Управленческий учёт в условиях современных производственных технологий
Специалисты в области управленческого учета играют ключевую роль в бизнесе.
«Объясните, как специалист по управленческому учету может помочь?»… Такая формулировка нередко встречается в экзаменационных вопросах по любому предмету из учебного плана Института дипломированных бухгалтеров управленческого учета (CIMA), и в ней как раз признается ключевая роль, которую специалисты по управленческому учету играют в бизнесе.
Квалификация CIMA позволяет нам не только приобрести ряд навыков в области управленческого учета, но и расширяет наш кругозор и понимание различных видов деятельности в современном предприятии.
В совокупности с требованием практического опыта квалификация дает нам уникальное преимущество. В двух словах, используя выражение Чарльза Хэнди, можно сказать, что мы – «боги менеджмента».
Студенты часто задаются вопросом, почему в учебном плане есть предметы, не имеющие прямого отношения к учету, такие как экономика, право и менеджмент. Причина проста – специалисты по управленческому учету учатся обслуживать потребности бизнеса, а это требует глубокого понимания проблем, которые встают перед предприятиями и их руководителями. Не говоря уже о том, что многие специалисты в области управленческого учета сами становятся менеджерами и участвуют в принятии решений на высшем уровне.
В реальной жизни вы должны сначала выявить наличие юридического вопроса, который требует решения, даже если потом вы попросите юриста дать вам конкретные рекомендации. Мой личный опыт работы бухгалтером говорит о том, что менеджеры, специализирующиеся в других областях, ожидают от бухгалтера разносторонних знаний по вопросам бизнеса. Считается также, что мы должны уметь применять целый ряд аналитических приемов, чтобы суметь оценить и выбрать одно из нескольких рассматриваемых решений.
В таком случае неудивительно, что Вы должны показать умение применять эти навыки при ответе на экзаменационные вопросы. Эти навыки развиваются в ходе выполнения учебного плана. Поэтому на более высоких ступенях обучения вы увидите, что поставленные перед вами вопросы потребуют применения знаний, полученных на более низких ступенях, а также использования более широких знаний бизнеса.
В одном из вопросов курса «Стратегический управленческий учет и маркетинг» от ноября 1997 года (конечно, это старый вариант, но он довольно точно отражает важность роли специалиста по управленческому учету в организации) спрашивается, как специалист по управленческому учету может помочь директору по сбыту в подготовке плана программы маркетинговых исследований, для которой совет директоров определил бюджет.
В тексте вопроса сказано, что в предыдущие месяцы наблюдалось снижение объемов реализации и рентабельности, а спрос на один из видов продукции, пользовавшийся ранее популярностью, теперь падает.
Давайте посмотрим, как специалист по управленческому учету может помочь в этой ситуации.
Специалист по управленческому учету имеет достаточную подготовку, чтобы помочь предприятию понять, насколько серьезна проблема, а также может оценить стратегическое влияние будущих событий, если не будет предпринято никаких действий. Он или она также будет знать, как найти дополнительную требуемую информацию и как планировать соответствующие расходы.
Специалист по управленческому учету должен хорошо знать внутреннюю информацию. Например, сведения о клиентах и отчеты о продажах помогут понять изменения в покупательских привычках потребителей. Оценив, насколько полезна такая информация для решения проблемы, можно определить потенциальную стоимость ресурсов, привлекаемых для детального анализа имеющихся данных. Затем эти цифры могут быть включены в бюджет. Конечно, специалист по управленческому учету может оказать большую помощь и в проведении вышеуказанного анализа (используя методики, освоенные на более низких ступенях).
Кроме того, специалист по управленческому учету обладает глубокими знаниями внешних источников информации и сможет использовать заложенные в бюджет средства на получение информации из этих источников. Знания экономической и экологической ситуации также помогут ему в оказании содействия директору по сбыту в выявлении наиболее эффективного пути решения проблемы маркетингового исследования.
В ходе изучения начальных дисциплин бухгалтер знакомится со всеми способами сбора искомых данных. Среди них, например, анкетирование, собеседование и наблюдение. По каждому из этих способов могут быть рассчитаны затраты, и на основе знаний статистических методов (изучаемых опять же на более низких ступенях) специалист по управленческому учету сможет помочь определить объем выборки в соответствии с данным уровнем значимости.
Для того чтобы программу маркетинговых исследований можно было реализовать в соответствии с бюджетом, могут быть произведены альтернативные расчеты себестоимости. В этом могут помочь практические навыки специалиста по управленческому учету в области информационных технологий, позволяющие построить модель программы в виде электронной таблицы. С целью оценки адекватности бюджета могут быть поставлены вопросы «Что произойдет, если…?».
Конечно, компания может считать, что у нее нет навыков или ресурсов для самостоятельных исследований, и оценит способность специалиста помочь в процессе выбора поставщика и оценке различных ценовых предложений. В этом вопросе полезно знание договорных положений.
Если организация решает проводить исследования самостоятельно, она обращается к специалисту по управленческому учету за консультацией о том, как можно анализировать данные, и сколько может стоить этот анализ.
И, наконец, специалист по управленческому учету, как и директор по сбыту, должен обладать навыками представления информации и подготовки отчетов, которыми будет подкрепляться бюджетное предложение.
Наиболее эффективный подход к получению квалификации в CIMA заключается в том, чтобы относиться к ней как к процессу накопления знаний. Опасно рассматривать учебный план как набор отдельных экзаменов, к которым необходимо готовиться лишь для того, чтобы их сдать, а после экзамена сразу забыть пройденное. Приобретенные навыки накапливаются, знания, полученные на более низких ступенях, должны сохраняться, если вы хотите быть должным образом подготовлены к ответу на вопросы, опираясь на свое образование. Помните, что в реальной жизни мы можем помочь всем нашим коллегам, и обычно приветствуем друг друга так: «Здравствуйте, могу я Вам помочь?» o
Некоторые теоретики говорят. Что Управленческий учет не изменился за последние 60 лет. Другие говорят, что изменился – и при этом значительно. Кто же прав?
Изменился ли управленческий учет за последние 60 лет? Как он изменится в будущем? Сторонники Джонсона и Каплана заявляют, что ничего нового не произошло. Их противники уверены в том, что произошли значительные изменения. Дальнейшие перемены кажутся неизбежными, так как меняются и управление процессами, и корпоративные структуры, и новые способы работы. В 2000 году и далее появятся «бухгалтеры-гибриды», сочетающие в себе финансовые знания с практическим опытом в коммерческой организации.
Мы работаем в глобальной среде, для которой характерна острая конкуренция, меняющиеся условия государственного регулирования и технические новшества. Эти факторы влияют на производственную деятельность организаций и, соответственно, на разные роли, выполняемые их сотрудниками. Традиционная роль, включающая формальные средства контроля и процедуры отчетности, просто не способна отвечать новым требованиям. На роль специалистов по управленческому учету меняющаяся среда оказывает большое влияние, и в будущем тоже будут происходить изменения.
Немного истории
В конце восемнадцатого века в справочнике предприятий любого из крупнейших городов Британии нашлось бы немного адресов бухгалтеров. А сегодня основные профессиональные организации бухгалтеров страны насчитывают примерно четверть миллиона квалифицированных членов. Причины такого стремительного роста кроются в истории промышленности Британии.
Благодаря промышленной революции к середине девятнадцатого века в Англии наступила эпоха процветания. Страна стала мировым финансовым центром и ведущим производителем угля, железа и текстильных изделий из хлопка. Улучшению благосостояния и росту производительности труда сопутствовал усиливавшийся спрос на бухгалтеров, чему также способствовало то, что многие компании в условиях жесточайшей конкуренции объявляли себя банкротами.
Намерение получить профессиональный статус возникло у британских бухгалтеров во второй половине девятнадцатого столетия. Поворотным моментом в этом процессе стало учреждение профессиональных организаций, первой из которой стали Эдинбургское общество и Институт Глазго в 1853 году. Такие организации предварили появление нынешних профессиональных органов.
В период между мировыми войнами значительное количество бухгалтеров перешло из государственной практики в частную, а также в промышленные предприятия. Еще в 1926 году газета «Дейли Экспресс» писала, что бухгалтеров стало слишком много. Эта тенденция продолжилась после Второй мировой войны, а бухгалтеры стали занимать более высокие должности в руководстве компаний, включая и высшие управленческие посты. Сегодня по сравнению с представителями других профессиональных организаций бухгалтеры преобладают среди высшего руководства британских компаний.
Наш собственный институт был основан 8 марта 1919 года и назван Институтом бухгалтеров по учету затрат. До конца того же года название сменили на Институт бухгалтеров по учету затрат и работ. После того, как первых членов приняли без экзаменов, поступило более 3000 заявлений на членство. С введением жестких критериев приема новыми членами организации стали лишь избранные, но уже к 1923 году их число выросло до 526 человек. К 1930 году организация насчитывала почти 800 членов, из которых половина сдавала экзамены. В 1977 году название сменили на Институт бухгалтеров по учету затрат и управленческому учету, а в 1986 году институт получил королевскую хартию и стал называться Институтом дипломированных бухгалтеров по управленческому учету. Сегодня Институт насчитывает более 110000 дипломированных членов и студентов, из которых более 50000 являются квалифицированными членами.
Течения в управленческом учете
В годы, предшествующие Первой мировой войне, особое внимание уделялось управлению издержками и повышению эффективности. В течение первых двух третей двадцатого века как научные, так и профессиональные организации прилагали усилия по внедрению метода калькуляции себестоимости по нормативным затратам. Одной из главных целей метода является определение затрат (т. е. издержек), которые предприятие в состоянии контролировать. Наряду с чистой прибылью и рентабельностью капиталовложений отклонения от нормативных затрат стали важнейшим финансовым показателем для оценки результатов управленческой деятельности.
В то время калькуляция себестоимости по нормативным затратам рассматривалась как ключевой инструмент учета в управлении издержками, а в общем, послевоенная эпоха характеризовалась рациональными ожиданиями в отношении поведения человека и верой в линейное развитие, направленную вверх мобильность и равные возможности. Немногие оспаривали способность метода калькуляции по нормативным затратам обеспечить эффективный управленческий контроль.
В 1970-ые годы многие допущения, лежащие в основе теории управленческого учета, были пересмотрены. Эффективность крупных организаций, которые опирались на индивидуальную подотчетность, измеряемую с помощью нормативных затрат, была подвергнута сомнению. Методу калькуляции по нормативным затратам был брошен вызов. Обнаружилось, что он направлен, главным образом, на эффективность, а не на результативность. В управленческий учет в очередной раз должны были быть внесены коррективы.
Влияние внешних факторов на развитие управленческого учета
В 1990-ые годы проявилось влияние ряда как внутренних, так и внешних факторов, стимулировавших нововведения в организациях.
Внешними факторами стали:
- глобализация рынков;
- усилившаяся конкуренция;
- значительный скачок в развитии технологий; а также
- изменения в производственных методах.
Большинство организаций прошли через:
- сокращение штатов;
- привлечение внешних ресурсов;
- «расслаивание»; и
- построение команды.
Информация и управление информацией стали теперь основными вопросами, стоящими перед специалистами по управленческому учету в связи с тем, что технология стала способствовать ускоренному движению потоков информации в пределах всей организации. Это стало предпосылкой «децентрализации» бухгалтерской информации, в результате чего менеджеры стали выполнять задачи, ранее находившиеся в компетенции бухгалтера, например, составлять бюджеты, анализировать результаты деятельности и рассчитывать отклонения. Бухгалтеры таким образом получили более широкие функции в организации.
Управленческий учет на рубеже 21 века
В 21 веке условия ведения бизнеса во всем мире будут более сложными и предъявлять новые быстро меняющиеся требования. По мере изменения делового климата меняются и правила конкурентной борьбы. Роль специалиста по управленческому учету постоянно приспосабливается к изменениям.
Направления, по которым скорее всего будет развиваться практика управленческого учета, будут затрагивать широкий спектр междисциплинарных знаний. Конкретные области включают управление результатами деятельности, управление активами, управление контролем предприятия, экологический менеджмент, управление финансами, управление интеллектуальным капиталом, управление информацией, управление качеством и стратегическое управление.
Гибкость и приспосабливаемость подхода руководства к бизнесу будет определяться организационным контекстом. Потребность в разработке новых моделей бизнеса, которые помогут справляться с меняющимися условиями среды, будет возрастать, в мире Интернета появляются новые способы заработать деньги.
Характерные черты предприятия, в частности его размер и особенности отрасли, а также индивидуальные потребности предприятия будут иметь решающее значение для определения степени внимания, которое нужно уделить каждому из этих направлений. Например, усиливается давление на организации государственного сектора с тем, чтобы они были подотчетны, работали по принципам коммерческих организаций и оправдывали свои затраты. Более того, организации придают все большее внимание вопросами корпоративного управления. Сегодня «лицензия на деятельность» и конкурентоспособность компании тесно связаны друг с другом. Процесс поддержания доверия может иметь настолько положительное значение для результатов деятельности компании, насколько потеря доверия может иметь разрушительные последствия. Компания, которая лишается своей лицензии на деятельность из-за неправильного поведения, подвергает себя риску ряда санкций. Независимо от проблемы – будь то права животных, или права высших руководителей компании, компании, которые считаются невосприимчивыми к меняющейся среде, окажутся в центре внимания средств массовой информации общественности.
Среда предоставляет убедительный пример. Компании, которые не могут принять на себя ответственность за воздействие на окружающую среду их деятельности, связанной с производством, потреблением и реализацией своей продукции, или деятельности, связанной с оказанием услуг, рискуют получить взамен штрафные санкции в виде дополнительного государственного регулирования и налогообложения, а также враждебное отношение со стороны общественности.
Исследователи считают, что в будущем будет меньше бухгалтеров, но вместе с тем они будут способны занимать более высокие должности. Более того они будут принимать участие в деятельности междисциплинарных рабочих групп с разными руководителями и будут готовить для них разработки стратегий и рекомендации.
Специалисты по управленческому учету будут работать в качестве внутренних разработчиков стратегии и консультантов. Управленческий учет постоянно эволюционирует, причем акцент смещается с определения затрат и финансового контроля на консультации, в результате которых добавляется или создается стоимость. Использование информационных технологий и интеллектуального капитала, скорее всего, будет расширяться. В большинстве компаний, даже сегодня, интеллектуальный капитал формирует большую часть их рыночной стоимости. Это относится в равной степени к промышленным, технологическим компаниям и предприятиям обслуживания. У обладателей мировых брэндов, таких как «Кока-Кола», например, интеллектуальный капитал составляет целых 96 процентов рыночной капитализации!
Заключение
Во всем мире совершенные различные институты – правительственные, общественные и коммерческие организации – ощущают на себе давление, направленное на то, чтобы они продолжали преуспевать в меняющейся среде, стали более прозрачными в своей деятельности и в большей степени учитывали потребности тех, кому они служат. Специалисты по управленческому учету должны внести существенные изменения в свою работу в организациях, в противном случае они рискуют потерять свою значимость.
Управленческий учет постоянно эволюционирует в связи с изменениями требований конкурентной среды. Действительно, предприятия осуществляют свою деятельность на конкурентных рынках и в конкурентных экономических условиях. В своей новой роли специалисты по управленческому учету должны обладать более широкими знаниями бизнеса в целом, чтобы помогать другим менеджерам в их повседневной деятельности.