченных ресурсов;
  • определение общей себестоимости услуги или продукта.

Данный перечень является полным только в первом приближении и призван показать сложность практической задачи управления расчетом себестоимости. Ниже будут приведены алгоритм расчета себестоимости, пример технологической карты (табл. 2), пример разнесения ряда непрослеживаемых затрат на подразделения (табл. 3) и пример распределения затрат обслуживающих подразделений на остальные подразделения последовательным методом (табл. 4).

Таблица 2. Открытие расчетного счета в рублях

№ п/п

Код

Наименование ЭО

Код

Наименование РМ

Частота 30

Доля 30

Норматив 30

Время ЭО, мин

1

1179

Беседа с клиентом

7101

Управляющий филиалом

1

1

30

30

2

1230

Консультация клиента при открытии и закрытии счета

7102

Главный бухгалтер

1

1

15

15

3

2839

Прием и проверка комплекта документов

7102

Главный бухгалтер

1

1

15

15

4

2707

Ввод информации

7303

Оператор

1

1

50

50

5

2835

Оформление документа

7102

Главный бухгалтер

1

1

3

3

6

2837

Открытие (закрытие) счета

7102

Главный бухгалтер

1

1

5

5

7

2836

Оформление документа

7102

Главный бухгалтер

1

1

1

1

8

2836

Оформление документа

7102

Главный бухгалтер

1

1

1

1

9

1420

Подписание документа

7101

Управляющий филиалом

1

1

5

5

10

1257

Подписание документа

7102

Главный бухгалтер

1

1

5

5

11

2835

Оформление документа

7102

Главный бухгалтер

1

1

3

3

12

2838

Формирование и распечатка журнала открытых счетов

7501

Администратор ИВС и ПТК

1

1

0,5

0,5

13

1252

Оформление (возврат) пропуска клиенту

7504

Управляющий делами

1

1

3

3

Общие трудозатраты

136,50

Таблица 3. Пример разнесения ряда непрослеживаемых затрат на подразделения

Аренда зданий и сооружений

Пропорционально нормативной площади, занимаемой подразделением приведенной численностью ТР1

Расходы п

Автор: