Каково назначение резерва на возможные потери по операциям с резидентами оффшорных зон? Отвечая на этот вопрос, рассмотрим особенности формирования и использования этого вида резервов, их роль в деятельности банка и при налогообложении и на что следует обратить внимание при осуществлении операций с резидентами оффшорных зон. Резервы на возможные потери по операциям с оффшорами формально являются обычными резервами на возможные потери, при этом есть некоторые особенности в их отражении в бухгалтерском учете, поэтому рассмотрим порядок их расчета на конкретных примерах.
Каково назначение резерва на возможные потери по операциям с резидентами оффшорных зон? Отвечая на этот вопрос, рассмотрим особенности формирования и использования этого вида резервов, их роль в деятельности банка и при налогообложении и на что следует обратить внимание при осуществлении операций с резидентами оффшорных зон. Резервы на возможные потери по операциям с оффшорами формально являются обычными резервами на возможные потери, при этом есть некоторые особенности в их отражении в бухгалтерском учете, поэтому рассмотрим порядок их расчета на конкретных примерах. Резервы на возможные потери по операциям с оффшорами
Нормативная база
Резервы на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон по сути своей кардинально отличаются от резервов по ссудам, прочим активам, условным обязательствам кредитного характера, срочным сделкам и прочим потерям. Порядок формирования резервов по операциям с оффшорами определен Указанием Банка России от 22.06.2005 № 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон» (далее — Указание № 1584-У).
В соответствии с этим нормативным документом кредитные организации обязаны формировать резервы:
- под ссуды, предоставленные резидентам оффшорных зон, а также ссудную и приравненную к ней задолженность, определенную в соответствии с требованиями Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее — Положение № 254-П), которая числится за резидентами оффшорных зон (далее — ссуды);
- финансовые инструменты, являющиеся элементами расчетной базы в соответствии с Положением Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее — Положение № 283-П), контрагентами по которым выступают резиденты оффшорных зон (далее — финансовые инструменты).
На самом деле в тексте Указания № 1584-У содержится ссылка не на Положение № 283-П, а на действовавшее до 1 июня 2006 г . Положение Банка России от 09.07.2003 № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери». Более того, дальше по тексту Указания встречается ссылка на Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П, утратившее силу с 1 января 2008 г . К сожалению, до настоящего времени регулятор не внес надлежащих изменений в свой нормативный акт.
Под оффшорной зоной понимается иностранное государство, предоставляющее льготный налоговый режим и (или) не предусматривающее раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций.
Список оффшорных зон установлен Приложением 1 к Указанию Банка России от 17.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» (далее — Указание № 1317-У).
К резидентам оффшорных зон, в отношении которых формируются резервы, относятся:
- физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории оффшорной зоны, в том числе временно находящиеся за пределами оффшорной зоны;
- юридические лица, учрежденные на территории оффшорных зон;
- обособленные подразделения юридических лиц, расположенные на территории оффшорных зон, не имеющие статуса юридического лица;
- находящиеся за пределами оффшорных зон филиалы и представительства резидентов оффшорных зон.
Требования о резервировании в соответствии с Указанием № 1584-У не распространяются:
- на операции, осуществляемые через корреспондентские или иные счета, открытые в международных расчетно-клиринговых центрах, которые находятся на территории Европейского союза и в своей деятельности используют стандарты, установленные нормативными документами Комиссии Европейского союза;
- вложения в уставные капиталы дочерних и зависимых юридических лиц — резидентов оффшорных зон, уменьшающие величину собственных средств (капитала) кредитной организации в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» (далее — Положение № 215-П);
- ссуды и финансовые инструменты, контрагентами по которым выступают:
- банки — резиденты оффшорных зон в случае, если последние являются дочерними по отношению к кредитным организациям и перевод средств в уставные капиталы банков — резидентов оффшорных зон был осуществлен на основании разрешения Банка России;
- основные общества — резиденты Российской Федерации с дочерними организациями — резидентами оффшорных зон, не являющимися банками, при условии, что перевод средств в уставные капиталы дочерних организаций — резидентов оффшорных зон был осуществлен на основании разрешения Банка России;
- банки в лице зарегистрированных на территории оффшорных зон структурных подразделений (филиалов) банков — резидентов государств, членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и (или) Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), в случае, если в соответствии с заключением органа банковского надзора страны местонахождения головного офиса банка из числа указанных уровень используемых в банковской группе процедур по предотвращению отмывания средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также процедур, препятствующих проведению сомнительных операций, является достаточным (документальное подтверждение такого заключения органа банковского надзора представляется кредитной организацией в Банк России).
Указанный резерв формируется так же, как и другие виды резервов на возможные потери, в валюте Российской Федерации. Он формируется с момента отражения резервируемых ссуд и (или) финансовых инструментов на балансовых и внебалансовых счетах бухгалтерского учета и регулируется на момент изменения расчетных величин, а также остатков на соответствующих счетах, кроме случаев, когда в связи с переоценкой валютных статей баланса изменились остатки на соответствующих счетах в иностранной валюте.
При изменении остатков на соответствующих счетах в иностранной валюте, связанном с переоценкой валютных статей баланса, регулирование резерва производится не реже одного раза в месяц на отчетную дату.
Списание с баланса кредитной организации нереальной для взыскания задолженности (точнее, безнадежной задолженности — именно так она именуется в действующей редакции Положения № 254-П) за счет резерва, сформированного в соответствии с Указанием № 1584-У, не допускается.
Порядок определения расчетной базы резерва
Расчетная база резерва по-разному определяется для ссуд и финансовых инструментов, подлежащих резервированию в соответствии с Указанием № 1584-У.
По финансовым инструментам (за исключением элементов расчетной базы, резерв по которым формируется в соответствии с требованиями п. 2.2 Положения № 283-П) резерв формируется под остатки на отдельных лицевых счетах, открытых на балансовых и внебалансовых счетах, включенных в состав расчетной базы резерва, на которых учитываются финансовые инструменты, с учетом следующего.
В качестве объекта резервирования по гарантии (банковской гарантии) рассматривается как гарантия (банковская гарантия), по которой резидент оффшорной зоны выступает принципалом (должником), так и гарантия (банковская гарантия), по которой он выступает бенефициаром (кредитором).
В качестве объекта резервирования по поручительству рассматривается как поручительство, по которому резидент оффшорной зоны выступает должником, так и поручительство, по которому он выступает кредитором.
В случае если кредитная организация является гарантом (поручителем) по операции, в которой и принципалом (должником), и бенефициаром (кредитором) являются резиденты оффшорных зон, резерв формируется в отношении того резидента оффшорной зоны (принципала (должника) либо бенефициара (кредитора)), риск по которому оценивается как наиболее высокий.
Под остатки на отдельных лицевых счетах, открытых на балансовых счетах, где учитываются приобретенные ценные бумаги, эмитированные резидентами оффшорных зон независимо от того, находятся они в инвестиционном или торговом портфеле и относятся или не относятся к котируемым ценным бумагам, резерв формируется в отношении максимального в течение последних 30 календарных дней остатка на указанных счетах. Таким образом, для данной группы активов правило «резерв формируется от остатка» не работает.
В отношении ссуд, резерв на возможные потери по которым формируется в соответствии с Положением № 254-П, а также финансовых инструментов, резерв на возможные потери по которым формируется в соответствии с требованиями п. 2.2 Положения № 283-П (к последним относятся требования к кредитным организациям и контрагентам, учитываемые на балансовых счетах; раздел 3 Плана счетов), резерв рассчитывается с учетом следующего.
По отдельным лицевым счетам, открытым на балансовых счетах, на которых учитываются ссуды и (или) финансовые инструменты, резерв формируется в отношении наибольшей из двух величин. Это:
— остаток на лицевом счете на дату формирования резерва;
— среднедневной расчетный дебетовый оборот по счету (Соб), рассчитываемый по формуле:
где Oб — сумма дебетовых оборотов по счету за последние 30 календарных дней в рублях по курсу на дату отражения ссуд и (или) финансовых инструментов по счетам бухгалтерского учета, включая дебетовые обороты по этому счету, обусловленные переоценкой соответствующих активов из-за изменения курса рубля, устанавливаемого Банком России по отношению к иностранным валютам.
В данном случае порядок формирования резерва отходит еще дальше от общего принципа: использование среднедневного оборота в качестве расчетной базы резерва делает возможной ситуацию, когда актива на отчетную дату уже нет в балансе (т.е. нет потенциальных потерь), а резерв при этом все равно формируется.
Размер резерва
В зависимости от группы оффшорных зон, определенных Указанием № 1317-У, резерв формируется в процентном отношении от величины расчетной базы резерва (см. таблицу).
Таблица 1. Размер резерва на возможные потери по операциям с оффшорами
Группа оффшорных зон |
Размер резерва, % |
---|---|
1-я группа | 0 |
2-я группа | 25 |
3-я группа | 50 |
Так как резервы на возможные потери под операции с резидентами оффшорных зон формируются независимо от резервов, создаваемых в соответствии с Положениями № 254-П и № 283-П, вполне реальна ситуация, когда общая величина резервов по активу составит более 100% стоимости самого актива.
Пример 1
У банка имеется кредит, выданный организации — резиденту Маршалловых Островов (3-я группа оффшорных зон), отнесенный к IV категории качества в соответствии с Положением № 254-П. Если остаток на лицевом счете по учету кредита на дату формирования резерва окажется больше, чем среднедневной расчетный дебетовый оборот по счету, то резерв в соответствии с Указанием № 1584-У составит 50% этого остатка. Резерв на возможные потери по ссудам, сформированный в соответствии с Положением № 254-П и методикой банка, составит 70% балансовой стоимости кредита. Таким образом, общая сумма резервов достигнет 120% балансовой стоимости кредита! Если же окажется, что среднедневной расчетный дебетовый оборот превышает остаток по счету на дату формирования резерва, то результат может получиться и еще более внушительным.
Бухгалтерский учет
Так как резервы на возможные потери под операции с резидентами оффшорных зон формально являются обычными резервами на возможные потери, то и учитываются они на тех же счетах, что и обычные резервы, и формируются (регулируются) такими же проводками. Разница лишь в том, что их нельзя использовать на погашение актива, перешедшего в разряд безнадежных.
Таким образом, чтобы не запутаться с двумя видами резервов по одному и тому же активу, целесообразно определить для них различную (но единообразную для всех) нумерацию лицевых счетов: например, выделить 14-й символ для признака вида резерва в номере двадцатизначного счета.
Пример 2
Допустим, что необходимо сформировать резерв на возможные потери под операции с резидентами оффшорных зон по вложениям в акции ведущего сталелитейного завода государства Барбадос, текущая (справедливая) стоимость которых не может быть надежно определена.
В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» такие акции должны учитываться на балансовом счете 50708 «Долевые ценные бумаги прочих нерезидентов, имеющиеся в наличии для продажи».
По ценным бумагам, эмитированным резидентами оффшорных зон, расчетной базой является максимальный в течение последних 30 календарных дней остаток на балансовом счете. Это значит, что даже после продажи акций резерв в балансе банка будет присутствовать еще целый месяц.
Если максимальный остаток в течение последних 30 календарных дней составлял $50 000, а курс доллара на дату формирования резерва — 29,00 руб., то с учетом размера резерва для 2-й группы оффшорных зон (25%) величина резерва составит 362 500 руб. На эту сумму делается проводка:
Дт 70606 «Расходы» символ 25302 «Отчисления в резервы на возможные потери»
Кт 50719 «Резервы на возможные потери».
При этом не нужно забывать, что резерв на возможные потери в соответствии с Положением № 283-П по этим же акциям нужно создавать отдельно (если, конечно, отсутствует возможность надежного определения их текущей (справедливой) стоимости и имеются признаки обесценения).
Если ценные бумаги проданы или списаны с баланса за счет резерва на возможные потери, сформированные в соответствии с Положением № 283-П, то резерв на возможные потери под операции с резидентами оффшорных зон восстанавливается на доходы (но, как уже отмечено выше, это делается не сразу после списания бумаг с баланса, а только через 30 дней):
Дт 50719 «Резервы на возможные потери»
Кт 70601 «Доходы» символ 16305 «От восстановления сумм резервов на возможные потери».
Своего рода бухгалтерский казус может возникнуть, если резерв нужно создать по ценным бумагам портфеля, который раньше назывался «торговым», а теперь — «ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток». Дело в том, что счет 506 «Долевые ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток» не предусматривает счетов второго порядка учета резервов, так как в соответствии с Положением № 283-П резервы по таким ценным бумагам не формируются. Значит, отражать резерв по таким акциям в соответствии с Указанием № 1584-У придется на каком-то другом счете. И тут, кроме «многострадального» счета 47425, ничего другого предложить не получается.
Налогообложение
Расходы по формированию резервов на возможные потери под операции с резидентами оффшорных зон не учитываются в составе расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль. Соответственно доходы от восстановления таких резервов не учитываются в составе доходов для целей налогообложения, потому что Налоговый кодекс РФ таких резервов просто не знает.
Отчетность
В формах отчетности 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации» и 0409155 «Сведения о финансовых инструментах, отражаемых на внебалансовых счетах», где показываются резервы на возможные потери в соответствии с Положением № 254-П и Положением № 283-П, резервы под операции с резидентами оффшорных зон не отражаются. Но их величину следует указать в строке 4.4 формы 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов».
Назначение резерва
Необходимость формирования резерва под операции с резидентами оффшорных зон объясняется, по мнению некоторых авторов1, наличием в действиях банков странового риска и риска неперевода средств.
Согласно Письму Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» страновой риск (включая риск неперевода средств) — это риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).
Действительно, размер резерва в данном случае зависит не от финансового положения контрагента и даже не от качества обслуживания им долга, а только от страны, резидентом которой этот контрагент является. Поэтому есть большой соблазн объявить указанные резервы мерилом странового риска.
С другой стороны, какое отношение льготный налоговый режим государства может иметь к вероятности экономических, политических или социальных изменений, способных повлечь за собой неисполнение контрагентами банка своих обязательств? На наш взгляд, очень отдаленное. Во вторую группу оффшорных зон входят, например, некоторые штаты США (Виргинские острова, Вайоминг, Делавэр), а в третью, с 50%-ным резервом, — европейские княжества Андорра и Лихтенштейн. Трудно найти какие-либо страны, более спокойные, чем эти, с точки зрения вероятности экономических, политических и социальных изменений.
Но, может быть, дело вовсе не в страновом риске? И даже вообще не в риске как таковом? Ведь, как мы убедились, резерв может иметь место и в том случае, когда в балансе уже нет ни активов, ни даже условных обязательств кредитного характера, которые могли бы нести в себе хоть какой-то риск возникновения убытков. Да и списать за счет такого резерва безнадежный долг нельзя.
Тогда в чем же смысл и назначение этих резервов?
Остается предположить, что резервы, создаваемые по операциям с резидентами оффшоров, носят чисто административный характер и цель их создания — ограничение операций банка с сомнительными клиентами, своего рода штраф за работу с ними. Поскольку запретить эти операции Банк России не может, так же как и наложить настоящий штраф, ему приходится оперировать единственным доступным инструментом (кстати, очень удобным, почти универсальным) — резервами, чтобы сделать такие операции экономически невыгодными.
При этом банкам не приходится фактически платить за нежелательные операции (как они платят, например, страховые взносы в систему страхования вкладов) и даже временно перечислять деньги в Банк России, ухудшая показатели ликвидности (как при отчислениях в обязательные резервы), однако сумма созданных резервов уменьшает капитал, а значит — ограничивает возможность совершать активные операции.
В принципе, точно так же поступают и сами банки, вводя повышенные, а порой и заградительные тарифы на нежелательные операции клиентов, прекратить которые законным путем не представляется возможным.
Вот и Банк России похожим ненавязчивым способом показывает банкам, что он вообще-то не одобряет их «неподходящие знакомства». Собственно, он этого и не скрывает: как было сказано представителем Банка России на одном из семинаров, данный вид резервов не является оценкой рисков, а представляет собой административную нагрузку.
При этом цели своей регулятор, надо полагать, во многих случаях достигает. Даже если у руководителей банков время от времени возникает желание поработать с резидентами оффшоров, обычно после осознания величины резервов, которые придется создать при этом, желание это обычно резко уменьшается, если не проходит совсем.
Игра слов
Но в таком случае возникает вопрос о терминологии. Зачем называть «резервами на возможные потери» то, что резервами по сути не является?
Впрочем, это известная проблема, проистекающая из перевода с английского и интерпретации в отечественном бухгалтерском учете терминов allowance, provision и reserve. Все три слова в русском языке превращаются в «резервы». На самом деле смысл у всех разный.
Под allowance подразумевается резерв как контрактивный счет для учета обесценения или возможных потерь. В российском учете это резервы на возможные потери по ссудам (РВПС), резервы по ценным бумагам, по другим балансовым активам. То есть это величина, уменьшающая в балансе стоимость актива. Может быть, лучше было бы назвать ее «поправкой на обесценение», или «величиной возможных потерь», или как-нибудь в том же роде.
О provision можно прочитать в IAS 37. Сейчас этот термин в МСФО 37 получил корректный перевод — «оценочные обязательства», хотя раньше переводчики стандартов также использовали слово «резерв». В российском учете ему соответствуют резервы на возможные потери по элементам расчетной базы, отражаемым на внебалансовых счетах, — условным обязательствам кредитного характера (выданным гарантиям, неиспользованным кредитным линиям и неиспользованным лимитам по кредитам овердрафт).
Эти резервы (ладно уж, пусть будут резервы) не уменьшают активы, так как никаких активов в данном случае не существует. Фактически это такой вид обязательств, которые, как предполагает банк, в будущем, возможно, придется исполнить. Поэтому термин «оценочные обязательства» по смыслу подходит гораздо больше, чем «резервы на возможные потери».
И наконец, reserves, или настоящие резервы, — все статьи капитала, кроме уставного фонда. Собственно только они и имеют право называться резервами, то есть запасами, фондами компании. Эти статьи показывают, как изменился капитал собственников после создания организации. В российском учете отголосок этого перевода прозвучал в названии «резервный фонд».
Есть еще и четвертый вид «резервов», традиционно приводящий в ступор студентов и журналистов, — обязательные резервы, перечисляемые банками на счета в Банке России, размер которых определяется величиной привлеченных банком средств (см. Положение Банка России от 07.08.2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»). Эти, в отличие от остальных «резервов», учитываются в балансе на активных счетах.
А теперь вернемся к нашим оффшорам. Как легко увидеть, рассматриваемые в этой статье резервы не подходят ни под один из четырех случаев, описанных выше. Выходит, наш регулятор изобрел еще один, уже пятый вид резервов, не имеющий аналогов в мировой практике.