Российский рынок лизинга

Источник: Журнал «Аудитор» №9-2006
Опубликовано: 16 января 2007

Рубежом, разделяющим предыдущий и новый этапы развития рынка лизинга, можно назвать 2004 год. Именно тогда основная масса лизинговых компаний завершила свои первые крупные сделки, заключенные на заре становления лизинга в России в 1999-2002 гг. Перед топ-менеджментом остро встал вопрос – что делать дальше? Конкуренция из года в год растет, на рынок начинают выходить западные игроки, а клиентов уже интересует нечто большее, чем просто возможность уменьшения налогов, столь щедро предоставленная лизинговым схемам законодательством. И вот в 2005 г. компании оказались вынуждены заняться поиском перспектив и разработкой планов развития, чего до сих пор практически не делали. Кроме того, они принялись усиленно внедрять информационные системы, с тем чтобы увеличить возможности обслуживания клиентов, лучше администрировать сделки на различных этапах и постоянно контролировать внутреннюю ситуацию.

Одновременно компании продолжили активно развиваться и расширять деятельность в традиционных и новых направлениях. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового лизингового бизнеса в 2005 г. составил порядка $ 5,1 млрд, доля лизинга в ВВП— 1,0%, а в инвестициях в основные средства – 5,7%. За год объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, составил $ 3,9 млрд, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, — $ 2,8 млрд (рис. 1, 2). Российский рынок лизинга Однако по сравнению с 2002-2004 гг. темпы роста несколько снизились и составили около 40% (рис. 3). Российский рынок лизинга

И объясняется это в первую очередь тем, что рынок вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, ростом их сложности, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию

Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз с $ 387 млнв 2004 г. до $ 1,9 млрд в 2005 г. Приятный сюрприз лизинговым компаниям, казалось бы, преподнесло ОАО «РЖД», проявив, наконец, интерес к лизингу как к эффективному механизму обновления подвижного состава. Однако рыночные лизинговые компаниине смогли воспользоваться столь перспективной возможностью монополист позаботился о том, чтобы создать пул околоотраслевых компаний, которые и сняли всесливки (табл. 1).

Место в рейтинге Название компании Объем текущих сделок на 01.10.2005, тыс. долл. Лизинговые платежи, полученные за 9 мес. 2005 г, тыс. долл. Лизинговые платежи к получению на 01.10.2005, тыс. долл. Объем профинансированных средств (без учета авансов) за 9 мес. 2005 г., тыс. долл. Достаточ ность собственного капитала
1 РТК-ЛИЗИНГ 1 102024 183 398 685 023 71 065 Высокая
2 Русско-германская лизинговая компания 935 953 155 617 835 818 н.д. Средняя*
3 Росагролизинг 973 914 85 074 662 048 138 545 Высокая
4 Авангард-Лизинг 496 601 124 744 395 882 131 694 Высокая*
5 Объединенная лизинговая компания «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» 348499 88 128 147 011 н.д. Высокая
6 Лизинговая компания УРАЛСИБ 328933 91 255 256 528 142 715 Высокая
7 Альфа-Лизинг 547 830 71 030 320 518™ 143 540 Средняя
8 Глобус-лизинг 294 835 71 290 169 592 41 942 Низкая
9 ММБ-Лизинг 308460 68 590 н.д. 118 048 Низкая
10 ЕВРОПЛАН 243119 77 407 142 558 60 585 Высокая
11 Ассоциация Лизинговых Компаний «Промсвязьлизинг» 273185" 52 945 150 595™ 58 782 Высокая
12 Райффайзен-Лизинг 220 197 50 025 133 484 52 119 Средняя
13 Камаз 225 345™ 47 876™ 127 330 44 508** Высокая
14 Интерлизинг 185 077 36 243 110 523 51 391 Низкая
15 Балтийский лизинг 164 118 51 285 87 704 40 674 Средняя
16 Ханса Лизинг 359 345 29 460 124 824 140 826 Высокая
17 Ильюшин Финанс Ко. 1518277 13 803 1 497 428 н.д. Высокая
18 Магистраль Финанс 274 551 20 419 279 581 154 557 Средняя
19 ИР-Лизинг 193 851 23 889 176 805 50 835 Высокая
20 Петролизинг-Менеджмент 90 327 71 344 27 781 65 388 Низкая
21 Скания Лизинг 181 856 23 522 87 736 113 521 Средняя*
22 Лизинговая Компания «Медведь» 117 991 21 100 97 941 30 254 Средняя
23 РМБ-Лизинг 121 043 21 916 52 019 20 413 Средняя
24 ГЛАВЛИЗИНГ 109 263 28 173 71 932 24 930 Низкая
25 РБЛИЗИНГ 164 958 13 798 137 977 54 594 Низкая
26 Элемент Лизинг 55 603 45 696 50 471 38 758 Высокая
27 КАРКАДЕ 55 548 43 271 28 464 27 895 Высокая
28 Брансвик Рейл Лизинг 126 041 11 830 114 211 58 764 Высокая
29 СТОУН-XXI 91 398 21 497 43 936 29 595 Средняя
30 Группа Финансовых Технологий 90 275 21 139 41 667 10 963 Низкая
31 ФК «Балтинвест» 86 800 25 120 н.д. н.д. Средняя*
32 Русская Лизинговая Компания 69 698 26 539 53 863 32 731 Высокая
33 Уральский лизинговый центр 99 535 14 569 66 913 4 856 Средняя
34 ЮТэйр-Лизинг 74 748 13 257 49 257 6 387 Низкая
35 Промышленная лизинговая компания 74 562 14 174 45 836 16 468 Средняя
36 Машлизинг 66 428 16 553 44 989 27 221 Высокая
37 Лизинг-М 66 423 17 467 66 423 18 607 Низкая
38 Петербургская лизинговая компания 111 599 7 629 118 607 56 623 Низкая
39 НОМОС-Лизинг 60 949 12 990 29 468 9 300 Средняя
40 Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» 59 527 11 306 17 751 12 833 Высокая
41 АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» («Автолизинг») 54 229 15 835 34 457 16 766 Высокая
42 Северная Венеция 47 975 17 145 41 860 23 357 Средняя
43 Хьюлетт-Паккард 49 501 13 776 28 440 17 329 Высокая
44 ВКМ-Лизинг 89 191 11 234 70 094 25 394 Низкая
45 Сибирская Лизинговая Компания 42 191 12 214 42 140 16 627 Низкая
46 РЕСОТРАСТ 38 699 14 884 28 910 14 243 Высокая
47 Муниципальная инвестиционная компания 37 271 12 286 31 123 25 025 Низкая
48 Петроконсалт 58 408 9 063 36 359 14 000 Низкая
49 Финансовая Экономическая Группа 54 456 9 193 36 432 18813 Низкая
50 Руст 54 269 7 649 46 882 16 725 Средняя
51 ДельтаЛизинг 42 727 8 338 38 345 16 284 Высокая
52 Внешлизинг 49 270 7 796 30 696 25 608 Низкая
53 Компания розничного кредитования.Лизинг 42 056 5 267 38 941 28 875 Низкая
54 Межрегиональная Лизинговая Компания СФГЛизинг» 41 029 6 503 24 921 8 448 Высокая
55 Финансово-экономический Консалтинг 19 307 16 457 24 632 14 572 Высокая
56 Автобусная Лизинговая Компания Скания 34 732 5 726 23 124 4 001 Низкая
57 Лизинговая компания «Лефко-Лизинг» 31 260 8 060 27 130 21 520 Низкая
58 Сахалинская лизинговая компания 33 051 5 492 17 661 5 692 Высокая*
59 Рослизинг 31 207 9 531 20 909 14 175 Низкая
60 Гознак-лизинг 34 000 7 767 н.д. 2 000 Средняя
61 Ассоциация лизинговых и финансовых компаний «ЯРФИНВЕСТ» 29 220 11 090 20 826 10 290 Средняя*
62 Дартмастер 21 663 12 740 3 406 8 293 Высокая
63 Тюменская агропромышленная лизинговая компания 28 312 5 014 18 530 10717 Низкая
64 Премьер-Лизинг 27 735 8 532 17 053 9 605 Средняя
65 БелФин 24 647 11 101 20 452 6 235 Высокая
66 ЛизингКом 23 984 10210 18 132 498 Высокая*
67 Приволжская лизинговая компания 24 700 7 494 9 099 3511 Высокая
68 Атлант-М Лизинг 24 404 7 429 12 856 5717 Низкая
69 Промлизинг 27 783 7 670 2 412 10 407 Средняя
70 Ханты-Мансийская лизинговая компания «Открытие» 21 645 6 214 н.д. 3 163 Низкая
71 Транспортная Лизинговая Компания 25 150 7 197 2 751 8 334 152 Высокая
72 Лизинг-Моторс 19 023 5 845 11 315 7 007 Низкая
73 Группа Лизинговых Компаний «СТОЛИЦА» 11 134 12 561 н.д. 9 278 Низкая
74 Уралвнешлизинг 18 571 6 506 7 452 11 360 Средняя
75 СМАРТ ГОЛД 16 008 6211 9 305 5 323 Низкая
76 Агентство по инвестициям и лизингу 27 934 4 882 21 459 10 297 Низкая
77 Лизинговая компания «Волгопромлизинг» 13 795 5 518 8 634 3 433 Высокая
78 ЭКСПО-лизинг 20 631 10 13 266 9 301 Высокая
79 Веслизинг 18 701 4 830 13 856 8 355 Высокая
80 Яков Семенов 18 142 3 972 12 500 6 471 Низкая
81 Агропромышленная Финансовая Компания 23 322 2 937 1 260 14 586 Высокая
82 Верхневолжская лизинговая компания 16 820 3 933 10 547 2 656 Средняя
83 Прогресс-Нева Лизинг 16 401 4 671 10 108 4 590 Средняя
84 Техноспецсталь-Лизинг 6 139 5 117 4 409 2 465 Низкая
85 Лизинговая компания «ГРАН» 20 757 3 736 563 7 318 Средняя
86 Полаир Лизинг 4 716 5 094 6 578 3 407 Высокая
87 Поволжский лизинговый центр 15 941 4 288 9 813 3 502 Низкая
88 Управляющая компания «Объединенный лизинг» 15 226 3 606 6 765 2 291 Низкая
89 Юридическая компания «Аргумент» 14 053 3 487 8 900 5 314 Низкая
90 ТрансЛизингКом 12 867 4 399 9 150 3 699 Высокая
91 Лизинговые технологии 14 368 2 976 3 920 2 979 Низкая
92 АСФИНАНС 12 583 4 976 7 746 11 531 Средняя
93 Независимость Авто-Лизинг 14 192 4 671 3 369 4 743 Низкая
94 ПЛ-лизинг 14 943 3 981 1 327 2 738 Средняя
95 Тольяттинская лизинговая компания 11 548 2 811 8 267 8 303 Высокая
96 Экспресс-Волга-Лизинг 11 622 2 667 6 945 2 710 Средняя
97 Технолизинг 11 827 3 489 6 107 1 861 Высокая
98 Лизинговая компания Сибири 11 240 2 238 7216 3 880 Высокая
99 Первая лизинговая компания 10 450 2 569 7 457 2 330 Средняя
100 Комиинкорлизинг 9 342 2 771 3 369 2 760 Низкая
где, * – экспертная оценка, ** – уточненные данные.

Динамично развивались и другие традиционно крупные сегменты рынка лизингавтотранспорта и лизинг строительной техники. На первом из них за год объем сделокувеличился практически в 2 раза и составилболее $ 1,7 млрд. Комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО «Райффайзен_Лизинг»: «На сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где автомобильный транспорт до их вступления в ЕС был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России, и оно будет продолжаться. Сейчас организации ,работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании помимо финансирования предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и «переобуванием» резины, избавляя таким образом предприятие_лизингополучателя от лишней головной боли.Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором и ряд компаний этимактивно пользуется».

Существенно увеличился и объем сделок в сфере лизинга строительной техники со $ 142 млн в 2004 г. до $ 394 млн в 2005 г. Результаты исследования подтверждают и мнения представителей лизинговых компаний. Так, по словам Алексея Лабзина, генерального директора ОАО «Главлизинг»,«сегмент лизинга строительного оборудования развивается очень неплохо. В первую очередь активность наблюдается в регионах, особенно в Поволжье и на Урале. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования тоже развивается, но уже медленнее, чем раньше, объем застройки не растет, а существующие успешные строительные компании уже укомплектованысовременной техникой».

Сохранились высокие темпы роста и вовсе еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости за год рынок вырос с $ 36 до 100 млн. Более активному развитию этого сегмента по прежнему мешают те же типично российские проблемы существенно заниженная балансовая стоимость недвижимости и бюрократические проволочки. По мнению Александра Кожевникова, генерального директора ОАО «Авангард_Лизинг», «лизинг офисной и торговой недвижимости очень перспективное направление. Однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Основное обстоятельство, препятствующее развитию рынка, недокапитализированность: имущество на балансе числится, например, в размере $ 100 тыс., а реально стоит $ 10 млн. Соответственно в этом случае лизинговая компания нормальный договор купли-продажи заключить не может. Кроме того, сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей».

Одним из наиболее перспективных сег­ментов становится лизинг энергетическо­го оборудования – его объем согласно ре­зультатам исследования в 2005 г. составил более $ 400 млн. Рост сегмента обусловлен как реализацией крупных проектов, так и появлением интереса у предприятий к независимым источникам энергии. По сло­вам Алексея Акиндинова, генерального директора ООО «ИР-Лизинг», «рынок развивается очень активно по трем на­правлениям. Первое – проекты общефе-дерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвес тиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС (Бурейская ГЭС, Кали­нинградская ТЭЦ-2). Второе – проекты, которые реализуются на базе терри­ториальных генерирующих и оптово ге­нерирующих компаний. Третье – муни­ципальные программы и источники энергии независимых производителей» (рис. 4).

Практически на всех сегментах, где про­исходит активный рост, лизинг все больше становится именно комплексной услугой, дающей лизингополучателю дополнитель­ные преимущества помимо стандартного  уменьшения налога на прибыль и налога на имущество, – ситуация, характерная для сложившихся зарубежных рынков. А сами компании значительно расширяют свое при­сутствие как на привычных, так и на новых для них сегментах рынка, становясь, таким образом, все более универсальными. По мне­нию Игоря Аванесяна, генерального дирек­тора ЗАО «Объединенная лизинговая ком­пания «Центр-Капитал», «у лизинговых компаний есть предпосылки для осуществ­ления своей деятельности практически в любой отрасли».

Лицом к народу

Лизинговые компании все активнее рабо­тают в регионах и все больше ориентируют­ся именно на малый и средний бизнес. При том, что более половины компаний московс­кие и питерские, две трети сделок заключа­ются в регионах. Традиционно наибольшее внимание лизинговых компаний привлека­ют Урал, Сибирь и Поволжье. Постепенно, по мере развития малого и среднего бизнеса на юге России, столичные лизинговые ком­пании начинают обращать свои взгляды и в эту сторону. Причем все больше компа­ний переходят от единичных договоров к об­разованию пулов сделок в том или ином ре­гионе и созданию филиалов для их обслужи­вания.

Малый и средний бизнес становятся все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, в резуль­тате того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, и во-вторых, в связи с активным развитием ма­лого и среднего бизнеса. В результате если в общем портфеле лизинговых компаний доля сделок с крупными клиентами состав­ляет порядка 30% от общего числа, то в пор­тфеле сделок, заключенных непосредствен­но в 2005 г., их всего 21%. И есть все основа­ния полагать, что лизинговые компании и далее продолжат все активнее искать сво­их потребителей на всей территории стра­ны, не ограничиваясь уже освоенными тер­риториями, и будут все более и более актив­но работать именно с малым и средним бизнесом.

Конец свободного плавания

Из года в год рынок становится профес­сиональным – растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателя­ми из разных отраслей и разных регионов. Компании все чаще начинают чувствовать рядом дружеские локти братьев по цеху. Пришло время перемен – без дополнитель­ных усилий осваивать доступные просторы уже не получается, появляется необходи­мость четко структурировать сделки, отсле­живать ситуацию на рынке, планировать развитие и четко контролировать все биз­нес-процессы. И это притом, что большин­ство лизинговых компаний до сих пор не за­нимались планированием на длительные сроки, сравнимые с продолжительностью сделок, не говоря уже о том, чтобы разраба­тывать стратегию развития на несколько лет вперед. Во многих компаниях на обе ноги хромал и управленческий учет. Но вот ру­беж перейден, период становления рынка завершился, и лизинговые компании вовсю занялись самоопределением и самосовер­шенствованием. И для этого им потребова­лись совершенно новые инструменты – спе­циализированные программы. Кто-то занял­ся разработкой этих программ своими силами, однако большинство компаний ре­шило прибегнуть к помощи профессионалов, тем более что за последний год появился це­лый ряд предложений. В результате те, кто задумался немного раньше остальных, уже сейчас пожинают плоды информатизации, например в виде увеличения числа лизинго­получателей за счет ускорения процедуры их оценки. Однако основные результаты всех приложенных компаниями усилий станут видны лишь к концу 2006 – началу 2007 г., ког­да компании в основной своей массе закончат внедрение новых программных продуктов и окончательно определятся со стратегией развития.

Дураки и дороги рынка лизинга

Лизинговые компании в основной своей массе сталкиваются с двумя проблемами, характерными для большинства российских организаций. Первая – нехватка финансиро­вания. Основным источником средств для реализации лизинговых сделок по-прежне­му остаются банки (рис. 5).

Российский рынок Лизинга

Однако не все из них так уж охотно идут на сотрудничество с лизинговыми компаниями. А те, кто идут, часто выдвигают чересчур жесткие требо­вания, в том числе к уровню достаточности капитала, иногда даже толком не осознавая специфики лизингового бизнеса. Рассказы­вает Иван Курилко, генеральный предста­витель ЗАО «Атлант-М Лизинг»: «Как крупные, так и средние банки часто ста­вят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучате­ля должна быть Москва или Московская об­ласть. У нас на такие сделки приходится лишь около 20%. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требо­ваниями, которые предъявляют банки. Первое – объективное – это структура ба­ланса. Банки ожидают, что доля собствен­ного капитала в валюте баланса будет со­ставлять не менее 5-10%. Второе требо­вание в какой-то степени абсурдно – банки стремятся получить твердый залог, на­пример в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания – финансовый по­средник и зачастую не владеет и не испы­тывает необходимости владеть имуще­ством подобного рода. И третье, с чем столкнулась наша компания, это требо­вание перевода оборота компаний холдин­га в сам банк».

Компании, работающие не при банках, вынуждены в условиях растущей конкуренции на рынке активно искать выход из сло­жившейся ситуации. Они продолжают уси­ленно работать над увеличением собствен­ного капитала (рис. 6),

Российскийрынок лизинга

договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаются привлечь западное фи­нансирование. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, по­скольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готовы вкладываться в россий­ские компании. И кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешев­ле отечественных, все больше лизинговых компаний начинают рассматривать векселя и облигации как перспективный источник дешевого финансирования, так что в бли­жайшие несколько лет вполне можно ожидать широкомасштабного выхода ли­зинговых компаний на рынок ценных бумаг. Еще одна проблема, с которой сталкива­ется абсолютное большинство лизинговых компаний, связана с уплатой налогов. Начнем с того, что налоговые органы как всегда рев­ностно выискивают малейшие нарушения, проверяют итоги деятельности компании за один и тот же период несколько раз и упорно отстаивают любую, даже заведомо проигрышную, позицию в суде. И в этом пла­не изменения в гл. 25 Налогового кодекса, ка­сающиеся   порядка   учета   капитальных вложений в основные средства , отнюдь не добавляют лизинговым компаниям опти­мизма. Комментирует Алексей Киркоров, финансовый директор ООО «ИР-Лизинг»: «Если прошлый год и этот год прошли под эгидой проверок налога на добавленную сто­имость лизинговых компаний, то следующие несколько лет пройдут под эгидой проверок по налогу на прибыль. Связано это с тем, что по огромному количеству вопросов норма­тивная база недостаточно проработана не только в «Законе о лизинге», но и в части налогообложения. Нерешенные вопросы влекут за собой определенные курьезы и нежелательные последствия. Это касает­ся выкупной цены, зачета авансов, сроков лизинга и ситуации, когда имущество на­ходится на балансе лизингополучателя и лизинговые платежи меньше амортиза­ции». Еще одна типичная проблема – возме­щение НДС, которое в лучшем случае зани­мает 6-7 месяцев, а в большинстве ситуа­ций затягивается и на значительно более длительный срок, поскольку требует прове­дения камеральных и встречных проверок. Так что налоговые льготы не даются лизин­гу даром.

Кто на новенького?

Конец 2005 г. ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных игроков. В октябре открылась «ЦХГ Меридиан» – «дочка» крупнейшей ли­зинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсаль­ных лизинговых холдингов – VB-Leasing International Holding Gmbh, который будет представлять созданная им компания «ФБ-Лизинг».

Изменения произошли и среди ведущих игроков отечественного рынка. В связи с выходом из состава акционеров компании ОАО «Камаз» ребрендинг провел «Камаз-Лизинг», теперь выступающий на рынке под маркой «Главлизинг». «Камаз» же, в свою очередь, создал компанию с одноименным на­званием для продвижения лизинга от про­изводителя.

И это только начало. Новые игроки на рын­ке продолжат появляться. Остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных средств вкупе с потенциально большим рын­ком и растущей инвестиционной привлека­тельностью экономики в целом не могут не привлечь внимание зарубежных компаний. Это могут быть как профессиональные запад­ные лизинговые компании, так и занимающи­еся продвижением своей техники азиатские поставщики. «По мере улучшения законода­тельной базы Россия становится все более привлекательной для зарубежных инвесто­ров, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводи­тели стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть прежде всего поставщики, стре­мящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов для достижения этого», -отмечает Андрей Первышин, президент ас­социации лизинговых компаний «Промсвязь-лизинг».

Еще одним вариантом изменения состава иг­роков рынка может стать возникновение объ­единенных компаний. Рынок уже дорос до не­обходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения. Конкурен­ция на рынке усиливается, объемы лизингово­го бизнеса увеличиваются, а автоматизация лизинговых компаний ведет к увеличению точ­ности оценки рисков отдельных сделок и порт­феля в целом. В результате уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего раз­вития компаний может стать объединение пор­тфелей. Использование данной стратегии так­же даст компаниям возможность в более корот­кие сроки выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и существенно нарас­тить объемы сделок.

 

Все статьи цикла «Номер 9»

(состоит из 1 статьи)

Российский рынок лизинга (16 января 2007)