Внутренний контроль в банках в 2004 году

Внутренний аудит и...

Автор:
Источник: журнал «Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке»№ 4-5 2004г
Опубликовано: 15 Сентября 2005

16 декабря 2003 года вышло Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (далее—Положение № 242-П). Оно заменило собой действовавшее до этого более шести лет Положение от 28.0831'№ 509 «Об организации внутреннего контроля в банках». Автор в данной статье рассматривает существенные отличия нового Положения, устанавливающего правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных правил.

Первоначально проект документа, известного ныне как Положение № 242-П, предусматривал дополнительно введение таких понятий, как «банковский риск», «мониторинг внутреннего контроля» и «управление банковским риском». Но на стадии обсуждения они были из проекта убраны. Основным недостатком проекта, на который обращали внимание многие банки, являлось то, что в нем служба внутреннего контроля становилась элементом системы управления банком, в то время как задачи контроля и управления — это различные задачи, которые нельзя эффективно решать в рамках одного функционального подразделения. В Положении № 242-П, введенном в действие после консультаций с банками, внутреннему контролю отводится преимущественно роль наблюдателя, что лучше соответствует задачам именно контроля.
Целями внутреннего контроля по новому Положению являются:

  • эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимаются:
    • выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и(или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и(или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;
    • постоянное наблюдение за банковскими рисками;
    • принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;
  • достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационная безопасность (защищенность интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений);
  • соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;
  • исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также своевременное представление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Новой задачей для внутреннего контроля, отсутствовавшей ранее, стала борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Система внутреннего контроля и система органов внутреннего контроля

В Положении № 242-П отсутствует глава «Организация внутреннего контроля». Вместо нее появились две новых главы «Система органов внутреннего контроля» и «Система внутреннего контроля». Первая описывает, кто в банке должен заниматься внутренним контролем; вторая — что представляет собой внутренний контроль как процесс.
В главе «Система органов внутреннего контроля» следует выделить несколько новых моментов.
В соответствии со статьями 10 и 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части распределения полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и ответственности всех подразделений кредитной организации, служащих должна соответствовать характеру и масштабам проводимых операций.
В систему органов внутреннего контроля включается ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отвечающий за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных внутренних организационных мер в указанных целях, а также за организацию представления в уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативными актами Банка России.
В систему органов внутреннего контроля могут входить иные структурные подразделения и(или) ответственные сотрудники кредитной организации, к которым (в зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации) могут относится:

  • контролер профессионального участника рынка ценных бумаг — ответственный сотрудник и(или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • ответственный сотрудник по правовым вопросам — сотрудник и(или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

Структурные подразделения (ответственные сотрудники) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) могут быть включены в состав службы внутреннего контроля. В этом случае указанные структурные подразделения (ответственные сотрудники) не имеют права осуществлять функции службы внутреннего контроля по направлениям своей непосредственной деятельности, то есть проверять работу контролера (подразделения внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг, ответственного сотрудника (структурного подразделения) по правовым вопросам. В главе «Система внутреннего контроля» в новом Положении отмечено, что система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

  • контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
  • контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценку банковских рисков;
  • контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
  • контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
  • мониторинг системы внутреннего контроля, осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации.

Контроль со стороны органов управления

Новым в Положении № 242-П по сравнению с Положением № 509 является наличие рекомендаций по осуществлению контроля со стороны органов управления банка за организацией его деятельности.
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) рекомендуется отнесение следующих вопросов:

  • создание и функционирование эффективного внутреннего контроля;
  • регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами кредитной организации вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности;
  • рассмотрение документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных исполнительными органами кредитной организации, службой внутреннего контроля, должностным лицом (ответственным сотрудником, структурным подразделением) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иными структурными подразделениями кредитной организации, аудиторской организацией, проводящей (проводившей) аудит;
  • принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение исполнительными органами кредитной организации рекомендаций и замечаний службы внутреннего контроля, аудиторской организации, проводящей (проводившей) аудит, и надзорных органов;
  • своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности кредитной организации в случае их изменения.

К компетенции исполнительных органов рекомендуется отнесение следующих вопросов:

  • установление ответственности за выполнение решений совета директоров (наблюдательного совета), реализацию стратегии и политики кредитной организации в отношении организации и осуществления внутреннего контроля;
  • делегирование полномочий на разработку правил и процедур в сфере внутреннего контроля руководителям соответствующих структурных подразделений и контроль за их исполнением;
  • проверка соответствия деятельности кредитной организации внутренним документам, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля, и оценка соответствия содержания указанных документов характеру и масштабам деятельности кредитной организации;
  • распределение обязанностей подразделений и служащих, отвечающих за конкретные направления (формы, способы осуществления) внутреннего контроля;
  • рассмотрение материалов и результатов периодических оценок эффективности внутреннего контроля;
  • создание эффективных систем передачи и обмена информацией, обеспечивающих поступление необходимых сведений к заинтересованным в ней пользователям. Системы передачи и обмена информацией включают в себя все документы, определяющие операционную политику и процедуры деятельности кредитной организации;
  • создание системы контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков внутреннего контроля и мер, принятых для их устранения

Органам управления кредитной организации рекомендуется:

  • оценивать риски, влияющие на достижение поставленных целей, и принимать меры, обеспечивающие реагирование на меняющиеся обстоятельства и условия в целях обеспечения эффективности оценки банковских рисков. Для эффективного выявления и наблюдения новых или не контролировавшихся ранее банковских рисков организация системы внутреннего контроля кредитной организации должна своевременно пересматриваться;
  • обеспечить участие во внутреннем контроле всех служащих кредитной организации в соответствии с их должностными обязанностями;
  • установить порядок, при котором служащие доводят до сведения органов управления и руководителей структурных подразделений кредитной организации (филиала) информацию обо всех нарушениях законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики;
  • принимать документы по вопросам взаимодействия службы внутреннего контроля с подразделениями и служащими кредитной организации и контролировать их соблюдение;
  • исключить принятие правил и(или) осуществление практики, которые могут стимулировать совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, целям внутреннего контроля.

Контроль системы управления банковскими рисками

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков включает:

  • контроль за функционированием системы управления банковскими рисками на постоянной основе в порядке, установленном внутренними документами;
  • оценку банковских рисков — предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.) факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации. Внутренними документами кредитной организации должен быть предусмотрен порядок информирования соответствующих руководителей о факторах, влияющих на повышение банковских рисков;
  • оценку банковских рисков на консолидированной основе с учетом всех организаций, являющихся по отношению к ней дочерними или зависимыми.

Контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок подразумевает порядок распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций и других сделок, который устанавливается внутренними документами кредитной организации и должен включать в том числе такие формы (способы) контроля, как:

  • проверки, осуществляемые органами управления путем запроса отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;
  • контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством проверки отчетов о работе подчиненных им служащих (на ежедневной и(или) еженедельной и(или) ежемесячной основе);
  • материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, пересчета материальных ценностей (денежной наличности, ценных бумаг в документарной форме и т.п.), разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;
  • проверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;
  • система согласования (утверждения) операций (сделок) и распределения полномочий при совершении банковских операций и других сделок, превышающих установленные лимиты, предусматривающая своевременное информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о таких операциях (сделках) или сложившейся ситуации и их надлежащее отражение в бухгалтерском учете и отчетности;
  • проверка соблюдения порядка совершения (процедур)банковских операций и других сделок, выверка счетов, информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках.

Кредитная организация должна обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов (противоречие между имущественными и иными интересами кредитной организации и(или) ее служащих и(или) клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кредитной организации и(или) ее клиентов) и условия его возникновения, совершение преступлений и осуществление иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок, а также предоставление одному и тому же подразделению или служащему права:

  • совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и(или) отражение в учете;
  • санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;
  • проводить операции по счетам клиентов кредитной организации и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации;
  • предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам кредитной организации и совершать операции с теми же клиентами;
  • оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика;
  • совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.

Кредитная организация должна установить порядок выявления и контроля областей потенциального конфликта интересов, проверки должностных обязанностей служащих, занимающих должности, предусмотренные частью третьей статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а также иных служащих кредитной организации, с тем чтобы исключить возможность сокрытия ими противоправных действий.

Обеспечение информационной безопасности

Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности означает, что информация по направлениям деятельности кредитной организации должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Информация состоит из сведений о деятельности кредитной организации и ее результатах, данных о соблюдении установленных требований нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также из сведений о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Форма представления информации должна быть определена с учетом потребностей конкретного получателя (органы управления, подразделения, служащие кредитной организации).
Порядок контроля за информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности должен быть установлен внутренними документами кредитной организации и распространяться на все направления ее деятельности.
Внутренний контроль автоматизированных информационных систем и технических средств состоит из общего контроля и программного контроля.
Общий контроль автоматизированных информационных систем предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным компьютером, системой «клиент—сервер» и рабочими местами конечных пользователей и т.д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы. Общий контроль состоит из осуществляемых кредитной организацией процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью физического доступа.
Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.).
Кредитная организация устанавливает правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях.

Мониторинг системы внутреннего контроля

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах кредитной организации должен быть определен порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля(методики,правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т.д.). Кредитная организация принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, втом числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.
Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля. Периодичность осуществления наблюдения за различными видами деятельности кредитной организации определяется исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности кредитной организации. Результаты рассмотрения документируются и доводятся до сведения соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений).
Кредитная организация должна иметь разработанные планы действий на случай непредвиденных обстоятельств с использованием дублирующих (резервных) автоматизированных систем и(или) устройств, включая восстановление критических для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Внутренними документами должны быть определены порядок проверки этих планов в части их выполнимости в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, а также перечень непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются планы действий.
Служба внутреннего контроля кредитной организации является ключевым органом системы внутреннего контроля банка, создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации.

Служба внутреннего контроля

Глава 4 «Служба внутреннего контроля» в новом Положении кардинально переработана. Если в Положении № 509 перечислялись только права службы внутреннего контроля, то в Положении № 242-П регламентируются внутренние документы, на основании которых функционирует служба, ее основные функции, требования по постоянству деятельности, независимости, беспристрастности, эффективности осуществления своих функций и др.
Внутренний документ, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля (положение о службе внутреннего контроля) должен определять:

  • цели и сферу деятельности службы внутреннего контроля;
  • принципы (стандарты) и методы деятельности службы внутреннего контроля, отвечающие требованиям настоящего Положения;
  • статус службы внутреннего контроля в организационной структуре кредитной организации, ее задачи, полномочия, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими подразделениями кредитной организации, в том числе осуществляющими контрольные функции;
  • подчиненность и подотчетность руководителя службы внутреннего контроля;
  • обязанность руководителя службы внутреннего контроля информировать о выявляемых при проведении проверок нарушениях (недостатках) по вопросам, определяемым кредитной организацией, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения кредитной организации, в котором проводилась проверка;
  • обязанность руководителя и служащих службы внутреннего контроля информировать органы управления кредитной организации обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего контроля своих функций;
  • порядок участия службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации;
  • ответственность руководителя службы внутреннего контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информирования по вопросам, определяемым кредитной организацией, совета директоров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.

Положение о службе внутреннего контроля утверждается советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации в соответствии со статьями 48 и 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статьей 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», если в уставе кредитной организации не предусмотрено иное.
Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:

  • проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  • проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);
  • проверку надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и(или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
  • проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности;
  • проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;
  • проверку применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации;
  • оценку экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций;
  • проверку соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг);
  • проверку процессов и процедур внутреннего контроля;
  • проверку систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;
  • оценку работы службы управления персоналом кредитной организации;
  • другие вопросы, предусмотренные внутренними документами кредитной организации.

Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций. Постоянство деятельности службы внутреннего контроля означает, что служба внутреннего контроля кредитной организации должна действовать на постоянной основе.
Кредитная организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок. Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат кредитной организации.
В кредитной организации, входящей в состав банковской группы, допускается передача отдельных функций службы внутреннего контроля службе внутреннего контроля другой кредитной организации, входящей в банковскую группу. Основанием для принятия решения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля являются отсутствие у кредитной организации специалистов по подлежащим контролю видам деятельности и невозможность или нецелесообразность найма таких специалистов на постоянной основе с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации. Перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля должны быть согласованы между кредитными организациями в письменной форме. При этом ответственность за эффективность осуществления переданных функций несет кредитная организация, принявшая решение о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля.
Сведения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в состав банковской группы, содержащие перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля, представляются в территориальные учреждения Банка России по месту обслуживания каждой из указанных кредитных организаций, входящих в состав банковской группы, в составе справки о внутреннем контроле в кредитной организации.
Независимость службы внутреннего контроля подразумевает, что кредитная организация обеспечивает независимость службы внутреннего контроля в соответствии с порядком, в котором должно быть установлено, что служба внутреннего контроля:

  • действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета);
  • не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением независимой проверки аудиторской организацией или советом директоров банка;
  • по собственной инициативе докладывает совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению, а также раскрывает эту информацию единоличному и коллегиальному исполнительному органу кредитной организации;
  • подлежит независимой проверке аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом), если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации.

Во внутренних документах кредитной организации должны быть предусмотрены:

  • порядок утверждения положения о службе внутреннего контроля, годовых и текущих планов проверок, отчетов о выполнении планов проверок в соответствии со статьями 48 и 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» и со статьей 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • подотчетность руководителя службы внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации;
  • подчиненность руководителя подразделения внутреннего контроля филиала кредитной организации (при наличии подразделения внутреннего контроля в филиале) или служащего филиала кредитной организации, выполняющего функции представителя службы внутреннего контроля кредитной организации в соответствующем филиале, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации;
  • право руководителя службы внутреннего контроля взаимодействовать с соответствующими руководителями кредитной организации (ее подразделений) для оперативного решения вопросов и порядок такого взаимодействия;
  • невозможность функционального подчинения руководителю (его заместителям) службы внутреннего контроля иных подразделений кредитной организации, а также совмещения служащими службы внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях кредитной организации;
  • участие службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации.

Служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок. Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.
Беспристрастность службы внутреннего контроля подразумевает, что:

  • кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля;
  • руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций;
  • кредитная организация вправе устанавливать порядок перемещения (периодичность, обоснованность) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля на другие должности в кредитной организации в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности и т.п.;
  • руководителем службы внутреннего контроля рекомендуется не назначать лицо, работающее по совместительству.

Профессиональная компетентность руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля подразумевает, что:

  • руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля должны владеть достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей. Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки;
  • кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок;
  • обучение (переподготовку) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе

Создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций предполагает, что служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок являются любое подразделение и служащий кредитной организации.
Основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля:

  • финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности;
  • проверка соблюдения законодательства Российской Федерации (банковского, о рынке ценных бумаг, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о налогах и сборах и др.) и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов кредитной организации и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований зако нодательства Российской Федерации и иных актов;
  • операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций;
  • проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих кредитной организации к банковским рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей кредитной организации.

Руководитель и служащие службы внутреннего контроля имеют право:

  • входить в помещения проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях, с соблюдением процедур доступа, определенных внутренними документами кредитной организации;
  • получать документы и копии с документов и иную информацию, а также любые сведения, имеющиеся в информационных системах кредитной организации, необходимые для осуществления контроля, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и требований кре дитной организации по работе со сведениями ограниченного распространения;
  • привлекать при осуществлении проверок служащих кредитной организации и требовать от них обеспечения доступа к документам, иной информации, необходимой для проведения проверок.

План проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой органами управления кредитной организации методологии оценки управления банковскими рисками, учитывающей изменения в системе внутреннего контроля и новые направления деятельности кредитной организации. При составлении графика осуществления проверок должна учитываться установленная в кредитной организации периодичность проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и кредитной организации в целом.
Планы работы службы внутреннего контроля разрабатываются службой внутреннего контроля, должны утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Планы работы службы внутреннего контроля могут согласовываться с единоличным и(или) коллегиальным исполнительным органом. Отчеты о выполнении планов проверок представляются службой внутреннего контроля не реже двух раз в год совету директоров (наблюдательному совету).
Программа проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, предусматривает разработку отдельной программы проверки каждого направления (вопроса) деятельности кредитной организации. Программа проверки должна содержать цели проверки и определять ключевые банковские риски и механизмы обеспечения полноты и эффективности контроля в проверяемом направлении банковской деятельности.
В рабочих документах проверок службы внутреннего контроля отражаются этапы проверки и выполненные проверочные процедуры, данные о рассмотренных документах и иной полученной в ходе проверки информации.
Отчеты и предложения по результатам проверок представляются службой внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету), единоличному (его заместителям) и(или) коллегиальному исполнительному органу, руководителям проверяемых структурных подразделений кредитной организации (филиала).
Отчеты должны содержать описание целей проверки, выполненных работ, выявленных нарушений, ошибок и недостатков в деятельности кредитной организации, которые могут создать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость кредитной организации, и рекомендации службы внутреннего контроля по улучшению работы и устранению нарушений, ошибок и недостатков.
Службой внутреннего контроля осуществляется контроль за эффективностью принятых подразделениями и органами управления по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения и(или) органами управления решения о приемлемости выявленных рисков для кредитной организации.

Если, по мнению руководителя службы внутреннего контроля, руководство подразделения и(или) органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для кредитной организации, или принятые меры контроля неадекватны уровню риска, то руководитель службы внутреннего контроля обязан проинформировать совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации.
Кредитная организация должна установить порядок:

  • контроля (включая проведение повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных службой внутреннего контроля нарушений;
  • представления не реже одного раза в полгода службой внутреннего контроля информации о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений совету директоров (наблюдательному совету), единоличному исполнительному органу (его заместителям) и(или) коллегиальному исполнительному органу.

Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля

В заключение рассмотрим порядок контроля со стороны Банка России за состоянием внутреннего контроля в кредитных организациях. Он определен в главе 5 Положения № 242-П «Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля».
Для оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации Банком России кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России справку о внутреннем контроле в кредитной организации по форме, предусмотренной Приложением 4 к Положению № 242-П.
Справка представляется в Банк России в составе годового отчета кредитной организации в порядке и в сроки, установленные нормативными актами Банка России.
Кредитные организации, имеющие филиалы, представляют сводную справку в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса кредитной организации.
В целях оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации территориальные учреждения Банка России в случае необходимости вправе запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам организации системы внутреннего контроля.
Кредитная организация в течение трех рабочих дней уведомляет территориальное учреждение Банка России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля, в том числе о внесении изменений в положение о службе внутреннего контроля, о назначении на должность и освобождении от должности руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля.
При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:

  • соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установленных лимитов;
  • достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • надежности установленных и применяемых кредитной организацией отдельных способов (методов) контроля.

Автор: