Стандарты и социальная ответственность бизнеса

Управление качеством

Автор:
Источник: «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» №5-2010
Опубликовано: 17 мая 2010

Стандарты КСО как методические ориентиры при выработке политики и формировании отчетности по КСО российских компаний.

Понимание и принятие на себя социальной ответственности — этический принцип, которому следуют исходя из моральных норм субъекты, принимающие решения. Особенно велика социальная ответственность бизнеса, поскольку он, обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, в состоянии содействовать решению крупномасштабных социальных проблем и коренным образом влиять на качество жизни людей не только в отдельном городе или регионе, но в стране или группе стран.

Понимание лидерами бизнеса этой своей роли привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративнойсоциальной ответственности» (КСО), которая предполагает деятельность бизнеса, способствующую решению социальных проблем, влияющих на качество жизни.

Понятие КСО включает в себя, во-первых, выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

КСО предполагает:

  • производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;
  • соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;
  • содействие повышению квалификации и навыков персонала;
  • защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;
  • защиту культурного наследия;
  • поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;
  • помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;
  • соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса имеет давнюю историю и традиции. Во многих странах, в том числе в России, законодательно установлены обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, требования промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды; действуют корпоративные и личные фонды, выделяющие средства на решение социальных проблем. Ответственное социальное поведение и благотворительность бизнеса поощряются налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Проблемы КСО давно обсуждаются в деловых и научных кругах, а также внимательно изучаются властными структурами разных стран.

В ноябре 1950 года в Риме Советом Европы (Council of Europe) была принята Европейская конвенция о защите прав человека, на ее основе в 1961 г. была принята Европейская Социальная Хартия (European Social Charter), которая в 1996 г. превратилась в развернутый документ, подробно устанавливающий цели деятельности для защиты прав работников разных категорий. Аналогичного формата документы приняты в Европе по охране окружающей среды.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул идею Глобального договора в области социальных отношений, и в июле 2000 года обратился к лидерам крупнейших компаний мира с призывом присоединиться к этому документу.

Десять принципов Глобального договора ООН, основанные на Всеобщей Декларации прав человека, Декларации Международной организации труда о принципах и правах в сфере труда, Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции ООН против коррупции, декларируют, что предприниматели должны:

  1. Оказывать поддержку соблюдению прав человека, провозглашенных международным сообществом.
  2. Обеспечить свою непричастность к нарушениям прав человека.
  3. Поддерживать свободу ассоциаций и признавать право персонала на заключение коллективных договоров.
  4. Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда.
  5. Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
  6. Выступать за полное искоренение детского труда.
  7. Способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду.
  8. Проявлять инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
  9. Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.
  10. Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая вымогательство и взяточничество.

Присоединение организации к Глобальному договору ООН означает добровольное включение его принципов в ее стратегию развития и практическую деятельность.

Глобальный договор не является нормативной базой. В его цели не входит контроль или мониторинг деятельности и методов управления компаний. Он подразумевает только публичную отчетность и прозрачность их деятельности.

В России готовность предпринимателей отдавать деньги на социальные нужды по велению совести также имеет давние традиции — купцы и промышленники строили школы и богадельни, больницы и театры, церкви и общежития для рабочих, вносили пожертвования на «богоугодные дела». В советское время существовало понятие «социалка», которое означало участие предприятий в обеспечении условий охраны труда и отдыха персонала, помощь местным организациям, шефскую помощь и т. д. Поэтому многие руководители отечественных предприятий понимают свою социальную ответственность, а крупные российские компании осуществляют разнообразные социальные программы, разработанные с учетом интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон. Это подтверждается, в частности, при оценке их деятельности по критериям Модели совершенства Европейского Фонда Менеджмента Качества (EFQM).

Некоторые российские компании присоединились к Глобальному договору ООН (Всероссийская организация качества также присоединилась к этому договору).

В ноябре 2004 года в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная Хартия российского бизнеса. Этим документом устанавливаются общие этические принципы социальной деятельности российского бизнеса, соответствующие Глобальному договору.

Но дальнейшее расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО сдерживается рядом факторов.

  1. Руководители подавляющей части российских компаний слышали о КСО, но для них социальная ответственность исчерпывается обязанностью соблюдать законы, а присоединение к Хартии РСПП через членство в его региональных организациях носит формальный характер и практически ничего не меняет в отношении к социальным обязательствам. Большинство новых руководителей российских компаний не знают или предали забвению огромный опыт решения социальных проблем, накопленный до перехода к рыночной экономике.
  2. Руководство федеральных и региональных органов власти не использует принципы КСО в своем взаимодействии с бизнесом и профсоюзами, а их персонал в массе своей, если и слышал о КСО, то не представляет, что и как надо делать, чтобы перейти от деклараций и соглашений к системной повседневной работе по внедрению принципов КСО. В то же время в регионах реализуются разрозненные планы мероприятий в области охраны труда, экологии, занятости и др. при отсутствии системным образом подготовленных комплексных социальных программ, скоординированных с национальными проектами.
  3. В бизнес-организациях, в органах власти и в профсоюзах отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. Усилия по обеспечению качества, удовлетворению социальных нужд персонала, охрана труда и окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и органами власти не связаны единой социальной политикой, не определяются социальными целями и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций.

Указанные выше факторы, сдерживающие расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО в России, во многом связаны с отсутствием относительно простых, понятных и доступных документов по реализации принципов корпоративной социальной ответственности.

Существующие документы или слишком сложны в применении, или не охватывают все действия, предусмотренные КСО.

Так, руководства по отчетности в области устойчивого развития — Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines (GRI) и АА1001 — предполагают составление многостраничных отчетов, что под силу только очень крупным компаниям.

Стандарт SA 8000:2001 «Социальная отчетность» (Social Accountability), подготовленный на основе деклараций Международной организации труда (МОТ), определяет только требования к соблюдению бизнес-организациями права работников на труд, в том числе на охрану труда, и к менеджменту в этой области. Он не затрагивает вопросы охраны окружающей среды и экономии природных ресурсов, помощи местному сообществу и этические нормы деловой практики.

Руководящий документ EFQM Framework for Corporate Social Responsibility, подготовленный экспертами Европейского Фонда Менеджмента Качества, предлагает метод оценки успешности социальной деятельности на основе известной логики RADAR.

В стандарте ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ» рассматриваются социальные проблемы, которые наиболее актуальны для России — полная уплата налогов, справедливая оплата труда работников, помощь беспризорным детям, финансирование социальной сферы. Таким образом, и этот документ не в полной мере охватывает все аспекты КСО, причем речь идет не об ответственности, а об отчетности, что далеко не одно и то же.

Несколько лет ведется разработка стандарта ИСО 26000, принятие которого планируется в 2010 г. , но, хотя этот стандарт охватывает все аспекты социальной ответственности, он напоминает больше справочник, чем стандарт, и не предназначен для сертификации.

Вместе с тем российским предприятиям нужен документ, который в привычной и понятной форме излагал бы все требования к организации и реализации социальной деятельности, основанной на принципах КСО.

Всероссийская организация качества (ВОК) не могла остаться в стороне от этой проблемы, поскольку повышение качества жизни является стратегической целью ее деятельности. При этом она исходила из того, что переход от дискуссий и призывов к реальной полномасштабной и целенаправленной работе возможен, как показывает общеизвестная практика, только на основе стандарта. Кроме того, стандарт дает основу для внешней, независимой оценки объекта стандартизации. Поэтому в 2007 г. был разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования» (www.ksovok.com), который не имеет аналогов в России и за рубежом, поскольку он охватывает все основные составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и его финансовой прозрачности.

Он устанавливает на основе принципов КСО требования к деятельности бизнес-организаций в области права на труд и охраны труда, качества продукции и услуг, социальных гарантий для персонала, охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества.

Требования, относящиеся к добросовестной практике ведения бизнеса и финансовой отчетности, не включены в стандарт ВОК-КСО-2007, поскольку они регулируются национальным законодательством и контролируются соответствующими надзорными органами.

Требования стандарта сведены в семь модулей, охватывающих все стороны деятельности организации в области социальной ответственности:

A. Социальные права персонала.
Б. Социальные гарантии персонала.
B. Качество продукции, услуг и работ.
Г. Охрана окружающей среды.
Д. Экономное расходование ресурсов.
Е. Поддержка местного сообщества.
Ж. Менеджмент социальной деятельности.

Модули «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007 гармонизированы с международным стандартом SA 8000.

Стандарт пригоден для применения любой организацией, которая имеет намерение системно структурировать и скоординировать свои усилия в социальной деятельности, обеспечить управление с применением всех современных инструментов менеджмента, прежде всего, на основе сформулированной политики, выбранных целей и разработанной на этой основе программы действий. Таким образом, стандарт открывает новую область корпоративного менеджмента, которая может быть интегрирована с другими областями (качество, экология, охрана труда и др.). Опыт показывает, что наиболее восприимчивы к менеджменту социальной деятельности специалисты, имеющие навыки работы в системах менеджмента по ИСО 9000 и ИСО 14000, особенно при их интеграции.

Первый опыт подтвердил возможности практического использования стандарта ВОК-КСО-2007 предприятиями, региональными администрациями и профсоюзами при планировании и организации мероприятий в социальной сфере. Он может стать эффективным управленческим инструментом в руках органов власти и основой для их взаимодействия с бизнесом, профсоюзами и другими заинтересованными общественными институтами, позволяя обществу и государству активно влиять на социальное поведение компаний, продвигать идеи КСО в бизнес-сообщество. Так, руководство Совета Федерации РФ неоднократно указывало на актуальность разработки и внедрения стандарта и намерено выступить с соответствующими законодательными инициативами. Некоторые регионы уже известили ВОК, что приветствуют появление стандарта и планируют его использование, в частности, при подготовке соглашений с работодателями и профсоюзами. Несомненный интерес к стандарту проявили первичные профсоюзные организации, рассматривая его как методическую основу для коллективных договоров с администрацией.

По инициативе Украинской ассоциации качества на основе стандарта ВОК-КСО-2007 в декабре 2008 г. национальными организациями по качеству России, Украины, Казахстана и Сербии принят международный стандарт CSR-КСО-2008. На это также направлены контакты ВОК с Советом по аккредитации CEPAA при МОТ, Ассоциацией IQNet, Международным институтом качества CQI и некоторыми другими.

Важнейшим следствием появления стандарта ВОК-КСО-2007 стала возможность сертификации по основным составляющим КСО, поскольку он содержит требования, которые могут быть подвергнуты объективной экспертизе и проверке. Это дает бизнесу наиболее эффективный инструмент для демонстрации успешности своей социальной деятельности. До этого наиболее распространенной формой такой демонстрации был годовой социальный отчет (нефинансовый отчет), который может составляться в соответствии с руководствами GRI и АА1001 или стандартом ТПП РФ. Такие отчеты выпускают ежегодно и размещают на своих сайтах крупные компании, работающие на глобальном рынке и озабоченные состоянием своего социального имиджа, например, ОАО «Лукойл», ОАО «Норильский никель», ОАО «Северсталь». Их подготовка требует наличия специального персонала и значительных трат. Некоторые компании для убедительности проводят дорогостоящую верификацию этих отчетов по стандарту АА1001. Организации среднего и, тем более, малого бизнеса не имеют ни желания, ни ресурсов для подобной демонстрации или составления отчетов по стандарту ТПП РФ.

Отдельные организации, работающие с зарубежными партнерами, прибегают к сертификации на соответствие упоминавшемуся стандарту SA 8000:2001 «Социальная отчетность», однако, как уже отмечалось, он не охватывает все стороны КСО.

В отличие от упомянутых выше документов стандарты ВОК-КСО-2007 или CSR-КСО-2008 позволяют любой организации — от самой крупной до самой малой — самостоятельно (через внутренние проверки) или через сертификацию оценить свою приверженность принципам КСО.

Сертификацию можно выполнить в «Системе добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «СОЦсерт», которая зарегистрирована ФА «Ростехрегулирование» (www.ksovok.com). В качестве доказательного материала используется отчет установленной формы, который составляет заявитель и разделы которого соответствуют модулям стандарта. Отчет должен содержать информацию (не более 900 знаков для каждого пункта стандарта) о том, как выполняются требования стандарта, а также указывать документы, которые подтверждают эту информацию. Заявитель по своему выбору в дополнение к отчету может представить и другие документы, включая фрагменты технической документации, копии сертификатов, аттестатов, дипломов, протоколов и заключений внешних организаций. Сертификационный аудит состоит, как обычно, из двух этапов — анализ и оценка отчета и документов, представленных заявителем, и сбор, анализ и оценка информации о выполнении требований при посещении предприятия-заявителя.

