Стратегия применения МСФО

Обзор МСФО

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 28 марта 2008

Народная пословица гласит: лучше поздно, чем никогда. Это в полной мере относится к судьбе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Украине. Программа реформирования системы бухгалтерского учета была утверждена Постановлением КМУ № 1706 от 26.10.1998 г. Сущностью и конечной целью этой программы являлось внедрение международных стандартов за счет адаптации их к экономико-правовой среде и рыночным отношениям. Таким образом, уже 9 лет ушло на изменение украинской учетно-отчетной системы и разработку 32-х национальных стандартов бухгалтерского учета (ПСБУ) с применением норм международных стандартов, а вместо внедрения фактически прошла их ревизия и частичное использование.

Теперь разработана новая программа, в результате чего реформа учета и отчетности продлена еще на 4 года. Получается, что мы снова пришли к тому, от чего 9 лет старательно уходили в сторону. И если за эти годы Евросоюз в учетно-отчетных вопросах уйдет вперед, то в Украине эта реформа не закончится никогда!

По своей сути Стратегия определяет общие вопросы применения МСФО, законодательные основы этого применения, цели и задачи, основные направления реализации, размеры затрат бюджета, сроки внедрения МСФО, ожидаемые результаты и мероприятия по использованию МСФО в Украине.

Начнем со сроков. Стратегия разработана на период до 2010 г. Ответственные за внедрение Стратегии в жизнь — Министерство финансов и Министерство юстиции, в вопросах повышения квалификации бухгалтерского персонала привлекается Министерство образования Украины, а для разработки электронной формы отчетности привлекается Госкомстат Украины. Объем затрат бюджета — 10 млн. грн. Реально только одна позиция Стратегии не требует финансирования — подготовка предложений относительно внесения изменений о порядке применения международных стандартов в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Наверное, именно потому, что эта статья расходов финансируется опять же из бюджета в виде заработной платы чиновникам. Причем, внесение изменений в Закон — это первая позиция, отправная точка Стратегии, целью которой обозначено усовершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности опять-таки с учетом требований МСФО. Как видим, все повторяется сначала, как и 9 лет назад!

Надо ли начинать с изменений в закон? Вряд ли, логично было бы сначала перевести стандарты на украинский язык, т. е. сделать официальный перевод, согласовать его с Международным комитетом, утвердить на международном уровне, а затем официально опубликовать, организовать повышение квалификации и обучение, адаптировать национальный учет и отчетность к международному, раз уже будут сохранены международный и национальный учеты.

Параллельно можно адаптировать к международным нормам правовые национальные нормы, защитить собственника, провести судебную реформу, обозначить влияние государства на финансово-хозяйственную деятельность и т. д. Тем более, что, согласно Закону Украины «О общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», государством уже взяты обязательства по гармонизации отечественного законодательства с законодательством ЕС. А уж последним шагом могут быть изменения в единственный бухгалтерский закон.

Мы видим, что Украина уверенно идет в ВТО уже много лет. Совсем скоро мы должны быть понятными любому инвестору и ввести наконец-то одинаковую учетную и отчетную системы для всех, кто работает с иностранным капиталом, связан с экспортом или импортом. К тому же, мы успешно применяем международные стандарты там, где это требуют иностранные собственники.

Кроме того, финансовую отчетность на основе МСФО уже много лет сдают в комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) все акционерные предприятия (общества). Поэтому не стоит лукавить, что этого в стране нет вообще. Международных норм учета и финансовой отчетности нет на государственном уровне, в обязательном порядке, и именно этим не обеспечены открытость, прозрачность отчетности и возможность сопоставления ее показателей.

Евроинтеграционный процесс начался не сегодня, он уже идет много лет, как и международное разделение труда, производственная специализация и кооперация. Привлечением иностранного капитала украинские предприятия занимаются с 1991 года относительно успешно, если не считать того, что вывозимый из страны капитал превышает ввозимый, то есть привлеченный. И это связано не только с непонятностью и непрозрачностью финансовой отчетности. Первыми причинами следовало бы назвать тяжелое бремя налогового законодательства, отсутствие государственной зашиты собственности и интересов инвесторов.

Новая Стратегия определяет, что в качестве МСФО должны будут использоваться стандарты, применяемые в странах Евросоюза и утвержденные регламентом Европейского парламента и Совета ЕС № 1606/2002 от 19.07.2002 г.

Надо сказать, что Стратегия построена на признании процесса глобализации международной экономики, прежде всего, на рынке капитала, поэтому предполагает усовершенствование методологии раскрытия экономической информации о результатах деятельности, прежде всего для эмитентов ценных бумаг на международных финансовых рынках. Сколько их в Украине? Надо ли тратить из бюджета на эти цели 2 миллиона долларов?

Государство должно обеспечить повышение прозрачности финансовой отчетности всех без исключения предприятий страны и ее сопоставимости с отчетами иностранных компаний аналогичного профиля, создать благоприятные организационно-правовые условия применения МСФО всем субъектам хозяйствования. Кроме того, актуальным вопросом является усовершенствование или установление строгой процедуры и правил государственного влияния и единых методологических правил в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основными задачами Стратегии и направлениями реализации являются:

1. Создание организационных и законодательных предпосылок для внедрения МСФО, предусматривающее:

  • законодательное регулирование порядка применения МСФО;
  • официальную публикацию МСФО (2008-2009 г.) на основе официального перевода их текста за 900 тыс. грн. на украинский язык (кстати, перевод на русский язык уже имеется в утвержденном варианте в объеме 1 000 страниц, т. е. перевод одной страницы обойдется налогоплательщикам по «космическим расценкам» в 900 грн. за страницу!);
  • формирование информационно-аналитической базы МСФО, включая выпуск специального издания (за 3 млн. грн.), объяснить потребность в котором очень трудно: законодательные базы уже созданы, как государственные, так и частные, а бухгалтерских изданий, которые с удовольствием заполнят этим материалом свои полосы, более чем достаточно;
  • повышение квалификации бухгалтерских работников, на что предусмотрено 2,5 млн. грн. («копеечная» сумма из расчета на одного главного бухгалтера!);
  • проведение научно-практических конференций и изучение опыта в ЕС, на что отпущено по 300 тыс. грн. соответственно, то есть всего 600 тыс. грн.;
  • разработку форм отчетности в электронном виде, на что отпущено 500 тыс. грн. (эти формы в ГКЦБФР уже имеются с системой увязок, которую надо будет не кардинальным образом переделать, а немного упростить).

2. Совершенствование бухгалтерского учета и его методологии для субъектов малого предпринимательства, хотя и непонятно, каким образом это относится к международным стандартам, но 900 тыс. грн. в течение 2008-2010 г. на эти цели предполагается использовать. Под совершенствованием учета при этом понимаются:

  • подготовка предложений в законодательство по бухгалтерскому учету относительно упрощения учета и форм финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства;
  • разработка формы бухгалтерского учета без использования системы двойной записи (что вообще является утопией из области ненаучной фантастики, т. к. со времен Луки Пачиоли в учете этого нет, поскольку отсутствие двойной записи означает и отсутствие самого бухгалтерского учета — это азы методологии), на которую выделяется 400 тыс. грн. бюджетных денег в течение 2008-2010 г.;
  • предоставление права субъектам малого предпринимательства использования описанной формы;
  • адаптация к международным стандартам национальной нормативно-правовой базы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства (малого бизнеса) утверждением соответствующих национальных П©БУ с упрощенным порядком учета активов, обязательств, капитала, финансовых результатов, на что предполагается потратить 500 тыс. грн.

3. Совершенствование государственного регулирования в сфере бухгалтерского учета, предполагающее использование 600 тыс. грн., половина из которых уйдет на поддержание отношений (сотрудничество) с Комитетом (Советом) по международным стандартам, а вторая половина на создание очередного нового единого Плана счетов, определение общей номенклатуры статей финансовой отчетности и порядка их группирования.

4. Адаптация к международным стандартам национальной нормативно-правовой базы бухгалтерского учета при помощи:

  • внесения изменений и разработки новых П©БУ для субъектов хозяйствования, которые не будут использовать МСФО;
  • утверждения положений бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций, не предусмотренных МСФО, на что запланировано 500 тыс. грн.

Кроме того, еще 500 тыс. грн. предполагается использовать на разработку методического обеспечения для применения национальных П©БУ. Это означает наличие пяти видов различных положений по бухгалтерскому учету П©БУ:

  • для субъектов малого предпринимательства;
  • для субъектов хозяйствования, которые не будут использовать МСФО, а будут использовать национальные П©БУ;
  • для субъектов хозяйствования, которые будут использовать МСФО;
  • положений бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций, не предусмотренных МСФО;
  • положений бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства (малого бизнеса).

И все это в целях гармонизации учета и отчетности, повышения их прозрачности и достоверности, увеличения доверия к украинской финансовой отчетности, защиты прав акционеров и инвесторов.

Самое интересное, что авторы Стратегии всерьез считают, что ее реализация обеспечит улучшение инвестиционного климата, повышение прозрачности рынков капитала, улучшение корпоративного управления. По мнению автора, утвержденная Стратегия не выдерживает никакой критики, и ее недостатки, мягко говоря, следующие:

  1. Стратегия составлена без элементарных знаний по бухгалтерскому учету и состояния учета и отчетности по МСФО в стране, т. к. планируется работа, которую можно считать ненаучной фантастикой на учетно-отчетную тему.
  2. Стратегия практически предусматривает полное изменение учета всех хозяйствующих субъектов под предлогом внедрения международных стандартов, а переход на международные стандарты только в виде составления с 2010 г. консолидированной отчетности предприятиями-эмитентами ценных бумаг (причем эти бумаги должны находиться в листинге организаторов торговли на фондовом рынке), а также страховыми компаниями и банками в обязательном порядке, а остальными эмитентами ценных бумаг по своему усмотрению.
  3. Стратегия не учитывает тот факт, что по МСФО уже сдают отчетность все эмитенты ценных бумаг.
  4. Поддержание отношений с международными организациями не исходит из норм командировочных по реальным деловым поездкам.
  5. Повышение квалификации оплачивается хозяйствующими субъектами, поэтому расходы можно считать обоснованными только по позиции обучения в системе первичной подготовки в вузах, а они вообще не предусмотрены.

Если все это профинансируется законодательными органами через бюджет — лихорадить страну от таких реформ будет еще долго, и 2010-м годом это не ограничится!

В заключение надо сказать, что письмом Министерства финансов Украины № 34000-16-5/1441 от 27.01.2006 г. уже были даны Рекомендации относительно программы повышения квалификации бухгалтеров предприятий и организаций, изучение которых может обеспечить надлежащий уровень развития и поддержания профессиональной компетентности бухгалтеров для предоставления услуг высокого профессионального качества собственникам (работодателям) и другим пользователям международной финансовой отчетности.

Автор: