Российский рынок факторинга

Источник: Журнал «Аудитор» №8-2006
Опубликовано: 9 января 2007

За прошедший год объем факторинговых операций в России удвоился. Для сохранения таких темпов роста в будущем игрокам рынка придется поступиться рентабельностью бизнеса и учиться работать в условиях жесткой конкуренции.

В недалекой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Еще недавно экзотическая для России финансовая услуга сегодня стала повседневной операцией. По оценкам рейтингового агент ства «Эксперт РА», объем бизнеса факторинговых компаний и банков (в дальнейшем будем называть их Факторами) составляет порядка $5,5-5,7 млрд. За 2005 г. рынок факторинговых операций вырос почти в два раза (рис. 1).

Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент — фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если в ближайшие 2-3 года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008 г. его оборот составит не менее $40 млрд, а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.

Конечно, пока Россия достаточно сильно отстает от них — как в относительном, так и в абсолютном выражении. Однако на фоне других финансовых рынков (страхование жизни, банковское кредитование, коллек тивные инвестиции) позиции отечественных компаний выглядят совсем небезнадежно. В России доля факторинга в ВВП составила в 2005 г. 0,9. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель колеблется от 1 до 1,5. Так что российские Факторы имеют реальные шансы стать крупными игроками в Восточной Европе.

Кто на новенького?

В 2005 г. рост рынка был обусловлен наращиванием оборотов прежде всего компаний, появившихся на рынке до 2003 г. и занимающих в последние годы лидирующие позиции

Место Фактор Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору в 2005 г., тыс. руб. Объем предоставленного Фактором финансирования в 2005 г., тыс. руб. Число клиентов
1 Национальная Факторинговая Компания 44 818 658 33 253 374 659
2 Еврокоммерц 30 552 444 26 733 389 754
3 Петрокоммерц 22 343 631 17 543 460 64
4 Промсвязьбанк 15 504 847 13 753 106 268
5 НОМОС-БАНК 14 040 342 9 671 237 167
6 ЦентроКредит 5 635 555 5 563 191 17
7 ТрансКредитФакторинг 5 044 429 4 542 545 28
8 Пробизнесбанк 3 083 657 2 808 205 43
9 Еврокоммерц Стройкредит 2 865 233 2 471 592 97
10 Союз 1 196 476 1 040 934 28
11 Средневолжская Факторинговая Компания 660 645 528 516 61
12 Роспромбанк 506 803 391 619 26
13 Региональная факторинговая компания 415 725 374 153 5
14 Вятка-банк 87 635 5
15 Казанский банк 85 032 70 968 16
16 Северная Казна 76 165 62 133 10
17 Система 40 925 36 750 5
18 ВИП-БАНК 40 175 30 979 6
19 Вологжанин 11 606 11 224 2
20 Фактор фирма энергия н/д н/д 139

(табл. 1). По сравнению с прошлым годом рэнкинг первой десятки практически не изменился. Правда, в 2005 г. в рэнкинг попала компания «Еврокоммерц», которая не вошла в предыдущее исследование в силу специфики своей деятельности (см. «Методы и информация»).

Тенденция увеличения числа Факторов, проявившаяся при анализе рынка за 2004 г., получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализиро ванные факторинговые компании. Если на начало 2005 г. факторингом, по нашим расчетам, основанным на данных ЦБ РФ, занималось 84 банка, то на конец года их число дос тигло 110. Тем не менее рынок все еще остается высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005 г. осталась на уровне 86 (рис. 2).

В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке по нескольким причинам.

Во-первых, факторинговый бизнес высокотехнологичен. Бизнеспроцессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов. «Ажиотаж и желание получить быструю прибыль привлекает на рынок новых игроков. Однако не все компании в состоянии правильно оценить риски, – говорит Григорий Карповский, генеральный директор факторинговой компании «Еврокоммерц». – Этап эйфории скоро пройдет, следствием станет этап невозвратов».

Во-вторых, новичкам потребуется время для организации собственной филиальной сети, ведь дефицит факторинговых услуг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК (по признанию самих участников рынка), по требители не знают (рис. 3). «В 2005 г. мы сделали акцент на развитие в регионах, -говорит Виктор Носов, директор департа мента факторинговых операций Промсвязь банка. – К концу 2005 г. 9 региональных филиалов банка осуществляли факторинговую деятельность самостоятельно (задолженность учитывалась на балансе филиалов), 8 филиалов предоставляли услуги через московский офис, выполняя агентские функции. Как показал опыт, «самостоятельные» филиалы работают более эффективно, поэтому со временем мы собираемся все филиалы перевести на самостоятельную работу». В настоящий момент доля филиалов в портфеле предос тавленного финансирования в счет уступ ленных Промсвязьбанку денежных требо ваний составляет 15. К концу 2006 г. банк намерен увеличить эту долю до 30, а к кон цу 2007 г. – до 50.

Действительно, если в 2004 г. несвоевре менное поступление денежных средств было зафиксировано по 7,8% сделок (от общего объема), то в 2005 г. – уже по 11,6% сделок. Тенденция на рынке товарного кредита сей час такова, что платежная дисциплина де% биторов ухудшается. Впрочем, это нормаль% но и не должно никого пугать. В ближайшем будущем доля просроченной задолженнос% ти будет только увеличиваться. Это связано с усилением конкуренции среди поставщи% ков: чем выше конкуренция среди них, тем на большие объемы просроченной задолжен% ности кредиторы будут закрывать глаза. Дебиторы же используют сложившуюся си% туацию в своих целях.

Постепенно снижается маржа Факторов. За 2005 г. абсолютные суммы вознаграждений

Факторов увеличились примерно на 80%, уступленная дебиторская задолженность -на 80-90%, в то время как финансирование под уступку денежных требований – на 110-120%. Похоже, что этап получения сверх прибыли на факторинговом рынке закон чился. И в дальнейшем маржа Факторов будет уменьшаться, в том числе под давле нием возрастающей конкуренции. Это не только затормозит выход новых игроков, но и скорее всего приведет к уходу части уже существующих. Прежде всего это касается банков, вышедших на рынок факторинга по причине привлекательных процентных ставок в сравнении со ставками по кредиту. Останутся же те участники, которые кроме финансирования под уступку прав денеж ного требования готовы предоставлять и другие составные части факторинговой услуги, а именно: страхование рисков, уп равление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание. Это не оз начает, что рынок вступил в фазу насыще ния. Его потенциал далеко не исчерпан. Од нако его структура и параметры меняются на глазах.

Все больший интерес к российскому рын ку проявляют влиятельные иностранные игроки. Во многих странах мира (в особенно сти в странах Центральной и Восточной Европы) факторинговая индустрия пережива ет период роста. Объем международного рынка факторинга в 2004 г. составил 860 млрд евро, увеличиваясь ежегодно на 11-13%. Од нако по сравнению с Россией такие темпы ро ста кажутся более чем умеренными. Именно поэтому отечественный рынок становится все более привлекательным для иностран ных Факторов. Их главное конкурентное преимущество — мощные финансовые ре сурсы, недоступные пока для подавляюще го большинства российских компаний

Вместе с тем экспансия иностранного ка% питала на отечественный факторинговый рынок сопряжена с определенными пробле мами. Немаловажным обстоятельством, затрудняющим выход на него иностранных участников, является специфика операци онной деятельности факторинговых компа ний в России и за рубежом. Различия в за конодательной базе, налоговом учете, биз нескультурах и в ведении бизнеса как такового могут существенно осложнить де ятельность иностранной компании в рос сийских условиях. Поэтому покупка инос транными компаниями уже существующих и успешно работающих российских Факто ров представляется наиболее вероятным сценарием развития этого рынка в ближай шие годы.

Методы и информация

Оценки показателей российского рынка факторинга основаны на данных, предоставленных 13 банками и 6 факторинговыми компаниями. По нашим оценкам, приславшие анкеты банки и факторинговые компании -это практически все значимые участники рынка факторинга. Совокупные данные по рынку были получены методом экстраполяции на основе предоставленных анкет, публичной информации (в том числе статистики Центрального банка) и экспертных опросов.

В рэнкинге Факторов 2005 г. участвует компания «Еврокоммерц». В рэнкинг 2004 г. компания не попала из-за возникших сложностей учета ее показателей в связи со спецификой ее деятельности. В прошлом году компания «Еврокоммерц» работала на основе партнерства с рядом крупных банков: ТрансКредитБанк, Строй-кредит, Международный московский банк, Национальный банк «Траст», Всероссийский банк развития регионов. При этом компания осуществляла агентские функции (привлечение клиентов) и факторинговые функции (управление дебиторской задолженностью и страхование связанных с ней рисков). Банки-партнеры финансировали клиентов под уступку дебиторской задолженности. При этом часть банков выступала в рэнкинге в качестве самостоятельных Факторов. За 2005 г. компания «Еврокоммерц» предоставила данные по всей группе в целом.

 

Все статьи цикла «Номер 8»

(состоит из 1 статьи)

Российский рынок факторинга (9 января 2007)