Зачем России нужен Международный финансовый центр

Рынок ценных бумаг

Автор:
Источник: Ценные бумаги
Опубликовано: 8 мая 2009

Сегодня, когда вся экономика переживает трудности, когда в стране существует кризисная ситуации, когда финансовый рынок лихорадит, когда в результате кризиса выплыло множеств проблем с функционированием и регулированием фондового рынка , то это как раз то время, когда можно начать реализацию самых радикальных реформ таких как реорганизации фондового рынка, совершенствовании российского законодательства в соответствие с лучшей международной практикой, создание в стран международного финансового центра.

За 10 лет, прошедших со времени кризиса 1998 г., в России возникла современная экономика, которая целиком зависит от финансовых рынков. Бизнесу необходимо финансирование – как для долгосрочных инвестиций, так и для ведения текущих дел. Для подде­ржания спроса необходимо развивать потребительский и ипотечный кредиты. Банки и прочие кредиторы должны иметь возможность высвобождать капитал, превращая свои активы в облигации. Государству необходимы финансовые рынки для эффективного ведения денежной политики, а административным властям местного и регионального уровня нужны кредиты для развития инфраструктуры. У населения накапливаются денежные средства, которые ищут прибыльные финансовые вложения.

Концепция по созданию международного финансового центра в Российской Федерации была одобрена Министерством экономического развития в конце 2008 года. В концепции предусмотрен целый ряд работ по созданию центра. Одновременно с этим в стратегии развития финансового рынка до 2020 года разработанной Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) определены задачи по созданию глобального финансового центра.

Опыт показывает: финансовый центр – привилегия развитой, сильной, конкурентоспособной экономики. Это одно из условий экономического суверенитета государства. Не случайно задачу укрепления своих финансовых центров решают США, Великобритания, Германия, Дубай, Китай, Австралия. В этом ряду должна находиться и Россия. В силу своей географической расположенности и своего экономического потенциала Россия могла бы связать этот «пояс глобальных финансовых центров».

Быть международным финансовым центром не столько престижно, сколько просто крайне выгодно. Во-первых, это прибыль, во-вторых, финансовые центры привлекают международный капитал, в-третьих, создаётся база для эффективного, недорогого финансирования национальных компаний. Лондон, Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Гонконг ожесточённо борются за клиентов, эмитентов и инвестиционные команды, способные их привлечь на местный рынок.

По определенным показателям Москва могла бы даже с этими финансовыми гигантами конкурировать. Финансовые потоки в Москве возросли. В ней концентрируется 80-90% финансовых активов России. По их размерам Москва уже сегодня входит в десятку крупнейших коммерческих центров мира согласно индексу фирмы MasterCard.

Создание международного финансового центра позволит увеличить базу для капитализации экономики и расширит возможности доступа к финансовым ресурсам российских компаний.

Но наличие достаточных инвестиционных средств – это еще не всё. Для инвесторов и эмитентов необходимы: надёжная правовая система, предсказуемое законодательство, защищающее инвесторов, но и не мешающее делать бизнес, политическая стабильность и эффективная администрация.

Мировые финансовые центры – это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем – на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.

В настоящее время мировые финансовые центры функционируют в разных странах К числу таких центров относятся в первую очередь Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Гонконг.

Будущее российского фондового рынка – это формирование в России мирового финансового центра – стратегическая задача, от решения которой зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике в течение ближайших лет.

Зачем нужен в России такой международный финансовый центр?

Основная цель создания такого центра – это обеспечение эффективной работы на российском рынке крупных финансовых компаний как российских так и зарубежных компаний, путем создания соответствующих условия как технического, так и правового характера.

Практически в России уже имеется работающая инфраструктура фондовых рынков, включающая московские биржи ММВБ, РТС и биржи регионов, на которых торгуют как российские компании, так и иностранные. Эти площадки уже во мно­гом интегрированы в международные системы клиринга.

ФСФР предлагает создать международный финансовый центр на базе объединения этих локальных площадок в вертикально-интегрированный холдинг. В капитале этого центра войдут банки, компании, государство и, возможно, иностранные институты. Площадки могут быть специализированные, а стандарты обмена данными, заключения сделок и расчеты должны быть унифицированы.

Объединение РТС и ММВБ в рамках Международного финансового центра необходимо рассматривать в плоскости создания эффективной инфраструктуры, которая обеспечит активное развитие Москвы как международного финансового центра.

Плюс от объединения бирж – это создание централизованной расчетной инфраструктуры на рынке ценных бумаг: единого депозитария и единой денежной инфраструктуры. Для начала она должна обеспечить технологическое взаимодействие между расчетными депозитариями двух бирж и позволит использовать счет одного депозитария для торговли на двух биржах. Также нужно наладить взаимодействие между расчетными палатами для того чтобы минимизировать сроки перечисления денег. Данные действия не требую перестройки всей инфраструктуры, могут быть реализованы достаточно быстро. Объединение устранит конкуренцию между биржами.

Биржа является ядром финансового рынка и потому у бирж должны быть и преференции, и до­полнительные обязательства. В частности, биржи могут допус­кать бумаги к торгам без госрегистрации выпуска и отчета, следить за тем, чтобы не проис­ходило манипулирование ценами и не использовалась инсайдерская информация, следить за раскрытием информации, контролировать уровень и качество корпоративного управления и т. п.

Просто объединить биржи это еще не создание финансового центра. Нужно поменять их режим работы, ввести новые правила работы всех участников. Необходимо перейти к технологии круглосуточной торговли. Это один из практических шагов, который надо сделать на пути построения международного финансового центра. В принципе, технологически РТС и ММВБ готовы уже сейчас торговать в режиме 24 часа в сутки.. Главное преимущество такой торговли в том, что большое число восточных регионов России, которым объективно не очень удобно торговать по московскому времени (им удобнее было бы торговать утром), получать возможность торговать на российском рынке. Это крайне важно для рынка в целом, так как большая часть России сейчас, фактически, отрезана от фондового рынка из-за временных ограничений.

Важно выработать правила, по которым будет жить московский финансовый центр. Одним из таких правил зачастую называют льготное налогообложение. Однако ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке никаких особых налоговых льгот нет. Более того, там платятся очень высокие подоходные налоги и налоги на прибыль, но зато можно оптимизировать налоги, в том числе с использованием оффшорных структур. В России же необходимо в первую очередь упорядочить существующее налоговое законодательство в котором имеют место многочисленные противоречия и разночтения. В частности, многие его положения трактуются налоговиками и налогоплательщиками по-разному, из-за чего в судах рассматривается масса исков по решениям фискального ведомства. Если будут созданы льготные налоговые режимы для участников торговли через международный финансовый центр, то они должны быть конкурентоспособными и привлекательными для иностранных участников, должны быть совершенно ясными, понятными.

Так, например, чтобы заинтересовать физические лица вкладывать денежные средства в ценные бумаги на длительный период времени и на максимально выгодных условиях предполагается обнулить ставки по налогу на доходы физических лиц, который они могут получать от разницы курсов ценных бумаг.
Это может быть интересно для корпораций и стимулировать увеличение общего числа обращающихся ценных бумаг.

Для того чтобы привлечь иностранные компании на наш рынок нужно не просто сказать на весь мир, что у нас есть такой центр, но нужно еще создать такие условия для компаний, чтобы они захотел работать на нашем центре, а не в Лондоне или Нью-Йорке.

Можно выделить следующие основные направления работы по созданию международного финансового центра.

В первую очередь необходимо решить ряд организационных и технических вопросов.

  • Необходимо упростить визовое и миграционное законодательство. Например, срок оформления въездных виз для иностранного персонала необходимо сократить до трех дней.
  • Создать и внедрить современные информационные технологии, обеспечивающих надёжность проведения операций
  • Расширить спектр торгуемых активов, который должен сделать центр по-настоящему выгодным как для российских, так и для иностранных участников.
  • Обеспечить простой доступ к операциям как для эмитентов и инвесторов, так и для финансовых институтов при минимизации регистрационных и разрешительных процедур.

Так, например, чтобы увеличивать ликвидность российского рынка и укреплять позиции Москвы как финансового центра ФСФР намерены за счёт роста числа эмитентов. Для этого ФСФР хочет упростить процедуру эмиссии для компаний наукоёмких секторов и обязать все акционерные общества выходить на биржу после трёх лет работы.

Еще один способ повышения ликвидности российского рынка, предлагаемый ФСФР –это привлечение на биржу компаний наукоёмких отраслей , для чего к 2010 году ввести в практику либеральную процедуру госрегистрации выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий.

Кроме того, ФСФР предлагает увеличить в течение двух–трёх лет количества ценных бумаг в свободном обращении (free float) с 20–30 % до 40–50 %.

Необходимо также принять полноценный пакет законов о биржевой торговле, о клиринговой деятельности, о центральном депозитарии, а также подзаконных актов, которые направлены на модернизацию инфраструктуры финансовых рынков. Прямой доступ к биржевой торговле должны иметь и ценные бумаги иностранных эмитентов.

Обеспечить развитие бизнес-среды, т.е. создание соответствующей нефинансовой инфраструктуры, которая будет обслуживать финансовый сектор. Речь идёт о создании удобной транспортной и информационной инфраструктуры. Это прежде всего гостиницы, транспорт, транспортные развязки, парковки, аэропорты, мет­ро, создание условий для успешного офисного строительства..

Выдюжит ли Москва создание такой инфраструктуры?

Шутка ли, международный финансовый центр. Город и так на грани удушения, с многочасовыми пробками, дороговизной и нехваткой как жилья, так и площадей под офисы. Телекоммуникации, аэропорты, медицинское обслуживание, правоохранительные органы – всё пока сильно уступает мировым стандартам.

Для функционирования финансового центра в России необходимо обеспечить информационную прозрачность рынков и создать понятные для всех участников правила игры, средства защиты рынков от инсайдерских утечек и манипулирования ценами. Нужно расширять перечень финансовых инструментов для того, чтобы они были привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов, развивать инфраструктуру финансового рынка.

Создание нового центра должно стать также реальным вкладом в углубление экономической интеграции стран СНГ, других государств. У pyбля сегодня есть шансы стать резервной валютой на части постсоветского пространства. Это крепкая, стабильная валюта, которая могла бы заменить пошатнувшийся доллар в коммерческих сделках в регионе.

Эксперты считают, что без наличия в России финансового центра её финансовая система будет оставаться неконкурентоспособной и не готовой встретить вызовы глобализации и может сама по себе стать не просто тормозом экономического развития, но и причиной кризиса любого масштаба. В то же время правильно организованная и ориентированная финансовая система может стать важным антикризисным механизмом и фактором социальной стабильности.

Так, например, для Москвы развитие объектов городской инфраструктуры в рамках создания финансового центра будет одним из тех локомотивов, которые позволят московской экономике лучше пережить кризис. А раз Москва является мощным экономическим фактором развития России, то это позволит пережить кризис и российской экономике.

К тому же создание международного финансового центра это еще и важная социальная задача – финансовая система страны должна удовлетворять спрос со стороны населения на инструменты использования его сбережений – помогать формированию и росту достатка среднего класса.

Именно концентрация высоко капитализированных финансовых учреждений, удобство инфраструктуры и привлекает в финансовые центры большое количество талантливых специалистов в сфере международных финансов. Ведь богатство банков, инвестиционного сектора – это не только сами по себе деньги, но и мозги людей, оперирующих этими деньгами.

Если в России в ближайшей перспективе не будет создан такой центра, то весь наш бизнес, который нуждается в квалифицированных финансовых услугах, будет уходить за их получением в Лондон, на Кипр, в Гонконг. России необходимо иметь собственный финансовый центр. Иначе она просто-напросто станет колонией.

Что касается того, что нужно сделать – это вопрос комплексный, потому что сделать необходимо очень многое. Кроме уже перечисленных направлений необходимо решить ряд функциональных задач – это создание возможностей проведения международных операций в национальной валюте – рублях. Так, уже выпускаются еврооблигации в рублях, но обращаются они не в России, несмотря на то, что рубль – конвертируемая валюта. Но для того, чтобы привлечь рублевые еврооблигации на московские торговые площадки нужно, установить режим защиты инвесторов, схожий с тем, который предоставляется стандартами английского права, которые применяются на финасовых центрах Лондона, Нью-Йорка и других центрах.

Для этого надо создать нормативную базу для существования важного инвестиционного института – собрания держателей облигаций. Такие институты существуют в развитых странах. В случае, если с эмитентом что-то случается и он отказывается платить, собрание держателей ценных бумаг может принять в отношении данного эмитента целый ряд жестких решений: арестовать активы и даже полностью заблокировать его деятельность. А банкам, которые проводят операции по секьюритизации, нужно будет иметь достаточный размер капитала, чтобы в случае необходимости выкупить эти облигации. В нашем законодательстве защита инвесторов пока еще плохо проработана.

ФСФР считает не­обходимым создать механизм компенсации потерь розничных инвесторов на фондовом рынке. Нужно переходить на 100% преддепонирование к торгам с расчетами с гарантией центрального контрагента, в части, например, гарантий по сделкам Репо.

Кроме этого, предполагается пересмотреть правила деятельности на рынке деривативов. Ведь одна из причин нынешнего кризиса заключается в том, что на разного рода сомнительные активы было выпущено огромное количество производных бумаг.

Динамика развития рынка требует и совершенствования корпоративного управления (это постоянная задача), и улучшения защиты права собственности в стране. Для этого в России при торговле на бирже необходимо:

  1. Ввести единый Кодекс корпоративного управления, прообразом которого может выступить, например, английский Combined Code. Согласно такому Кодексу все компании, акции которых торгуются на фондовых биржах России, должны распределяются в соответствии с соблюдением прав акционеров по трем основным листинговым категориям: «А» (основной рынок), «В» (малый рынок) и «С» (внесписочные акции). К листингу «А» относятся компании с капитализацией от $300 млн., обязавшиеся соблюдать Кодекс в полном объеме, в советах директоров которых не менее трети состава – независимые директора. Для торговли в листинге «В» компания-эмитент обязана заключить договор с одним из не менее чем 30-50 номадов, лицензии которым выдаются фондовой биржей; в листинг «С» включаются все остальные компании, не входящие в листинги «А» и «В».
  2. Ввести специальный институт – номада (от английского Nominated Adviser — уполномоченный советник) роль которого может выполнять брокерская или юридическая компания. Номад сопровождает компанию листинга «В» в период всего обращения акции компании на бирже. Обязанности номада: следить за соблюдением прав всех акционеров своевременным раскрытием эмитентом обязательной информации и в случае серьезного нарушения подшефным эмитентом требовании Кодекса приостанавливать торговлю его акциями.
  3. Также необходимо ввести имущественной и уголовной ответственности гендиректоров, финансовых директоров и членов советов директоров компании листингов «А» и «В». Ответственность наступает по решению суда в случае доказанности умышленного причинения значительного ущерба инвесторам.
  4. Для стимулирования перехода эмитентов в листинги «А» и «В» установить ограничения на инвестиции институциональных инвесторов. Брокерские и страховые компании, пенсионные фонды и банки могут вкладывать в акции листинга «С» не более 5 % от общего объема новых инвестиций.

И, конечно, нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, обучение соответствующих кадров, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют.

Большую роль в создании финансового центра должно играть Правительство Москвы. Оно должно быть заинтересова­но в создании финансового центра по ряду причин. Во-первых, финансовый сектор всегда хороший налогоплатель­щик, и развитие этого сектора означает рост налоговых поступлений в городской бюджет. Кроме того, у финансистов высокие доходы, и большая их часть уходит на потребление. А это очень позитивно сказывается на сфере услуг, местном производстве, а также повышает поступления от НДС.

Российская экономика достаточно большая, российский финансовый рынок может претендовать на статус одного из мировых финансовых центров. У России есть все шансы для того, чтобы добиться этого. А чтобы превратиться в международный финансовый центр необходимо, чтобы в России было очень большое количество и высокое качество инвесторов, как частных, так и коллективных российский, финансовый рынок должен быть привлекателен для всех инвесторов, как внутренних, так и международных. Необходимо также создавать предпосылки к тому, чтобы предприятия в первую очередь размещали свои акции на российских площадках. И чтобы российский фондовый рынок для наших предприятий был центром ценообразования.

Цель всех перечисленных реформатор­ских преобразований предельно яс­на: благодаря им в ближайшее время Москва сможет стать финансовым центром международного масштаба, который будет служить дальнейшему развитию национальной экономики.

Автор: