Распределение финансов в холдингах

Практика

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 23 января 2007

В процессе управления холдингом важным является построение эффективной стратегии формирования и распределения финансовых ресурсов внутри объединения, так как дочерние предприятия конкурируют между собой за получение финансовых средств из общего фонда корпорации.

В настоящее время активизируются процессы объединения предприятий как в Украине, так и во всем мире. По оценкам специалистов в мире насчитывается около 40 тысяч межотраслевых объединений, имеющих признаки финансово-промышленных групп и холдингов, которые располагают около 180 тысячами филиалов в 150 странах. Они контролируют от одной трети до половины промышленного производства, свыше половины торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу-хау.

В Украине среди этих групп наиболее распространенными являются холдинговые компании, в особенности на энергетическом, строительном, торговом рынках национальной экономики. По украинскому законодательству, холдинговая компания – это открытое акционерное общество, которое владеет, пользуется и распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (частей, паев) двух или больше корпоративных предприятий.

Управление финансами корпорации осуществляется на базе аналитических выводов и рекомендаций. Анализ финансовых ресурсов проводится в двух направлениях: анализ источников формирования и анализ их использования. В свою очередь каждый из этих направлений предусматривает проведение общего и параметрического анализа. Общий анализ предусматривает оценку динамики и структуры основных составных капитала, а параметрический – находит свое отображение в финансовых коэффициентах. Важно учитывать, что управление формированием и распределением финансовых ресурсов в корпоративной структуре должно происходить на 3 уровнях:

  1. Уровень предприятий, входящих в состав холдинга.
  2. Материнская компания.
  3. Уровень холдинга.

В данной статье рассматриваются модели и методы распределения финансовых ресурсов на третьем уровне, на уровне холдинга.

Формирование общего фонда холдинга происходит за счет таких источников:

  • центральных средств корпорации, которые складываются из отчислений предприятий-участников холдинга;
  • средств кредитно-финансовых учреждений, привлекаемых холдингом;
  • средств инвесторов, выделенных в рамках инвестиционных проектов.

Контроль поступлений финансовых ресурсов в общий фонд корпорации и дальнейшее их распределение между отдельными предприятиями холдинга осуществляется материнской компанией.

Исторические данные свидетельствуют о том, что до второй половины XX века существовало представление, что основой оптимального решения в бизнесе является профессиональный опыт и интуиция менеджеров. Однако практически интуитивный выбор решения в большинстве случаев не обеспечивает получение наилучшего результата. К сожалению, деятельность многих украинских холдинговых компаний и финансовые результаты их работы свидетельствуют об отсутствии четкой финансовой стратегии, благодаря чему отрицательные последствия недостаточно обоснованных решений постоянно растут.

С помощью современных информационных технологий в настоящее время есть возможность оперативно собирать информацию о происходящих процессах, а также обрабатывать ее и моделировать допустимые управляющие решения о влиянии на подчиненные объекты, включая, выработку оптимальных решений. Творчество менеджера заключается в выборе критерия оптимальности и ограничений, учитывающих ресурсные возможности конкретной компании.

В мировой практике существуют различные модели оптимизации распределения финансовых ресурсов внутри корпоративных структур. Среди наиболее распространенных моделей, можно выделить три основные группы.

Динамическое моделирование деятельности холдинговых структур

Особенностью динамических моделей является возможность реализации в моделях непрерывных процессов. С помощью динамического моделирования создаются «глобальные» модели корпоративных структур, в рамках которых последовательно и во взаимосвязи решается ряд таких задач:

  • определение специализации холдинга и дочерних предприятий;
  • установление основных параметров структуры и очередности создания основных объектов корпорации;
  • определение схемы пространственной организации корпоративной структуры.

 «Глобальная» модель формирования холдинговых структур должна включать: модель размещения производства, модель производственных циклов, модель формирования сети магистрального транспорта, модель прогнозирования отдельных параметров корпорации, модели развития отдельных элементов инфраструктуры, внутрисистемных единиц и воспроизводства некоторых видов ресурсов (модель воспроизводства и миграции трудовых ресурсов, модель формирования строительной базы, модель формирования сферы обслуживания и др.).

Взаимосвязи указанных моделей основываются на единстве цели их использования, определенной последовательности ввода в процесс исследования и взаимном обменом информацией. Преимуществом такой системы по сравнению с применением отдельных разрозненных моделей являются такие возможности:

  • контроль соблюдения критерия оптимальности в процессе всего исследования;
  • формирование значительной части исходной информации в результате решения оптимизационных задач;
  • осуществления более детальных исследований при тех же параметрах программ компьютерной техники.

Основным критерием оптимальности в системах динамического моделирования корпоративных структур преимущественно является максимизация чистого дохода или минимизация общих затрат на функционирование и развитие. Однако принятие указанных критериев в качестве основного не исключает возможности использования и других критериев при решении вопросов, связанных с формированием и функционированием сложных холдинговых структур.

Основные вопросы, которые определяются с помощью системы моделей, связаны с функционированием и развитием отдельных частей интегрированной структуры:

  • масштабы и направления использования всех видов финансовых ресурсов и распределение их между предприятиями холдинга;
  • специализация и производственная структура корпорации в целом и отдельных его частей – сочетание и пропорции развития отраслей специализации, внешние и внутренние связи;
  • размещение, масштабы основных производственных элементов.

При разработке указанной модели важно определить существующие возможности и вероятные варианты развития компании, взаиморасположение предприятий и подразделений. В случае физической интеграции предприятий существующее взаиморасположение и транспортные связи играют определяющую роль. Для учета этих особенностей обычно используют динамически управляемые модели регионально-отраслевого типа. В ее основе лежит система линейных уравнений и неравенств, описывающих взаимосвязь выпусков производственных элементов, внутреннего и внешнего потребления, перевозок, мощностей элементов и ограничения на них.

Основной целью динамических моделей является определение значений управляемых факторов для достижения по финансовым показателям определенного или максимального уровня. При этом производственная эффективность должна быть не ниже определенной и при некоторых фиксированных значениях внешних факторов.

При разработке стратегии важно учитывать и ряд негативных моментов, которые присущи динамическому моделированию:

  1. Несмотря на то, что все динамические модели разрабатываются на длительный период времени и являются прекрасным инструментом для среднесрочного и долгосрочного планирования компании, все же для оперативного управления они неэффективны, так как не предусматривают возможности для оперативного принятия решений.
  2. Существенной сложностью является построение и поддержка динамической модели в эффективном состоянии, поскольку для построения динамических моделей требуется учет и исследование значительного числа внешних и внутренних факторов деятельности компании, что обусловливает необходимость формирования существенного объема исходных данных.
  3. На практике зачастую алгоритмы, закладываемые в динамические модели, из-за сложности моделируемых систем упрощаются и идеализируются. Это приводит к искажению объективных законов.

Модели согласования инвестиционных интересов предприятиями холдинговой структуры

Главная цель, которая ставится при разработке таких моделей, – это выбор наиболее приоритетных инвестиционных программ холдинга. Фактически это значит разработку плана технического развития, а также распределения финансовых ресурсов холдинговой структуры между отдельными предприятиями на их осуществление.

Согласно указанным моделям механизм согласования интересов между главной и дочерними компаниями основан на таких положениях:

  1. Обязательно заранее определяются и оговариваются принципы выделения финансовых ресурсов дочерними предприятиями в централизованный фонд холдинга для нововведений, их объемы на плановый период. Под нововведениями подразумевается реконструкция предприятий, модернизация оборудования, обновление компьютерных программ и другие.
  2. Централизованные фонды денежных средств холдинга формируются:
    • за счет дочерних предприятий;
    • за счет самой холдинговой компании;
    • с привлечением других источников финансирования.
  3. Распределение прибыли между участниками вложений финансовых ресурсов осуществляется в зависимости от двух факторов:
    • прибыли, получаемой от реализации нововведений;
    • объема выделяемых денежных средств каждого предприятия.

Приоритетность в получении прибыли от доли вложений отсутствует.

Возможны различные источники формирования централизованного фонда денежных средств холдинга.

Одним из вариантов формирования централизованного фонда финансовых ресурсов холдинга является вложение денежных средств предприятий объединения. В таком случае для согласования интересов строится такой механизм: каждое предприятие на плановый период времени разрабатывает перечень нововведений, указывая годовые затраты, годовую прибыль и годовую прибыль на 1 грн. затрат. На основе этой информации каждое предприятие рассчитывает свой оптимальный план нововведений, который направляет в главную компанию. Для определения оптимального плана нововведений предприятие решает задачу вида:

Формула 1

где Пj – плановая годовая прибыль предприятия от реализаций j-го нововведения; сj  – плановые годовые затраты денежных средств предприятия на j-e нововведение; С – объем денежных средств, который может быть выделен предприятием на реализацию нововведений в плановом году; уj – искомый параметр, показывающий, планируется ли включение j-го нововведения в план нововведений предприятия: если уj = 1, то планируется;

если уj = 0 – не планируется.

Центральная компания, получив информацию от всех предприятий в виде таблиц, с учетом выделяемых ими денежных средств в центральный фонд формирует оптимальный план нововведений, эффективный с точки зрения всей корпорации. Для этого решается следующая задача:

Формула 2

где Пij – плановая годовая прибыль на i-м предприятии от внедрения j-го нововведения; cij  – плановые годовые затраты на i-м предприятии в j-е нововведение; К  – плановый общий объем денежных средств корпорации; хij  – искомый параметр, показывающий, планируется ли к внедрению на 1-м предприятии j-e нововведение.

Важно учитывать также и эффект синергии: оптимальный план нововведений холдинга будет отличаться от оптимальных планов дочерних предприятий, поскольку общая прибыль холдинга больше общей прибыли, полученной как сумма прибыли отдельных предприятий. Расчет эффекта синергии проводится следующим образом:

  • рассчитываются финансовые ресурсы, которые выделяются на план нововведений из средств самих дочерних предприятий;
  • определяется прирост прибыли, полученный за счет сосредоточения денежных средств в центральной компании и их оптимального перераспределения между предприятиями холдинга.

При разработке моделей важно учитывать тип интеграции холдинга.. Общеизвестно, что холдинговые компании могут иметь горизонтальную интеграцию (объединяются компании одного профиля, в результате чего усиливается монопольное положение холдинга), вертикальную интеграцию (объединяются компании, которые работают в единой технологической цепи, в результате чего снижается уровень затрат холдинга), конгломератную интеграцию (объединение компаний в несвязанных типах бизнеса).

Особенностью моделирования в вертикальной структуре есть согласование интересов между предприятиями, связанными друг с другом технологической цепочкой. При этом следует учитывать такие характерные черты вертикальных интеграций: во-первых, успешная производственная и финансовая деятельность каждого предприятия и всей группы зависит от успешной деятельности другого предприятия, во-вторых, у предприятий этой группы существует различный уровень технического развития и производственных возможностей.

Зачастую развитие технического уровня предприятий, которые обеспечивают заготовками и обработкой сборочные предприятия, осуществляется за счет их собственных финансовых ресурсов, а также средств главной компании. При этом возникает проблема: как определить вклад каждого предприятия в результат деятельности всего холдинга, чтобы соответственно перераспределить полученную прибыль между предприятиями и главной компанией.

Это задание можно решить с помощью специальной модели для вертикально-интегрированных структур, которая описывает производственную и финансовую деятельность предприятий холдинга в условиях централизации их финансовых ресурсов. Эта модель имеет следующий вид:

Формула 3

где cij – плановые годовые затраты финансовых средств i-го предприятия на j-е нововведение, способствующее увеличению мощности предприятия; С – плановые годовые объемы финансовых средств, выделяемые предприятиями в план нововведений; М – плановый годовой объем финансовых средств, выделяемый центральной компанией в планы нововведений предприятий; Пij – плановый годовой объем прибыли, получаемый i-м предприятием за счет увеличения объема выпуска продукции и снижения себестоимости ее изготовления; рij – плановый прирост годовой производственной мощности i-го предприятия за счет введения j-го нововведения, выраженное в выпуске конечной продукции; Pi – производственная мощность i-го предприятия, выраженная в выпуске конечной продукции данного наименования; r  – допустимая средняя норма прибыли на 1 грн. затрат.

Приведенная модель помогает обеспечить последовательное выравнивание производственных мощностей холдинга: ограничения позволяют сделать вывод, что если дефицитны денежные средства, а плановый набор нововведений обеспечивает достаточную экономическую эффективность, то холдинговой компании следует обеспечить в необходимом количестве этими ресурсами планируемые нововведения.

Преимуществом данной группы моделей является возможность определять наиболее привлекательные инвестиционные программы холдинга, чтобы эффективно распределять финансовые ресурсы на их осуществление между отдельными предприятиями корпорации, учитывая формы их интеграции.

Недостатком же является то, что такие модели не позволяют осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов на текущие нужды предприятий холдинга и обосновывать решения по краткосрочному финансовому планированию. Поэтому следует учитывать, что такие модели можно использовать при формированием среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов.

Для решения проблемы распределения финансовых ресурсов в краткосрочном периоде используются следующие группы моделей.

 

Модели, основанные на максимизации рентабельности активов

Эти модели основываются на таких положениях:

  • сочетание оптимального распределения ресурсов между предприятиями холдинга;
  • существование системы материального стимулирования персонала;
  • создание механизма формирования необходимых для функционирования фондов путем эффективного внутреннего взаимного кредитования дочерних предприятий на условиях срочности, возвратности и платности на основе внутреннего клиринга.

Построение моделей, основанных на максимизации рентабельности активов, происходит путем выделения центров ответственности в составе холдинга:

  1. Центры Прибыли, которые зарабатывают на рынках выручку;
  2. Центры Затрат, которые необходимы для деятельности холдинга, но несут только издержки;
  3. Центральный Фонд – условно выделяемое штабное подразделение или расчетно-клиринговый центр, от имени которого ресурсы привлекаются и размещаются на принципах срочности, возвратности и платности у Центров Прибыли, а также передаются по целевым назначениям Центрам Затрат.

Взаимное («трансфертные») кредитование Центров прибыли и Центрального Фонда происходит путем внутри холдингового клиринга с платой за ресурсы. Особенности оплаты устанавливаются и периодически пересматриваются централизованным образом Центральным Фондом.

Целью системы «трансфертного» кредитования является организация экономического стимулирования всех предприятий холдинга по решению следующих задач:

  1. Максимизация совокупной прибыли холдинга;
  2. Обеспечение Центров Затрат ресурсами в необходимом объеме.

Таким образом, Центральный Фонд привлекает излишек финансовых ресурсов от Центров Прибыли и распределяет эти ресурсы между Центрами Прибыли, которые в них нуждаются, и Центрами Затрат. Экономический эффект «трансфертного» кредитования заключается в экономии, равной величине направляемых в Центры Прибыли и Центры Затрат ресурсов и их стоимости у доступного внешнего заимодавца (или рыночной стоимости кредита).

Модели, основанные на максимизации рентабельности активов, предусматривают распределение финансовых ресурсов Центров Прибыли с помощью системы «трансфертного» кредитования таким образом, что достигается оптимальный в целом по холдингу результат. Реализация таких моделей базируется на привлечении финансовых ресурсов от Центрального Фонда, размещении их в Центральном Фонде, эксплуатации их на рынке. Это ведет к тому, что максимизируются доходы Центров Прибыли от работы на рынках при условии обеспечения необходимого объема ресурсов, потребляемых центрами затрат, и отсутствия взаимной задолженности у Центрального Фонда и Центров Прибыли.

Главным показателем таких моделей является рентабельность активов Центров Прибыли, определяющая доходность от эксплуатации финансовых ресурсов. Целевая функция модели для каждого Центра Прибыли выглядит (в общем виде) следующим образом:

Формула 4

где n – число Центров Прибыли в холдинге; хi – объем ресурсов, покупаемых i-Центром Прибыли у Центрального Фонда в начале периода; yi – объем ресурсов, продаваемых i-Центром Прибыли Центральному Фонду в начале периода; ri  – рентабельность активов i-Центра Прибыли; kj – остаток ресурсов у i-Центра Прибыли к началу пе

Автор: