Источник: IFRS
По традиции – ежемесячный (за редким исключением) сжатый отчет о прошедшем заседании в исполнении председателя Совета по МСФО Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst) и его заместительницы Сью Ллойд (Sue Lloyd), при участии главы образовательного направления Мэтта Тиллинга (Matt Tilling). Ключевыми темами в этот раз стали:
- Стандарт IFRS 17 “Страховые контракты”, в частности – заявление Совета по финансовой стабильности, которое он недавно сделал на его счет. Помимо этого стало известно, что Фонд МСФО ведет сейчас работу над материалами, способными помочь компаниям с подготовкой к переходу
- IFRS 9 “Финансовые инструменты”. По этой теме Сью Ллойд делится комментариями касательно ограниченных изменений к стандарту, а также рассказывает об идущих сегодня обсуждениях практического руководства по теме существенности
- В свою очередь, Ханс Хугерворст немного рассказывает про образовательные сессии по теме гудвилла, обесценения гудвилла и деятельности на тарифном регулировании.
-(M.T.) Здравствуйте, и добро пожаловать на подкаст, посвященный июльской встрече Совета по МСФО. Встреча прошла в Лондоне 18-19 июля 2017. Меня зовут Мэтт Тиллинг, и я глава направления образования здесь, в Фонде МСФО. Со мной здесь председатель Совета по МСФО Ханс Хугерворст и вице-председательница Сью Ллойд. Ханс, прежде чем мы перейдем к деталям обсуждений Совета, давайте начнем с краткого обзора IFRS 17 – каковы последние новости?
-(H.H.) Думаю, я могу сказать пару вещей об IFRS 17, новом страховом стандарте. Что здесь важно, так это то, что Совет по финансовой стабильности – группа регуляторов со всего мира – опубликовал заявление по IFRS 17. В нем говорится, что IFRS 17 – это стандарт, очень важный в контексте финансовой стабильности. Он также был темой недавнего моего выступления в Амстердаме, где я сказал, что стандарт принесет намного больше информации инвесторам и регуляторам о финансовом состоянии страховых компаний*, рисках, которым они подвержены, фактическим результатам. Таким образом, он дает намного больше информации, что, очевидно, очень важно для финансовой стабильности.
*здесь глава IASB говорит “страховые компании”, а чуть далее – “страховщики”. Возможно, это неосознанная оговорка, а возможно, что Ханс Хугерворст просто привык так говорить, однако считаем своим долгом напомнить о важном моменте: стандарт IFRS 17 – не только для страховых компаний, но для любых организаций вообще, если они ведут учет страховых договоров во владении, что неоднократно подчеркивали представители Совета (в том числе, если нам память не изменяет, и сам г-н Хугерворст) – примечание GAAP.RU
Также FSB призвал страховщиков начать внедрение как можно скорее, и мы, конечно, согласны, что это очень важно. Мы готовим серию интернет-презентаций по различным аспектам IFRS 17, чтобы всем помочь с внедрением стандарта, и с ними можно ознакомиться в специальном разделе нашего сайта по теме внедрения. Приглашаю всех составителей отчетности взглянуть на них.
Чем мы также заняты – у нас сейчас очень активная публичная программа для инвесторов по новому стандарту, который приведет к намного более детальной информации по сравнению с получаемой ими сейчас. У нас прошло более 35 встреч с приблизительно 150 инвесторами, и все были успешными, хотя некоторые страховые компании жалуются нам, что инвесторы не проявляют к новому стандарту интереса. Но лично мы видим, что инвесторы относятся положительно к новой информации, которую они будут получать благодаря стандарту, и что в большинстве случаев они испытывают большой энтузиазм по этому поводу.
Также на нашем сайте размещен вебинар, которые специально “заточен” под инвесторское сообщество. Он объясняет, как работает стандарт, и почему он имеет такое значение для инвесторов, поэтому я приглашаю всех ознакомиться с ним.
-(M.T.) Сью, давайте перейдем к заседанию Совета. IFRS 17 был одной из тем в июльском плане обсуждений?
-(S.L.) Совершенно верно. По сути, члены рабочей группы проинформировали Совет насчет этих публичных мероприятий, которые только что упоминал Ханс – более 35 встреч, проведенных с более чем 150 участниками, инвесторами “buy-side” и “sell-side”, очень широкий диапазон мнений инвесторов. Члены рабочей группы показали нам примеры использованных презентаций для инвесторов (они доступны на сайте и суммируют все, что у нас есть). В самом деле, инвесторы тепло приветствуют улучшения в финансовой отчетности и прозрачность, которые принесет IFRS 17. В отношении чего они испытывают особый энтузиазм – это в отношение того, что они получат много дополнительной информации об основных факторах прибыли страховых компаний, а с сегодняшней отчетностью они этого не получают.
-(M.T.) Перейдем к обсуждениям практического руководства по существенности. Зачем это снова добавили в расписание Совета?
-(S.L.) Действительно, “зачем”, если все давно должно было быть сделано, верно? (смеется) На самом деле мы уже очень близки к фактической публикации практического руководства по существенности, поэтому, если говорить в общем, то, что было – это написание вопросов, то, что в Совете иногда называют “подчищением хвостов” – для обсуждения Советом. А что мы обсуждали – это, например, вопрос контрактных условий в контексте оценки существенности. Это было длинное обсуждение, несмотря на то, что сама тема вроде бы компактная. При этом дискуссия была весьма оживленной с учетом разных мнений, высказанных членами Совета. Расхождения стали причиной, почему в конце, чтобы прийти к решению, нам пришлось прибегнуть к голосованию и решать таким образом, что мы будем делать дальше. Итоговым заключением стало следующее: мы сохраним в практическом руководстве по существенности указание, как оценивать существенность в отношении информации по условиям договоров, когда в расчет принимаются возможные последствия нарушения условий и вероятность самого нарушения, но что при этом мы уберем из документа некоторые предложенные дополнения про влияние договорных условий на фактические суждения о существенности. То есть написано там будет меньше, чем мы думали раньше в процессе работы.
-(M.T.) И не могли бы Вы уточнить статус практического руководства – оно обязательное или необязательное?
-(S.L.) Практическое руководство необязательное. Мы решили, что для данного документа это будет более подходящим, с учетом потенциального пересечения с отдельными национальными требованиями регулирования. Это необязательное руководство, спроектированное для оказания помощи составителям с пониманием особенностей правильного применения концепции существенности в подготовке финансовой отчетности. Многие говорили нам, что “не совсем правильное” применение существенности ведет сегодня к сложностям с раскрытиями. Но даже если оно и не обязательное, все равно оно прошло через надлежащий процесс разработки (его выставляли на обсуждение, комментарии затем анализировались, и итоги подводились тем же самым образом), хотя очевидно, что оно имеет необязательный статус с точки зрения МСФО.
-(M.T.) Ханс, еще одно обсуждение велось по теме гудвилла и обесценения. Где мы сейчас с этим проектом?
-(H.H.) Как вы знаете, это исследовательский проект, с которым мы сейчас находимся на стадии принятия решений. Июльская сессия по гудвиллу и обесценению проводилась в основном для того, чтобы проинформировать Совет касательно отклика, полученного по ходу недавней встречи с нашими ключевыми консультативными группами - Консультативной комиссией по рынкам капитала (Capital Markets Advisory Committee), инвесторской группой, Форумом составителей отчетности (Global Preparers Forum) и консультативной группой мировых разработчиков ASAF. Члены рабочей группы изучали мнения насчет возможности освобождения компаний от обязательного ежегодного количественного тестирования гудвилла на обесценение, если отсутствуют признаки того, что обесценение было. Это очень сложный вопрос. Мы знаем, что ежегодное количественное тестирование на обесценение – очень сложное, мы получали на нее жалобы. В то же самое время не так то и просто заменить все подходом только лишь на основе индикаторов, и это стало одной из тем обсуждений, которые мы провели.
Члены рабочей группы также попросили поделиться мнением относительно возможных улучшений раскрытий по гудвиллу в ситуации, когда одна компания приобретает другую. Это была образовательная сессия, поэтому никаких решений не принималось. Стало особенно очевидно из дискуссий, которые мы провели с членами рабочей группы, что это остается одной из самых сложных областей учета, для которой простых решений, к сожалению, нет. Мы проводим некоторые исследования. Надеемся, что придем к некоторым улучшениям, но маловероятно, что они примут форму кардинального пересмотра подхода к гудвиллу и его обесценению.
-(M.T.) К вопросу о некоторых непростых областях учета. Сью, поговорим немного о IFRS 9?
-(S.L.) Разве это сложная область учета? Скорее интересная область учета. (смеется) Совет на июльском заседании подвел итог повторным обсуждениям предложенным поправкам к IFRS 9. В значительной степени поправки к IFRS 9 позволят компаниям измерять некоторые дополнительные активы по амортизированной стоимости, которые в рамках предыдущего подхода не соответствовали бы критериям учета на основе амортизированной стоимости из-за характеристик предоплаты, которые они содержат. Совет принял решение принять эти изменения к IFRS 9.
Сегодня мы уже недалеко от “эффективной даты” (даты начала использования IFRS 9), поэтому одни люди хотят применять стандарт сразу с изменениями, другие – желают больше времени на подготовку. Принимая это во внимание, Совет решил, что датой обязательного применения изменений будет 1 января 2019 г., но что люди могут выбрать досрочное применение по желанию вместе с досрочным применением общего стандарта IFRS 9.
Еще одна вещь, которую мы обговорили на заседании, касалась обсуждений Совета с Комитетом по Интерпретациям касательно учета модификаций финансовых обязательств. Совет и Комитет по Интерпретациям уже подтвердили совместно, что требования к учету модификаций финансовых обязательств в IFRS 9 достаточно прозрачны, никаких изменений не требуется. А сам факт того, что у нас было принято решение не вносить дополнительных изменений, будет зафиксирован в документе “Базис для умозаключений”, сопутствующем изменениям, когда те будут опубликованы. Принимая во внимание временные сроки по IFRS 9, мы попытаемся опубликовать окончательные изменения как можно скорее: сегодняшняя цель – где-нибудь в октябре этого года.
-(M.T.) Обсуждалось также много других вопросов из области внедрения. Не хотите резюмировать?
-(S.L.) Резюме будет очень общим, потому что они все были весьма специфическими. У нас были обсуждения некоторых предложенных изменений к IFRS 12 по налогам на прибыль касательно того, не нужно ли начислять налоги на распределение дивидендов. Также рассмотрели уточнение к IAS 23 по теме того, как вы учитываете затраты по займам в ситуации, когда они относятся на завершенный квалифицируемый актив. И также у нас были обсуждения, просто чтобы держать Совет в курсе относительно эффекта некоторых изменений в IFRIC 14 (по пенсионной отчетности). Обсуждали влияние некоторых изменений конкретно в Великобритании – просто чтобы удостовериться, что Совет именно так все и задумывал. Совет подтвердил это. Сейчас мы начинаем дополнительные работы, перед тем как представить окончательный вариант этого. Это нужно, чтобы убедиться, что мы на самом деле полностью осознаем все последствия.
-(M.T.) Ханс, также были обсуждения деятельности на тарифном регулировании?
-(H.H.) Да, по этой теме у нас была еще одна образовательная сессия типа той, которую мы провели в прошлом месяце. Мы продолжаем обсуждать разработку новой модели учета для деятельности на тарифном регулировании, и я думаю, что эти образовательные сессии помогают нам получить более четкое представление относительно того, какими должны быть базовые концепции в основе этого стандарта. Каждый месяц мы прогрессируем, и думаю, что все в Совете начинают осознавать, что хоть что-то с этим проектом у нас получится. Приятно видеть, что мы добиваемся прогресса.
-(M.T.) Сью, прежде чем мы закончим – полагаю, стоит упоминания тот факт, что Вы были в Индонезии чуть раньше в этом месяце?
-(S.L.) <…> Основной целью нашего визита туда была встреча с представителями консультативной рабочей группы по исламской отчетности, которая не заседала уже некоторое время. Думаю, у нас была очень конструктивная встреча. Основной задачей этой встречи было собрать вместе представителей разных юрисдикций, заинтересованных в применении стандартов МСФО в отношении исламских транзакций, чтобы понять, какие там сегодня сложности. Встреча была очень успешной, я полагаю. Остается еще много работы. Мы также воспользовались случаем, чтобы провести несколько образовательных мероприятий в Индонезии по “большой четверке” новых стандартов – IFRS 9, IFRS 15, IFRS 16 и IFRS 17. Я бы сказала, что это была очень занятая, но успешная поездка.