Нормативная и организационная составляющие
Конец XX века ознаменовался серией финансовых кризисов в ряде стран и регионов, а также громкими скандалами, связанными с деятельностью некоторых крупных компаний и аудиторских фирм. Ситуация в финансовой сфере может быть стабилизирована и защищена в будущем от подобных кризисных явлений только в том случае, если будут предприняты системные действия по унификации финансовой отчетности. В результате совместных усилий многих стран, направленных на стабилизацию фондовых рынков, международными транснациональными корпорациями были сформулированы около 60 правил (стандартов), двенадцать из которых были признаны базовыми. Эти двенадцать правил, или стандартов, по мнению специалистов, позволяют обеспечить:
- релевантность публичных отчетных данных;
- транспарентность (прозрачность) монетарной и фискальной политики;
- устойчивость функционирования рынков капитала и фондовых рынков;
- своевременное проведение мероприятий, противодействующих «отмыванию» денег и др.
В результате последующей доработки упомянутых двенадцати правил (стандартов) был создан целый ряд нормативных документов, связанных не только с представлением публичных отчетных данных, но и с дальнейшим развитием бухгалтерской профессии. К их числу следует отнести:
- Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board – IASB);
- Международные стандарты аудита, разрабатываемые Советом по Международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board – IAASB);
- «Принципы корпоративного управления» в трактовке Организации экономического сотрудничества и развития (Organization of Economic Cooperation and Development – OECD);
- «Цели и принципы регулирования фондовых рынков» в трактовке Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions – IOSCO);
- «Базовые принципы страховой деятельности», выпущенные Международной ассоциацией страховщиков (International Association of Insurance Supervisors – IAIS);
- «Принципы трактовки финансовой несостоятельности (банкротства)», разрабатываемые Всемирным банком (the World Bank).
Принятие этих нормативных документов, а также другие инициативы в области финансов и учета привели в последние годы к резкому изменению ситуации, связанной с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Все это оказало существенное влияние на деятельность международных и национальных институтов в области финансов, бухгалтерского учета и аудита, существенно повысились роль и значимость стандартов и международных институтов, занимающихся их разработкой.
Политика в области учета и аудита в международном масштабе в значительной степени определяется Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants – IF AC), которая была создана в 1977 году и в настоящее время объединяет 156 национальных бухгалтерских организаций (институтов) из 114 стран мира, представляющих в общей сложности более 2,4 млн бухгалтеров. Это единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консульта-ционных услуг и образования. Наибольшее представительство в IF AC имеют:
- США (представлены тремя институтами общей численностью свыше 380 тыс. членов);
- Великобритания (пять институтов общей численностью свыше 290 тыс. членов);
- Бразилия (два института общей численностью около 140 тыс. членов);
- Канада (три института общей численностью около 125 тыс. членов);
- Индия (два института общей численностью около 120 тыс. членов);
- Австралия (два института общей численностью около 95 тыс. членов);
- Италия (два института общей численностью около 90 тыс. членов);
- Китай (Китайский институт сертифицированных публичных бухгалтеров с численностью около 60 тыс. членов);
- Турция (два института общей численностью около 60 тыс. членов);
- Аргентина (один институт с численностью около 40 тыс. членов);
- Германия (два института общей численностью около 35 тыс. членов);
- Франция (два института общей численностью около 30 тыс. членов).
Оценивая приведенные данные, следует отметить, что национальные институты не гонятся за численностью сотрудников. Цель каждого такого института заключается в формировании бухгалтерской элиты, то есть высокопрофессиональных специалистов, не только владеющих фундаментальными знаниями в области учета, финансов и аудита, но и знакомых с современной проблематикой в этих областях и, главное, постоянно совершенствующих свой образовательный и профессиональный уровень.
Эта идея настойчиво пропагандируется мировым бухгалтерским сообществом. Намерен следовать ей и Институт профессиональных бухгалтеров России, который является единственной российской общественной организацией в области учета и аудита, имеющей полное членство в IF AC с 2001 года. Заметим, что IF AC представляет собой весьма мощную структуру в плане развития идеологии учета и аудита. Что же касается непосредственного финансирования соответствующих проектов, то следует признать, что финансовые возможности Федерации не столь велики. Кроме того, считается, что разработка не может быть узурпирована одними лишь бухгалтерами, – в этой работе должны принимать участие представители финансовых кругов. Тем не менее в идеологическом плане роль Федерации была и остается значительной – Международные стандарты учета и аудита, кодекс профессиональной этики и международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IF АС. Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по Международным стандартам финансовой отчетности.
Две трети доходной части бюджета IFAC формируется за счет членских взносов, при этом две трети поступлений приходится на восемь стран (США, Великобританию, Канаду, Австралию, Японию, Францию, Германию, Италию), а наибольший вклад вносят США (22% от общей суммы членских взносов) и Великобритания (15,4%). Расходы IFAC в 2002 году составили 7,5 млн долл. США; на 2005 год был запланирован их рост до 10 млн долл. США. Поскольку не все члены IFAC регулярно платят взносы, то пять институтов, представляющих Грецию, Македонию, Парагвай, Перу и Венесуэлу, рекомендованы к исключению из IFAC. Кроме того, изменяется система исчисления величины годовых взносов. Основой для расчета теперь служат два показателя:
- численность членов национального института;
- валовой национальный доход на душу населения в данной стране.
При расчете суммы членских взносов будут вводиться поправочные коэффициенты, не позволяющие ни одной стране формировать более 25% бюджета IFAC и не дающие возможности годовому взносу института (страны) опускаться ниже минимального предела, установленного в настоящее время в размере 1000 долл. США.
На состоявшемся в Гонконге Всемирном конгрессе бухгалтеров (18-21 ноября 2002 г.) президент IFAC Рене Риколь объявил о необходимости проведения реформы IFAC, предполагающей переход от традиционной схемы саморегулирования бухгалтерской профессии к смешанной схеме. По этой схеме работа Федерации и бухгалтерской профессии в целом должна строиться с учетом рекомендаций и требований общественности, то есть лиц и организаций, не являющихся бухгалтерами, но заинтересованных в результатах труда бухгалтеров. В частности, подразумевалось установление более тесных отношений и координация усилий в области учета и аудита с регуляторами финансовых рынков, которые, как правило, являются государственными организациями.
Цель реформы IFAC – предоставить дополнительные свидетельства о том, что деятельность Федерации в полной мере соответствует публичным интересам и, в частности, способствует разработке высококачественных стандартов и методик учета и аудита и усилению роли профессиональной этики, а также повышению эффективности функционирования рынков капитала.
Основными направлениями работы IFAC на ближайшие годы являются:
- интенсификация разработки стандартов учета и аудита;
- укрепление контактов с национальными регуляторами финансовых рынков;
- усиление значимости Кодекса профессиональной этики бухгалтеров;
- внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров.
Роль международных стандартов в дальнейшем развитии бухгалтерского учета и аудита
В настоящее время существует три вида международных стандартов, содержащих описание принципов и технологии ведения учета и предоставления доказательных аргументов в отношении достоверности и непредвзятости публичных отчетных данных:
- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
- Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора(МСФООС);
- Международные стандарты аудита (МСА).
Системообразующая роль в данной совокупности стандартов принадлежит, безусловно, МСФО. Основная проблема, связанная с внедрением международных стандартов, заключается в том, что они носят рекомендательный характер. Кроме того, являясь результатом компромисса между многими участниками процесса разработки, нередко придерживающихся разных взглядов на содержание того или иного стандарта, Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой достаточно широкое и общее описание рассматриваемых ими проблем и способов решения этих проблем.
Сравнивая МСФО и национальные стандарты в разных странах, многие специалисты отмечают наличие двух критических моментов. Первый заключается в относительно «прохладном» отношении к стандартам со стороны международных и национальных регуляторов финансовых рынков. Иными словами, например, Нью-Йоркская фондовая биржа отдавала предпочтение американским GAAP, то есть представление отчетности, составленной в соответствии с МСФО, не считалось достаточным для того, чтобы та или иная компания была включена в листинг биржи.
В последние годы эта проблема, по многим причинам казавшаяся непреодолимой, начала решаться. В частности, получил широкую поддержку мировой бухгалтерской профессии так называемый «Проект конвергенции моделей бухгалтерского учета».
Основная идея проекта заключается в интенсификации процесса сближения учетных моделей, фактически выражающегося в сближении систем национальных стандартов с МСФО. Поскольку во многих странах американские бухгалтерские стандарты (US GAAP) рассматриваются как некий образец международных стандартов, то процесс конвергенции в значительной степени сводится к сближению US GAAP и МСФО. Источники противоречий между МСФО и US GAAP коренятся в различии подходов к сути и логике регулирования, исповедуемых в рамках соответственно континентальной и англо-американской моделей учета. Отметим, что по этому вопросу Великобритания находится на позициях «континентальной» школы, представители которой считают, что в основе учетных стандартов должны быть принципы с ограниченными указаниями по их применению; американцы же ратуют за правила с более детализированными указаниями по их применению. Континентальный подход базируется на принятой британскими специалистами концепции достоверности и непредвзятости (true and fair view), в то время как американский подход предполагает более жесткую регулируемость и заданность (не случайно британцы имеют около трех десятков национальных стандартов, а американцы – около 160).
Выработка общей позиции в отношении конвергенции моделей бухгалтерского учета осуществляется, главным образом, путем координации и тесного взаимодействия экспертов Совета по Международным стандартам финансовой отчетности и Международной организации комиссий по ценным бумагам, которая выражает акцентированную точку зрения на стандарты учета и отчетности с позиции регуляторов и участников фондовых рынков.
Вторым критическим моментом в признании МСФО в качестве унифицированной системы учета является отсутствие подробных интерпретаций, имеющих целью дать примеры приложения стандартов к конкретным ситуациям (считается, что по этому параметру наиболее хороши американские стандарты). Разработка интерпретаций была признана одним из приоритетных направлений деятельности IASC уже давно, но лишь в 1996 г. было принято решение о создании в рамках IASC постоянного Комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee – SIC). Эта работа существенно улучшена в последние годы. Чтобы интенсифицировать работу по стандартизации учета и отчетности, специалисты Совета по Международным стандартам финансовой отчетности продолжают работу по своей реструктуризации и повышению финансовой независимости, что в свое время и привело к формированию Совета по международным стандартам бухгалтерской финансовой отчетности. Основной задачей Совета в настоящее время является переработка действующих МСФО в соответствии с рекомендациями международных экспертов.
Международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров
Международная федерация бухгалтеров (IFAC) определила свою миссию как «разви) тие и повышение значимости бухгалтерс) кой профессии в международном контексте в соответствии с гармонизированными стандартами, обеспечивающими предос) тавление профессиональных услуг высоко) го качества и отвечающими интересам пользователей». Одним из условий, обеспечивающих достижение поставленной цели, является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, соблюдались бы всем профессиональным сообществом, а с другой – не противоречили бы соответствующим национальным учетным стандартам стран-членов IFAC. Необходимость подобной унификации требований к профессиональной подготовке бухгалтеров стала еще более очевидной после имевшей место череды финансовых скандалов. Эти негативные события касались достоверности публичной отчетности ряда крупных фирм и, как результат, все более набирающего темпы процесса взаимопроникновения национальных экономик, проявляющегося в глобализации и интернационализации рынков товаров и особенно рынков капитала, в также в расширении масштабов деятельности транснациональных корпораций.
Как известно, подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному: в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (прежде всего, университеты, институты и колледжи), так и профессиональные (т.е. общественные, негосударственные) структуры.
В странах с развитой экономикой квалификация «бухгалтер» присваивается лишь профессиональными институтами, а в некоторых бывших социалистических странах бухгалтеров традиционно готовят в университетах, институтах, колледжах, техникумах и др. Так, в США одной из наиболее желаемых сертификаций в профессиональной бухгалтерской среде является титул «сертифицированный публичный бухгалтер» (Certified Public Accountant – СРА). Этот титул присваивается соискателю после подготовки по специальной программе в Американском институте сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants – AICPA), сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, прохождения надлежащей практики в аккредитованных фирмах и подписания Кодекса этики бухгалтеров. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» является профессиональным титулом и свидетельствует о том, что его обладатель является членом AICPA и имеет право предлагать свои услуги в качестве бухгалтера или аудитора. Этот титул используется в США с 1894 года, а в 1895 году он был утвержден специальным биллем Сената США, вступившим в законную силу с 1896 года.
Американский институт сертифицированных публичных бухгалтеров является наиболее авторитетной неправительственной профессиональной организацией, представляющей бухгалтерское (в том числе и аудиторское) сообщество в США. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» было введено американцами после того, как их британские коллеги воспротивились использованию в США звания «присяжный бухгалтер» (Chartered Accountant – СА), право на которое принадлежит старейшему в мире (основан в 1854 году) Институту присяжных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland – ICAS).
Иными словами, в США нельзя получить титул бухгалтера, окончив обычный классический университет. Напротив, в России, например, профессия «бухгалтер» тем или иным образом отражается в дипломе, который получает выпускник университета, института, техникума и т.д. Лишь в последние годы, после создания Института профессиональных бухгалтеров, в России появилась практика присвоения титула «профессиональный бухгалтер». Этот титул является аналогом титулов «сертифицированный публичный бухгалтер» (США), «присяжный бухгалтер» (Шотландия) и др. Однако до настоящего времени, в силу национальной традиции и специфики подготовки профессиональных кадров через систему общепрофессионального образования, отношение к титулу «профессиональный бухгалтер» достаточно специфическое. Можно лишь надеяться, что по мере передачи ряда функций в области регулирования и методологии бухгалтерского учета и аудита от Министерства финансов саморегулируемым общественным организациям (например, Институту профессиональных бухгалтеров России) ситуация изменится и будет иметь место некий аналог того, что сейчас имеется в странах англо-американской модели бухгалтерского учета.
Поскольку англо-американская идея профессиональной сертификации (то есть признания соискателя бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего Института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах (например, в России) делаются попытки согласовать оба варианта подготовки бухгалтеров. Это осуществляется как через систему высшего и среднего специального образования, так и через систему профессиональной подготовки бухгалтеров.
Отдавая себе отчет в том, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще на долгие годы и добиться абсолютной унификации по этому вопросу вряд ли когда-нибудь удастся, специалисты IF AC пошли на компромисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, а также рекомендации по объему знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер. Эти требования и рекомендации изложены в семи Международных образовательных стандартах (International Education Standards – IES):
- IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;
- IES 2 «Содержание программ профессионального образования»;
- IES 3 «Профессиональные навыки»;
- IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;
- IES 5 «Требования к практической подготовке»;
- IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;
- IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».
Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях:
- образовательные и профессиональныезнания;
- практический опыт;
- система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков.
В стандартах определяются области знаний, которые должны найти отражение в конкретной программе подготовки профессиональных бухгалтеров, но не дается содержательного наполнения предметов. Видимо, подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов. Вместе с тем предполагается, что основная терминология, в отношении как собственно предметов, так и их основных разделов, трактуется в общепринятом в экономически развитых странах ключе.
Важно подчеркнуть, что IFAC не стала настаивать на безусловном следовании англо-американской практике профессиональной сертификации, а выбрала комбинированный вариант, в котором есть место как университетскому образованию, так и специальным программам сертификации. Так, в ст. 28 Введения к Международным образовательным стандартам указывается: «
Профессиональное образование может быть получено одновременно с общим, то есть во время прохождения университет) ского курса или другой программы обуче) ния, которые приводят к получению про) фессиональной бухгалтерской квалифика) ции. Как альтернатива, профессиональное образование может быть получено в ходе дополнительного обучения по завершении полного курса обучения по другой програм) ме в системе высшего образования».
В то же время в разделе «Глоссарий» документа «Концептуальные основы международных образовательных регулятивов» указывается, что под «системой высшего образования» понимаются в основном университеты и колледжи. Согласование же университетской и профессиональной программ может быть осуществлено путем зачета отдельных дисциплин, прочитанных в университете (колледже) в случае, если содержание прочитанного курса соответствует требованиям, предъявляемым к нему экспертами профессионального института. Подобная практика уже апробирована в ряде стран. Так, в Шотландии все университеты, предлагающие бакалаврские и магистерские программы в области учета, согласовывают соответствующие разделы своих учебных планов с Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии. Делается это путем передачи в Институт пакета документов, содержащего подробные рабочие программы базовых курсов (финансовый учет, управленческий учет, финансовый менеджмент, аудит и др.), кейсы, учебные примеры и тесты. Это позволяет в некоторой степени разграничить принципы академического и профессионального образования и облегчает вхождение выпускников университетов в практический учет и аудит. Таким образом, речь не идет о том, чтобы передать университетам право профессиональной сертификации специалистов (это невозможно, поскольку одним из ключевых элементов процесса подготовки является получение практических навыков на соответствующих участках учетно-финансовых работ в фирмах, имеющих, как правило, аккредитацию в профессиональном институте). Скорее цель – вовлечь институты общего образования в процесс сертификации, обеспечить согласование учебных планов и программ, предложить университетам строить свои программы таким образом, чтобы отдельные их модули можно было перезачитывать в том случае, если выпускник университета в будущем вознамерится получить квалификацию профессионального бухгалтера.
Содержательное наполнение профессионального образования представлено в стандарте IES 2 в виде трехмодульной структуры, содержащей перечень рекомендованных IF AC предметов:
Модуль 1. Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними знания:
- Финансовый учет и отчетность.
- Управленческий учет и контроль.
- Налогообложение.
- Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
- Аудит.
- Финансы и финансовый менеджмент.
- Профессиональные ценности и этика.
Модуль 2. Организация и ведение бизнеса:
- Экономика.
- Бизнес-среда.
- Управление корпорацией.
- Этика бизнес-отношений.
- Финансовые рынки.
- Количественные методы.
- Стратегические решения в системе менеджмента.
- Маркетинг.
- Международный бизнес и проблемы глобализации.
Модуль 3. Информационные технологии:
- Основы информационных технологий.
- Информационные технологии контроля профессиональных знаний.
- Информационные технологии контроля профессиональной компетентности.
- Информационные технологии контроля компетентности специалистов как пользователей бухгалтерской информации.
- Участие и роль отдельных групп специалистов в разработке информационных технологий.
Следует подчеркнуть несколько особенностей в связи с внедрением новой идеологии в подготовке и сертификации профессиональных бухгалтеров.
Во-первых, предлагаемые IFAC стандарты начали вводиться в действие с 1 января 2005 года. Национальные институты бухгалтеров и аудиторов были предупреждены о них заранее и имели время для переработки собственных программ обучения и приведения их в соответствие с рекомендациями IF AC.
Во-вторых, приведенная структура учебной программы является унифицированной, то есть распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Заметим, что в данном случае в неявном виде предполагается следование концепции англо-американской бухгалтерской школы, согласно которой квалификация «бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая категория, нежели квалификация «аудитор». В частности, в Великобритании аудит рассматривается как специфический механизм в системе учета в фирме, посредством которого осуществляется контроль за использованием ее ресурсов в интересах всех лиц, заинтересованных в результатах деятельности данной фирмы. В США несколько институтов (то есть профессиональных негосударственных ассоциаций бухгалтеров) решают вопросы регулирования учета и представительства бухгалтерской профессии в других сегментах экономики, причем можно выделить три ключевые сферы в области учета и аудита, в каждой из которых доминирует один из институтов:
- финансовый учет и аудит;
- управленческий учет;
- внутренний аудит.
Область финансового учета и аудита находится под контролем Американского института сертифицированных публичных бухгалтеров. Этот институт формально создан в 1916 году, хотя считается, что он ведет свое начало от Американской ассоциации публичных бухгалтеров (American Association of Public Accountants – AAPA), зарегистрированной в 1887 году. В 1959 году он изменил свое название на AICPA. Именно AICPA (то есть сами бухгалтеры) разрабатывает, внедряет правила учета и следит за их исполнением. Политику в области управленческого учета определяет Институт управленческого учета (The Institute of Management Accountant – IMA), а область внутреннего аудита контролируется Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors – IIA). Заметим, что AICPA и IMA имеют полное членство в IF AC, a IМA является аффилированным членом Федерации. Иными словами, понятие «профессиональный бухгалтер» в трактовке IF AC распространяется на всех членов американских институтов.
Согласно трактовке IFAC, под «профессиональным бухгалтером» понимается член национального института, входящего в состав IFAC. То обстоятельство, что все национальные институты, определяющие политику в области аудита в данной стране, входят в состав IFAC, как раз и говорит о том, что предложенный Федерацией подход к сертификации специалистов распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Что касается России, то, строго говоря, начиная с 2005 года, под формальное определение «профессиональный бухгалтер» (специалист, имеющий отношение к международной практике учета и аудита) будут подпадать лишь члены Института профессиональных бухгалтеров России.
В-третьих, даже при общей оценке структуры и предметного наполнения программы сертификации в трактовке IFAC, становится ясно, что в международном контексте налицо существенное различие между бухгалтером, как высокопрофессиональным специалистом, и рядовым работником в области учета (назовем его условно «счетовод»). Владение рутинной техникой бухгалтерских записей, даже подкрепленное продолжительным стажем работы в области учета, не является определяющим для получения квалификации «профессиональный бухгалтер». Дело в том, что тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе — профессиональный бухгалтер) рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, в особенности в области финансовой политики. Вот почему в программе большое внимание уделено финансам, менеджменту и информационным технологиям. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.
В-четвертых, в образовательных стандартах IFAC введены понятия пре – и постквалификационных периодов, смысл которых заключается в разработке национальными институтами своих собственных механизмов контроля за соответствием претендентов на титул «профессиональный бухгалтер» или носителей этого титула тем образовательным, профессиональным и этическим требованиям, которые декларированы IFAC. Членами таких национальных институтов могут быть лишь те специалисты, которые действительно подтверждают свой высокий профессиональный уровень (повышают квалификацию, принимают участие в работе региональных подразделений, надлежащим образом исполняют свои обязанности и др.).
Отметим, что одна из целей Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России – содействие отечественной системе профессиональной сертификации международными организациями, что автоматически предполагает, как минимум, учет рекомендаций IFAC по организации системы подготовки профессиональных кадров. ИПБ России планирует в ближайшее время приступить к созданию рабочих программ в соответствии с приведенным перечнем, а также представить в Министерстве образования и науки РФ и УМО по бухгалтерским и финансовым специальностям соответствующие предложения по модернизации учебных планов.