Реорганизация: формируем отчетность

Российский бухучет

Автор:
Источник: Актуальная бухгалтерия
Опубликовано: 14 Ноября 2008

Минфин России внес изменения в Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. В новой редакции документ начал действовать с 14 сентября этого года . Большинство поправок носят технический характер, но есть и существенные дополнения. Рассмотрим, как теперь следует отражать информацию об имуществе и обязательствах при реорганизации.

Реорганизация может проходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Процесс реорганизации должен быть документально подтвержден. Для этого следует оформить учредительные документы вновь возникшей фирмы, решение о реорганизации (договор о слиянии или присоединении). Кроме того, необходимо составить передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (при разделении или выделении). Составление данных документов рекомендуется приурочить к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной отчетности (квартала, месяца). Промежуточная отчетность будет являться основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств организации.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 58

  1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
  2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
  3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
  4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
  5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Оценка имущества и обязательств

Порядок оценки имущества остался прежним. Напомним основные принципы ее проведения. Способы оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества учредители определяют сами. Например, основные средства и нематериальные активы можно оценивать по остаточной или текущей рыночной стоимости, материалы и товары – по рыночной стоимости или фактической себестоимости. При этом стоимость имущества, отраженная в передаточном акте (разделительном балансе), должна совпадать с данными инвентарных описей. Выбранный способ оценки необходимо указать в решении (договоре).

В правилах оценки обязательств произошли некоторые изменения. Как и ранее, стоимость подлежащих выкупу акций должна быть не ниже их текущей стоимости. При аннулировании акций могли возникать разницы между номинальной стоимостью и ценой выкупа. Их следовало включать в состав операционных доходов (расходов) фирмы. Теперь в методических указаниях нет упоминания об этих разницах. Вместо этого в документе появился абзац, согласно которому оценка выкупленных по требованию акционеров акций реорганизуемое акционерное общество должно отражать в размере фактических затрат в заключительной отчетности по статье бухгалтерского баланса «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Кстати, аналогичный порядок действий Минфин России рекомендовал и раньше в своих письменных разъяснениях.

Кредиторская задолженность, как и прежде, должна определяться по данным бухгалтерского учета. При этом она может быть увеличена на сумму убытков, полученных кредиторами в связи с реорганизацией компании.

Формирование бухгалтерской отчетности

Реорганизуемые компании составляют заключительную бухгалтерскую отчетность. В нее входят те же формы, что и в годовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним). Заключительную отчетность составляют за период с начала отчетного периода по день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ записи:

  • вновь возникших организациях – при реорганизации в форме слияния, разделения, преобразования;
  • прекращении деятельности последней из присоединенных компаний – при присоединении.

Организации, возникшие в результате реорганизации, формируют на начало отчетного периода (дату госрегистрации) вступительную бухгалтерскую отчетность. Данные для нее берут из передаточного акта (разделительного баланса), а также из заключительной отчетности реорганизованных фирм.

Согласно внесенным поправкам при реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме слияния или присоединения, вступительная отчетность создаваемой организации может одновременно являться и заключительной. При этом должно соблюдаться условие о неизменности оценки имущества, передаваемого по разделительному балансу, который одновременно является передаточным актом.

Кроме того, методуказания дополнены нормами, которые устанавливают порядок формирования вступительной отчетности правопреемником при слиянии и присоединении. Ее составляют на основе данных разделительного баланса, являющегося одновременно передаточным актом. В этом случае при слиянии построчно объединяют (суммируют или вычитают при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовые показатели заключительной отчетности организаций, реорганизуемых в форме разделения или выделения.
При присоединении построчно объединяют показатели заключительной отчетности организации, созданной при реорганизации в форме разделения или выделения, и показатели отчетности правопреемника (к нему присоединяется созданная компания). Отчетность правопреемника составляют на дату госрегистрации прекращения деятельности фирмы, реорганизованной в форме разделения или выделения одновременно с присоединением.

Автор: