Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности

Российский бухучет

Автор:
Источник: журнал «Бухгалтерский учёт»- № 22-2003 г
Опубликовано: 16 сентября 2005

Статья открывает цикл материалов, посвященных подготовке к составлению годовой бухгалтерской отчетности за 2003 г. В ближайших номерах будут даны исчерпывающие рекомендации по проведению мероприятий, предшествующих составлению годового отчета; подготовке основных показателей, их отражению в формах бухгалтерской отчетности. Статьи, которые будут опубликованы в конце 2003 г. – начале 2004 г., помогут читателям не только подготовить годовой отчет, но и разработать учетную политику на следующий год.

Перед составлением бухгалтерской отчетности осуществляется комплекс процедур, выполнение которых позволяет получить наиболее точные данные бухгалтерской отчетности. К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся:

  • исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;
  • уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;
  • отражение финансового результата деятельности организации;
  • сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.

Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные и др.), так и методологические (документальное оформление, корреспонденция счетов и др.).

Производимые исправления оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного документа.

В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце, когда были выявлены искажения.

При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями за декабрь года, за который подготавливается годовая бухгалтерская отчетность.

В случаях выявления в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся. Такие ошибки отражаются в текущем году. Если подобные ошибки оказывают влияние на величину финансового результата, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как прибыль (убыток) прошлых лет, выявленный (признанный) в отчетном году.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается (п. 5 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ; ред. от 30.06.03). В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций с указанием даты внесения исправлений.

Отражение на дату составления бухгалтерской отчетности приобретенных ценностей, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков, на счетах учета имущества.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается записью:

Д-т сч. 10 «Материалы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Оприходование данного имущества на склад не производится.

Данная процедура позволяет показать в бухгалтерской отчетности реальную величину имущества, принадлежащего организации на праве собственности, и отсутствие задолженности за эти ценности. В аналогичной ситуации осуществление указанной процедуры возможно и по иным объектам имущества (основным средствам, товарам).

Уточнение оценки имущества (работ, услуг), полученных (выполненных, оказанных) по неотфактурованным поставкам, сопроводительные документы по которым получены до даты представления бухгалтерской отчетности.

Под неотфактурованными поставками следует понимать поступление в организацию имущества без сопроводительных документов поставщиков. Если сопроводительные документы были получены до даты представления бухгалтерской отчетности, то цена данного имущества и кредиторская задолженность уточняются исходя из сведений, указанных в сопроводительных документах.

Если до момента получения сопроводительных документов по имуществу, принятому к учету как неотфактурованные поставки, произошло движение (ценности были списаны в монтаж, производство, отчуждены и т. д.), то сторнируются записи, отражающие движение данных ценностей:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»),
К-т сч. 07 «Оборудование к установке» (10 «Материалы», 41 «Товары» и др.)

сторнировочная запись.

Одновременно производятся записи по принятию к учету имущества в количестве и сумме, указанных в полученных сопроводительных документах (если сведения, приведенные в сопроводительных документах, соответствуют количеству реально полученного имущества):

Д-т сч. 07 «Оборудование к установке» (10 «Материалы», 41 «Товары» и др.),
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму имущества, числящегося на момент получения сопроводительных документов на материальных счетах (без учета НДС);

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму НДС;

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»),
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму имущества, использованного в хозяйственной деятельности (без учета НДС);

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму НДС.

Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным для всех организаций.

Создание оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчетности.

Создание оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчетности является для организации обязательной процедурой. Необходимость создания оценочных резервов является следствием принципа консерватизма (осторожности, осмотрительности), согласно которому необходимо обеспечивать в бухгалтерском учете большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»).

Оценочные резервы уточняют оценку в бухгалтерской отчетности отдельных объектов имущества организации за счет уменьшения доходов (их уточнения) в случае, если учетная стоимость активов оказывается выше их реальной стоимости, сложившейся на дату составления бухгалтерской отчетности.

Счета оценочных резервов являются контрактивными регулирующими счетами, уточняющими оценку материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров (счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»), финансовых вложений, по которым нельзя определить их текущую рыночную стоимость (счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»), сомнительных долгов за проданную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы (счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»).

Данное имущество отражается в активе бухгалтерского баланса в оценке-нетто – за вычетом соответствующего оценочного резерва. Оценочные резервы создаются на основе результатов проведенной инвентаризации на дату составления годовой бухгалтерской отчетности.

Создание оценочных резервов отражается заключительными записями декабря:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» (59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам»).

На дату составления бухгалтерской отчетности доход, направляемый на уточнение оценки отдельных объектов имущества, резервируется на покрытие возможных в будущем году потерь, связанных с обесценением соответствующих активов, числящихся на балансе организации.

Уточнение оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость.

В соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» финансовые вложения, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Разницу между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и их оценкой на предыдущую отчетную дату следует относить на операционные доходы или расходы (дебет или кредит счета 91 «Прочие доходы или расходы» в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения»).

Пересчет в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (отражение курсовых разниц).

Числящиеся на балансе организации на дату составления бухгалтерской отчетности активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату. К подлежащим пересчету в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности относятся следующие объекты бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте: денежные знаки в кассе организации; средства на счетах в кредитных организациях; денежные и платежные документы; краткосрочные ценные бумаги; средства в расчетах (в том числе по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами; остатки средств целевого финансирования (п. 7 ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»).

Для составления бухгалтерской отчетности стоимость основных средств, нематериальных активов, долгосрочных ценных бумаг, материально-производственных запасов и других активов, а также величина уставного капитала оцениваются в рублях по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой они были приняты к бухгалтерскому учету. Пересчет стоимости указанных активов и уставного капитала в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю после их постановки на учет не производится ни при каких обстоятельствах.

В результате пересчета в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, образуются курсовые разницы. Курсовая разница включается в финансовые результаты организации как внереализационные доходы (положительная курсовая разница) или как внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница).

Исключением является выявление курсовой разницы, связанной с формированием уставного (складочного) капитала, образующейся на счете 75 «Расчеты с учредителями». Она подлежит отнесению на увеличение (положительная курсовая разница) или уменьшение (отрицательная курсовая разница) величины добавочного капитала организации.

Отражение в годовой бухгалтерской отчетности условных обязательств.

В соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» условным фактом является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.

Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные активы и условные обязательства. Условные активы раскрываются в пояснительной записке.

Под условными обязательствами понимаются такие последствия условных фактов хозяйственной деятельности, которые в будущем с очень высокой (95-100 %) или высокой (50-95 %) степенью вероятности могут привести к уменьшению экономических выгод организации. К условным обязательствам относятся:

  • существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность (обязательства I типа);
  • возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо ненаступлением будущих событий, не контролируемых организацией (обязательства II типа).

Условные обязательства оцениваются в денежном выражении. Организация должна оценивать последствия каждого условного обязательства в отдельности, за исключением случаев, когда по состоянию на отчетную дату существует несколько условных обязательств, аналогичных по характеру и неопределенности, которые оцениваются в совокупности. Вероятность возникновения обязательства в отношении каждого условного факта в отдельности может быть малой, однако вероятность уменьшения экономических выгод организации в результате исполнения обязательств в отношении всей совокупности условных фактов может быть очень высокой или высокой.

В бухгалтерской отчетности должны быть отражены условные обязательства I типа. По ним на счетах бухгалтерского учета создаются резервы. Информация об условных обязательствах II типа подлежит раскрытию в пояснительной записке.

Перед отражением в бухгалтерской отчетности возникших вновь условных обязательств необходимо уточнить созданные ранее (в предыдущих годах) резервы по условным обязательствам.

В соответствии с п. 10 ПБУ 8/01 правильность расчета и обоснованность резерва по условным обязательствам подлежат инвентаризации в конце отчетного года. По результатам инвентаризации сумма резерва может быть:

  • увеличена за счет тех расходов, за счет которых создавался резерв при получении дополнительной существенной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва;
  • уменьшена с отнесением суммы корректировки на прочие внереализационные доходы организации при получении дополнительной существенной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва;
  • оставлена без изменения;
  • списана полностью на внереализационные доходы организации.

Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты, подтверждающих существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность.

Порядок отражения в бухгалтерской отчетности организаций событий после отчетной даты (далее – СПОД) установлен ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Согласно ПБУ 7/98 событие после отчетной даты является фактом хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

К событиям после отчетной даты относятся:

  • события, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность;
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %. Организация для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации может самостоятельно установить в учетной политике другой критерий:

  • общий итог баланса;
  • значение соответствующей статьи годового баланса или показателя отчета о прибылях и убытках.

Пример. 25 ноября 2003 г. организация А продала организации Б партию товаров на сумму 360000 руб. (в том числе НДС 20 %). Момент перехода права собственности в договоре установлен по отгрузке. Цена приобретения реализованных товаров для организации А составляет 100000 руб. (без учета НДС). 20 февраля 2004 г. организация Б была признана банкротом. До подписания годовой бухгалтерской отчетности (30.03.04) было установлено, что организация Б не погасит свой долг перед организацией А. Неисполнение обязательства в сумме 360000 руб. является существенным для организации А.

Для организации А банкротство дебитора является событием после отчетной даты, подтверждающим существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность (СПОД 1), которое должно быть отражено в бухгалтерском учете заключительными оборотами отчетного периода.

В учете организации А составляются следующие записи:

25.11.03

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 90-1 «Выручка»

360000 руб.
начислена выручка от реализации товаров;

Д-т сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость»,
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

60000 руб.
начислен НДС со стоимости товаров;

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,
К-т сч. 41 «Товары»

100000 руб.
списаны проданные товары;

30.11.03

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»,
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

200000 руб.
выявлен финансовый результат за ноябрь 2003 г.;

31.12.03

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч. 90-1 «Выручка»

360000 руб.
отражено банкротство организации Б в качестве СПОД (сторно);

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

360000 руб.
выявлен финансовый результат за декабрь;

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»,
К-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»

100000 руб.
отражено закрытие субсчета 90-2 на субсчет 90-9;

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»,
К-т сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

60000 руб.
отражается закрытие субсчета 90-3 на субсчет 90-9;

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

160000 руб.
списан убыток за 2003 г.

Сальдирование отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств при составлении бухгалтерской отчетности (если это установлено учетной политикой).

В соответствии с п. 19 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» организации при составлении бухгалтерской отчетности предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.

Сальдирование отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств возможно при одновременном выполнении следующих условий:

  • наличие отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
  • отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

Отражение доходов и расходов, относящихся к отчетному периоду, но по которым отсутствуют первичные документы.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» наличие первичного документа не является обязательным критерием для признания доходов и расходов в бухгалтерском учете. В данном случае основанием для признания доходов и расходов в бухгалтерском учете будет выступать внутренний документ – справка бухгалтера.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
  • право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые были или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые будут впоследствии возмещены организации.

Прочие поступления в виде штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещений причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Данная уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи», на субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».

Доходы и расходы по обычным видам деятельности отражаются на счете 90 «Продажи». В соответствии с Планом счетов записи по субсчетам 1 «Выручка», 2 «Себестоимость продаж», 3 «НДС», 4 «Акцизы», 5 «Экспортные пошлины», 6 «Налог с продаж», 7 «Расходы на продажу» и 8 «Управленческие расходы» производятся накопительно в течение всего отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8 и кредитового оборота по субсчету «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Если при сопоставлении кредитовый оборот по субсчету «Выручка» больше совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8, то финансовым результатом от продаж продукции (работ, услуг) является прибыль, которая отражается следующей записью:

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»,
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

Если при сопоставлении кредитовый оборот по субсчету «Выручка» меньше совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8, то финансовым результатом от продаж продукции (работ, услуг) является убыток, который отражается следующей записью:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет «Прибыль/убыток от продаж».

Закрытие субсчетов, открытых к счету 91 «Прочие доходы и расходы», на субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Доходы и расходы по прочим операциям (кроме чрезвычайных) отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Записи по субсчетам «Прочие доходы» и «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Если кредитовый оборот по субсчету «Прочие доходы» больше дебетового оборота по субсчету «Прочие расходы», то по прочим операциям получена прибыль, которая отражается записью:

Д-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»,
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

Если кредитовый оборот по субсчету «Прочие доходы» меньше дебетового оборота по субсчету «Прочие расходы», то по прочим операциям получен убыток, который отражается записью:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

В целом синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета «Сальдо прочих доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».

Списание чистой прибыли (убытка) отчетного года на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Информация о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году обобщается на счете 99 «Прибыли и убытки». Путем сопоставления дебетового и кредитового оборота по счету 99 «Прибыли и убытки» определяется конечный финансовый результат отчетного года. Если кредитовый оборот по счету 99 «Прибыли и убытки» больше дебетового оборота по этому счету, то конечным финансовым результатом деятельности организации в отчетном году является чистая прибыль. Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если кредитовый оборот по счету 99 «Прибыли и убытки» меньше дебетового оборота по этому счету, то конечным финансовым результатом деятельности организации в отчетном году является чистый убыток. Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с кредита счета 99 «Прибыли и убытки».

Организации обязаны формировать бухгалтерскую отчетность на основе согласованных данных синтетического и аналитического учета.

Процедура установления тождества при сверке сумм оборотов и остатков по синтетическому счету соответственно с итоговой суммой оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, может быть представлена следующей формулой:

Si = Ai1 + Ai2 + … + Ain,

где Si – сумма оборота (остатка) i-го синтетического счета; Ain – сумма оборота (остатка) n-го аналитического счета, открытого к i-му синтетическому счету.

Если при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему (т. е. Si Ai1 + + Ai2 + … + Ain), то это означает, что есть ошибки, которые должны быть исправлены.

При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерной системы учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться бухгалтерской программой автоматически.


Автор: