Чтобы эффективно контролировать результаты своей деятельности, руководителям кредитных организаций необходимо знать, каким образом они могут быстро, точно и непрерывно отслеживать поступающую информацию о денежных потоках. Кредитным организациям не только нужна технология, которая поможет им обрабатывать большие объемы информации в течение ограниченного времени, но им нужен также мощный и гибкий генератор отчетов, который позволит конечному пользователю менять форму подготавливаемого отчета в зависимости от потребностей.
Главная цель управления денежными пото ками— дать высшему руководству банка инст румент в виде эффективной системы управлен ческой информации , которая позволит ему ак тивно , в соответствии с избранной стратегией , отслеживать развитие операций кредитной орга низации и результаты ее деятельности .
Для того , чтобы достичь этого и существен но упростить процесс внедрения этой системы , кредитная организация должна определить свою стратегию .
Переход кредитных организаций на Между народные стандарты финансовой отчетности ста вит новые задачи перед аналитиками—увязать управление денежными потоками , основанны ми на РПБУ КО с требованиями МСФО , разра ботать новую методологию управленческого ана лиза доходов и расходов .
Определение минимально допустимой маржи
Управленческий анализ должен базировать ся в первую очередь на определении минималь но допустимой маржи .
Определение оптимальной стоимости ресурса целесообразно проводить с использованием показателей чистой процентной маржи и спрэда , которые позволяют сравнивать цену ресурса с доходами от его использования .
Чистая процентная маржа определяется по следующей формуле :
Чистая процентная маржа = ( Процентные доходы – - Процентные расходы )/ Доходные активы
Спрэд представляет разность между процентными ставками , взимаемыми по размещенным активам и уплачиваемыми по платным пассивам .
Спрэд = Процентные доходы / Доходные активы — Процентные расходы / Платные пассивы
Оптимальность стоимости ресурсов ( в раз резе их видов — номенклатуры счетов ) обусловливается , таким образом , возможным их размещением .
Бесспорно , наиболее важной является вели чина процентной ставки по работающим активам , учитывающая не только потребности поддержания деятельности кредитного учреждения ( операционные расходы ), но и потребности , связанные с формированием банком ресурсной базы . При этом стоимость платных пассивов зависит от множества внешних факторов , в частности , от конъюнктуры рынка , а та , в свою очередь , от существующего уровня спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов , который обусловлен уровнем развития экономики региона и уровня жизни его населения .
Еще одним показателем , характеризующим подверженность пассивов и активов банка изменению процентных ставок , является так называемый ГЭП , который рассчитывается следующим образом :
ГЭП = Величина активов с процентным доходом – - Величина платных пассивов
Западные специалисты определяют разрыв между активами и пассивами , чувствительными к изменению процентных ставок . Говоря о пассивах , следует отметить , что для российских коммерческих банков все ресурсы являются чувствительными к изменению процентной ставки , поскольку практически отсутствуют долгосрочные источники ресурсов , процентные ставки по которым чувствительны к изменению только в периоде наступления срока погашения .
Достаточная маржа характеризует минимальный разрыв в ставках по активным и пассивным операциям , который позволяет банку покрывать общие расходы на функционирование , но не приносит прибыли . Данный показатель рассчитывается как отношение разницы общих расходов банка и прочих ( за исключением процентных ) доходов к сумме активов , приносящих доход :
Мд = [( Общие расходы – Прочие доходы ) х 100%] / Средний остаток активов , приносящих доход
К прочим доходам в приведенной формуле относятся доходы банка от операций некредитного характера , а также проценты и комиссии , полученныеза прошлые периоды , штрафы , пени , неустойки .
Однако для значительного числа российских кредитных организаций расчет показателя достаточной маржи осложняется тем , что кредитование как вид деятельности не является преобладающим в практике ряда отечественных банков , и зачастую общие расходы по функционированию того или иного банка полностью покрываются доходами непроцентного характера . В такой ситуации при попытке расчета минимальной доходной маржи может быть получен отрицательный результат . Причиной этого является высокое значение непроцентных доходов , в частности , комиссий и прибыли от операций с ценными бумагами , а также низкая доля кредитных операций в общем объеме операций банка .
Для исчисления «точки безубыточности» для кредитных организаций и определения возможно го ориентира для расчета минимального , не приносящего прибыли процента по выдаваемым ссудам , предлагается методика , основанная на разделении банковских расходов на переменные и условно – постоянные с последующим распределением условно – постоянных расходов пропорционально средней сумме привлеченных ресурсов .
Следует отметить , что в этой методике акционерный капитал банка не учитывается как бесплатный ресурс , а оценивается по наивысшей ставке , выплачиваемой банком по привлечен ным ресурсам .
Указанное разделение расходов позволяет определить ту их часть , которая для безубыточного функционирования банка обязательно должна быть покрыта доходами от вложения средств банка в различные виды деятельности , в том числе и в ссудные операции . Соответственно , для расчета минимального дохода , который должны принести выданные банком кредиты для по крытия условно – постоянных расходов , необходимо найти отношение условно – постоянных расходов к общей сумме платных привлеченных средств и умножить полученный коэффициент на абсолютное среднее значение выданных банком кредитов.
Управленческий анализ эффективности деятельности кредитной организации
Анализ доходов должен предшествовать ана лизу прибыли , поскольку они являются глав ным фактором ее формирования . Аналитическая оценка доходов производится по объему и структуре . В анализе используются две группировки расходов :
- по видам банковской деятельности ( от операционной деятельности и от «небанковских» операций );
- процентные и непроцентные .
Рост операционных доходов свидетельствует об улучшении качества управления активными операциями .
Доходность кредитных операций целесообразно оценивать отношением операционных доходов к сумме выданных кредитов , численности работников , кактивам , приносящим доход ; определять достаточность дохода для образования резервов. Анализ процентных доходов осуществляется в целом и обязательно по факторам их изменения ( за счет роста средних остатков по выданным кредитам и среднего уровня взимаемой процентной ставки за кредит ) и причинам изменения факторов .
Анализ процентных доходов целесообразно производить с точки зрения их структуры , т . е . отдельно по краткосрочным ссудам , долгосрочным ссудам , по просроченным ссудам , межбанковским кредитам . Считается , что процентные доходы по просроченным ссудам не дол жны превышать 2-3% в общем объеме доходов , т . к . это свидетельствует о низком качестве кредитного портфеля и возможной угрозе ликвидности.
Значительные доходы банки получают от участия на рынке ценных бумаг и продажи государственных долговых обязательств . В процессе анализа необходимо определять удельный вес этих доходов в общей сумме доходов банка .
Правильность начисления дохода проверяется в отношении всех видов ценных бумаг. При проведении анализа надо учесть , что фактическая величина начисленного дохода будет ниже расчетной , поскольку она уменьшается на сумму налога по операции с ценной бумагой . Анализ дохода осуществляется по факторам ( цена акции , время владения акциями , вид акций , регулярность выплаты дивидендов и др .).
Далее анализ следует углубить по каждой укрупненной статье доходов , выявить их абсолютное значение и удельный вес к итогу доходов и к соответствующей статье активов . Анализу должны быть подвержены такие характеристики , как срок заключения договора по кредитной операции , величина процентной ставки , размер комиссионных банка . Анализ доходов по каждой кредитной операции должен осуществляться в целях нахождения более выгодного способа начисления процента с обоснованной степенью риска .
Анализ непроцентных доходов ( комиссионных , от операций с иностранной валютой , валютными ценностями , от купли – продажи ценных бумаг , курсовых разниц и др .) следует производить путем определения их объема , структуры , выявления наиболее выгодных банковских услуг .
Для проведения анализа доходов в банках имеется достаточное информационное обеспечение , однако он проводится не везде и не в полном объеме , а поэтому пока еще и не может выступать основой управления прибылью . В целях обеспечения оперативности анализа доходов по всем видам целесообразно использовать внутрибанковскую отчетность и методику анализа , которая позволяет видеть динамику всех видов доходов по месяцам и кварталам года , определять ежедневно доходы , расходы и прибыль банка .
Анализ расходных статей банка по их общему объему и составу в целом аналогичен , с точки зрения методологии , анализу его доходных статей . Основное внимание уделяется постатейному анализу процентных расходов , а также анализу причин изменения факторов , определяющих величину затрат—средних остатков оплачиваемых депозитов и средней процентной ставки по депозитам .
Относительно места и роли каждого вида депозитных инструментов в оптимизации размеров процентных расходов можно отметить следующее :
Затраты по обслуживанию расчетных счетов в банках наименьшие . Это самый дешевый ресурс для банка . Увеличение доли указанного компонента в ресурсной базе уменьшает процентные расходы банка . Однако расчетные счета — это самый непредсказуемый финансовый инструмент , поэтому высокая их доля в мобилизуемых ресурсах ослабляет ликвидность банка . Считаем , что оптимальный уровень расчетных счетов , как показывает практика , в ресурсной базе не должен превышать 30%.
Увеличение доли срочных депозитов явля ется положительным моментом , несмотря на рост процентных расходов . Срочные депозиты оказываются наиболее стабильной частью привлекаемых ресурсов , что позволяет осуществлять кредитование на более длительные сроки и , следовательно , под более высокий процент . Рекомендуемый их уровень в ресурсной базе — не менее 50%.
Межбанковский кредит является наиболее дорогим ресурсом . Увеличение его доли в структуре привлеченных средств вызывает сильное удорожание кредитных ресурсов банка в целом . Кроме того , растущая зависимость от крупных межбанковских кредитов не может быть охарактеризована положительно , так как диверсификация привлекаемых ресурсов укрепляет ликвидность банка , а межбанковский кредит не способствует диверсификации . Рекомендуемый уровень межбанковского кредита — 20% в ресурсной базе . Однако в современныхусловиях , когда привлечение срочных депозитов предприятий затруднено из – за высоких темпов инфляции , многие банки вынуждены для пополнения ресурсной базы все чаще прибегать к межбанковскому кредиту .
Затраты на вклады граждан значительно ниже , чем на межбанковский кредит . Этому источнику ресурсов необходимо уделять повышенное внимание , так как это оказывает значительное влияние не только на ресурсную базу , но и на имидж банка , доверие к нему .
Анализ расходов осуществляется в разрезе их основных статей . При проведении анализа необходимо строго разграничивать расходы на относимые на себестоимость и производимые за счет прибыли . В процессе анализа следует выяснить причины и обоснованность доначисления резерва по ссудной задолженности или уменьшения суммы созданного резерва .
Анализ расходов банка должен включать в себя раздельное изучение затрат , связанных с формированием его пассивов и обслуживанием активов . Расходы по формированию ресурсной базы следует анализировать по факторам объема , структуры и средней цены ресурсов . При проведении анализа надо выявлять удельный вес наиболее дорогих привлеченных ресурсов и их влияние на расходы банка , включая вексельные ресурсы . Анализ включает сопоставление средней номинальной и реальной цены привлеченных банком ресурсов .
Значительная часть расходов банка связана с осуществлением активных операций . Анализ целесообразно осуществлять в целом , по группам и отдельным операциям . Об эффективности использования банком ресурсов можно судить по коэффициенту , характеризующему внутреннюю стоимость всех банковских операций ( совокупного банковского продукта ). При проведении анализа необходимо оценивать влияние на себестоимость банковского продукта изменения объема и структуры активов и объема общебанковских расходов .
В процессе анализа следует рассчитывать коэффициенты внутренней стоимости банковской операции ( или группы однородных операций ). Чем ниже коэффициент внутренней стоимости , тем эффективнее осуществляются банковские операции . Что касается расчета внутренней стоимости банковской операции , то он , естественно , условен . При проведении анализа только условно можно определить долю активов , относящуюся к определенной операции . Поэтому внутреннюю стоимость операции необходимо исчислять на основе калькулирования по статьям расходов . Общие расходы должны при этом быть распределены условно между всеми операциями .
Что касается коэффициента внутренней стоимости кредитной операции , то его именуют точкой безубыточности . Точка безубыточности кредитной операции определяется минимально допустимым процентом , при котором договорная цена банка покрывает лишь расходы , связанные с предоставлением кредита . Однако расчет достаточности маржи в банках затруднен , поскольку кредитные операции еще не занимают значительного удельного веса в банковской практике, а общие расходы нередко покрываются непроцентными доходами .
Анализ расходов банка обязательно должен быть увязан с налогообложением . С позиции налогообложения расходы банка должны быть точно разграничены натри важнейшие группы , относимые на себестоимость , на финансовые результаты , и осуществляемые только за счет прибыли , остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей . Подходы к анализу расходов преследуют одну цель — обосновать правильность их фактического исчисления , что позволит правильно определить банковскую прибыль , а следовательно , платежи налогов в бюджет .
В целях повышения оперативности в анализе расходов банка и управления ими рекомендуем использовать расчет затрат на любое число месяца нарастающим итогом с начала года ( квартала ). Такой аналитический расчет возможен с использованием рекомендованной программы , который позволяет выявлять основные статьи затрат , определяющие уровень расходов , и рассчитывать прибыль , полученную банком на любой день месяца . Сопоставление данных аналитических таблиц доходов и расходов , составленных по одинаковой методологии , позволяет определять на любой день месяца величину прибыли , полученной банком . Следовательно , оперативный анализ доходов и расходов позволяет руководству банка оперативно управлять не только доходами и расходами , но и прибылью и на этой основе принимать управленческие решения .
Анализ прибыли в рамках бизнес – плана выступает как часть финансового менеджмента . Главное в анализе состоит в оценке планируемого уровня прибыли с точки зрения достаточности для формирования активов и пассивов банка , поддержания его конкурентоспособности на финансовом рынке .
Важной составной частью анализа является факторный анализ чистой прибыли с применением различных характеристик показателей рентабельности акционерного капитала . На величину изменения чистой прибыли по сравнению с планом или предшествующим периодом рассчитывается влияние факторов , характеризующих величину акционерного капитала , эффективность управления налогами , эффективность контроля за затратами , эффективность управления активами и эффективность управления ресурсами . Динамический или трендовыи анализ прибыли рекомендуется осуществлять методами , позволяющими определять среднее значение прибыли за анализируемый период и воздействие факторов , определяющих отклонение фактических значений прибыли от ее среднего значения ( методом глав ных компонент и др .). Для проведения трендового анализа необходимо обеспечить требование сопоставимости анализируемых данных . Затрудняет обеспечение сопоставимости частая смена показателей отчетности и инфляция .
Анализ структуры прибыли позволяет прежде всего определить удельный вес процентного дохода как главной составляющей прибыли, а также влияние на него величины активов , приносящих доход , маржи и спрэда .
Поскольку совокупная прибыль банка определяется доходностью всех видов его деятельности и оказания услуг, постольку анализ надо производить в разрезе кредитных , депозитных , инвестиционных , расчетных , кассовых , валютных операций , операций с ценными бумагами и др . Глубина анализа доходности этих операций и методические подходы разные . Анализ прибыли от нетрадиционных банковских услуг ( доверительные , гарантийные , с пластиковыми карточками и др .) ставит цель определить , оправдываются ли затраты по этим операциям получаемыми по ним доходами .
Анализ прибыли в разрезе структурных подразделений банка требует широкого использования данных аналитического учета . В лицевых карточках показывается номер структурного подразделения , в них содержится информация о доходах , расходах и прибыли . Косвенные расходы между структурными подразделениями можно распределять условно , например , пропорционально зарплате структурного подразделения или фактическому ( экспертному ) времени , затрачиваемому на выполнение сотрудниками подразделений операций . Более целесообразно производить оценку и анализ прибыли не по структурным подразделениям , а по центрам формирования прибыли , поскольку не все структурные подразделения приносят прибыль .
В процессе анализа прибыли необходимо давать оценку ее использования на цели уплаты налогов , выплаты дивидендов , отчислений в резервный фонд , фонды специального назначения и в другие фонды . Главное внимание должно быть уделено установлению факта полноты и своевременности погашения налоговых обязательств .
Анализируя использование прибыли в форме дивидендов , необходимо сопоставлять суммы дивидендов с активами , рассчитывать долю дивидендов в прибыли банка , сравнить темпы роста дивидендов с темпами наращивания уставного капитала , определять долю прибыли , направляемой на капитализацию . В процессе анализа целесообразно установить использование прибыли на реконструкцию и обновление основных фондов , выяснить , было ли приобретение оборудования вызвано экономической целесообразностью и в будущем окупятся ли затраченные на эти цели средства .
Рентабельность банка следует рассматривать не изолированно , а во взаимосвязи с показателями ликвидности , структуры актива и пассива баланса . В банке необходимо получить оптимальное соотношение рентабельности , ликвидности , качества кредитного портфеля и рисков .
Можно рекомендовать методику коэффициентного анализа рентабельности ( прибыли на собственный капитал ) с использованием модели Дюпона , построенной на четырех показателях— чистый доход , чистая прибыль , активы и собственный капитал . При этом балансовые показатели «активы всего» , «активы , приносящие доход» , «собственный капитал» и др . принимаются в расчет по их средним значениям . Целесообразно при исчислении достаточности собственного капитала принимать во внимание не только их оплаченную , но и неоплаченную часть , отражаемую во внебалансовом учете , поскольку показатели рентабельности могут быть высокими даже при недостаточности собственного капитала.
Анализ рекомендуется осуществлять в пять этапов . На первом этапе рассчитываются показатели , используемые при исчислении показателей рентабельности . На втором этапе исчисляют пять основных показателей рентабельности , четыре из которых определяются отношением к средней величине собственного капитала , а один — к общей сумме активов . В их составе рентабельность активов , рентабельность работающих активов , мультипликатор чистой стоимости собственного капитала , рентабельность капитала , рентабельность уставного капитала . На третьем этапе определяется рентабельность активов , на четвертом этапе — маржа прибыли , а на пятом производится дальнейшая детализация показателей рентабельности .
Анализ рентабельности осуществляется с использованием отчетности на основе действующей системы счетов , которая еще не полностью отвечает международным стандартам и не позволяет исчислять некоторые другие показатели рентабельности . В международной практике исчисляется еще показатель операционной доходности , рентабельность всехактивов , приносящих доход , скорректированная на превалирующую процентную ставку ; рассчитывается и анализируется на основе данныхучета рентабельность различных финансовых инструментов ( межбанковских кре дитов , векселей , лизинга , факторинга и др .). Такой анализ позволяет , безусловно , получать более полную оценку деятельности банка .
Эффективность анализа повышается при проведении оперативного ( ежедневного ) анализа рентабельности .
Анализ рентабельности банка должен проводиться во взаимосвязи с анализом ликвидности . Информационная система о состоянии ликвидности должна стать частью информационной системы по управлению деятельностью банка . Контроль по управлению ликвидностью должен осуществляться в рамках службы внутреннего контроля банка . При проведении анализа необходимо выявлять и сравнивать фактическое значение избытка или дефицита ликвидности ( разница между общей суммой активов и обязательств ) с ее установленным предельным значением .
Оценка эффективности деятельности на основе функционально-стоимостного анализа
Особую актуальность в кредитной организации в настоящее время приобретает целевая себестоимость банковской услуги . Для того чтобы определить целевую себестоимость , крайне необходимо провести функционально – стоимостный анализ услуги . Суть функционально – стоимостного анализа ( ФСА ), ранее популяризируемого в нашей стране , заключается в выявлении потребительских свойств ( функций ) услуги и определении затрат , необходимых для достижения того или иного свойства .
Все функции услуг делятся на полезные ( основные и второстепенные ) и бесполезные . Поскольку достижение всех функций как полезных , так и бесполезных , связано с затратами , то большое значение имеют выявление функций и определение связанных с ними затрат . Это необходимо для того , чтобы осуществить перераспределение пропорций в затратах в пользу основных функций , возможно , в известной степени — в пользу второстепенных с устранением или минимизацией ненужных функций и затрат , связанных с ними.
Управление денежными потоками по процентным операциям
Для управления денежными потоками с учетом требований МСФО необходимо проводить корректировки для ежемесячной подготовки отчетности в соответствии с МСФО .
Основными процентными доходами в кредитной организации являются процентные доходы по кредитным требованиям .
С этой целью необходимо выстроить систему оценки заемщиков в соответствии с их категорией , провести корректировки , связанные с различием резервов , создаваемых под кредитные требования в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ № 254- П и требованиями международной практики , разработать систему оценки финансового состояния заемщиков .
Как видно из данных , представленных в таблицах 1 и 2, размеры резервов создаваемых для различных категорий заемщиков отличны по РСБУ КО и по международным правилам.
Таблица 1
Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам по РПБУ КО
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде |
I ( высшая ) |
Стандартные |
0% |
II |
Нестандартные |
от 1% до 20% |
III |
Сомнительные |
от 21 % до 50% |
IV |
Проблемные |
от 51 % до 100% |
V ( низшая ) |
Безнадежные |
100% |
Таблица 2
Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам по МСФО
Классификация ссуд |
Сумма резервов в соотношении |
с балансовой стоимостью ссуды |
Общие резервы |
Специальные резервы |
|
Группа 1 |
2% |
– |
Группа 2 |
5% |
– |
Группа 3 |
– |
20% |
Группа 4 |
– |
50% |
Группа 5 |
– |
100% |
Положение ЦБ РФ № 254- П вступило в действие с 1 августа 2004 года и предполагало переход российских кредитных организаций на создание резервов и классификацию ссуд , выданных заемщикам , по МСФО . Однако , как видно изданных , представленных в таблицах 1 и 2, это го не произошло .
Поэтому необходимо в системе управленческого учета предусмотреть методы переложения созданных резервов в соответствии с МСФО .
Управление процентными доходами по кредитным требованиям основано на оценке финансового состояния заемщика и тестирования ссуд на обесценение , чтобы своевременно предотвратить невозврат или задержку оплаты процентов .
С этой целью необходимо выстроить систе му управления финансами , которая включает отдел финансового анализа и консалтинга.
Структура Управления финансами кредитной организации приведена на рисунке 1.
Управление принимает активное участие в кредитном процессе Банка .
На рисунке 2 приведена схема организации работ по кредитованию клиентов .
На схеме наглядно представлен процесс выдачи кредитов . Основной и первостепенной задачей является оценка финансового состояния заемщика .
Управление процентными доходами по кредитным требованием требует кропотливой работы с заемщиками с момента выдачи кредита . И дальнейшей работы по отслеживанию кредитной истории на основе кредитного досье и до момента погашения полной суммы кредита , которая включает в себя сумму основного долга и проценты за пользование кредитами .
Первостепенной задачей аналитиков является разработка методологии оценки финансового состояния заемщиков.
•Анализ финансово - |
•Проектное |
• Ведение работ |
• Изучение рынка |
экономического |
финансирование |
с проблемными |
банковских |
состояния заемщика |
|
клиентами |
продуктов |
|
•Инвестиционный |
|
и услуг |
•Оценка стоимости |
анализ проектов |
• Курирование |
|
залога |
|
процедур |
• Продвижение |
|
• Бизнес – планирование |
банкротства |
банковских |
•Текущий экспресс - |
|
|
продуктов на рынок |
анализ и |
• Разработка |
|
банковских услуг |
сопровождение |
финансовых схем |
•Участие |
|
кредита |
|
в финансовом |
|
|
•Инвестиционный |
оздоровлении |
|
•Оценка бизнеса , |
консалтинг |
клиентов |
|
недвижимого |
|
|
|
имущества , |
• Развитие новых |
• Работы по |
|
машинооборудования |
направлений бизнеса |
направлению по |
|
и автотранспортных |
и поиск новых |
заказам клиентов |
|
средств |
партнеров |
|
|
• Консалтинговые |
•Сопровождение |
|
|
услуги |
проблемных |
|
|
|
кредитов |
|
|
Рис. 1. Структура Управления финансами кредитной организации
Рис. 2. Схема кредитного процесса
Так , наиболее общей системой оценки заемщиков — юридических лиц служит балльная оценка .
Классификация клиентов – заемщиков построена на анализе финансового состояния клиента . Основой для анализа служит стандартная финансовая отчетность и коэффициентный анализ . Сумма всех коэффициентов и составляет количество баллов , которое набирает претендент .
Критерии классификации заемщиков представлены в таблице 3.
Создание резерва по залогу определяется в зависимости от вида недвижимости . Процентное соотношение величины резерва представлено в таблице 4.
Финансовые показатели, применяемые для классификации заемщиков
Финансовые показатели используются для различных целей , включая оценку развития торговли и финансовой стабильности компании . Они очень помогают банкам при оценке качества кредитного портфеля и в подготовке таблицы классификации клиентов . В целом , ссуды в целях классификации подразделяются по видам клиентов натри категории :
- ссуды компаниям ;
- ссуды физическим лицам ;
- ссуды другим банкам.
Таблица 3
Шкала классификации заемщика
Классификация |
Очень хороший уровень |
Хороший средний уровень |
Средний уровень |
Плохой средний уровень |
Плохой уровень |
Необходимое количество баллов |
> 212 |
от 181 до 211 |
от 150 до 180 |
от 100 до 149 |
< 99 |
Таблица 4
№ |
Резерв по залогу Описание залога |
Резерв по залогу |
1 |
Офисное здание сдано внаем в столице страны , которая является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
10% стоимости здания |
2 |
Офисное здание сдано внаем в столице страны , которая не является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
20% стоимости здания |
3 |
Офисное здание , не сданное в наем , в столице страны , которая является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
25% стоимости здания |
4 |
Офисное здание , не сданное в наем , в столице страны , которая не является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
35% стоимости здания |
5 |
Строящееся здание в столице страны , которая является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
40% стоимости здания |
6 |
Строящееся здание в столице страны , которая не является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
60% стоимости здания |
7 |
Строительная площадка офисного здания в столице страны , которая является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
85% стоимости строительной площадки |
8 |
Строительная площадка офисного здания в столице страны , которая не является членом Организации экономического сотрудничества и развития |
95% стоимости строительной площадки |
Другие показатели, используемые для заемщиков-предприятий
Перечень показателей эффективности можно продолжить с учетом отдельных требований предприятия , которое проходит оценку . Некоторые из этих коэффициентов оказываются более полезными по сравнению с другими коэффициентами. Ниже представлен список некоторых показателей, которые можно применять для оценки эффективности :
- денежные потоки от операционной дея тельности к обязательствам по ссудам ;
- отношение производстве иных затрат к выручке от реализации ;
- отношение стоимости материалов к выручке от реализации ;
- отношение выручки от реализации к стоимости действующего оборудования за год ;
- заработная плата в процентном отношении к общим операционным затратам ;
- отношение безнадежных долгов к выручке от реализации ;
- выручка от реализации на одного служащего ;
- прибыль на одного сотрудника.
Примеры основных коэффициентов, используемых при анализе банков
Данные коэффициенты могут использоваться при проведении сравнительной оценки следующих показателей .
Качество активов :
- отношение резервов на возможные потери по ссудам к средней совокупной сумме кредитной задолженности ;
- отношение нестандартных ссуд к средней совокупной сумме кредитной задолженности.
Прибыль , используемая на покрытие кредитных убытков. Ликвидность :
- отношение денежных средств и торговых ценных бумаг к общей сумме активов ;
- отношение денежных средств и торговых ценных бумаг к сумме краткосрочных обязательств .
Прибыль и рентабельность :
- расходы на содержание персонала / итого доходов ;
- чистый процентный доход ;
- прибыль на среднюю совокупную величину активов .
Критерии рейтинга погашения кредиторской задолженности частными заемщиками отличаются от критериев юридических лиц и включают такие показатели , как профессия , возрастной ценз , опыт работы , заработная плата , собственность , банковские счета , семейное положение , срок проживания в данной местности .
При первоначальной классификации кредитных требований оцениваются два основных параметра :
- обслуживание долга ;
- финансовое состояние заемщика.
Залог и его оценка
При получении залога в качестве обеспечения кредита необходимо рассмотреть всесторонне вопросы , связанные с видом залога и его оценкой .
Вид залога требует рассмотреть срок полезной службы , особенно в отношении запасов , товаров , сырья и готовой продукции .
Возможность точной оценки необходимо сочетать с определением стоимости ликвидации .
Ликвидность залога определяется на основе проведения анализа спроса на рынке и возможности реализации .
Стабильность цен определяется исходя из решения вопросов об установлении «маржи» стоимости залога , особенно для обращающихся на рынке ценных бумаг .
Нормативные требования необходимо контролировать с помощью юридических консультаций у юристов с целью получения необходимых рекомендаций , особенно по вопросам , связанным с недвижимостью .
Простота контроля базируется на периодичном рассмотрении затрат и возможных проблем , связанных с оценкой.
Субъективные факторы, связанные с созданием резервов на возможные потери по ссудам
К субъективным факторам относятся следующие :
- страновой риск ( общая политическая и экономическая ситуация в стране );
- общие условия в той отрасли промышленности , где действует заемщик ;
- конкурентное положение заемщика в отрасли промышленности и секторе , где он действует ;
- деловая репутация руководства компании заемщика ;
- качество управления компанией ;
- краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы заемщика ;
- меры , принимаемые заемщиком для улучшения своего финансового состояния ;
- зависимость заемщика от торговых партнеров в России , других стран СНГ , других стран ;
- зависимость от аффилированных сторон ;
- кредитная история ( факты задержки платежей по ссуде или реструктуризация ссуды в связи с финансовыми трудностями в прошлом );
- конкурентоспособность и устаревание продуктов ;
- износ и устаревание оборудования ;
- участие заемщика в судебных разбирательствах ;
- существенная зависимость от одного или двух основных поставщиков или клиентов ;
- прозрачность деятельности заемщика ;
- способность заемщика управлять валютным риском , если ссуда выдана в иностранной валюте .
При создании резервов на возможные потери по ссудам необходимо рассмотреть приведенные выше факторы и другие факторы.
В ходе обычной основной деятельности банк осуществляет выдачу кредитов или размещает депозиты на различные сроки в других кредитных учреждениях . Поскольку , как правило , данные кредиты являются необеспеченными , банк создает общие резервы под возможные убытки . Банктакже создает конкретные резервы на дифференцированной основе . Весь учет ведется в соответствии с отечественной практикой оценки кредитных рисков и классификации клиентов – заемщиков . Резерв создается путем выделения части дохода банка для целей покрытия будущих возможных убытков по ссудам втом объеме , который был определен входе анализа ссудного портфеля .
Для обеспечения достоверности информации по резервам на покрытие убытков по кредитным требованиям необходимо , чтобы методика , используемая для анализа ссудного портфеля и оценки достаточности резерва на покрытие убытков по ссудам , соответствовала МСФО . В настоящее время эта методика отличается от действующего подхода , рекомендованного ЦБ РФ . Для приведения их в соответствие необходимо проанализировать кредитный портфель , произвести классификацию компонентов портфеля по соответствующим категориям и сформировать необходимые резервы , соответствующие уровню риска , присущему выданным кредитам . Как правило , размер резервов , которые требуется создавать в соответствии с МСФО , значительно выше , чем резервы , обязательные в соответствии с правилами ЦБ РФ . Разницу между этими суммами необходимо отразить в финансовой отчетности в соответствии с требованиям МСФО .
Разработка и внедрение процесса классификации элементов кредитного портфеля , а также формирования резерва на покрытие убытков по ссудам должны быть основаны на оценке риска .
Кредитные требования отражаются в финансовой отчетности в размере невыплаченной основной суммы долга за вычетом резервов на потери по кредитным требованиям .
В каждом периоде резерв на убытки в отчете о прибылях и убытках является результатом производимой руководством оценки резервов на потери по кредиту , которые возникают в текущем периоде , и продолжающейся корректировки предыдущих оценок потерь , возникших в предыдущие периоды .
Данный резерв является результатом процесса контроля кредитного риска , производимого банком с учетом ряда факторов , в том числе :текущих экономических условий , в которых находятся клиенты банка , динамики погашения отдельных крупных кредитов и пулов однородных мелких кредитов , сезонного распределения кредитного портфеля , изменения сумм дополнительного обеспечения , подробного анализа работы с конкретными крупными кредитами . В случае крупных кредитов , рассматриваемых как сомнительные , степень риска определяется путем сравнения суммы кредита согласно учетным документам с текущим прогнозом движения денежных средств , оцененным по дисконтированным по действующей процентной ставке кредита , справедливой стоимости обеспечения или оценочной рыночной стоимости кредита.
Резерв под возможные потери по кредиту уменьшает сумму выданных кредитов в балансе . Поскольку конкретный получатель и сумма потери по кредиту подтверждаются сбором дополнительной информации , получением полного или частичного обеспечения кредита , банкротством заемщика и т.п., производится списание кредита , в результате чего уменьшается резерв на потери по кредиту . Если после списания банк в состоянии получить дополнительные суммы от клиента или обеспечение в большем размере , чем оценивалось ранее , по учетным записям проводится получение списанного долга , что уменьшает резерв под потери по кредиту.
Если после наступления срока погашения кредита , предусмотренного контрактом , задержка выплаты процентов или основной суммы составляет 90 или более дней либо руководство полагает , что основная сумма или проценты по кредиту , предусмотренные контрактом , не будут получены , кредит признается недействующим , и все начисленные по нему проценты аннулируются .
Весь комплекс вопросов , связанный с управлением денежными потоками , и соответственно доходами и расходами кредитной организацией тесно взаимосвязан . Одним из основополагающих элементов успеха в управлении ими в условиях перехода на МСФО является своевременное согласование мониторинга кредитных требований по правилам РПБУ КО с правилами по МСФО . Это достаточно трудоемкий и ответственный процесс.