Рубежом, разделяющим предыдущий и новый этапы развития рынка лизинга, можно назвать 2004 год. Именно тогда основная масса лизинговых компаний завершила свои первые крупные сделки, заключенные на заре становления лизинга в России в 1999-2002 гг. Перед топ-менеджментом остро встал вопрос – что делать дальше? Конкуренция из года в год растет, на рынок начинают выходить западные игроки, а клиентов уже интересует нечто большее, чем просто возможность уменьшения налогов, столь щедро предоставленная лизинговым схемам законодательством. И вот в 2005 г. компании оказались вынуждены заняться поиском перспектив и разработкой планов развития, чего до сих пор практически не делали. Кроме того, они принялись усиленно внедрять информационные системы, с тем чтобы увеличить возможности обслуживания клиентов, лучше администрировать сделки на различных этапах и постоянно контролировать внутреннюю ситуацию.
Одновременно компании продолжили активно развиваться и расширять деятельность в традиционных и новых направлениях. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового лизингового бизнеса в 2005 г. составил порядка $ 5,1 млрд, доля лизинга в ВВП— 1,0%, а в инвестициях в основные средства – 5,7%. За год объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, составил $ 3,9 млрд, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, — $ 2,8 млрд (рис. 1, 2).
Однако по сравнению с 2002-2004 гг. темпы роста несколько снизились и составили около 40% (рис. 3).
И объясняется это в первую очередь тем, что рынок вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, ростом их сложности, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию
Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз с $ 387 млнв 2004 г. до $ 1,9 млрд в 2005 г. Приятный сюрприз лизинговым компаниям, казалось бы, преподнесло ОАО «РЖД», проявив, наконец, интерес к лизингу как к эффективному механизму обновления подвижного состава. Однако рыночные лизинговые компаниине смогли воспользоваться столь перспективной возможностью монополист позаботился о том, чтобы создать пул околоотраслевых компаний, которые и сняли всесливки (табл. 1).
Место в рейтинге | Название компании | Объем текущих сделок на 01.10.2005, тыс. долл. | Лизинговые платежи, полученные за 9 мес. 2005 г, тыс. долл. | Лизинговые платежи к получению на 01.10.2005, тыс. долл. | Объем профинансированных средств (без учета авансов) за 9 мес. 2005 г., тыс. долл. | Достаточ ность собственного капитала |
1 | РТК-ЛИЗИНГ | 1 102024 | 183 398 | 685 023 | 71 065 | Высокая |
2 | Русско-германская лизинговая компания | 935 953 | 155 617 | 835 818 | н.д. | Средняя* |
3 | Росагролизинг | 973 914 | 85 074 | 662 048 | 138 545 | Высокая |
4 | Авангард-Лизинг | 496 601 | 124 744 | 395 882 | 131 694 | Высокая* |
5 | Объединенная лизинговая компания «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» | 348499 | 88 128 | 147 011 | н.д. | Высокая |
6 | Лизинговая компания УРАЛСИБ | 328933 | 91 255 | 256 528 | 142 715 | Высокая |
7 | Альфа-Лизинг | 547 830 | 71 030 | 320 518™ | 143 540 | Средняя |
8 | Глобус-лизинг | 294 835 | 71 290 | 169 592 | 41 942 | Низкая |
9 | ММБ-Лизинг | 308460 | 68 590 | н.д. | 118 048 | Низкая |
10 | ЕВРОПЛАН | 243119 | 77 407 | 142 558 | 60 585 | Высокая |
11 | Ассоциация Лизинговых Компаний «Промсвязьлизинг» | 273185" | 52 945 | 150 595™ | 58 782 | Высокая |
12 | Райффайзен-Лизинг | 220 197 | 50 025 | 133 484 | 52 119 | Средняя |
13 | Камаз | 225 345™ | 47 876™ | 127 330 | 44 508** | Высокая |
14 | Интерлизинг | 185 077 | 36 243 | 110 523 | 51 391 | Низкая |
15 | Балтийский лизинг | 164 118 | 51 285 | 87 704 | 40 674 | Средняя |
16 | Ханса Лизинг | 359 345 | 29 460 | 124 824 | 140 826 | Высокая |
17 | Ильюшин Финанс Ко. | 1518277 | 13 803 | 1 497 428 | н.д. | Высокая |
18 | Магистраль Финанс | 274 551 | 20 419 | 279 581 | 154 557 | Средняя |
19 | ИР-Лизинг | 193 851 | 23 889 | 176 805 | 50 835 | Высокая |
20 | Петролизинг-Менеджмент | 90 327 | 71 344 | 27 781 | 65 388 | Низкая |
21 | Скания Лизинг | 181 856 | 23 522 | 87 736 | 113 521 | Средняя* |
22 | Лизинговая Компания «Медведь» | 117 991 | 21 100 | 97 941 | 30 254 | Средняя |
23 | РМБ-Лизинг | 121 043 | 21 916 | 52 019 | 20 413 | Средняя |
24 | ГЛАВЛИЗИНГ | 109 263 | 28 173 | 71 932 | 24 930 | Низкая |
25 | РБЛИЗИНГ | 164 958 | 13 798 | 137 977 | 54 594 | Низкая |
26 | Элемент Лизинг | 55 603 | 45 696 | 50 471 | 38 758 | Высокая |
27 | КАРКАДЕ | 55 548 | 43 271 | 28 464 | 27 895 | Высокая |
28 | Брансвик Рейл Лизинг | 126 041 | 11 830 | 114 211 | 58 764 | Высокая |
29 | СТОУН-XXI | 91 398 | 21 497 | 43 936 | 29 595 | Средняя |
30 | Группа Финансовых Технологий | 90 275 | 21 139 | 41 667 | 10 963 | Низкая |
31 | ФК «Балтинвест» | 86 800 | 25 120 | н.д. | н.д. | Средняя* |
32 | Русская Лизинговая Компания | 69 698 | 26 539 | 53 863 | 32 731 | Высокая |
33 | Уральский лизинговый центр | 99 535 | 14 569 | 66 913 | 4 856 | Средняя |
34 | ЮТэйр-Лизинг | 74 748 | 13 257 | 49 257 | 6 387 | Низкая |
35 | Промышленная лизинговая компания | 74 562 | 14 174 | 45 836 | 16 468 | Средняя |
36 | Машлизинг | 66 428 | 16 553 | 44 989 | 27 221 | Высокая |
37 | Лизинг-М | 66 423 | 17 467 | 66 423 | 18 607 | Низкая |
38 | Петербургская лизинговая компания | 111 599 | 7 629 | 118 607 | 56 623 | Низкая |
39 | НОМОС-Лизинг | 60 949 | 12 990 | 29 468 | 9 300 | Средняя |
40 | Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» | 59 527 | 11 306 | 17 751 | 12 833 | Высокая |
41 | АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» («Автолизинг») | 54 229 | 15 835 | 34 457 | 16 766 | Высокая |
42 | Северная Венеция | 47 975 | 17 145 | 41 860 | 23 357 | Средняя |
43 | Хьюлетт-Паккард | 49 501 | 13 776 | 28 440 | 17 329 | Высокая |
44 | ВКМ-Лизинг | 89 191 | 11 234 | 70 094 | 25 394 | Низкая |
45 | Сибирская Лизинговая Компания | 42 191 | 12 214 | 42 140 | 16 627 | Низкая |
46 | РЕСОТРАСТ | 38 699 | 14 884 | 28 910 | 14 243 | Высокая |
47 | Муниципальная инвестиционная компания | 37 271 | 12 286 | 31 123 | 25 025 | Низкая |
48 | Петроконсалт | 58 408 | 9 063 | 36 359 | 14 000 | Низкая |
49 | Финансовая Экономическая Группа | 54 456 | 9 193 | 36 432 | 18813 | Низкая |
50 | Руст | 54 269 | 7 649 | 46 882 | 16 725 | Средняя |
51 | ДельтаЛизинг | 42 727 | 8 338 | 38 345 | 16 284 | Высокая |
52 | Внешлизинг | 49 270 | 7 796 | 30 696 | 25 608 | Низкая |
53 | Компания розничного кредитования.Лизинг | 42 056 | 5 267 | 38 941 | 28 875 | Низкая |
54 | Межрегиональная Лизинговая Компания СФГЛизинг» | 41 029 | 6 503 | 24 921 | 8 448 | Высокая |
55 | Финансово-экономический Консалтинг | 19 307 | 16 457 | 24 632 | 14 572 | Высокая |
56 | Автобусная Лизинговая Компания Скания | 34 732 | 5 726 | 23 124 | 4 001 | Низкая |
57 | Лизинговая компания «Лефко-Лизинг» | 31 260 | 8 060 | 27 130 | 21 520 | Низкая |
58 | Сахалинская лизинговая компания | 33 051 | 5 492 | 17 661 | 5 692 | Высокая* |
59 | Рослизинг | 31 207 | 9 531 | 20 909 | 14 175 | Низкая |
60 | Гознак-лизинг | 34 000 | 7 767 | н.д. | 2 000 | Средняя |
61 | Ассоциация лизинговых и финансовых компаний «ЯРФИНВЕСТ» | 29 220 | 11 090 | 20 826 | 10 290 | Средняя* |
62 | Дартмастер | 21 663 | 12 740 | 3 406 | 8 293 | Высокая |
63 | Тюменская агропромышленная лизинговая компания | 28 312 | 5 014 | 18 530 | 10717 | Низкая |
64 | Премьер-Лизинг | 27 735 | 8 532 | 17 053 | 9 605 | Средняя |
65 | БелФин | 24 647 | 11 101 | 20 452 | 6 235 | Высокая |
66 | ЛизингКом | 23 984 | 10210 | 18 132 | 498 | Высокая* |
67 | Приволжская лизинговая компания | 24 700 | 7 494 | 9 099 | 3511 | Высокая |
68 | Атлант-М Лизинг | 24 404 | 7 429 | 12 856 | 5717 | Низкая |
69 | Промлизинг | 27 783 | 7 670 | 2 412 | 10 407 | Средняя |
70 | Ханты-Мансийская лизинговая компания «Открытие» | 21 645 | 6 214 | н.д. | 3 163 | Низкая |
71 | Транспортная Лизинговая Компания | 25 150 | 7 197 | 2 751 | 8 334 152 | Высокая |
72 | Лизинг-Моторс | 19 023 | 5 845 | 11 315 | 7 007 | Низкая |
73 | Группа Лизинговых Компаний «СТОЛИЦА» | 11 134 | 12 561 | н.д. | 9 278 | Низкая |
74 | Уралвнешлизинг | 18 571 | 6 506 | 7 452 | 11 360 | Средняя |
75 | СМАРТ ГОЛД | 16 008 | 6211 | 9 305 | 5 323 | Низкая |
76 | Агентство по инвестициям и лизингу | 27 934 | 4 882 | 21 459 | 10 297 | Низкая |
77 | Лизинговая компания «Волгопромлизинг» | 13 795 | 5 518 | 8 634 | 3 433 | Высокая |
78 | ЭКСПО-лизинг | 20 631 | 10 | 13 266 | 9 301 | Высокая |
79 | Веслизинг | 18 701 | 4 830 | 13 856 | 8 355 | Высокая |
80 | Яков Семенов | 18 142 | 3 972 | 12 500 | 6 471 | Низкая |
81 | Агропромышленная Финансовая Компания | 23 322 | 2 937 | 1 260 | 14 586 | Высокая |
82 | Верхневолжская лизинговая компания | 16 820 | 3 933 | 10 547 | 2 656 | Средняя |
83 | Прогресс-Нева Лизинг | 16 401 | 4 671 | 10 108 | 4 590 | Средняя |
84 | Техноспецсталь-Лизинг | 6 139 | 5 117 | 4 409 | 2 465 | Низкая |
85 | Лизинговая компания «ГРАН» | 20 757 | 3 736 | 563 | 7 318 | Средняя |
86 | Полаир Лизинг | 4 716 | 5 094 | 6 578 | 3 407 | Высокая |
87 | Поволжский лизинговый центр | 15 941 | 4 288 | 9 813 | 3 502 | Низкая |
88 | Управляющая компания «Объединенный лизинг» | 15 226 | 3 606 | 6 765 | 2 291 | Низкая |
89 | Юридическая компания «Аргумент» | 14 053 | 3 487 | 8 900 | 5 314 | Низкая |
90 | ТрансЛизингКом | 12 867 | 4 399 | 9 150 | 3 699 | Высокая |
91 | Лизинговые технологии | 14 368 | 2 976 | 3 920 | 2 979 | Низкая |
92 | АСФИНАНС | 12 583 | 4 976 | 7 746 | 11 531 | Средняя |
93 | Независимость Авто-Лизинг | 14 192 | 4 671 | 3 369 | 4 743 | Низкая |
94 | ПЛ-лизинг | 14 943 | 3 981 | 1 327 | 2 738 | Средняя |
95 | Тольяттинская лизинговая компания | 11 548 | 2 811 | 8 267 | 8 303 | Высокая |
96 | Экспресс-Волга-Лизинг | 11 622 | 2 667 | 6 945 | 2 710 | Средняя |
97 | Технолизинг | 11 827 | 3 489 | 6 107 | 1 861 | Высокая |
98 | Лизинговая компания Сибири | 11 240 | 2 238 | 7216 | 3 880 | Высокая |
99 | Первая лизинговая компания | 10 450 | 2 569 | 7 457 | 2 330 | Средняя |
100 | Комиинкорлизинг | 9 342 | 2 771 | 3 369 | 2 760 | Низкая |
Динамично развивались и другие традиционно крупные сегменты рынка лизингавтотранспорта и лизинг строительной техники. На первом из них за год объем сделокувеличился практически в 2 раза и составилболее $ 1,7 млрд. Комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО «Райффайзен_Лизинг»: «На сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где автомобильный транспорт до их вступления в ЕС был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России, и оно будет продолжаться. Сейчас организации ,работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании помимо финансирования предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и «переобуванием» резины, избавляя таким образом предприятие_лизингополучателя от лишней головной боли.Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором и ряд компаний этимактивно пользуется».
Существенно увеличился и объем сделок в сфере лизинга строительной техники со $ 142 млн в 2004 г. до $ 394 млн в 2005 г. Результаты исследования подтверждают и мнения представителей лизинговых компаний. Так, по словам Алексея Лабзина, генерального директора ОАО «Главлизинг»,«сегмент лизинга строительного оборудования развивается очень неплохо. В первую очередь активность наблюдается в регионах, особенно в Поволжье и на Урале. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования тоже развивается, но уже медленнее, чем раньше, объем застройки не растет, а существующие успешные строительные компании уже укомплектованысовременной техникой».
Сохранились высокие темпы роста и вовсе еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости за год рынок вырос с $ 36 до 100 млн. Более активному развитию этого сегмента по прежнему мешают те же типично российские проблемы существенно заниженная балансовая стоимость недвижимости и бюрократические проволочки. По мнению Александра Кожевникова, генерального директора ОАО «Авангард_Лизинг», «лизинг офисной и торговой недвижимости очень перспективное направление. Однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Основное обстоятельство, препятствующее развитию рынка, недокапитализированность: имущество на балансе числится, например, в размере $ 100 тыс., а реально стоит $ 10 млн. Соответственно в этом случае лизинговая компания нормальный договор купли-продажи заключить не может. Кроме того, сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей».
Одним из наиболее перспективных сегментов становится лизинг энергетического оборудования – его объем согласно результатам исследования в 2005 г. составил более $ 400 млн. Рост сегмента обусловлен как реализацией крупных проектов, так и появлением интереса у предприятий к независимым источникам энергии. По словам Алексея Акиндинова, генерального директора ООО «ИР-Лизинг», «рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое – проекты общефе-дерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвес тиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС (Бурейская ГЭС, Калининградская ТЭЦ-2). Второе – проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптово генерирующих компаний. Третье – муниципальные программы и источники энергии независимых производителей» (рис. 4).
