В трансформационный период инвестиции, а особенно их объем, становятся главным фактором и катализатором экономического развития экономики. Традиционно, объем иностранных инвестиций в государство характеризует такой показатель как величина прямых иностранных инвестиций (ПИИ). О привлекательности Украины для инвестирования заговорили всерьез западные финансовые институты после известных событий конца 2004 года. Если в своих соображениях опираться только на статистику, то
можно сделать вывод – их слова не разошлись с конкретными делами. Динамика прямых иностранных инвестиций представлена на рис. 1.
Так, по информации Государственного комитета статистики, на начало 2006 г. общий объем ПИИ в Украину составлял 16 375,2 млн. дол., а на начало
2005 г. этот показатель равнялся 9 047 млн. дол. По результатам 2005 г. прирост прямых иностранных инвестиций в 3,3 раза превысил уровень 2004 г.Но не следует слишком оптимистически воспринимать эти данные, ведь значительный прирост этого показателя был вызван продажей такого стратегически важного для отечественного горно-металлургического комплекса объекта, как «Криворожсталь», транснациональной корпорации «Metal Steal».
Как свидетельствует мировой опыт экономически развитых стран, опережающий экономический рост возможен не только за счет иностранных инвестиций, а, прежде всего, при наличии института мощных национальных институциональных инвесторов.
Что касается последних, то пока в Украине ситуация недостаточно оптимистична. Свидетельством этого является то, что в 2005 г. в сравнении с 2004 г., темпы накопления основного капитала уменьшились на 20,8 пункта – со 120,5 до 99,7%. Основными предпосылками уменьшения темпов инвестиционной активности являются некоторые внутренние и внешние экономические факторы (начиная от уменьшения налоговых льгот и закрытия многих минимизаторских схем, вплоть до необходимости уплаты предприятиями повышенных заработных плат и связанных с ними отчислений в бюджет), которые существенно уменьшили прибыль, финансовые ресурсы предприятий и, соответственно, их инвестиционные возможности.
Не следует забывать, что довольно высокими темпами возрастают инвестиционные возможности населения. В прошлом году его реальные доходы возросли на 20,1%, а в нынешнем (январь-март) – на 24,2%. Среднемесячная заработная плата в марте 2006 года составляла 987 грн. Сбережения граждан на конец 2005 года составили 33 млрд. грн. и в сравнении с 2004 годом увеличились в полтора раза. Очевидно, что указанная ситуация содержит значительные инфляционные риски для украинской экономики.
Итак, учитывая уменьшение темпов экономического роста и значительные инфляционные риски, можно утверждать, что лишь весомое количественное и качественное возрастание инвестиций в национальную экономику путем переориентации части средств населения с потребительского рынка в инвестиционную сферу предоставит ей необходимые ресурсы для дальнейшего интенсивного развития. Поэтому сегодня довольно актуальным является поиск новых эффективных способов осуществления инвестиций в украинскую экономику.
Cуть ИСИ и состояние их развития в Украине. Одним из наиболее эффективных механизмов в мировой практике, позволяющим аккумулировать ресурсы мелких инвесторов, сформировать из них значительные массивы инвестиций, которые уже потом направляются, в наиболее привлекательные отрасли экономики, являются институты совместного инвестирования (ИСИ). Кроме того, для больших инвесторов ИСИ также привлекательны как инструменты, с помощью которых они имеют возможность распределять финансовые риски по проектам, имеющим высокую степень рискованности, а также в некоторых случаях осуществлять оптимизацию собственных денежных потоков. Управление процессами совместного инвестирования осуществляют компании по управлению активами (КУА) – финансовые посредники, функциями которых являются отбор объектов инвестирования (в границах разрешенных законодательством), а также дальнейшее управление инвестиционным портфелем.
Во всем мире ИСИ уже много лет пользуется спросом у населения и у юридических лиц. Высокая популярность и темпы развития индустрии совместного инвестирования в мире объясняются высокой доходностью в условиях умеренных рисков за счет диверсификации и профессионального управления инвестиционными ресурсами, а также, как правило, имеющимися преимуществами в налогообложении.
Украина в этом процессе пока отстает не только от развитых стран, но и от России. Как известно, основанием для начала процесса организованного введения институтов совместного инвестирования стало принятие в 2001 году Закона Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» и в 2003 году Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».
В Украине законодательно определено несколько видов ИСИ. Так, по организационно-правовой форме они делятся на паевые и корпоративные.
Корпоративный фонд (КИФ) является юридическим лицом и создается как открытое акционерное общество, где каждый участник фонда является и его акционером. Вышестоящим органом такого фонда является общее собрание акционеров. Следует указать, что управление активами фонда осуществляется КУА на основании заключенного с наблюдательным советом договором. Надзор за деятельностью компании по управлению активами проводит на основании устава фонда наблюдательный совет корпоративного инвестиционного фонда.
Паевой фонд (ПИФ) является не юридическим лицом, а совокупностью активов, принадлежащих инвесторам на правах частной собственности и находящихся в управлении КУА. Именно по инициативе последней и создается такой фонд. Инвесторы становятся участниками паевого фонда путем приобретения инвестиционных сертификатов, выпущенных КУА.
В зависимости от порядка осуществления деятельности ИСИ делятся на следующие типы: открытые, интервальные и закрытые. Главный критерий такого распределения – обязательства ИСИ относительно выкупа у участников инвестиционного фонда своих ценных бумаг (сертификатов или акций) к моменту своей реорганизации или ликвидации. Соответственно, фонд открытого типа обязуется выкупать собственные эмитированные ценные бумаги у инвесторов в любой момент времени по их требованию. ИСИ интервального типа также обязуется выкупать собственные ценные бумаги, как и открытый фонд, но при одном условии: на протяжении обусловленного в проспекте
эмиссии срока, но не реже одного раза в год. Если инвестиционный фонд не берет на себя такого обязательства, то он, согласно законодательству, относится к закрытому типу
В зависимости от срока, на который создается ИСИ, он может быть срочным или бессрочным. Характерно, что фонды закрытого фонда создаются только на определенный период, по окончании которого он должен реорганизоваться или ликвидироваться.
В зависимости от количества и жесткости законодательно определенных требований и ограничений к структуре и составу активов фонда, они могут быть диверсифицированными (наибольшая регламентация, какую часть активов, и в ценные бумаги какого класса фонд может инвестировать) и не диверсифицированными. Хотя существуют ограничения и для них. Так, не диверсифицированный фонд должен не меньше 70% своего портфеля сформировать за счет ценных бумаг. К тому же, доли ценных бумаг, не котируемых на биржах, и недвижимости не могут превышать 50% всех активов.
Если же закрытый не диверсифицированный фонд имеет в своем портфеле недвижимость и ценные бумаги, которые не входят в биржевые списки, в сумме большей 50% активов фонда, то он называется венчурным.
Как правило, во всем мире ИСИ пользуются в своей деятельности определенными налоговыми преференциями. Модель функционирования ИСИ, определенная украинскими законодателями, тоже предполагает для инвестиционных фондов некоторые налоговые льготы. В частности, прибыли фонда (пассивные и непосредственно от инвестиционных операций) не облагаются налогом на прибыль. Это означает, что пока прибыль остается в фонде (например, реинвестируется, увеличивая его активы), она не облагается налогами. Налоговые обязательства возникают лишь у инвесторов при выходе из ИСИ, в случае продажи ими своего пая или получения дивидендов.
Мировая практика доказывает, что механизм совместного инвестирования выступает серьезной конкурентной альтернативой банковским вкладам. Так, например, в США каждая вторая семья является участником ИСИ. К сожалению, в Украине совместное инвестирование находится на начальном этапе развития и, как следствие, ИСИ не приобрели пока широкого распространения и популярности. Но все же темпы развития ИСИ в нашем государстве имеют очень высокую динамику. Так, по данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) – объединения КУА, объем зарегистрированных выпусков ценных бумаг ИСИ составил почти 28 млрд. грн., а общий объем реально привлеченных инвестиций в ИСИ на начало 2006 года составил 6,1 млрд. грн., что равняется 8% от суммы депозитных вкладов населения или около 1,5% от ВВП.
Рассмотрим количественную характеристику развития индустрии совместного инвестирования в нашей стране. Так, в 2003 году в Украине насчитывалось только пять КУА, а в конце 2005 года их уже работало почти 160, а на 31.03.2006 г. – 178 компаний.
Анализируя динамику активов, которыми управляли компании, можно сделать вывод, что они возрастали довольно высокими темпами, но следует принять во внимание, что база для расчетов в 2004 г. фактически приближалась к нулю. Относительно суммарной стоимости зарегистрированной эмиссии ценных бумаг ИСИ, в І квартале 2005 г она составила 3,5 млрд. грн., а на конец 2005 года увеличилась в 7,5 раза и достигла 26,3 млрд., а на 31.03.2006 г. – почти 28 млрд. грн. Хотя, эти цифры не должны вводить в заблуждение, ведь объем реально привлеченных инвестиций характеризует показатель общего объема активов ИСИ, который к началу года находился на уровне 6,1 млрд. грн., что составляет лишь 8% от депозитных вкладов населения и 1,5% ВВП. Общая же чистая стоимость активов составляет 4,9 миллиардов гривень, в том числе венчурных фондов 4,5 миллиардов гривень, не венчурных – 400 млн. грн. Динамика и структура разных типов и видов институтов совместного инвестирования показана на рис. 2 и в таблице.
Период |
Всего |
|
|
ПИФ |
|
|
КИФ |
|
|
|
открытые |
интервальные |
закрытые диверсиф. |
закрытые не диверсиф. |
венчурные |
закрытые не венчурные диверсиф. | |
1.04.03 |
6 |
- |
2 |
- |
- |
3 |
- |
1 |
1.01.04 |
29 |
- |
6 |
- |
- |
20 |
1 |
2 |
1.01.05 |
105 |
1 |
17 |
1 |
6 |
68 |
4 |
8 |
31.12.05 |
284 |
4 |
19 |
3 |
20 |
199 |
20 |
19 |
По данным УАИБ, 77% общего количества ИСИ составляют венчурные фонды, которые работают исключительно с инвесторами-юридическими лицами. Количество фондов, которые потенциально могут работать с физическими лицами, составляет 46. Из них фактически работает с населением 21, в том числе 4 открытых. Доля ценных бумаг ИСИ, принадлежащих физическим лицам, составляет 1% от их общего количества. В открытых публичных фондах она составляет 46% или 12,9 млн. грн., а в других – 35,6 млн. грн. Кстати, как стало известно, готовятся к регистрации регламенты еще четырех открытых фондов. То есть пока подавляющее большинство ИСИ ориентированы на юридические лица. Впрочем, это имеет свое логическое объяснение, ведь открытые фонды активно используются в странах с развитой и стабильной экономикой. А у нас, как не прискорбно, ни первого, ни второго все еще нет. Поэтому создание открытых ИСИ на данном этапе должно быть очень хорошо продуманным. Это связано с тем, что в таких ИСИ инвесторы должны иметь возможность забрать свои инвестиции в любой период времени. Обеспечить этот процесс в периоды нестабильности (политической, экономической), свойственной нашей стране, очень сложно.
Интересная ситуация сложилась и с венчурными фондами. Во многих развитых странах мира этот вид ИСИ направляет средства инвесторов в инновационную сферу. В Украине тенденции совершенно иные – средства венчурных фондов инвестируются в строительство и недвижимость и пока слабо ориентированы на «хай-тек» технологии.
Анализ распределения ИСИ по региональному признаку свидетельствует, что 217 ИСИ, или 66% общего количества зарегистрированных фондов созданы в городе Киеве, 29 ИСИ или 9% – в Харьковской, и 27 ИСИ или 8% в Днепропетровской, 17 или 5% в Львовской областях. На другие регионы в целом приходится около 12% ИСИ. Следует отметить, что и здесь появилась положительная тенденция – доля ИСИ, созданных за пределами указанных регионов, постепенно увеличивается.
В соответствии с действующим законодательством, по видам деятельности КУА распределяются на три группы. На конец первого квартала 2006 года соотношения этих групп было таким: 52% компаний имеют лицензию на управление лишь институтами совместного инвестирования, 44% – управления институтами совместного инвестирования и негосударственными пенсионными фондами и 4% планируют управлять лишь негосударственными пенсионными фондами.
Эксперты подчеркивают, что иностранные инвесторы уже начинают присматриваться к функционированию отечественной системы совместного инвестирования. И уже на сегодняшний день основателями порядка 20% КУА выступают нерезиденты, география которых довольно широкая: США, Великобритания, Дания, Канада, Австрия, Кипр, Нидерланды, Латвия, а также Российская Федерация и Казахстан.
Относительно финансовых результатов, большинство ИСИ имеют среднюю доходность на уровне, а в большинстве случаев даже выше доходности депозитных вкладов (от 15 до 90% в сравнении с 13-16%). Но, прежде всего, это обеспечивается за счет корпоративных ценных бумаг, стоимость которых еще недооценена, а также инвестиций в строительство и операций с недвижимостью.
Проблемы и перспективы развития ИСИ в Украине. По мнению членов УАИБ – активных участников отечественного финансового рынка, развитию ИСИ как мощному механизму привлечения инвестиции в отечественную экономику препятствуют следующие основные проблемы. Прежде всего, в этом контексте следует выделить значительное недоверие инвесторов (как физических, так и юридических лиц) к финансовым учреждениям, объективно обусловленное наличием отрицательного опыта 90-х лет минувшего века (обесценивание вкладов граждан в Сбербанке СССР, потеря средств, вложенных в учреждения Госстраха СССР, обман граждан так называемыми трастами) и политической нестабильностью в Украине в настоящее время. Это не позволяет эффективно использовать новые возможности инвестиционного рынка (ИСИ, НПФ и т. п.) и ограничивает финансовую базу этого рынка в Украине. К тому же, до сих пор остается низким уровень информированности граждан о специфике и основных условиях деятельности институтов совместного инвестирования, негосударственных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов, представляющих небанковский финансовый сектор. Такое состояние дел не дает возможности в полной мере использовать гражданам существующие возможности сохранения и приумножения их сбережений, не позволяет им правильно оценить доходность и рискованность разных вариантов инвестирования, а также не оказывает содействия формированию более благоприятного отношения с их стороны к институциональным инвесторам.
Во-вторых, по мнению специалистов фондового рынка, законодательное регулирование деятельности акционерных обществ остается на уровне требований первых приватизационных процессов в Украине, и давно не отвечает потребностям времени и лучшему мировому опыту в этой сфере. В национальном законодательстве отсутствуют эффективные механизмы защиты прав миноритарных инвесторов, отсутствует распределение акционерных обществ на «публичные» и «не публичные» с соответствующей дифференциацией требований к ним и установлением адекватного уровня регу-ляторного влияния со стороны государства. Низкий уровень корпоративной культуры много в чем связан с отсутствием Закона Украины «О акционерных обществах» в редакции, отвечающей современным экономическим реалиям и мировой практике. Указанная проблема отрицательно влияет и на качество отечественного фондового рынка.
Еще одной проблемой является промедление процесса консолидации биржевой торговли и создание в этой сфере единых стандартов поведения. Как следствие, непрозрачность механизмов ценообразования на организованном рынке ценных бумаг, невозможность корректной оценки текущей рыночной стоимости ценных бумаг, которые находятся в портфелях ИСИ и НПФ, случаи торговли на организованном рынке ценными бумагами, выпуски которых упразднены.
Участники рынка совместного инвестирования ропщут на неурегулированность сферы депозитарной деятельности. Кроме того, имеет место использования регистраторов собственников именных ценных бумаг в «корпоративных войнах» между отдельными группами крупных акционеров.
К тому же, следует отметить, что процентная политика государства в сфере внутренних заимствований очень слабо направлена на то, чтобы сделать привлекательными для институциональных инвесторов облигации внутренних государственных займов, сужая перечень инструментов для размещения финансовых ресурсов институциональных инвесторов.
Как утверждают участники рынка ИСИ, отсутствие новой Программы приватизации объектов государственной собственности, предусматривающей реальные механизмы участия в приватизационных процессах институционных (портфельных) инвесторов, расширение влияния фондового рынка на процессы приватизации, в частности путем содействия справедливому ценообразованию на акции стратегических предприятий. По мнению экспертов, это не только повысило бы спрос на акции соответствующих предприятий, но и расширило бы возможности для инвестирования средств, аккумулированных небанковскими финансовыми учреждениями.
Еще одной проблемой является существование неоправданного дисбаланса в уровнях налогообложения дохода от инвестиций в разные финансовые учреждения. В то время, как проценты, начисленные физическим лицам по банковским депозитам, не подлежат налогообложению, доходы, полученные такими гражданами, как инвесторами, от вложения средств в ИСИ или НПФ облагаются налогами по ставкам от 5 до 1 3%.
Существующее на данном этапе развития национальной экономики недостаточное внимание государства к развитию науки и новых технологий приводит к переориентации деятельности венчурных инвестиционных фондов из инновационных проектов на другие направления.
К сожалению, на сегодняшний день в Украине происходит торможение темпов проведения пенсионной реформы, в частности, внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это не только создает дополнительную нагрузку на бюджет, но и не дает возможности государству использовать пенсионные накопления в качестве инвестиционных ресурсов. Следует напомнить, что, к примеру, в США активы пенсионных фондов равняются нескольким триллионам долларов. Кроме того, промедление запуска механизма Накопительного фонда увеличивает с каждым годом стоимость внедрения этой системы.
Вызывает недоумение у участников финансового рынка поспешное, не взвешенное внедрение системы рейтингования, не отвечающее мировой практике. В частности, представители УАИБ утверждают, что речь идет о бессистемных изменениях в законодательство, внедряющих следующее:
- принудительные нормы получения и использование рейтинговых оценок;
- искусственные неоправданные требования к рейтинговым агентствам,
призванные ограничить вхождение рейтинговых агентств на этот рынок,
а также обеспечить его монополизацию; - неоправданные полномочия государства относительно системы рейтингования;
- другие нормы, которые не отвечают лучшей мировой практике в этой сфере.
Поэтому, главной задачей в этом направлении становится формирование согласованной позиции участников фондового рынка и государства относительно устранения допущенных ошибок и закладки в основу системы рейтингования апробированных в мире принципов и подходов.
На рынке ИСИ существует еще одна очень важная проблема. Это существенное отставание от требований времени существующей системы подготовки кадров для институционных инвесторов. Дело в том, что на протяжении последних лет быстрое возрастание количества институтов совместного инвестирования и негосударственных пенсионных фондов существенно опережает темпы качественной подготовки специалистов соответствующих направлений экономической специализации. Уже сейчас, знания лишь нормативных основ профессиональной деятельности, полученные на краткосрочных учебных программах, не могут заменить экономического и, в первую очередь финансового, образования, которое у многих специалистов компаний по управлению активами отсутствует. Поэтому существует большая потребность в обеспечении эффективного сотрудничества учреждений фондового рынка и государства в направлении системной подготовки специалистов соответствующей квалификации, которая предусматривает привлечение к этой работе профильных вузов и создание полноценной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере финансового рынка.
И напоследок, серьезно препятствует развитию ИСИ слабая координация между ГКЦБФР и Госфинуслуг в части обеспечения согласованных регуляторных действий относительно системы негосударственного пенсионного обеспечения, сдерживающее развитие нормативно-правовой базы мешает четкому пониманию ситуации, которая сложилась, проведению скоординированных мероприятий по решению проблем.