Система корпоративного налогообложения и эффективность макроэкономической политики: проблемы взаимосвязи

Статьи и аналитические...

Автор:
Опубликовано: 15 Сентября 2005

Система корпоративного налогообложения и эффективность макроэкономической политики: проблемы взаимосвязи

Налоговая реформа в большинстве стран СНГ своей естественной целью имеет создание эффективной системы налогообложения. С течением времени приходит осознание того, что главным критерием эффективности налоговой системы является ее способность стимулировать расширенное воспроизводство общественного капитала. В то же время имеющаяся практика свидетельствует об игнорировании этого критерия. Действующая система взимания налогов и сборов игнорирует интересы налогоплательщиков, в результате чего растет число «теневых» операций. Становится очевидным, что главной целью макроэкономической политики в целом, и налоговой политики в особенности, должно стать согласование интересов основных участников экономических отношений (государства, собственников и персонала предприятий).

Объективности ради стоит заметить, что практика постсоветских государств содержит примеры удачного решения этой проблемы. Речь идет о повсеместном внедрении упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. В то же время крупные налогоплательщики остаются в стороне от этого процесса. Для этих субъектов хозяйствования до сего дня не было предложено эффективного стимулирующего механизма уплаты налогов. Ниже содержится краткое описание регрессивно-динамической системы налогообложения, стержневой целью которой является гармонизация разновекторных экономических интересов.

Укажем, что идея регрессивного налогообложения не является новой. Мировой экономической теории и практике известные некоторые схемы налогообложения, основанные на этом принципе. Среди них целесообразно выделить систему смешанного прогрессивно-регрессивного налогообложения доходов физических лиц и их семей, которая существует в США. Другим примером может служить единый социальный налог в РФ, исчисляемый по регрессивной шкале. Приведенные схемы налогообложения эмпирически доказали свою эффективность. Вместе с тем, существуют серьезные методологические проблемы реализации этих схем, в частности косвенный, опосредованный характер их воздействия на экономическое поведение и финансовые результаты деятельности налогоплательщиков, а также необходимость корректировок шкалы налоговых ставок в связи с инфляционными процессами.

Авторская концепция регрессивно-динамического налогообложения изначально ориентируется на прибыльный метод ведения бизнеса. Она стимулирует рост конечных результатов работы корпораций. Другой особенностью выступает привязка регрессивной шкалы к относительным, а не абсолютным показателям. Кроме того, авторская концепция имеет приоритет во времени по отношению к известной российской схеме. Итак, рассмотрим данную концепцию более предметно.

Регрессивно-динамическая система налогообложения (далее – система, РДСН) представляет собой такой порядок взимания налогов, согласно которому положительной динамике экономического роста на предприятии соответствует убывающая шкала налогообложения; при этом экономический рост стимулируется законодательно установленным порядком распределения балансовой прибыли.

Стержневая идея системы – вовлечение всех экономических агентов в процесс расширенного воспроизводства капитала путем поощрения их финансовой заинтересованности в максимизации прибылей. РДСН ориентирована на достижение стратегической цели – стимулирования роста микро – и макроэкономической эффективности. Наряду со стратегической целью выделены тактические цели, важнейшими из которых являются реанимация воспроизводственного цикла на предприятиях и легализация «теневого» оборота.

Естественно, что для достижения поставленных целей должны существовать некоторые объективные предпосылки. В качестве необходимых (но недостаточных) предпосылок автором детально рассматриваются:

  • замена «затратно-теневых» каналов присвоения владельцами корпоративных доходов дивидендным каналом;
  • участие персонала в прибылях.

РДСН состоит из двух логически взаимосвязанных подсистем, каждая из которых нацелена на решение конкретной задачи.

Центральным элементом первой подсистемы («создания и накопления прибылей») является регрессивная шкала налогообложения, согласно которой устанавливается обратная зависимость между ставками корпоративных налогов и темпом экономического роста на предприятии.

Критерием последнего служит темп роста объема продаж при опережающем темпе роста балансовой прибыли (в годовом исчислении). Поскольку применение той или иной ставки налогообложения зависит от динамики экономического роста, целесообразно выделить несколько его типов (медленный, умеренный, быстрый, ускоренный) и определить конкретные количественные параметры соответствия.

Автором разработано и проанализировано несколько вариантов РДСН. Ниже предлагаются два варианта регрессивной шкалы, которые соответствуют двум вариантам системы. Вариант А предполагает использование существующих ныне корпоративных налогов: НДС, уменьшенного до 15 % и налога на прибыль (по регрессивной шкале). Вариант Б базируется на применении единого налога с оборота (см. таблицу).

Таблица

Варианты регрессивно-динамической системы налогообложения

Критерий типа эконо – 
мического роста
Варианты Типы экономического роста Ставка налога, %
наиме – 
нование
значение НДС Налог на при – 
быль
Налог с оборота
Темп роста объема продаж при опере – 
жающем темпе роста балансовой прибыли, % в год
A нулевой - 15 30 -
медленный 15 20 -
умеренный 5 – 20 15 15 -
быстрый 21 – 40 15 10 -
ускоренный > 40 15 5 -
Б нулевой - - - 9
медленный - - 6
умеренный 5 – 20 - - 5,5
быстрый 21 – 40 - - 5
ускоренный > 40 - - 4,5

Вторая подсистема («распределения прибылей») охватывает механизмы присвоения прибылей участниками корпоративных отношений и механизм реинвестирования прибылей. В законодательстве стран с переходной экономикой предлагается закрепить следующие положения. Во-первых, разрешить помесячную выплату дивидендов и иных доходов от участия в прибылях компании. Во-вторых, установить нулевую (или минимальную) ставку подоходного налога, удерживаемого с таких доходов. В-третьих, установить нижнюю границу норматива отчислений в фонд участия персонала в прибылях компании (в процентах от чистой прибыли). В-четвертых, определить нижнюю границу норматива реинвестирования (в процентах от чистой прибыли). В-пятых, узаконить перечисление оговоренной доли доходов персонала от участия в прибылях на персональные пенсионные счета работников.

Структура регрессивно-динамической системы налогообложения

Схема

Таким образом, в рамках предложенной системы налогообложения наименьшая налоговая нагрузка ложится на предприятия, которые максимизируют конечные финансовые результаты. Существенно упрощается порядок присвоения владельцами предприятий корпоративных доходов. Законодательно закрепляется право работников фирм на участие в прибылях, что заметно видоизменяет их мотивационные установки. Благодаря этому наращивание объемов продаж и балансовой прибыли становится для фактических владельцев главным источником личных доходов и эффективным способом минимизации налогов. Государство выигрывает вследствие того, что рост прибыльности предприятий создает необходимые предпосылки для расширенного воспроизводства общественного капитала. Иными словами, ощутимые и незамедлительные финансовые выгоды от повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий получают все задействованные субъекты экономических отношений (государство, владельцы, управленческий и производственный персонал компаний).

Следовательно, в случае своего внедрения регрессивно-динамическая система налогообложения может сыграть роль универсального катализатора воспроизводственных процессов и выступить действенным рычагом активной макроэкономической политики.

АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ

  1. Педько А. Налоговая политика и экономические интересы. «Правительственный курьер» от 23 января 1999 г., № 13 (1448), с. 6-7 (на укр.яз.).
  2. Педько А.Б. Система регрессивного налогообложения: сущность и экономический потенциал. «Бизнес-Информ» № 13-14, 1999, с. 41-42.
  3. Педько А. Новая налоговая система: альтернативный подход. «Компаньон» № 13 март, 2000, с. 20-21.
  4. Педько А. Главное – гармонизация интересов государства и плательщиков налогов. «Украинская инвестиционная газета» от 5 сентября 2000г., № 35 (256), с. 11.
  5. Педько А. О логике реформирования системы налогообложения в Украине. «Деловая Украина» от 6 сентября 2000г., № 60 (788), с. 2.
  6. Педько А. РДСН: большие прибыли – меньшие ставки налога. «Закон и бизнес» от 16-22 сентября 2000 г., № 37 (459), с. 5 (на укр.яз.).
  7. Педько А. Концептуальные основы регрессивно-динамического налогообложения. «Экономист» № 10, 2000, с. 37-39 (на укр.яз.).
  8. Педько А. Экономическое обоснование регрессивно-динамической системы налогообложения // Актуальные проблемы государственного управления: Сб. науч. труд. – Днепропетровск:

Днепропетровский филиал Украинской академии государственного управления при Президенте Украины, 2000. – Вып. 3 (3). – с. 206-214 (на укр.яз.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Педько Андрей Борисович – советник-консультант бюджетной комиссии Днепропетровского городского совета, соискатель ученой степени кандидата экономических наук.

Тел. (8 056) 773-32-35
http:// www.newtax.dp.ua
Email abp@dp.ukrtel.net


Автор: