Управление активами в российских компаниях: результаты исследования. Декабрь 2003 г

Источник: Ассоциация менеджеров, декабрь 2003 г
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Управление активами в российских компаниях: результаты исследования. Декабрь 2003 г

Учет нематериальных активов

В мировой практике разрыв между балансовой и рыночной стоимостью предприятия может отличаться на порядок. Прежде всего, это объясняется наличием у компании нематериальных активов и организационных способностей. Поэтому одной из основных задач для компании является максимизация стоимости этих нематериальных активов.

Исследование показало, что чаще всего компании учитывают и используют в качестве инструментов повышения конкурентоспособности деловую репутацию, или «goodwill». Только 17,4% респондентов не учитывают и не считают целесообразным учитывать этот вид нематериальных активов.

Необходимо заметить, что в учете нематериальных активов, в частности деловой репутации, есть определенные тонкости. Несмотря на невозможность отразить некоторые виды нематериальных активов в балансе, они в итоге могут сильно влиять на рыночную оценку компании.

Михаил Викторович Царев
Партнер, компания «KPMG»
«Деловая репутация делится на приобретенную, когда вы приобретаете компанию, и платите свыше, чем рыночная стоимость активов, то есть инвестируете в деловую репутацию. Это то, что вы можете отражать у себя в балансе. И есть созданная деловая репутация самой компании, можно пытаться ее оценивать, но вы не можете показать ее в своих активах. Это то, что вам, скорее всего, захотят заплатить за вашу компанию будущие инвесторы»

Проведенное исследование показывает, что в России широко распространена практика учета торговых марок компаний. Разработка и продвижение торговой марки – длительный и дорогостоящий процесс, однако это оправдывается тем, что успех на рынке того или иного товара в большой степени определяется успехом торговой марки, под которой он представлен. Почти три четверти опрошенных руководителей принимают во внимание этот вид нематериальных активов.

Сотрудники организации, безусловно, не являются активами компании. Среди теоретиков и практиков управления идет незатихающий спор насчет того, можно ли вообще называть сотрудников организации человеческим ресурсом. Единственное, что остается неоспоримым, так это то, что если сотрудники и являются ресурсом, то наиглавнейшим. Их знания, способности, умения и другие компетенции создают дополнительную стоимость для компании и увеличивают ее рыночную оценку. Важным аспектом здесь является и эффективность использования потенциала сотрудников, которая в большой степени зависит от их лояльности организации, ее целям и задачам. Эти факторы считают целесообразным учитывать в виде актива также почти 75% респондентов.

Наличие последовательной стратегии развития учитывают в качестве собственного актива половина российских компаний. Между тем, рыночные игроки обращают большое внимание именно на перспективу развития компании, что подразумевает в том числе и стратегию развития. Понимая это, более 25% опрошенных высказались за целесообразность учета этого фактора при управлении стоимостью.

Михаил Викторович Царев
Партнер, компания «KPMG»
«Инвесторы как раз смотрят в основном на стратегию развития, на то, как компания будет дальше развивать бизнес. Инвестор инвестирует в будущее, а потом уже смотрит на прошлые финансовые показатели»

Брэнд в современном бизнесе – весьма широкое понятие, объединяющее целый набор важных конкурентных преимуществ компании. Рыночная стоимость самых известных мировых брэндов может достигать миллиардов долларов. Сегодня брэндинг приобретает большое значение и для российских компаний в связи с развитием как потребительского сектора экономики, так и повышением значимости маркетингового подхода на рынке B2B («business to business»). Как показывает данное исследование, потребность в учете брэнда как актива осознают сегодня до 75% отечественных предприятий.

Валерий Николаевич Медведев
Управляющий партнер, компания «Городисский и партнеры»
«И сегодня, если говорить вкратце, что такое брэнд?… это товарный знак плюс еще и промышленный образец, и та же деловая репутация фирмы, и возможный адрес в Интернете, и те же изобретения. То есть это такая позиция, объединяющая в себе как минимум восемь терминов, которые определяют, как уже даже говорят, философию того товара, который спрятан под этим достаточно коротким названием»

Такое же количество респондентов указали на то, что учитывают или планируют учитывать при управлении стоимостью технологии и ноу-хау, являющиеся одновременно конкурентным преимуществом и инновационным потенциалом для развития компании.

При этом вызывает некоторую озабоченность относительно большой процент компаний, не учитывающих и не считающих целесообразным учитывать права на использование программных продуктов и патентов, представляющих интеллектуальную собственность. Возможно, это связано с тем, что компании часто не представляют в полной мере, какой интеллектуальной собственностью они реально обладают и, соответственно, не могут эффективно управлять этим портфелем. Также нельзя не упомянуть о проблеме прав на интеллектуальную собственность и способах их реализации.

Валерий Николаевич Медведев
Управляющий партнер, компания «Городисский и партнеры»
«Приобретают важность и значимость, во-первых, правильная инвентаризация той интеллектуальной собственности, которой обладает компания или организация, и затем уже правильное управление этим портфелем, причем не только с экономической точки зрения»

Небольшое количество компаний (менее 20%), принимающих во внимание права на использование природных ресурсов, частично объясняется актуальностью учета этого вида нематериальных активов лишь в определенных отраслях. В то же время исследование показывает, что явно недостаточным является внимание, уделяемое этому виду активов со стороны предприятий топливного комплекса, а также лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Источники финансирования активов

Наиболее предпочтительным источником средств для финансирования активов топ-менеджеры российских предприятий считают собственные средства компании. Действительно, этот метод финансирования является наиболее доступным, однако стоимость использования собственных средств может оказаться слишком высокой. К тому же для крупных проектов объем необходимых инвестиций может оказаться очень значительным. Поэтому практически все предприятия в той или иной степени вынуждены рассматривать возможности заемного финансирования.

Получение банковского кредита в российском банке наиболее доступно для большинства отечественных компаний. Две трети респондентов рассматривают этот способ привлечения финансов как один из наиболее предпочтительных. Однако в этом случае ставки по кредиту могут оказаться весьма высокими, а объем доступных средств недостаточным.

Это является причиной того, что крупные предприятия предпочитают брать кредиты у иностранных финансовых организаций. Безусловно, иностранные структуры предъявляют более жесткие требования к надежности заемщика и гарантированности возврата средств, но во многих случаях предлагают более выгодные условия по кредитам и могут более полно удовлетворить потребности предприятия в объемных займах.

Елена Александровна Шматова
Главный финансовый директор компании «ВымпелКом»
«Если мы говорим о размещении облигаций или кредитов, то пока все-таки дешевле получить такое финансирование на международных рынках»

Выпуск собственных облигаций и векселей рассматривается руководителями российских предприятий как следующий по предпочтительности способ привлечения средств. Здесь у предприятия гораздо больше свободы, нежели в отношениях с банком компания может самостоятельно выбрать тип ценной бумаги и условия, на которых производится размещение. В целом, этот способ займа оказывается сложнее по реализации, но выгоднее кредита в банке.

Алексей Шаронов
Член Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
«Эмитенты все больше начинают понимать, что занимать деньги на фондовом рынке намного выгоднее, чем брать кредит в банке»

Дополнительная эмиссия акций или продажа пакета акций предприятия могут рассматриваться как потенциальные методы привлечения средств лишь публичными компаниями и не всегда являются желательными для акционеров компании. Кроме того, этот способ является наиболее сложным по реализации с технической точки зрения. Видимо, этим объясняется то, что в списке наиболее предпочтительных источников финансирования эти способы заняли последние места.

Елена Александровна Шматова
Главный финансовый директор компании «ВымпелКом»
«Размещение акций, если говорить о сравнении с облигациями или с кредитами, имеет то преимущество, что, конечно, с одной стороны, не надо платить проценты, – однако это, понятно, ведет к размыванию доли в капитале существующих акционеров. Но, тем не менее, это компенсируется плюсом для существующих акционеров в том плане, что повышается ликвидность их актива, и они имеют возможность продать свои акции, – ну, если, конечно, захотят, – и быстрее, и дороже»

В то же время, привлечение акционерного капитала позволяет компании сделать большой шаг вперед. Особенно заманчивым для российских предприятий является выход на международные рынки. К сожалению, на сегодняшний день использовать такой способ финансирования как размещение своих ценных бумаг на международных рынках, что является как выгодным, так и престижным, имеют возможность далеко не все российские компании. Это связано с тем, что к компаниям, размещающим IPO на зарубежных рынках (чаще всего российские компании стремятся к тому, чтобы их ценные бумаги котировались на нью-йоркской или лондонской фондовой бирже) предъявляются довольно жесткие по российским меркам требования. Прежде всего, это финансовые показатели (считается, что минимально приемлемый годовой оборот составляет 30 млн. долл.), прозрачность бизнеса, отсутствие корпоративных конфликтов, судебных разбирательств.

Евгений Леонидович Юрьев
Президент ИГ «Атон»
«Если компания удачно реализует такой сложный, самый сложный на сегодня способ инвестиций, как IPO, то значительно повышается реноме компании, доверие к компании, то, что она стала публичной, то, что она стала прозрачной, и то, что она взяла на себя сложные такие некомфортные обязательства… Если мы говорим о нескольких целевых стратегиях, мы наблюдаем стратегию роста, рост капитализации, узнавание брэнда и доступ к рынку капиталов. Мы видим, что IPO позволяет в равной степени реализовывать все эти задачи»

Таким образом, несмотря на имеющийся риск размывания капитала и ослабления контроля над компанией, а также сравнительную сложность осуществления эмиссии, привлечение акционерного капитала является эффективным путем развития компании и позволяет реализовывать ее стратегические замыслы.

Замечание:

При анализе ответов респондентов на данный вопрос необходимо иметь в виду, что участвовавшие в исследовании российские топ-менеджеры принимали во внимание не только привлекательность того или иного метода финансирования активов, но и возможность его использования. Реальное положение вещей в России в сфере финансирования бизнеса оценивается экспертами довольно критично: у отечественных компаний часто не хватает компетенций для реализации всех возможностей доступного им инструментария.

Сергей Анатольевич Михайлов
Председатель Совета директоров компании «Менеджмент – Центр»
«Основная масса предприятий, которые мне попадались, уже более-менее хорошо умеют брать кредиты, плохо умеют заниматься долговыми обязательствами, и совсем никак, за редким исключением, не умеют заниматься привлечением денег через акции, то есть привлекать к себе партнера-инвестора»