Попытки Федеральной налоговой службы наладить отношения между налоговыми инспекторами и бухгалтерами так ни к чему и не привели. Бухгалтеры жалуются на незаконные требования налоговиков, рейтинг столичных инспекций, проведенный нашим журналом, показал, что права налогоплательщиков по-прежнему нарушаются. Какие меры планирует предпринять Минфин?
– Пожалуй, самая распространенная жалоба бухгалтеров такая: инспекторы принимают отчетность только на дискете, а иногда еще требуют использовать программу, разработанную ИФНС. На высоком уровне чиновники соглашаются, что такие действия незаконны. Что можно посоветовать бухгалтерам, которые по-прежнему сталкиваются с этим на практике?
– Требование сдавать всю отчетность на дискете – это действительно самое распространенное нарушение. Бухгалтеры имеют полное право не выполнять его. О чем, кстати, неоднократно сообщалось не только Минфином, но и МНС России (ФНС России). В статье 80 кодекса и в каждом приказе об утверждении форм деклараций прописана обязанность налогового органа принять декларацию и поставить соответствующую отметку. Так что если налогоплательщик сдает декларацию в налоговый орган лично, то его декларацию обязаны принять и на копии декларации сделать отметку о ее принятии и дате представления.
– Но рядовые налоговики мотивируют такие требования «распоряжением руководства», а не Налоговым кодексом.
– Налоговый инспектор должен прекрасно понимать, что любые устные или письменные указания об отказе в приеме деклараций, которые он мог получить «сверху», незаконны, если не основаны на нормах кодекса. При этом обжаловаться будут незаконные действия самого инспектора. Если эти аргументы чиновника не убедили и он по-прежнему отказывает в приеме декларации, то можно обратиться в вышестоящий налоговый орган. Таким же образом можно поступать и в иных случаях, когда налогоплательщик сталкивается с явным неисполнением закона.
– Руководство налоговых инспекций не всегда оперативно реагирует на жалобы бухгалтеров. Если налоговики в том или ином случае действуют незаконно, Минфин может как-то на них повлиять?
– В первую очередь жалоба на нарушение налогового инспектора или руководство инспекции действительно должна быть направлена или вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган. Написать жалобу можно также в Минфин России (109097, Москва, ул. Ильинка, 9), конкретно в департамент налоговой и таможенно-тарифной политики. Согласно положению о департаменте, он координирует и контролирует деятельность ФНС России. Срок рассмотрения таких обращений – месяц. Рассмотрение жалобы на работу налоговых органов контролируется до тех пор, пока поднятые в жалобе вопросы не разрешатся окончательно. Но обратите внимание, что в данном случае речь идет не о разногласиях по результатам налоговых проверок. Такие жалобы рассматриваются только вышестоящим налоговым органом или судом.
– Другая проблема, с которой часто сталкиваются бухгалтеры, – внутренние письма УФНС, на основании которых инспекторы требуют исполнения тех или иных правил. Должны ли бухгалтеры следовать таким документам?
– Что касается внутренних писем, то для налогоплательщиков они были и остаются необязательными к исполнению. Если же на их основании к налогоплательщику предъявляются, по его мнению, незаконные требования, то он может обжаловать как соответствующие действия, так и сами письма.
– Одна из причин разногласий между бухгалтерами и налоговыми инспекторами – в разном понимании норм кодекса. А иногда еще письма Минфина и ФНС расходятся друг с другом. Так на кого ориентироваться налогоплательщикам?
– Сейчас, согласно Налоговому кодексу, разъяснение законодательства о налогах и сборах отнесено к компетенции Минфина России. И выполнение разъяснений именно финансового ведомства является тем обстоятельством, которое исключает вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
– ФНС попыталась отладить сотрудничество между налоговыми инспекторами и бухгалтерами с помощью Регламента по работе с налогоплательщиками. У Минфина нет идей по созданию подобного документа?
– Такие планы есть. В законах не всегда можно прописать весь регламент процедурных вопросов. Поэтому должны быть некие правила работы налоговых инспекций с налогоплательщиками.
Сейчас Минфин готовит Стандарты обслуживания налогоплательщиков, которые касаются видов документов и срока их выдачи, например, при постановке на учет. Они нужны и налогоплательщику, и налоговому органу. Налогоплательщику – для того, чтобы знать, в какие сроки и как именно должны быть выполнены его требования. Налоговому инспектору – чтобы была возможность построить свою работу, не отвлекаясь на звонки и просьбы различных знакомых «со стороны» и внеплановые работы. Для этого и устанавливается календарная очередность рассмотрения заявлений, сроки уведомления налогоплательщика о решениях, принятых по его обращению.
– Стандарт дополнит Регламент или же это будет самостоятельный документ?
– Стандарт обновит Регламент в связи с изменениями, которые произошли в законодательстве. В последнее время у ФНС России появилось много новых функций: выдача свидетельства о регистрации организациям, торгующим или покупающим денатурированный этиловый спирт, выдача патента на право применения упрощенной системы, выдача лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари.
Многих функций налоговое ведомство лишилось – отменены лицензирование деятельности по производству табачных изделий, выдача региональных специальных марок, акцизные склады. Чтобы уточнить, как именно эти функции должны исполняться, и потребовалась новая редакция, которая может появиться уже в мае–июне этого года. Но хочу обратить внимание – новая редакция не создает новые нормы, а лишь дает представление о том, как должны действовать налоговые инспекторы в том или ином случае