Автор: Хелен Ллойд (Helen Lloyd),
технический редактор (аудит и бухгалтерский учет), CCH, Wolters Kluwer
Источник: Accountancy Live
Перевод: GAAP.RU
Фото: accountancylive.com
Продолжаем серию публикаций (в обратном порядке – просто ради оригинальности), посвященных недавно пересмотренному британскому стандарту FRS 102. Статья «Британский FRS 102: обесценение» доступна для ознакомления здесь
Разработка бухгалтерской политики, основанной на UK GAAP, но при этом противоречащей МСФО, недопустима в рамках FRS 102 – утверждает автор статьи Хелен Ллойд.
На самом деле это довольно редко обсуждаемое концептуальное изменение, касающееся перехода на новый FRS 102 «Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Ирландской республике». При этом вопреки всем ожиданиям оказалось, что как таковых ПБУ в ответ на этот вопрос больше нет.
Со времен самых первых публикаций руководств по бухгалтерской практике (standard accounting practice – SSAP) еще в 1970-е годы их база постоянно увеличивалась. Сюда постепенно входили сами стандарты, связанные части корпоративного законодательства, комментарии от экспертов широкого спектра, да и просто наработки самой практики учета.
Если проводить аналогии, то у тех, кто применяет МСФО, протяженность «истории» чуть меньшая, но по причине того, что их стандарты имеют такое колоссальное распространение, очень быстро были выработаны общепризнанные руководства. Но – не для британского FRS 102. И хотя комментарии экспертов время от времени поступают с самой даты его обязательного введения в действие, очевидно, что потребуется еще несколько лет, прежде чем будет достигнут консенсус по наиболее важным аспектам данного стандарта.
FRS 102: руководство по разработке учетной политики
Десятая секция стандарта оговаривает источники информации, которые необходимо принять во внимание в ходе разработки учетной политики. Сначала составителю отчетности нужно взглянуть на все действующие стандарты FRSs и указания от Совета по финансовой отчетности (FRC). Если подходящего под этот случай руководства нет, менеджерам необходимо применить свое профессиональное суждение в разработке политики, итогом которой будет представление надежной и адекватной информации инвесторам. Чтобы добиться этого, придется воспользоваться теми стандартами и указаниями FRC, которые оговаривают схожие проблемы, а потом взглянуть на руководства по рекомендуемым бухгалтерским практикам SORP (Statement of Recommended Practice). И не забыть сверится с общими концепциями по признанию и измерению, а также связанными принципами, изложенными во второй секции стандарта. Дозволяется ориентироваться и на европейский опыт применения МСФО, хотя этого от вас никто не потребует. И, безусловно, нет никакой договоренности относительно того, будет ли подход в МСФО иметь больший приоритет по сравнению с алгоритмом, изложенным выше.
Отставить предрассудки!
Сложности возникают, когда мы наблюдаем природную тенденцию вернуться к тому, что уже знакомо. Становится очень сложно просто читать формулировки FRS 102 без того чтобы каждый не пытался привнести в них накопленные знания опыт. Ситуация осложняется тогда, тогда стандарты использует формулировки идентичные или, по крайней мере, очень схожие с тем, что можно встретить либо в действующих стандартах Великобритании, либо в МСФО: если встречается один знакомый параграф, так сложно устоять перед соблазном предположить, что и все соседствующие параграфы оригинального текста также включены сюда.
Это опасное предположение, которого следует избегать: самый чистый подход заключается в предположении, что если бы FRC действительно хотел включить требование или объяснение, то оно бы там и было, в самом стандарте. Если, однако, его там нет, то это означает, что оставшиеся формулировки должны, насколько возможно, восприниматься сами по себе.
Если источники оговоренных в стандарте руководств сами по себе не являются в достаточной степени полезными составителю отчетности, бьющемуся над своей учетной политикой, тогда, возможно, будет полезной сопутствующая информация или сторонние комментарии, но стоит помнить, что на данном этапе нельзя рассматривать их в качестве официальных. Поэтому существующие в UK GAAP и МСФО дополнительные пособия могут помочь с пониманием содержания основных требований и их официальных интерпретаций, но никак не могут рассматриваться в качестве библейских истин. По аналогии, руководства для своих сотрудников, публикуемые время от времени Советом по МСФО, содержат в себе достаточно большие объемы повествовательной информации помимо контента (который, к слову, в основной массе отражен в FRS 102), но при этом у них нет более высокого приоритета по сравнению с интерпретациями, которые просто основаны на формулировках самого стандарта.
Чуть более полезным дополнением к стандарту может быть собственное руководство британского бухгалтерского регулятора – руководство, разработанное бухгалтерским консультативным советом в составе FRC – и оно включено в приложения к FRS 102. Оно объясняет логику, стоящую за отдельными элементами стандарта, хотя при этом не образует собой отдельной его части. Оно может помочь с ответами на вопрос, что собой представляют отдельные слова или фразы.
Также встречаются руководства для членов FRC (можно посмотреть на www.frc.org.uk) по самым разным темам стандарта. Как и в случае с МСФО, они неофициальны, но если в сравнении с другим, более дальним источником у них есть противоречия, понятно, что приоритет будут отдаваться именно им.
Дальнейшие сложности с применением
До сих пор в этой статье мы фокусировались на разработке новых учетных политик – например, когда организация осуществляет определенную транзакцию в самый первый раз, или, возможно, начитает считать, что сегодняшняя политика нуждается в изменении.
Но ситуация на самом деле может быть гораздо более напряженной, поскольку секция 35 (о переходе на FRS 102) говорит прямо, что баланс на дату перехода должен быть уже составлен с использованием требований FRS 102 в отношении всех признанных активов и обязательств. Иначе говоря, все действующие бухгалтерские политики на дату перехода уже должны быть приведены в соответствие со стандартом. И вот возникает интересная ситуация: если компания использует «старую» политику UK GAAP, которая при этом распространяется на ту область, где FRS 102 указаний не дает – является ли тут допустимым продолжать использовать эту политику, даже если она противоречит МСФО? Для всех новых транзакций, думаем, будет сложно оправдать политику, основанную на других стандартах, если при этом МСФО – стандарты, называемые в тексте буквально по имени – говорят что-то иное. Поэтому на практике стоит производить пересмотр всех действующих политик, чтобы убедиться, что они соответствуют FRS 102, а если вдруг нет – нужно проверить их логику, является ли она применимой по требованиям 10-й секции.
Постоянное внимание!
Суммируя вышесказанное, даже если переход на МСФО представляется простым, он может таковым и не быть. Составители отчетности, которые хотят, чтобы их счета полностью отвечали требованиям, должны начинать с четкого понимания источников своих действующих политик и быть готовыми отстоять (если это возможно) те из них, которые выходят за пределы формулировок стандарта. Время, которое вы потратите на это сейчас, окупится впоследствии, позволив избежать очень многих неприятностей.
Пример
Британская компания (составитель отчетности) продает товары или услуги от имени других предприятий. Возможно, ей стоит обратить внимание на приложение с названием Application Note G к стандарту FRS 5 «Отчет о сущности операций», чтобы понять, выступает ли она в роли принципала или же агента.
Если эта компания – агент, то ей, наверное, стоит раскрывать только выручку и затраты, понесенные на свои собственные счета (т.е. не в роли агента). Для этого используется термин «disclosed agent» – «раскрытый агент». А можно сделать иначе – показать общую (gross) величину выручки и затрат – как «нераскрытый агент» («undisclosed agent»). В прежних стандартах UK GAAP это все хорошо понимали, но в FRS 102 аналогичное руководство отсутствует, и очень сложно оправдать продолжение раскрытие общей величины затрат и выручки (как «нераскрытый агент») в более четких определениях нового стандарта.