Практически на всех сегментах, где происходит активный рост, лизинг все больше становится именно комплексной услугой, дающей лизингополучателю дополнительные преимущества помимо стандартного уменьшения налога на прибыль и налога на имущество, – ситуация, характерная для сложившихся зарубежных рынков. А сами компании значительно расширяют свое присутствие как на привычных, так и на новых для них сегментах рынка, становясь, таким образом, все более универсальными. По мнению Игоря Аванесяна, генерального директора ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр-Капитал», «у лизинговых компаний есть предпосылки для осуществления своей деятельности практически в любой отрасли».
Лицом к народу
Лизинговые компании все активнее работают в регионах и все больше ориентируются именно на малый и средний бизнес. При том, что более половины компаний московские и питерские, две трети сделок заключаются в регионах. Традиционно наибольшее внимание лизинговых компаний привлекают Урал, Сибирь и Поволжье. Постепенно, по мере развития малого и среднего бизнеса на юге России, столичные лизинговые компании начинают обращать свои взгляды и в эту сторону. Причем все больше компаний переходят от единичных договоров к образованию пулов сделок в том или ином регионе и созданию филиалов для их обслуживания.
Малый и средний бизнес становятся все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, в результате того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, и во-вторых, в связи с активным развитием малого и среднего бизнеса. В результате если в общем портфеле лизинговых компаний доля сделок с крупными клиентами составляет порядка 30% от общего числа, то в портфеле сделок, заключенных непосредственно в 2005 г., их всего 21%. И есть все основания полагать, что лизинговые компании и далее продолжат все активнее искать своих потребителей на всей территории страны, не ограничиваясь уже освоенными территориями, и будут все более и более активно работать именно с малым и средним бизнесом.
Конец свободного плавания
Из года в год рынок становится профессиональным – растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателями из разных отраслей и разных регионов. Компании все чаще начинают чувствовать рядом дружеские локти братьев по цеху. Пришло время перемен – без дополнительных усилий осваивать доступные просторы уже не получается, появляется необходимость четко структурировать сделки, отслеживать ситуацию на рынке, планировать развитие и четко контролировать все бизнес-процессы. И это притом, что большинство лизинговых компаний до сих пор не занимались планированием на длительные сроки, сравнимые с продолжительностью сделок, не говоря уже о том, чтобы разрабатывать стратегию развития на несколько лет вперед. Во многих компаниях на обе ноги хромал и управленческий учет. Но вот рубеж перейден, период становления рынка завершился, и лизинговые компании вовсю занялись самоопределением и самосовершенствованием. И для этого им потребовались совершенно новые инструменты – специализированные программы. Кто-то занялся разработкой этих программ своими силами, однако большинство компаний решило прибегнуть к помощи профессионалов, тем более что за последний год появился целый ряд предложений. В результате те, кто задумался немного раньше остальных, уже сейчас пожинают плоды информатизации, например в виде увеличения числа лизингополучателей за счет ускорения процедуры их оценки. Однако основные результаты всех приложенных компаниями усилий станут видны лишь к концу 2006 – началу 2007 г., когда компании в основной своей массе закончат внедрение новых программных продуктов и окончательно определятся со стратегией развития.
Дураки и дороги рынка лизинга
Лизинговые компании в основной своей массе сталкиваются с двумя проблемами, характерными для большинства российских организаций. Первая – нехватка финансирования. Основным источником средств для реализации лизинговых сделок по-прежнему остаются банки (рис. 5).
Однако не все из них так уж охотно идут на сотрудничество с лизинговыми компаниями. А те, кто идут, часто выдвигают чересчур жесткие требования, в том числе к уровню достаточности капитала, иногда даже толком не осознавая специфики лизингового бизнеса. Рассказывает Иван Курилко, генеральный представитель ЗАО «Атлант-М Лизинг»: «Как крупные, так и средние банки часто ставят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучателя должна быть Москва или Московская область. У нас на такие сделки приходится лишь около 20%. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требованиями, которые предъявляют банки. Первое – объективное – это структура баланса. Банки ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 5-10%. Второе требование в какой-то степени абсурдно – банки стремятся получить твердый залог, например в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания – финансовый посредник и зачастую не владеет и не испытывает необходимости владеть имуществом подобного рода. И третье, с чем столкнулась наша компания, это требование перевода оборота компаний холдинга в сам банк».
Компании, работающие не при банках, вынуждены в условиях растущей конкуренции на рынке активно искать выход из сложившейся ситуации. Они продолжают усиленно работать над увеличением собственного капитала (рис. 6),
договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаются привлечь западное финансирование. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, поскольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готовы вкладываться в российские компании. И кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешевле отечественных, все больше лизинговых компаний начинают рассматривать векселя и облигации как перспективный источник дешевого финансирования, так что в ближайшие несколько лет вполне можно ожидать широкомасштабного выхода лизинговых компаний на рынок ценных бумаг. Еще одна проблема, с которой сталкивается абсолютное большинство лизинговых компаний, связана с уплатой налогов. Начнем с того, что налоговые органы как всегда ревностно выискивают малейшие нарушения, проверяют итоги деятельности компании за один и тот же период несколько раз и упорно отстаивают любую, даже заведомо проигрышную, позицию в суде. И в этом плане изменения в гл. 25 Налогового кодекса, касающиеся порядка учета капитальных
вложений в основные средства , отнюдь не добавляют лизинговым компаниям оптимизма. Комментирует Алексей Киркоров, финансовый директор ООО «ИР-Лизинг»: «Если прошлый год и этот год прошли под эгидой проверок налога на добавленную стоимость лизинговых компаний, то следующие несколько лет пройдут под эгидой проверок по налогу на прибыль. Связано это с тем, что по огромному количеству вопросов нормативная база недостаточно проработана не только в «Законе о лизинге», но и в части налогообложения. Нерешенные вопросы влекут за собой определенные курьезы и нежелательные последствия. Это касается выкупной цены, зачета авансов, сроков лизинга и ситуации, когда имущество находится на балансе лизингополучателя и лизинговые платежи меньше амортизации». Еще одна типичная проблема – возмещение НДС, которое в лучшем случае занимает 6-7 месяцев, а в большинстве ситуаций затягивается и на значительно более длительный срок, поскольку требует проведения камеральных и встречных проверок. Так что налоговые льготы не даются лизингу даром.
Кто на новенького?
Конец 2005 г. ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных игроков. В октябре открылась «ЦХГ Меридиан» – «дочка» крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов – VB-Leasing International Holding Gmbh, который будет представлять созданная им компания «ФБ-Лизинг».
Изменения произошли и среди ведущих игроков отечественного рынка. В связи с выходом из состава акционеров компании ОАО «Камаз» ребрендинг провел «Камаз-Лизинг», теперь выступающий на рынке под маркой «Главлизинг». «Камаз» же, в свою очередь, создал компанию с одноименным названием для продвижения лизинга от производителя.
И это только начало. Новые игроки на рынке продолжат появляться. Остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных средств вкупе с потенциально большим рынком и растущей инвестиционной привлекательностью экономики в целом не могут не привлечь внимание зарубежных компаний. Это могут быть как профессиональные западные лизинговые компании, так и занимающиеся продвижением своей техники азиатские поставщики. «По мере улучшения законодательной базы Россия становится все более привлекательной для зарубежных инвесторов, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводители стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть прежде всего поставщики, стремящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов для достижения этого», -отмечает Андрей Первышин, президент ассоциации лизинговых компаний «Промсвязь-лизинг».
Еще одним вариантом изменения состава игроков рынка может стать возникновение объединенных компаний. Рынок уже дорос до необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения. Конкуренция на рынке усиливается, объемы лизингового бизнеса увеличиваются, а автоматизация лизинговых компаний ведет к увеличению точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом. В результате уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и существенно нарастить объемы сделок.