Поскольку модули «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007 гармонизированы с международным стандартом SA 8000, то при успешных результатах сертификации заявитель получает два сертификата — на соответствие стандарту ВОК-КСО-2007 и на соответствие стандарту SA 8000: 2001. По желанию заявителя сертификат соответствия стандарту SA 8000: 2001 может быть оформлен в рамках Ассоциации IQNet.

Такие сертификаты свидетельствуют о наличии условий для устойчивого развития бизнеса и укрепляют рыночные позиции и конкурентоспособность компании. Поэтому ВОК извещает федеральные и региональные органы власти об организациях, соответствие социальной деятельности которых стандарту ВОК-КСО-2007 подтверждено сертификатами Системы «СОЦ-СЕРТ», полагая, что они будут учитывать этот факт при взаимодействии с такими предприятиями.

Практика подготовки предприятий к сертификации на соответствие стандарту ВОК-КСО-2007 и последующее ее проведение показывают следующее.

  • Готовя отчет для сертификации, предприятия вынуждены провести, по существу, в первый раз за всю историю своего существования комплексный анализ и оценку всей социальной деятельности, вовлекая в эту работу все основные службы. Такая оценка оказывается чрезвычайно полезной и плодотворной как для администрации, так и для персонала.
  • Анализ показывает, что предприятия не случайно стали обладателями сертификатов Системы «СОЦСЕРТ». Они сумели, несмотря на все издержки переходного периода, сохранить в целом социальную инфраструктуру. Их ежегодные затраты на обеспечение социальных гарантий персонала (заработная плата, охрана труда, обучение и аттестация, медицинская помощь и лечение, охрана материнства, трудоустройство и компенсации для работников, увольняемых в связи с реструктуризацией организации, помощь ветеранам и др.), на обеспечение качества продукции, на охрану окружающей среды, на мероприятия по экономному расходованию ресурсов, а также на помощь в самых разнообразных формах местному сообществу составляют значительную долю от выручки и от общих затрат.
  • Социальные проблемы успешно решаются тогда, когда существует взаимопонимание и активное сотрудничество между администрацией предприятий, профсоюзами и администрацией муниципальных образований, где работают предприятия. И, конечно, эта работа была бы невозможна без определяющего решения первых руководителей предприятий. Именно они стали инициаторами внедрения стандарта ВОК-КСО-2007 и проведения сертификации.
  • Предприятия, которые имеют давнюю и сохранившуюся практику активной социальной деятельности, вполне могут рассчитывать на ее соответствие стандарту и положительный итог сертификации. Необходимо только упорядочить эту деятельность на основе ясно сформулированных целей, комплексной программы и специального менеджмента. Еще в большей степени в этом нуждаются недавно возникшие предприятия новых организационных форм, персонал которых не объединен профсоюзами. Чтобы помочь сформулировать социальную политику, поставить цели, разработать программы, а затем обеспечить их реализацию, необходим также социальный менеджмент и соответствующие менеджеры, как это уже делается в странах Европы. Поэтому Центр консалтинга и обучения ВОК, исходя из европейского опыта, начал подготовку менеджеров ВОК по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Международной схемы регистрации персонала Европейской организации качества (EOQ Registration Scheme, Rules & Handbook, Corporate Social Responsibility & Sustainability Assessor / Manager, PRU-033).

Многие предприятия и компании пока серьезно не задумываются над тем, что социальные инвестиции полезны для их долгосрочного успеха и в итоге рано или поздно принесут экономический эффект. Они не подозревают, что следование принципам КСО создает устойчивый положительный имидж компании и все чаще учитывается при заключении контрактов, получении кредитов, страховании, при взаимодействии с органами власти разного уровня, что капитализация и рыночная стоимость акций оценивается во многих случаях с учетом социально ответственного поведения организации.

Очевидны три важнейших результата правильной социальной политики компании, которые с лихвой компенсируют все социальные затраты. Первый — возможность привлекать и удерживать квалифицированные кадры в условиях их острого дефицита. Второй — укрепление доверия со стороны зарубежных партнеров по бизнесу, которые охотнее строят деловые отношения на долговременной основе с социально успешными компаниями. Третий — формирование вокруг предприятия зоны социального благополучия.

Автор: