Теоретические организационно-правовые аспекты учета фактов хозяйственной деятельности

Российский бухучет

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

1. Теоретические организационно-правовые аспекты учета фактов хозяйственной деятельности

1.1. Экономическая природа импорта и его нормативно-правовое регулирование

В соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса РФ, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами РФ, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ на основании актов законодательства РФ и международных договоров РФ. Такие товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы территории РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация.

Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ. Предельный срок таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

На ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Акты законодательства РФ, устанавливающие ограничения, подлежат официальному опубликованию не менее чем за десять дней до их введения в действие, за исключением законодательств РФ, в отношении которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

При установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами РФ только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ.

Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном настоящим Таможенным кодексом.

Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.

Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом.

Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами РФ, и во время их работы.

Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, осуществляются в соответствии с их таможенными режимами и Таможенным кодексом [Приложение 2].

Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа РФ при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом и иными актами законодательства РФ.

Если Таможенным кодексом РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Правительство РФ и ГТК РФ вправе определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать новые режимы.

Перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применяемыми к транспортным средствам.

Транспортные средства, следующие через таможенную границу РФ, а также транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в качестве товара, останавливаются в местах, определяемых таможенными органами РФ.

Продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом РФ совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления.

Отправление транспортных средств из мест их стоянки производится с разрешения таможенного органа РФ. Время и место пересечения таможенной границы РФ транспортными средствами согласовывается перевозчиком с соответствующим таможенным органом РФ.

Перемещение через таможенную границу РФ валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, иностранной валюты и других валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством РФ.

При перемещении через таможенную границу РФ в других случаях, установленных Таможенным кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

  • таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • сборы за выдачу лицензии таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;
  • сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
  • таможенные сборы за таможенное оформление;
  • таможенные сборы за хранение товаров;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  • плата за информирование и консультирование;
  • плата за принятие предварительного решения;
  • плата за участие в таможенных аукционах.
  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
    От таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат, утвержденными в установленном указанном соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения [10].
  2. Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость».
  3. Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и Законом РФ «Об акцизах».
  4. За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождающем багаже международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются таможенные сборы в валюте РФ в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей, – дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой контролируется ЦБ РФ, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
    За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов РФ таможенные сборы взимаются в двойном размере.
    ГТК РФ вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях – изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.
  5. За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК РФ, исходя из средней стоимости оказанных услуг.
  6. За таможенное сопровождение товаров взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяема в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.

Таможенные платежи вправе уплачивать любое заинтересованное лицо (в том числе декларант) либо иное лицо в соответствии с Таможенным кодексом до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу РФ, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях – государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определяемом ГТК РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансов РФ.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, решение о предоставлении которых принимает таможенный орган РФ, производящий таможенное оформление.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по предоставляемым этим банком кредитам. Лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка уплаты таких платежей не предоставляется.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте, либо внесением на депозит причитающихся сумм.

При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган РФ не примет иного решения.

Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа РФ.

На депозит вносится сумма таможенных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются.

Порядок внесения на депозит причитающихся сумм и их возврата определяется ГТК РФ.

Таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ, за исключением случая, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.

Пересчет иностранной валюты в валюту РФ производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом РФ в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты.

За время задолженности взыскивается пеня 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.

При отсутствии у плательщика денежных средств взыскание обращается на имущество плательщика в соответствии с Законодательством РФ.

При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК РФ по представлению таможенного органа РФ вправе принять решение о приостановлении операции по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банка и иными кредитными учреждениями.

В случае, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу РФ не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они не знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они не знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ подлежат декларированию таможенному органу РФ.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме ( письменный, устный, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Формы и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК РФ.

Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится таможенное оформление товаров.

Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК РФ. Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств перевозящих, товары таможенному органу РФ. Сроки могут продлеваться в порядке и на условиях, определяемых ГТК РФ.

Декларантом может быть только российское лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер.

Декларант выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом, независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу РФ или таможенным брокером.

При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан:

  • произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом;
  • по требованию таможенного органа РФ предъявить декларируемые товары и транспортные средства;
  • представить таможенному органу РФ документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей;
  • уплатить таможенные платежи;
  • оказывать таможенным органам РФ содействием в производстве таможенного оформления, в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций
  • .

Также до подачи таможенной декларации декларант вправе под таможенным контролем осматривать и измерять товары и транспортные средства, с разрешения таможенного органа РФ брать пробы и образцы товаров. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут охвачены таможенной декларацией, подаваемой в отношении товаров.

Таможенный орган РФ вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей.

Перечень указанных документов и дополнительных сведений определяется ГТК РФ. Таможенный орган РФ вправе устанавливать сроки для представления недостающих документов и сведений.

С разрешения таможенного органа РФ могут быть представлены документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа РФ.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом РФ. Принятие таможенной декларации оформляется в порядке, определяемом ГТК РФ

С момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенный орган РФ не вправе отказать в принятии таможенной декларации

1.2. ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» как объект исследования

Общество с ограниченной ответственностью «СОЛНЕЧНЫЙ» является участником ВЭД с 1998 года. На протяжении пяти лет организация импортирует в РФ сырьевые товары для производства огнеупорных изделий, а также в течение двух лет экспортировала готовую огнеупорную продукцию. К сожалению, экспорт не принес организации ожидаемой доли прибыли: по договору комиссии, заключенному между ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» и ОАО «Завод № 1», комиссионное вознаграждение составляло 1% от суммы выполненных отгрузок, а так как спроса практически не было, то и больших партий ожидать не приходилось; издержки возрастали; договор становился бесперспективным.

ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» работает на рынке с зарубежными поставщиками огнеупорного сырья, а для того, чтобы облегчить бремя огнеупорных заводов России, само отвечает за доставку, таможенное оформление груза и передает груз прямо на заводе.

Можно сказать, что ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» изначально ориентировалось на весь комплекс услуг в сфере огнеупорного сырья – не поставлять продукт для потребителя, а решать его проблему в комплексе, что огнеупорщикам весьма выгодно.

ООО «СОЛНЕЧНЫЙ» сотрудничает с китайскими поставщиками, а Китай – это довольно перспективное направление развития как в плане поставок сырья для огнеупорного производства, так и в плане самой продукции. Европа, весь Запад в основном закупают сырье для огнеупорного производства в Китае. Это касается графита, магнезита, бокситов – всего сырья для производства. В Китае очень хорошая как по запасам, так и по качеству сырьевая база, поэтому конкурировать с ними очень нелегко. Из привозного сырья производится продукт как для использования внутри страны, так и на экспорт.

Состояние огнеупорной подотрасли исключительно важно для нормального функционирования и успешного развития металлургии, стекольной промышленности, машиностроения, топливно-энергетического комплекса, военно-промышленного комплекса и других отраслей, поскольку огнеупоры являются необходимой составной частью основных фондов, без которых невозможно осуществление процессов высокотемпературной обработки металлов, силикатов и других материалов. Качество, объемы, комплектность и график поставки огнеупоров в значительной мере влияют на качество и ритмичность производства продукции черной металлургии (объемы производимой продукции в черной металлургии в несколько сот раз превышают объемы производства в огнеупорной подотрасли).

Наличие рынков сбыта во многих отраслях позволяет гибко реагировать на изменение рынка и организовывать новые виды продукции с учетом опыта имеющихся технологий.

Доля импорта на рынке огнеупоров в РФ составляет по количественным объемам 30-40%, а в денежном выражении – 60-70%, поскольку импортные изделия более высококачественные и дорогостоящие, чем устаревшие или менее качественные отечественные огнеупоры. На российском рынке много европейских компаний: «Plibriko», VRD, «Vesuvius», «Staverma», LWB и другие, еще больше фирм, которые хотят попасть на него. Достаточно велико присутствие китайских огнеупорщиков. Перспективы на нашем рынке у них огромные, поскольку качество и ассортимент предлагаемых ими огнеупоров за последние пять лет выросли на порядок. Китайские производители учатся довольно быстро, улучшают качество, предлагают новые виды огнеупоров.

Не так много отечественной огнеупорной продукции идет на экспорт за границу. Если по традиции в страны ближнего зарубежья: Украину, Белоруссию, некоторые страны Средней Азии мы поставляем огнеупоры, то в страны дальнего зарубежья они практически не экспортируются. Например, ОАО «Первоуральский динасовый завод» экспортирует часть своей продукции для коксовых батарей, доменных печей в страны – бывшие побратимы, например в Польшу, некоторые страны Азии (Индию, Египет, Иран, Ирак) и в другие страны третьего мира, где Советский Союз в свое время строил металлургическое производство. Но в целом на экспорт российских огнеупоров идет примерно до 5% общего объема производства, то есть малая величина.

Отмена правительственной комиссией пошлин на экспорт весной (конец апреля) 2002 года металла за рубеж как средство поощрения производителей металла, хотя и начинает играть определенную положительную роль в общей ситуации спада, но остановить его не сможет. Здесь уже действует объективный закон рыночной экономики – кризис перепроизводства.

В связи с этим ситуация на рынке огнеупоров кажется весьма прозрачной. Всплеска производства огнеупоров в России не ожидается, поскольку не ожидается роста потребления огнеупоров внутри страны. Ситуация достаточно стабильна, она будет колебаться, но среднее значение производства и потребления огнеупоров будет примерно на уровне 2001 года, может быть с некоторым падением (рис. 1.1.).

Рис.1.1. Производство огнеупорных изделий, тыс. т.

В отрасли возникло много проблем по оборотным средствам, когда одновременно поднимались тарифы на продукцию естественных монополистов, главным образом тарифы на грузовые перевозки, на электроэнергию, что весьма ощутимо влияет на рост цены огнеупоров. При этом сохранялась большая доля неплатежей и взаимозачетов, бартера, плюс зарплата должна повышаться вслед за инфляцией. В итоге затраты предприятия на производство единицы продукции увеличились, предприятие вынуждено повышать цены на огнеупоры, в результате цены у отечественного производителя приближаются к ценам иностранных конкурентов. Качество же при этом сильно отличается и не в пользу отечественных изделий. Это и является большой проблемой, которую надо решать уже сейчас.

Как известно, одним из факторов, влияющих на качество стали, является качество огнеупоров. Соответственно и огнеупорщикам надо поставлять качественные огнеупоры, чтобы соответствовать развивающемуся спросу металлургов. Спрос на качественные огнеупоры в дальнейшем будет только расти.

Огнеупорам принадлежит также исключительно важная роль при разработке и осуществлении технических проектов высокотемпературных устройств, конструкций, аппаратов, агрегатов, технологий и рациональном эффективном использовании энергии, сокращении потерь и расхода тепла, топлива и т.д. С этой точки зрения XIX век вполне может стать веком керамики.

Автор: