В обсуждение очень актуальной новости о грядущем повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20% мы решили спросить у экспертов, какие, по их мнению, последствия это будет иметь для бизнеса и простых граждан?
Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС:
Если говорить о бизнесе в целом, то не это ничего не будет значить. Более того, в момент перехода они будут иметь определенный доход, связанный с тем, что они проплачивали на входе НДС 18%, а будут получать деньги уже за реализованную продукцию, где НДС будет 20%.
Дело в том, что НДС для бизнеса нейтральный налог. И как бы нагрузка в связи с этим ложится только из-за того, что происходит разрыв во времени между получением НДС от покупателей своей продукции и времени расчета с бюджетом. А основная нагрузка по увеличению ставки НДС, конечно, ложится на конечного потребителя, в основном на население и на те предприятия, которые покупают продукцию не для производственных нужд, а для своих собственных.
Основное налоговое бремя ляжет на население, потому что бизнес является сборщиком этого налога. Недаром возмещение его считается нормальным у налоговой инспекции по их критериям до 90%.
Еще более ужесточится ситуация для населения, если будет отменен льготный НДС, это 10%. Правда, в этом проекте говорится, что будет оказана адресная помощь, но сейчас все, кто приобретает хлеб, молоко, масло и т.д. - на все эти продукты НДС начисляется по ставке 10%. Практически, когда потребляются эти продукты, из закона об НДС все слои населения имеют эту льготу в связи с применением пониженной ставки.
Как это будет реализовано через эту социальную поддержку? Естественно, эта социальная поддержка охватит, наверно, не все слои населения - средний класс, работающее население и т.д. То есть в целом доходы населения будут облагаться более высоко.
Поскольку сейчас доходы физлиц у нас облагаются НДФЛ, подоходное налогообложение и одновременно эти доходы облагаются в момент их расходования, то есть при приобретении услуг и товаров. Во второй этой части решили НДФЛ не трогать, потому что это будет более заметно психологически и вызовет большее социальное напряжении, а большинство людей, когда ходят в магазин и подкупают товары, не осознают, что они проплачивают НДС из своего кармана. И это психологически незаметнее.
Валентина Александрова, внутренний аудитор, компания Acsour:
При повышении НДС
до 20% стоит ожидать повышения цен
для конечных потребителей товаров и услуг. Это, прежде всего, население, а также те компании, которые не возмещают НДС
из-за применения упрощенной системы налогообложения - в основном это малый бизнес. Если, помимо роста базовой ставки с 18% до 20%, осуществятся уже озвученные планы по отмене льготной ставки НДС 10% на некоторые товары (например, на лекарства и продуты питания), то повышение цен на эти категории продуктов будет особенно заметным для потребителей.
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», Президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
Повышение НДС до 20% для бизнеса будет значить повышение себестоимости. Предприниматели еще больше отдадут правительству и пропорционально заработают меньше. Скорее всего, в текущей ситуации рынок не позволит сильно поднять цену, поэтому эти лишние проценты НДС будут вычитаться из чистой прибыли коммерсантов. У компаний-монополистов, конечно же, вырастут тарифы. Бензин, газ, коммунальные платежи наверняка вырастут даже чуть больше, чем увеличение НДС. Видимо эти дополнительные проценты спасут российскую экономику…
Все забыли, что налоги должны быть мерой стимулирования предпринимательской активности. Необходимо увеличивать налоги лишь там, где есть место переизбытку предложения. Например, если есть понимание, что в центре города находится много торгово-офисных зданий, нужно предложить снизить налог на торгово-офисные здания на окраинах, чтобы строили в другой зоне.