Все яйца – в одну корзину

Практические советы

Автор:
Опубликовано: 15 Сентября 2005

Все яйца – в одну корзину

Деятельность вашего предприятия на «чужой» административной территории невозможна без налаженных контактов с местными властями. Причем главбух играет в этом процессе порой далеко не последнюю роль.

Распыление бизнеса по нескольким предприятиям, как это было принято в 90-х годах, скоро станет забытой традицией. Такая разобщенность зачастую мешает минимизации налогов, получению инвестиций, кредитов и выгодных контрактов. Поэтому даже при освоении новых территорий предприниматели предпочитают открывать филиалы и представительства, а не новые фирмы. Подчас это вызывает недовольство территориальных администраций. Им кажется, что налоговые отчисления обособленных подразделений будут идти мимо местного бюджета. Развеять их опасения несложно.

От дикого рынка – к цивилизованному

Основное предпринимательское правило начала 90-х годов гласило: «Не клади яйца в одну корзину». Поэтому достаточно крупные предприятия сразу же после приватизации вдруг распались на множество мелких «дочек». Считалось, что это поможет выжить в случае неравной борьбы с налоговиками и кредиторами.

У этого мудрого решения есть оборотная сторона. Зачастую такая разобщенность мешает минимизации налогов. К примеру, одно дочернее предприятие получило большую прибыль, а другое сработало в убыток. Если бы «дочки» были просто структурными подразделениями, то их финансовые результаты сложились бы в общий итог. Однако мы имеем дело с абсолютно самостоятельными предприятиями. Поэтому одно платит огромный налог, а другое объясняется с налоговой инспекцией по поводу отрицательного финансового результата.

«Когда я вижу в декларации по налогу на прибыль знак »минус« и не получается снять затраты, всегда применяю статью 40 Налогового кодекса о контроле рыночных цен, – рассказывает Инесса Горохова, налоговый инспектор из Московской области. – Положения этой статьи заменили нам понятие »реализация ниже себестоимости« и расширили возможности». В такой ситуации, если вы даже сумеете обосновать свои цены, потеря времени и сил вам обеспечена. Кроме того, предприятие с «отрицательным» балансом не сможет рассчитывать на кредит.

Другой отрицательный момент – взаимоотношения с потенциальными партнерами и инвесторами. Вы можете позиционировать себя как холдинг и говорить, что достижения каждого ООО или ЗАО нужно рассматривать в общей совокупности. Возможно, это сработает, но более вероятно, что серьезные структуры предпочтут работать с каким-нибудь ОАО. Итак, ваш руководитель решил расширить бизнес, не распыляя его на отдельные фирмы. Отнеситесь серьезно к его начинаниям и по возможности не стойте в стороне от разработки концепции освоения новых территорий.

Экзотическое налогообложение

От того, насколько привлекательными сочтут местные власти ваши инвестиции, зависит предоставление различных льгот. Это может быть льготное налогообложение, снижение арендной платы или даже инвестиционный кредит. Причем такие поблажки не всегда зависят от суммы вложений.

Например, «раскатать» автобусный маршрут по силам любому малому предприятию. И если с его помощью хотя бы частично будут решены транспортные проблемы двух населенных пунктов, можно рассчитывать на благосклонность обоих местных администраций.

Конечно, степень ее может быть различной. Взять Московскую область: Химкинский район уже перенасыщен инвестициями в розничную торговлю, а вот Дмитровскому и Егорьевскому их недостает. Впрочем, стратегическое решение, в какой район или город вкладывать деньги, руководитель примет и без помощи главбуха. А вот помочь ему сохранить целостность предприятия вы можете и должны.

Не стоит ожидать от глав местных администраций больших познаний в налогообложении. Однажды освоив его азы, они, как правило, считают, что налоговые поступления напрямую зависят от юридического адреса предприятия. Распечатайте из своей информационной системы статьи Налогового кодекса и письма по налогообложению обособленных подразделений. Например, письмо МНС от 11 мая 2001 г. № 04-4-05/113-М905 «О налоге на имущество предприятий». Желательно сделать краткую выжимку-конспект распечатанных документов. Так вы продемонстрируете, куда пойдут налоговые потоки. Местный бюджет обязательно пополнится вашими налогами, ведь вы организуете стационарные рабочие места. Независимо от того, какую организационную форму вы выберете.

Пожалуй, из этого правила существует только одно исключение – налог на рекламу. Это единственный налог, который поступает в региональный бюджет по месту регистрации головного офиса фирмы. Его по праву относят к экзотическим. «С экономической точки зрения налог на рекламу абсурден. Стимулировать сокращение издержек на продвижение товара, значит, заниматься вредительством, – говорит Александр Крутов, депутат Мосгордумы. – Мы будем приветствовать отмену этого налога, поскольку такой шаг будет способствовать легализации рекламного бизнеса».

За отмену этого «налога на затраты» выступают и многие депутаты Госдумы, считая его диким пережитком 90-х годов («Расчет» писал об этом в майском номере).

Однако пока налог на рекламу существует, с ним приходится считаться. Если местные власти решат, что от вас можно получить значительные суммы, можно найти компромисс. Например, поучаствовать в благотворительном проекте. По большому счету, регистрировать новое предприятие выгодно лишь тем, кто всем налоговым режимам предпочитает упрощенку. Дело в том, что одним из условий ее применения является отсутствие у предприятия филиалов и представительств. Тем же, кто считает налоги в обычном порядке, стоит задуматься, какую форму выбрать для своего отпочковавшегося подразделения.

Разные формы обособленности

Гражданский кодекс предусматривает две основные формы обособленных подразделений: филиалы и представительства. Их различие – в функциональном назначении. Так, представительство лишь осуществляет защиту интересов предприятия. Филиал же выполняет все функции фирмы или их часть, в том числе и функции представительства.

Конечно, выделяя лишь два вида обособленных подразделений, кодекс не ограничивает предприятие в создании обособленных подразделений иных видов. То есть для того, чтобы работать на другой территории, вам необязательно вносить изменения в уставные документы. Достаточно просто встать на учет в чужой налоговой инспекции.

Налоговиков не интересует ваша производственная структура, для них главное, чтобы вы платили налоги по местонахождению. Причем на регистрацию вашего присутствия отводится довольно короткий срок – один месяц. А если вы решите, что обособленное подразделение, не указанное в учредительных документах, в регистрации не нуждается, вас оштрафуют. Потом назначат проверку и доначислят налоги, пени и опять же штрафы.

Андрей Гольцблат, управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», советует пойти по «формализованному пути» и создать филиал: «Обособленное подразделение просто платит налоги и не в состоянии решать административно-технические вопросы с контролирующими ведомствами. При той же растаможке проблемы могут возникнуть даже у представительства, не говоря уже о простом обособленном подразделении».

Хотя вполне возможно, что в некоторых случаях гораздо выгоднее не регистрировать обособленное подразделение как филиал или представительство. «Наш университет, – рассказывает Василий К., ректор одного московского вуза, – имеет 24 подразделения по всей России, и лишь четыре из них зарегистрированы как филиалы. Студенты остальных 20 подразделений получают дипломы с московской печатью, в которых нет и слова, что они обучались где-нибудь в провинции». Пожалуй, ректор немного лукавит. Тут чувствуется не столько забота о престиже диплома, сколько нежелание платить за оформление лицензий. Что ж, находить пути экономии налогов и сборов – законное право каждого.

Однако, если вы занимаетесь, к примеру, строительством, лучше зарегистрировать филиал. Это даст возможность заключать любые договоры и быстро решать административно-технические вопросы.

Реструктуризация предприятия – всегда головная боль для бухгалтера. Вполне возможно, что руководство через пару месяцев поймет, что выбрало неудачную форму для своего подразделения. Вам в срочном порядке придется вновь не только перекраивать учетную политику, но и отлаживать схему передачи документов из подразделения в головной офис. В результате сводную отчетность придется составлять в спешке, что неизбежно приведет к случайным ошибкам. Поэтому, прежде чем «брать под козырек», самостоятельно проанализируйте решение руководства.


При подготовке статьи использованы материалы тезисов выступления Андрея Гольцблата на конференции «Ритейл в России. Краеугольные камни во взаимоотношениях с партнерами и властью», которую провели 30 мая 2003 года газета The Moscow Times и компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».


Автор: