Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в странах СНГ и Балтии

Подготовка международной...
Источник: Ялтинская Конференция стран СНГ и Балтии "Аудит и Консалтинг", декабрь 2003 г , организатор ООО "Приват Консалтинг"
Опубликовано: 16 Сентября 2005

«Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в странах СНГ и Балтии»

  • Взаимоотношения органов банковского надзора и внешних аудиторов

Фабер Светлана Васильевна, Директор Департамента методологии и планирования банковского надзора Национального банка Украины

Банки играют очень важную роль в экономике и потому общественность заинтересована в стабильности и надежности банковской системы в целом.

Необходимым условием надежного функционирования финансового рынка есть достоверная финансовая информация, ее существование позволяет правильно прогнозировать, планировать и принимать верные решения.

Основной целью проведения аудита банков является определить и высказать мнение внешнего аудитора действительно ли финансовая отчетность банка справедливо и достоверно отображает финансовое состояние банка и результат его деятельности за отчетный период. Получение мнения аудитора позволяет укрепить доверие к банкам.

Целю банковского надзора является защита интересов вкладчиков и кредиторов банков через обеспечение надежности, стабильности и прозрачности банковской системы.

Поэтому мы как орган банковского надзора заинтересованы в получении нами и другими пользователями полной и достоверной информации о банке.

Потому с развитием банковского бизнеса, расширением спектра услуг банков будет все больше и больше внимания уделяться взаимоотношениям банковского надзора и внешних аудиторов.

Для наилучшего взаимодействия между надзорщиками и аудиторами Базельский комитет по вопросам банковского надзора и Международная федерация бухгалтеров (IFAC) подготовили рекомендации «Взаимоотношения инспекторов банковского надзора и внешних аудиторов», которые четко определяют функции надзорщиков и аудиторов, процедуры их взаимодействия, ответственность управленческого персонала банка и необходимость постоянного диалога между банковским надзором и внешними аудиторами.

Во исполнение требований закона «О банках и банковской деятельности» Национальный банк разработал и внедрил в действие ряд нормативных актов по вопросам регулирования проведения аудиторской проверки банков, подачи Национальному банку заключений аудиторов о финансовой отчетности банка, сертификации аудиторов и о Комитете сертификации аудиторов.

Действующая норма законы Украины «О банках и банковской деятельности» и «О финансовых услугах» позволяет нам только лишь выдавать сертификаты аудиторам – физическим лицам и вести их реестр.

На сегодня нет четко установлених законодательных норм, которые позволяли бы надзору и аудиторам с целью ефективного выполнения своих функций передавать один другому полезную информацию, обсуждать все существенные аспекти деятельности банка, результаты аудиторской проверки, а также принимать согласованные действия для исправления выявленных недостатков в работе банка.

К сожалению, есть достаточное количество аудиторских компаний которые некачественно и недобросовестно выполняют свою роботу, чем нарушают стандарты этики и предоставляют недостоверную информацию о банке общественности, чем подрывают доверие к банкам.

Таким образом, сегодня существует необходимость в проведении реформы внешнего аудита на Украине целью которой должно стать осуществление качественного аудита банков в соответствии с международными стандартами аудита, что в свою очередь должно повысить доверие к банковской системе в целом.

Так, в начале текущего года Национальный банк Украины предупредил все банки о том, что аудит финансовой отчетности начиная с 2003 года должен проводиться за МСА, а Аудиторская палата Украины приняла международные стандарты аудита в качестве национальных.

Национальным банком также разработан проект изменений в законодательство, согласно которому аудит годовой финансовой отчетности банков будет проводиться по МСА, право НБУ определять критерии включения (выключения) аудиторских компаний в реестр аудиторских компаний, которые имеют право осуществлять аудит банков, право НБУ проводить тройственные встречи (надзор, банк, аудитор), расширение предмета договора, предоставление НБУ письма руководству банка, установление требований к аудиторским заключениям, немедленное сообщение НБУ о выявленных нарушениях, которые могут повлечь за собой крах банка, осуществление повторного аудита (другой аудиторской компанией), в случае если он был не качественным, установление процедур контроля качества роботы аудитора.

  • Законодательное и нормативное регулирование удиторской деятельности в Республике Казахстан

Утекова Жанар Досжановна, Заместитель начальника Управления финансовой отчетности Департамента финансового надзора Национального банка Казахстана.

  1. Обзор действующей нормативной базы аудиторской деятельности в Республике Казахстан.
  2. Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности»

  • Аудиторская деятельность регулируется Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан», принятым в 1998 году (с учетом изменений и дополнений от 15.01.2001г.);
  • Учитывая переход аудита Казахстана на международные стандарты и принятие их в качестве национальных, а также вступлением Палаты аудиторов Казахстана в Международную федерацию бухгалтеров и аудиторов (IFAC), возникла необходимость внесения в Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» принципиальных изменений в соответствие с международными аудиторскими стандартами. В настоящее время проект изменений и дополнений в Закон «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» находится на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан.
  • Лицензирование аудиторской деятельности
  • Лицензирование Национальным Банком Республики Казахстан аудита банковской деятельности.

    • условия и основания выдачи, аннулирования лицензии на право проведения аудиторской проверки банковской деятельности;
    • требования, предъявляемые к уполномоченным аудиторам;
    • основные требования, предъявляемые к отчету о проведении аудита банковской деятельности и заключению аудитора, аудиторской организации, уполномоченных на проведение аудита банковской деятельности;
    • условия организации системы внутреннего аудита (контроля) в банках второго уровня и требования к ее деятельности, установленные Национальным Банком Республики Казахстан.

    Лицензирование Национальным Банком Республики Казахстан аудита страховой деятельности

    • порядок выдачи лицензии аудиторской организации на проведение аудита страховой (перестраховочной) организации, аудитору – физическому лицу на проведение аудита страховой (перестраховочной) организации;
    • порядок приостановления действия и отзыва лицензии.

    Особенности проведения аудита пенсионных фондов и субъектов рынка ценных бумаг.

    • На пути совершенствования аудиторской деятельности в Узбекистане.

    Тулаходжаева Миновар Макхамовна, Президент Ассоциации Бухгалтеров и аудиторов Узбекистана

    На начальном этапе перехода к рыночной экономике широко бытовало мнение, что в условиях рынка такое понятие как финансовый контроль будет применяться в узких рамках только государственного сектора. Приватизированные, частные и совместные предприятия, товарищества и акционерные общества, не будут подчиняться вышестоящим организациям, которые, в соответствии с утвердившейся политикой управления, проводят плановые ведомственные ревизии. Работники негосударственных структур будут собственниками, а собственники, как предполагалось, сами будут организовывать эффективный внутренний контроль без привлечения внешних контрольных органов. Тем самым, негосударственные предприятия не будут нуждаться ни в каком виде финансового контроля.

    Прошедшие двенадцать лет независимости и продвижения к рыночной экономике показали несостоятельность такого мнения.

    Республика Узбекистан, выбрала собственную модель перехода к рыночной экономике, социально-экономического развития, пути решения поставленных задач, стоящих перед интеграцией экономики в мировую цивилизацию, целью которого является подъем жизненного уровня населения.

    Как оказалось, в Узбекистане, так же как и в других странах, создать класс собственников возможно в первую очередь путём приватизации государственной собственности, логическим продолжением и развитием которой является организация рынка ценных бумаг.

    Президент Ислам Каримов, выступая на заседании межведомственного Совета по экономической реформе, предпринимательству и иностранным инвестициям отметил, что «в социальном плане, приобщаясь к ценным бумагам, приобретая акции, человек становится собственником, заинтересованным в умножении своего состояния. Рынок ценных бумаг придаёт осознанность всему процессу осуществляемых преобразований, формирующимся рыночным отношениям», но «рынок ценных бумаг не может развиваться в информационном вакууме, чтобы поверить в него, принять это новое для них дело, люди должны знать о нём всё, владеть полноценной информацией».

    До этого памятного выступления и после него в нашей республике проделано и делается очень многое для обеспечения населения всей необходимой для принятия экономических решений информацией.

    Давно известно: полная и правдивая информация даёт власть, её отсутствие ведет к бесконтрольности и анархии. Степень насыщенности деловой информацией-показатель состояния и один из важнейших факторов функционирования финансового рынка любого государства.

    Важнейшая роль в составе деловой информации принадлежит экономической, в которой приоритетное значение отводится данным финансовой отчётности и показателям финансового состояния предприятия.

    Насыщение рынка финансовой информацией возможно лишь в том случае, если она достоверна. Только достоверная информация полезна государству в деле разработки своей социально-экономической политики. А широким слоям населения – в деле принятия решений, связанных с инвестициями, приобретением акций и облигаций приватизируемых предприятий.

    Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, достоверность подготовленной к публикации для широкого круга пользователей финансовой информации достигается путём её проверки и заверения результатов проверки независимым аудитором.

    I.Необходимость становления независимого аудита – одно из основных требований рыночной экономики

    Независимый аудит-это новый для Узбекистана вид финансового контроля, которого в условиях административно-командной системы не было, так как не было необходимости в его функционировании.

    Необходимость в становлении и развитии независимого аудита появляется тогда, когда каждый гражданин государства стремится стать собственником акций как своего, так и других предприятий, когда акционерные общества закрытого типа преобразуются в акционерные общества открытого типа, создаются биржи торговли недвижимостью и фондовые биржи.

    Собственник, владеющий акциями предприятия, но не имеющий возможности непосредственно управлять этим предприятием, бразды правления передаёт менеджеру или совету директоров. В то же время, он хочет быть уверенным, что управление предприятием осуществляется наиболее эффективно и та прибыль, от которой каждый собственник получит свою долю в виде дивидендов, достоверна. Для того, чтобы убедиться в достоверности финансовых показателей деятельности предприятия, собственники приглашают независимых аудиторов.

    Однако, деятельность аудиторов не ограничивается только подтверждением достоверности финансовой отчётности.

    Первое упоминание о привлечении к работе «специализированных консультационных (аудиторских) организаций» появилось в наших официальных документах уже 26 июня 1991 года, когда Кабинет Министров утвердил «Положение об оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций». В то время у нас не было ни одного отечественного независимого сертифицированного аудитора и не было базы для подготовки аудиторов.

    По этой причине для определения достоверности оценки имущества приватизируемых предприятий, в то время были приглашены к нам в Узбекистан эксперты международной аудиторско-консультационной фирмы «Прайс Уотерхаус».

    Дальновидность мудрой экономической политики правительства нашего государства проявилась в том, что ещё до принятия законов «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О ценных бумагах и фондовых биржах», оно уже знало, что эти законы не будут действовать, если не будет создана сеть собственных отечественных независимых аудиторских фирм.

    В конце 1991 года была организована специальная комиссия Верховного Совета, которая привлекла к работе видных учёных и опытных практиков-бухгалтеров, ревизоров, экономистов с целью разработки проекта закона «Об аудиторской деятельности».

    Верховный Совет Республики Узбекистан 9 декабря 1992 года принял Закон «Об аудиторской деятельности», и Узбекистан в числе первых стран СНГ начал создавать все условия для становления и развития отечественного аудита. К началу 2000 года мы имели следующие результаты:

    В Республике было организовано 4 Центра подготовки аудиторов, подготовлено около 5000 аудиторов, зарегистрировано 490 независимых аудиторских фирм. Причём они были организованы не только в столице. Ни в одном регионе не возникало проблем в вопросе привлечения аудиторов на договорной основе к проверке достоверности финансовой отчётности, к оказанию консультационных услуг, услуг по составлению бухгалтерской и налоговой отчётности, ликвидационного баланса при приватизации или банкротстве предприятий, по восстановлению бухгалтерского учёта производственных предприятий.

    Но кроме производственных предприятий в экономике республики имеются такие структуры, как коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, совместные предприятия, которые приглашают специалистов из международных аудиторских фирм. К примеру, в коммерческих банках аудит осуществляют филиалы «Большой четверка». Что примечательно, в филиалах международных аудиторских компаний работают в основном наши же специалисты.

    Почему отдаётся предпочтение международным аудиторским компаниям, в то время как мы имеем свои отечественные? Оказывается, очень важно, чтобы достоверность финансовой отчётности была подтверждена аудиторской фирмой, но не менее важно то, какая это фирма, каков её рейтинг. «Большая четверка», как известно, занимает первые четыре места и, если наши предприятия стремятся к международному сотрудничеству, то в настоящее время они становятся клиентами общепризнанных аудиторских фирм.

    Мы надеемся, что наши отечественные аудиторские фирмы со временем смогут достичь такого же развития и признания. А пока что они представляют собой маленькие фирмы, насчитывающие не более 5-20 аудиторов, маломощные, не имеющие современной технологии и необходимого оборудования.

    На наш взгляд, по этому вопросу необходимо перенять опыт аудиторских фирм развитых стран, где наряду с маленькими аудиторскими фирмами, существуют более развитые и оснащенные, которые в своё время образовались путём объединения маленьких фирм в качестве партнёров.Мы надеемся, что вскоре станем свидетелями слияния наших аудиторских фирм, тем более что призыв к этому прозвучал на семинаре, проведённом Министерством финансов, Ассоциацией Бухгалтеров и Палата аудиторов в ноябре 2001 года, где приняло участие более 200 аудиторов республики.

    II. Государственное регулирование аудиторской деятельности

    Закон «Об аудиторской деятельности» в первой редакции и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, были разработаны, когда в республике только закладывались основы рыночной экономики. К тому времени уже сложилась потребность в регулировании аудиторской деятельности, а опыт развитых стран в наших условиях еще нельзя было использовать. По этому вполне закономерно, что Закон «Об аудиторской деятельности» был принят исходя из понятий и возможностей того времени. Он стал основой становления и развития отечественного аудита.

    С 1993 года вошел в действие новый План счетов, кардинально изменивший принципы бухгалтерского учета и положивший начало переходу на международные стандарты. Узбекистан стал первым государством на пространстве СНГ, отказавшимся от действовавшей советской системы бухгалтерского учета. В 1995 году было принято положение о составе затрат, с которого у нас начала формироваться своя узбекская система бухгалтерского учета. В 1996 году вступил в действие Закон «О бухгалтерском учете». С 1998 года, с принятием Налогового кодекса, у нас основным методом определения дохода от реализации продукции (работ, услуг) стал метод начисления.. На сегодня разработаны и утверждены восемнадцать стандартов бухгалтерского учета. Постепенно будет принят весь комплект международных стандартов бухучета с учетом национальных особенностей нашей экономики. В чем-то мы даже опережаем принятые международные требования. Так, например, в 1999 году разработан и принят стандарт по упрощенному ведению бухучета на малых предприятиях, разработка которого еще только ведется Международным комитетом бухгалтерского учета. В 1999 году были приняты десять стандартов аудиторской деятельности. Работа над новыми стандартами аудиторской деятельности продолжается, и в настоящее время мы имеем 19 стандартов.

    Первая редакция Закона «Об аудиторской деятельности» дала ожидаемый результат – можно с уверенностью утверждать, что аудит в республике состоялся – в стране работало 490 аудиторских фирм. Но за эти годы выявились значительные пробелы в практике регулирования аудиторской деятельности. В результате была разработана и 26 мая 2000 года принята новая редакция Закона «Об аудиторской деятельности».

    Коренная переработка действовавшего Закона была вызвана необходимостью ликвидации отставания национальной системы аудиторской деятельности от общего процесса углубления экономических реформ в республике, ее несоответствия международным стандартам аудита, создания более приемлемых условий для последовательного, эффективного, рационального и успешного выполнения отечественным аудитом присущих ему функций.

    Основополагающими принципами стали расширение рынка аудиторских услуг, достижение высокого профессионального уровня аудиторов, регулирование отношений, связанных с осуществлением аудиторской деятельности. Мировой опыт аудиторской деятельности свидетельствует, что она должна опираться на полноценную законодательную базу.

    Все положения старой редакции Закона, безусловно, сыграли свою положительную роль. Но остались неурегулированными, в частности, проблемы обеспечения ответственности аудиторов за результаты проводимых ими проверок, эффективной защиты аудиторами законных интересов своих заказчиков – хозяйствующих субъектов, соответствия квалификации аудиторов требуемому уровню и некоторые другие.

    Все это стало предпосылками к разработке и принятию Закона «Об аудиторской деятельности» в новой редакции. Работа была осуществлена с учетом особенностей настоящего периода углубления экономических реформ, с соблюдением норм и основ международных стандартов аудита.

    Существенными различиями старой и новой редакции Законов явились следующие:

    • лицензированию подлежит только осуществление аудиторских проверок, предусматривающее представление аудиторских заключений, не требуется иметь лицензию для оказания сопутствующих профессиональных услуг;
    • впервые определяется понятие «помощник аудитора» и дается новое, более четкое понятие «аудитор». В соответствии с третьей статьей, аудитор – это физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора;
    • установлен порядок, при котором аудитор может осуществлять аудиторские проверки, если он состоит в штате аудиторской организации или в случае заключения аудиторской организацией с ним договора гражданско-правового характера. То есть, иными словами – аудиторские проверки могут осуществляться только юридическими лицами. Проведение аудиторских проверок доверено юридическим лицам именно потому, что необходимо обеспечить не формальную, а истинную независимость аудиторской проверки. Индивидуальный аудитор не сможет понести адекватную материальную ответственность. Практика показывает, что даже существующие аудиторские фирмы не всегда готовы возместить убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту или заказчику аудиторской проверки в результате некачественного или ненадлежащего проведения аудиторской проверки в порядке, установленном законодательством; расширенно и более конкретно определены обязанности аудиторской организации.

    В целях обеспечения основного принципа аудиторской деятельности – независимости, позволяющей аудиторам оставаться объективными при составлении аудиторских заключений, а также усиления ответственности аудиторских организаций за качество оказываемых услуг, Законом установлены обязательные требования к аудиторским организациям, такие как:

    • не менее 51 процента уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать одному или нескольким аудиторам;
    • штатная численность аудиторской организации должна состоять не менее чем из двух аудиторов;
    • руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор.

    Порядок государственной регистрации аудиторских организаций определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

    Ключевым элементом формирования нормативной базы является разработка и утверждение новых и уточнение ранее утвержденных национальных стандартов аудита как общеметодологической основы осуществления и организации аудита, оценки качества аудита, порядка подготовки аудиторов и оценки их квалификации, а также внедрения стандартов в практику.

    Под термином «аудиторский стандарт» понимается описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении ими проверок.

    Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Но, высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

    За 1999 – 2003 годы Министерством финансов Республики Узбекистан разработаны и зарегистрированы в Министерстве юстиции 19 национальных стандартов аудиторской деятельности, опубликованных в средствах массовой информации. В официально одобренных стандартах прослеживается соответствие духу международных аудиторских стандартов. В настоящее время идет работа над следующей частью отечественных стандартов аудита в целях максимального приближения к международному уровню нормативной базы в республике. Современная ситуация такова, что отдельные проблемные аспекты, которые должны найти отражение в отечественных аудиторских стандартах, все еще ждут своего решения. В связи с этим необходимость ознакомления с международными положениями по аудиту и достижениями мировой аудиторской практики остается вопросом профессиональной состоятельности.

    Одобренные стандарты можно считать основополагающими, среди них «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности», «Профессиональные услуги аудиторских организаций», «Действия аудитора при выявлении искажения финансовой отчетности», «Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта» и другие.

    В подготовке стандартов так или иначе участвуют все, кто на современном этапе играет определенную роль в развитии аудита в республике. Работа по созданию национальных стандартов продолжается.

    Основными пользователями стандартов, конечно, будут аудиторские организации. Но кроме них, использовать аудиторские стандарты будет руководство клиентов, которое захочет узнать, что оно может ожидать от аудиторов. Определенный интерес к ним могут проявлять собственники предприятий-клиентов, потенциальные инвесторы, аналитические фирмы, средства массовой информации, будущие аудиторы и т.п. Используя зарубежный опыт, можно прогнозировать интерес судебных органов к стандартам аудита, поскольку при оценке ответственности аудитора будет существенно, действовал ли он согласно аудиторским стандартам или вопреки им.

    Для аудиторских организаций необходимы методические указания, облегчающие оказание аудиторских услуг в конкретных, практических условиях. Поэтому необходимо осуществить подготовку широкой гаммы внутрифирменных стандартов, которые будут охватывать все направления деятельности аудиторских организаций.

    Кроме Закона «Об аудиторской деятельности» и национальных стандартов аудиторской деятельности, другим, не менее важным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года №365 «О дальнейшем совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок». В мировой практике аудита лицензирование аудиторской деятельности рассматривается как самый важный элемент в обеспечении потребностей экономики в качественных аудиторских услугах. В процессе лицензирования огромное внимание уделяется знаниям специалиста, который в дальнейшем должен будет способствовать обеспечению законности хозяйственных операций в деятельности предприятий и организаций.

    И данный документ предусматривает более гибкий, более совершенный процесс лицензирования аудиторской деятельности, а также порядок взыскания штрафов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, повышение роли аудиторских проверок и учета аудиторских заключений налоговыми и другими контролирующими органами.

    В постановлении, кроме того, был определен срок – до 1 октября 2001 года – для перерегистрации действовавших аудиторских организаций и получения ими лицензий нового образца.

    До выхода этого постановления в республике, по данным Министерства финансов, действовало 490 аудиторских фирм. Сегодня лицензии нового образца выданы 538аудиторским организациям, из которых 140 фирм – это фирмы с уже многолетним аудиторским стажем.

    «География» аудиторских организаций очень неравномерна. По состоянию на 1 сентября 2003 года основное количество их находится в столице – 256. В Самаркандской и Ферганской областях по 44 аудиторских организаций, Андижанской области – 36, Кашкадарьинской – 28, Бухарской области – 12, Джизакской-17, Навоинской и Сурхандарьинской областях – по 13, Наманганской области -16, Хорезмской области -22, Сырдарьинской области и Республики Каракалпакстан – по 11 аудиторских организаций.

    Серьезнейшая проблема аудита-это обеспечение его обязательности. Причин здесь несколько. Они носят и субъективный, и объективный характер. Отдельные хозяйствующие субъекты, для которых проверка в соответствии с действующим порядком обязательна, иногда попросту уклоняются от аудиторских проверок, скрывают истинное положение дел, не хотят показать, каково их фактическое финансово-хозяйственное состояние. Другие хозяйствующие субъекты не проводят обязательные аудиторские проверки потому, что не в состоянии за них заплатить.

    Не менее важной причиной можно назвать недостаточное количество аудиторов по республике для проведения обязательного аудита. Например, в Навоийской области на одного аудитора приходится в среднем 26 хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке. Соответственно в Сырдарьинской области на одного аудитора приходится 16, Сурхандарьинской области – 11, Бухарской области – 10 хозяйствующих субъектов.

    III. Важный вопрос организации аудиторской деятельности-это подготовка и переподготовка аудиторов.

    Во многих высших учебных заведениях получают квалификацию аудиторов. Но диплома ВУЗа не достаточно, чтобы работать сертифицированным аудитором. В соответствии с международными стандартами сертификат можно получить только при наличии необходимого стажа работы по специальности, прохождения специальной подготовки и сдачи квалификационных экзаменов. В нашей республике согласно Закону «Об аудиторской деятельности» необходим трёхлетний стаж работы по специальности, учёба и сдача квалификационных экзаменов в одном из Центров подготовки аудиторов.

    Таким образом, молодой специалист должен проработать по специальности не менее 3-х лет прежде, чем он сможет стать сертифицированным аудитором.

    Нашим аудиторским фирмам не нужно бояться принимать на работу вчерашних студентов в качестве ассистентов. В мировой практике 40 % работников аудиторских фирм составляют ассистенты, которые занимаются проведением инвентаризаций, арифметическими подсчётами и сверками. Очень важно, чтобы студенты уже в процессе учёбы приобрели навыки работы на компьютере, могли пользовался факсом, ксероксом и пр. Тогда они на должном уровне смогут обеспечить аудит клиента, располагающего этими видами офисного оборудования и готовящего свою финансовую отчётность с помощью компьютерных программ.

    В мировой практике аудита лицензирование аудиторской деятельности рассматривается как важный элемент в обеспечении потребностей экономики в качественных аудиторских услугах. В процессе лицензирования огромное внимание уделяется знаниям специалиста, который в дальнейшем должен будет способствовать обеспечению законности хозяйственных операций в деятельности предприятий и организаций.

    Учитывая утверждение постановлением Олий Мажлиса от 12.05.2001 года №222-II перечня лицензируемых видов деятельности, в том числе и аудиторской деятельности, было принято постановление Кабинета Министров от 22.098.2000 г. №365 «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок».

    Данным документом предусмотрен более гибкий, более совершенный процесс лицензирования аудиторской деятельности, повышения роли аудиторских проверок и учета аудиторских заключений налоговыми и другими контролирующими органами, а также порядок взыскания штрафов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки. Сегодня лицензии нового образца выданы 538 аудиторским организациям, в том числе по г.Ташкенту – более 240.

    Непременным условием работы аудитором является наличие у специалиста квалификационного сертификата аудитора. Претендент на получение квалификационного сертификата аудитора, согласно Положению о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора, зарегистрированном Министерством юстиции 13.10.2000 г. №977, должен отвечать следующим квалификационным требованиям:

    • наличие высшего экономического образования и стаж практической работы в сфере бухгалтерского учета, аудита, финансового или налогового контроля, или преподавания в этих сферах не менее трех лет;
    • либо наличие стажа работы в качестве аудитора, главного бухгалтера, ревизора или налогового инспектора не менее 5 лет с высшим неэкономическим или средне специальным экономическим образованием. При этом в стаж работы включаются периоды работы на указанных должностях в качестве штатного работника или совместителя, а также время работы в качестве помощника аудитора;
    • прохождение специальной профессиональной подготовки в центрах по подготовке аудиторов на основании программы обучения, утверждаемой Министерством финансов Республики Узбекистан по согласованию с республиканским общественным объединением аудиторов.

    Сейчас в республике функционирует более 20 учебных центров по подготовке аудиторов. Для обучения аудиторов привлекаются опытные преподаватели, юристы, специалисты завоевавших авторитет аудиторских организаций.

    На сегодняшний день в нашей республике сдали соответствующий экзамен и получили квалификационный сертификат аудитора 3487 специалистов. Выданный Министерством финансов Республики Узбекистан сертификат призван подтверждать профессиональную пригодность аудитора, свидетельствовать о необходимом для работы уровне специальных знаний.

    Первый этап-этап подготовки аудиторов у нас уже налажен и успешно претворяется в жизнь. Но аудиторы должны постоянно повышать свой уровень знаний. И, не нужно забывать, что сертификаты, согласно Закону «Об аудиторской деятельности», выдаются на 5 лет, по истечении которых срок их действия может быть продлён только после прохождения аудитором специальной аттестации.

    Само собой разумеется, что маленькие, маломощные организации не могут обеспечить поддержание квалификации своих работников на должном уровне. Для этого необходимо, чтобы аудиторская фирма имела хорошо организованную методическую базу, своевременно получала официальные нормативные документы и могла оплатить расходы, связанные с аттестацией каждого аудитора.

    Для аудиторских организаций необходимы методические указания, облегчающие оказание аудиторских услуг в конкретных, практических условиях. Стандарты аудиторской деятельности – один из основных механизмов регулирования аудиторской деятельности. Проведение аудиторских проверок по этим стандартам повышает качество аудиторских услуг. Основными пользователями стандартов, конечно, являются аудиторские организации. Но, кроме них, использовать аудиторские стандарты может руководство клиента, которое пожелает узнать, что оно может ожидать от аудиторов. Определенный интерес к ним могут проявлять собственники предприятий-клиентов, потенциальные инвесторы, аналитические и рейтинговые компании, средства массовой информации, будущие аудиторы и т.п. Используя зарубежный опыт, можно прогнозировать интерес судебных органов к стандартам аудиторской деятельности, поскольку при оценке ответственности аудитора будет существенно, действовал ли он в соответствии с аудиторскими стандартами или вопреки им.

    За 2000-2003 годы Министерством финансов Республики Узбекистан разработаны и зарегистрированы в Министерстве юстиции 19 национальных стандартов аудиторской деятельности, опубликованных в средствах массовой информации:

    Действующая нормативная база по аудиту

    П/п Наименование документа Каким органом и когда принят документ
    1 Закон « Об аудиторской деятельности» Олий Мажлис РУ 26.05.2000 г.
    II. Указы, постановления, распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан
    2 Постановление Кабинета Министров «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок» ПКМ Руз. 22.09.2000 г. N 365
    III. Национальные стандарты аудиторской деятельности Руз Зарегистрированной Министерством юстиции
    3. «Планирование аудита» №3 10.11.1999 г.№837
    4. «Ознакомление с деятельностью (бизнесом) клиента»№4 этот стандарт необходимо отменить, т.к. принят НСАД 31 03.09.1999 г. №810
    4 «Контроль качества работы аудитора» №5 03.09. 1999 г.№811
    5. «Документирование аудита» №6 03.09. 1999 г.№812
    6. «Существенность и аудиторский риск» №9 03.09. 1999 г.№813
    7. « Прочая информация, содержащаяся в финансовой отчетности» №10 23.09. 1999 г.№822
    8. «Аудит в условиях компьютерной обработки данных (код)» №11 23.09. 1999 г.№823
    9. «Аналитические процедуры» №13 03.09. 1999 г.№815
    10 «Аудиторская выборка» №14 03.09. 1999 г.№815
    11. «Использование работы эксперта» №16 03.09. 1999 г.№816
    12. «Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта» №31 21.06. 2001 г.№1043
    13. «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности» №70 10.03. 2001 г.№1016
    14 «Профессиональные услуги аудиторской деятельности» №90 10.03.2001 года №1017
    15 «Действия аудиторской организации при выявлении искажений финансовой отчетности» №24 30.06. 2001 г.№1045
    16 «Аудиторские доказательства» №50 18.04. 2002 г.№1128
    17 «Отчет аудитора по результатам проверки специальных вопросов»; №80 27.01.2003г.№1220
    18 «Использование результатов работы другого аудитора»; №60 27.01.2003г.№1221
    19 «Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки» №25 28.02.2003г.№1223
    20 «Процедуры получения аудиторских доказательств по сделкам между связанными лицами» №55. 27.01.2003г.№1224
    21 «События после даты составления финансовой отчетности» №56 23.04.2003г.№1236

    IV. Основные принципы успешной деятельности аудиторов профессионализм, компетентность, независимость и конфиденциальность.

    На сегодняшний день в нашей республике сдали соответствующий экзамен и получили квалификационный сертификат аудитора 3487 специалистов. Получению квалификационного сертификата предшествует процесс обучения в специализированных учебных центрах по специальной программе подготовки аудиторов. Выданный государственным органом сертификат призван подтверждать профессиональную пригодность аудитора, свидетельствовать о необходимом для работы уровне специальных знаний. Дело чести каждого аудитора всегда быть в форме, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

    Сейчас в республике функционирует более 20 учебных центров по подготовке аудиторов. Для обучения аудиторов привлекаются опытные преподаватели, юристы, специалисты завоевавших авторитет аудиторских организаций.

    Однако, при благоприятной в целом картине подготовки аудиторов отмечено, что отдельные учебные центры за соответствующую плату обучают претендентов, которые впоследствии не допускаются из-за несоответствия квалификационным требованиям к проводимому комиссией Министерства финансов и общественных профессиональных организаций квалификационному экзамену.

    Не менее острой проблемой остается качество работы самих аудиторов. За последнее время претензии к аудиторам заметно выросли. Показателем этого является, в частности, увеличение количества письменных обращений в соответствующие инстанции с жалобами на недобросовестных аудиторов. Кроме того, появились «аудиторы», которые за определенную плату выдают заказчикам итоговую часть аудиторского заключения вообще без проведения аудиторской проверки. Это – компрометация аудита, немыслимая в условиях нормальной экономики. Это явление – позор для нашего дела.

    Собственники и бухгалтеры должны понять, что опасность такого аудита угрожает в первую очередь им самим. И если какая-то часть персонала компании, иногда даже и недобросовестные бухгалтеры, могут иметь заинтересованность в уклонении от доброкачественной аудиторской проверки, то собственник таким способом только рубит сук, на котором сидит.

    К названной вплотную примыкает проблема обеспечения конфиденциальности аудита. В наших условиях у аудитора слишком много соблазнов и крайне мало объективно препятствующих им факторов, не говоря уж о моральной стороне дела, чтобы соблюдать требования законодательства, которые запрещают передавать полученные им в процессе аудиторской проверки сведения третьим лицам, так или иначе предавать их гласности против интересов заказчика или попросту торговать этими сведениями.

    Как нам кажется, только немногочисленные предприятия этих отраслей в настоящее время понимают значение и смысл существования института аудиторов. И именно они обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы привлечь для решения своих задач опытных аудиторов.

    Число эффективно функционирующих предприятий, которые должны проводить обязательный аудит, незначительно по сравнению с их общим числом. Это означает, что большая их часть в силу ограниченности своих финансовых возможностей может воспользоваться помощью только небольших аудиторских фирм с невысокими ценами на услуги. Такие фирмы не в состоянии обеспечить должный уровень аудита. В лучшем случае проверяются отдельные участки учета и налоговые платежи, в худшем – приглашаются недобросовестные аудиторы, которые, не делая ничего, за небольшой гонорар просто ставят свою печать на положительном аудиторском заключении.

    Значительное число предприятий испытывает огромные экономические трудности и им необходима помощь специалистов, которая им пока недоступна. По мере преодоления кризиса будет расти экономический потенциал предприятий и, как следствие, все большее их число будет обращаться к услугам квалифицированных аудиторов.

    V. Пути совершенствования и дальнейшего развития аудиторской деятельности.

    В ближайшие годы спрос на услуги аудиторов повысится не только в количественном, но и в качественном отношении. К этому необходимо готовиться уже сейчас, ибо повышаются качество управленческих кадров и уровень управления предприятиями. Только пропорциональный рост профессионализма и технологичности позволит аудиторским фирмам выдержать конкуренцию.

    Наиболее сильные позиции сейчас имеют крупные аудиторские фирмы: у них создан мощный интеллектуальный потенциал, применяются передовые аудиторские технологии, они обладают большим практическим опытом. Их потенциал позволяет оказывать услуги крупнейшим предприятиям.

    По мере роста экономического потенциала предприятий и понимания значения и смысла аудиторской деятельности всё больше повышается спрос на аудиторские услуги. При этом основу для цивилизованного развития аудиторской деятельности создадут и в дальнейшем сыграют колоссальную стимулирующую роль крупные аудиторские компании с филиалами в регионах.

    Несомненно, что общенациональным аудиторским компаниям будет отведена ведущая роль на рынке аудиторских услуг, позволяющая:

    • заинтересовать международные аудиторские организации в сотрудничестве;
    • интегрировать в международные профессиональные организации;
    • обладать мощным интеллектуальным потенциалом;
    • сформировать свою базу клиентов, состоящую из предприятий с достаточными финансовыми возможностями;
    • вытеснить недобросовестные аудиторские организации с рынка аудита.

    Одним из ключевых аспектов, от которых зависит стабильное развитие общенациональной аудиторской компании, является создание региональной сети филиалов. Региональная сеть филиалов даст возможность оперативного обслуживания клиентов и присутствие компании в конкретном регионе.

    Преимущество укрупнения аудиторских организаций и наличия разветвленной региональной сети очевидно. При выполнении сложных задач, которые ставит перед аудиторской организацией клиент, совершенно необходима специализация по отраслям и направлениям. Такая специализация возможна при условии стабильной работы с множеством предприятий одной отрасли или с предприятием-монополистом. Первое требует наличия разветвленной сети филиалов, второе – большой команды специалистов, которая может быть сформирована только в крупной аудиторской компании.

    Профессиональное обучение – ключевой параметр для формирования высококлассной команды специалистов. Создание полной и всесторонней системы обучения требует привлечения существенных ресурсов, которые может обеспечить только крупная аудиторская структура.

    Будущее средних аудиторских организаций представляется достаточно определенным. Существуют лишь две основные альтернативы: интеграция или обслуживание средних и мелких предприятий какой-либо отрасли.

    Проанализировав ситуацию, Министерством финансов Республики Узбекистан Правительству Республики внесены предложения о создании крупных аудиторских компаний с региональной сетью.

    На сегодняшний день в республике уже действуют две межрегиональные аудиторские компании: Межрегиональная аудиторская компания в форме ООО «Давр» и Межрегиональная аудиторская компания в форме ООО «Тахлил-Аудит».

    Теперь перейдем к естественно возникающему вопросу: какова роль государства в регулировании аудиторской деятельности, и какое место отводится ее общественному регулированию?

    Отечественный аудит пока еще отстает от требований, предъявляемых мировой практикой. Это создает серьезные трудности для его международной интеграции. Сложность и масштабность проблемы перехода отечественного аудита на международные стандарты требуют государственного подхода к ее решению.

    Сегодня регулирование как бухгалтерского учета, так и аудита пока остается за государством в лице Министерства финансов. В странах с развитой рыночной экономикой профессиональным общественным объединениям предоставлены огромные полномочия по регулированию профессии. Полагаю, что и в нашей стране постепенно придем к такому положению.

    Совершенствование системы организации общественного регулирования аудиторской деятельности – важная задача. Как любой корпоративный цех институт аудита может получить от государства право на монопольную практику только в обмен на соответствующую гарантию неукоснительного соблюдения процедур и правил, обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей всеми представителями данной профессии и действенного наказания тех, кто эти правила и процедуры не выполняет.

    Сейчас в республике достаточно профессиональных объединений аудиторов. Это Национальная Ассоциация Бухгалтеров и Аудиторов, Палата аудиторов и их региональные филиалы. Но необходимо отметить, что существующие объединения действуют разобщено, без какого-либо объединяющего начала.

    Перестройку системы общественного регулирования аудиторской деятельности целесообразно осуществлять путем преобразования ныне функционирующих в ее рамках структур в некую единую эффективную аудиторскую службу и превратить ее в действительно общереспубликанскую профессиональную организацию аудиторов. Только тогда правительство сможет передать свои полномочия данной организации.

    На сегодняшний день профессиональным общественным организациям уже делегируются отдельные функции. Это согласование с ними программы обучения и порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудитора, а также совместная организация квалификационных экзаменов на право получения квалификационного сертификата аудитора.

     

    Все статьи цикла «Материалы Ялтинская Конференция стран СНГ и Балтии "Аудит и Консалтинг", декабрь 2003 г»

    (состоит из 3 статей)

    Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в странах СНГ и Балтии (16 Сентября 2005)

    Проблемы и перспективы развития системы внутреннего банковского аудита и контроля в странах СНГ и Балтии (16 Сентября 2005)

    Практические аспекты перехода банковского сектора стран СНГ и Балтии на Международные Стандарты Финансовой Отчетности (IAS) (16 Сентября 2005)