По материалам: AAT
Более 6 миллионов работников сегодня всерьез обеспокоены перспективами замены себя на текущих позициях роботами в течение ближайшего десятилетий. 44% рабочих мест могут быть автоматизированы за пару десятков лет – оценивает британский Институт исследований публичной политики (Institute for Public Policy Research – IPPR). Но какое влияние при этом автоматизация окажет на гендерное неравенство? Поможет или, напротив, помешает созданию равных карьерных возможностей для мужчин и женщин в корпоративном секторе?
Кларк Бойд (Clark Boyd), консультант в области цифрового маркетинга и директор по исследованиям ClickZ, говорит, что технологии обычно отражают собой все тенденции и отклонения, которые уже присутствуют на момент их создания. “Автоматизация” звучит обезличено, холодно и механически. Она создает ощущение дистанцирования от людей, как если бы что-то у нас всех забрали. Однако любая технология возникает из нашей реальности и обычно зеркалит собой существующие отклонения. В отдельных случаях она служит лишь для того, чтобы еще сильнее их укоренить”.
Иначе говоря, автоматизация может создать в большей степени равные условия, но только если будут спроектированы соответствующие этому системы. “Всемирный экономический форум предсказывает, что потребуется 217 лет на закрытие гендерной дискриминации по заработным платам, и сама по себе технология немного сделает для постройки моста через эту пропасть”, - говорит Бойд. – “Те, кто находится в лучшем положении для новых рабочих мест, будут знать, как работать вместе с технологиями над максимизацией производительности. Более вероятно, что этими навыками будут обладать мужчины, а не женщины, так как сегодня именно они владеют большинством хай-тек компаний и, следовательно, могут оказаться в лучшем положении, чтобы воспользоваться преимуществами автоматизации”.
Влияние автоматизации на бухучет
Для предотвращения гендерного неравенства проблему необходимо решать заранее, поэтому если автоматизация означает большие оклады обладателям продвинутых знаний навыков, обучение уже сейчас важно реализовать таким образом, чтобы предотвратить перенос в будущее существующего гендерного дисбаланса окладов и возможностей.
Автоматизация окажет существенное влияние на большинство секторов экономики, но особенно – на финансы и учет. “Она возьмет на себя широкий спектр задач, отнимающих много времени и трудозатрат. В свою очередь, она освободит ценные ресурсы для бухгалтеров, чтобы анализировать данные и работать в большей степени как стратегические консультанты”, - отмечает Бойд.
По словам эксперта трудового законодательства, директора Irenicon Аннабель Кэй (Annabel Kaye), на гендерное неравенство всегда влияют технологические изменения. “Переход от “домашних” производств к фабрикам во времена промышленной революции оказал глубокое влияние на работу, за которую платили женщинам (и детям тоже)”, - говорит она. – “Недавний переход от тяжелой промышленности и физического труда к работе в большей степени сервисного направления пошел на пользу женщинам трудоспособного возраста по сравнению с мужчинами трудоспособного возраста, поскольку именно женщины приспособились к ролям в сервисном направлении”.
Так как технологии повлияют на гендерное неравенство?
Технологии уже оказали значительное влияние на учет и отчетность, и это только продолжится далее с автоматизацией. Аннабель Кэй говорит, что мы уже наблюдаем влияние на бухучет, вместе со всеми этими приложениями, полуавтоматическими системами выписки счетов-фактур, которые почти незаметно вписывают сами себя в бухгалтерские книги. Так что вполне возможно, что работа, связанная с механическим занесением данных, со временем полностью исчезнет, – полагает она.
Вопрос в том, какое влияние это будет иметь на неравенство. У женщин сегодня имеется много возможностей обзавестись новым набором навыков для новых ролей, устранив это непонимание технологий и их применения в учете, обеспечив лучшее фактическое понимание клиентов и того, чего они хотят. Для женщин, уже овладевших навыками бухучета, не составит больших трудностей добавить в это еще и знание специализированных приложений и бухгалтерских платформ, пусть даже таких, где применяются технологии искусственного интеллекта, – добавляет Аннабель Кей, - однако сегодня именно от работодателей зависит предоставление женщинам равного с мужчинами доступа к обучающим программам для развития навыков.
“Слишком часто мужчин обучают новым технологиям с той позиции, чтобы они понимали их, контролировали их и даже модернизировали их, а женщин учат технологиям чисто как пользователей”, - также отмечает эксперт. Поэтому работодателям следует действовать с упреждением и не продолжать это разделение в будущем. Возможно, не менее важным будет найти реальные примеры из истории или сегодняшней жизни, чтобы показать, что эта новая роль женщин с технологиями полностью возможна для всех.
Профессор Бинна Кандола (Binna Kandola), старший партнер консультанта в области деловой психологи Pearn Kandola, полагает, что высшие руководящие позиции автоматизация в целом не затронет, однако женщинам-руководителям чуть более низкого звена – вполне может помешать. Такой ситуацию она видит по той причине, что позиции, находящиеся ниже организационной лестницы, будут потеряны с большей вероятностью, а данные по гендерному разделению на старших позициях свидетельствует в пользу того, что первым на дверь укажут именно женщинам. Для понимания, четыре из каждых пяти управляющих партнеров PwC – мужчины, о чем аудиторская компания сама объявила чуть раньше в этом году.
К сожалению, – сетует Бинна Кандола, - все будет зависеть именно от тех, кто находится на самом верху управленческой пирамиды. “Руководители бизнеса с наименьшей вероятностью посчитают, что их работу можно автоматизировать, что означает, что они будут смотреть на более низкие роли, которые обычно оккупированы женщинами”, - отмечает она, добавляя, что это благодатная почва для продолжения дальнейших проявлений сексизма вроде насаждения идеи о том, что именно мужчины более приспособлены к принятию сложных деловых решений.