Еще раз об ICO и IEO

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 15 Июля 2019

Автор оригинальной статьи: Крейг Смолли (Craig W. Smalley),основатель и исполнительный директор CWSEAPA PLLC

По материалам: Accounting Web

Еще несколько лет назад первичное предложение токенов - Initial Coin Offerings (ICOs) – воспринималось как относительно новый феномен, однако довольно скоро оно стало одной из главных тем для обсуждений среди представителей блокчейн-сообщества и профессиональных бухгалтеров. Многие рассматривают ICO-проекты в негативном ключе - как нерегулируемые официально способы привлечение капитала в необоснованных размерах. Для других, впрочем, это по-настоящему инновационный вариант венчурного финансирования. С 2016 года ICO стали основным способом привлечения средств под большинство стартапов.

В США любое первоначальное публичное размещение акций (Initial Public Offering - IPO) – повод для самого пристального внимания со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам. А вот ICO удостаивается разве что минимального внимания SEC, хотя все постепенно меняется. Пару лет назад Комиссия выпустила свое официальное мнение касательно скандала вокруг платформы финансирования DAO, которая просуществовала недолго.

Тот случай заставил многих инициаторов подобных проектов и их потенциальных инвесторов всерьез задуматься о моделях финансирования в основе современных ICO. Одним из ключевых критериев для анализа стало прохождение токеном так называемого “Теста Хауи” (Howey test) – подхода, предложенного Верховным судом США для определения того, относятся ли те или иные транзакции к категории инвестиционных контрактов. Если ответ положительный, тогда токены могут восприниматься как аналог ценных бумаг – следовательно, на них распространяются требования Закона о ценных бумагах 1933 г. В соответствие с данным тестом, транзакция эквивалентна транзакции с ценными бумагами, если она совершается с целью инвестирования, причем инвестирование проводится в совместное предприятие с целью получения прибыли в результате деятельности лица, предлагающего контракт. Пока что это единственный способ юридического обоснования решений американскими регуляторами в отсутствие официально закрепленной нормативной-правовой базы для криптовалют.

Структурировать первоначальные предложения токенов относительно просто благодаря существованию таких технологий как ERC20 - стандарта с техническими спецификациями для токенов, в данном случае на базе Ethereum (ERC расшифровывается как “Ethereum Request for Comments”, а “20” - просто идентификационный номер). В случае выполнения данного стандарта о таких токенах можно фактически говорить как о смарт-контрактах на базе Ethereum. Большинство ICO работают по схеме привлечения от множества инвесторов средств в форме биткоинов или других криптовалют к смарт-контракту, который служит для накопления стоимости и в будущем распределяет эквивалентную стоимость уже в форме новых токенов.

Однако токены – это все-таки не ценные бумаги, поэтому все равно существуют определенные ограничения касательно того, кто именно может участвовать в ICO. С учетом того, что средства привлекают от огромного числа венчурных инвесторов во всем мире, потенциально суммы привлеченных средств способны достигать астрономических размеров.

Одной из ключевых проблем с первоначальными предложениями токенов является тот факт, что они позволяют привлечь финансирование на стадии, когда еще никакого конкретного продукта нет, что делает инвестиции чрезвычайно рискованными. Впрочем, тут можно привести контраргумент, что именно такой подход оказывается полезным (а во многих случаях и просто необходимым) для стимурирования разработки. Однако из-за недостаточного надзора страдают многие инвесторы, которых иначе можно назвать “майнерами”.

Для ясности рассмотрим несколько определений. Пусть цифровой валютой у нас будет актив, являющийся производным от собственной сети распределенных реестров (блокчейна). Для примера, если вспомнить “классические” Bitcoin, Litecoin или Ether, то каждая из этих криптовалют существует на своей собственной сети блокчейн. Таким образом, чтобы все было ясно:

  • Биткоин функционирует на блокчейне Bitcoin. Аналогично, Ether работает на блокчейне Ethereum, a NEO – соответственно, на NEO.
  • Можно передавать цифровые валюты от одного лица другому, однако никакого физического перемещения в процессе таких транзакций не происходит, так как любая “валюта” в данном случае – это просто набор данных в рамках глобальной базы данных, под которой и подразумеваются распределенные реестры. В этих базах данных фиксируются все совершенные транзакции – и не просто совершенные, но и проверенные (верифицированные) компьютерами в рамках данной системы блокчейн по всему миру.

В то же время вполне можно думать о криптовалютах (Bitcoin, Litecoin, Monero и прочих) как о деньгах, с помощью которых можно приобретать товары. Довольно часто они в каких-то других ролях кроме, собственно, денежной и не используются.

Часто токены называют “цифровыми монетами”, но это некорректно из-за очень существенной разницы. Токены создаются на уже существующих сетях блокчейн. Именно благодаря существованию смарт-контрактов у большинства распространенных токенов базовой платформой является Ethereum. Это те самые токены, которые соответствуют описанному чуть выше стандарту ERC-20.

Но так бывает не всегда, ведь есть же и множество других цифровых валют типа NEO, Waves, Lisk или Stratis. NEO использует другой стандарт - NEP-5 (от “NEO Enhancement Protocol”, пятой в данном случае вариации, в отношении которой все участники выразили свое согласие), и на этой платформе любой также может создать свою собственную криптовлаюту.

Большинство токенов существует для того, чтобы быть затем использованными в роли децентрализованных приложений (“decentralized applications” – или “dApps”). В ходе майнинга “майнеры” могут решить, сколько именно новых юнитов создавать, и куда их направить после создания. При этом им, вероятно, придется заплатить определенную сумму в криптовалюте, “родной” для выбранной ими сети блокчейн, на которой они собираются создавать новые криптовалюты.

Новые токены могут использоваться в реализации уникальных функций приложений, для которых они создавались. Для примера, Musicoin создавались как токены, открывающие пользователям доступ к одноименной цифровой платформе, позволяющей смотреть или заниматься стримингом музыкальных видео. Binance — один из крупнейших международных онлайн-сервисов обмена цифровых валют - также имеет собственную криптовалюту, BNB. Если участники этого обменника используют BNB в операциях, комиссии для них ниже на 50%.

Однако есть примеры, когда токены создавались совершенно в других целях – например, чтобы представлять собой физический актив. Предположим, вы хотите продать дом с использованием смарт-контракта. Физически “запихать” туда здание, конечно, не выйдет, но можно создать криптовалюты, которые будут собой представлять ваш дом. Смарт-контракт, для ясности – это просто компьютерный протокол, существующий в целях обеспечения и верификации действий в рамках договора. Таким образом, смарт-контракты делают возможной осуществление надежных транзакций без участия третьих сторон-посредников.

Одно из главных преимуществ блокчейна заключается в децентрализованности системы отношений между всеми участвующими сторонами, благодаря чему платить посредникам не надо вовсе. Это очень экономит время и средства. Никто не говорит, что с системами блокчейн нет никаких проблем, однако они явно быстрее и надежнее традиционных систем по причине почти 100%-й устойчивости к взлому. Вот почему правительства и банки все активнее обращают на них свое внимание. Впрочем, правительства – больше с позиции своего желания поставить все под контроль.

Смарт-контракты позволяют обменивать деньги, собственность, акции или любой другой обладающий стоимостью объект, делая это прозрачным и бесконфликтным способом и без необходимости прибегать к услугам посредника. Чтобы лучше представлять, что они такое, представьте себе автомат по продаже еды или напитков. Если с обычными контрактами вам пришлось бы идти к нотариусу и/или юристу и платить за оформление, то со смарт-контрактами вы как будто просто бросаете монетку в автомат (в данном случае в сеть распределенных реестров) и ждете результата. При этом смарт-контракты не только автоматически определяют правила и штрафы за нарушение соглашений, но также автоматически обеспечивают исполнение обязательств.

IEO

Поговорим теперь об альтернативе ICO, которая появилась в 2018 году - первичных биржевых предложениях (Initial Exchange Offerings, IEO). В отличие от ICO, администратором IEO выступает криптобиржа, которая действует от имени стартапа, желающего получить финансирование в виде новых токенов.

По мере того как продажа токенов осуществляется на платформе криптобиржи, от эмитентов требуется уплата комиссии за “листинг” и определенный процент токенов, которые будут проданы в ходе IEO. За это эмитент получает возможность продавать новые токены на платформе криптобиржи – то есть он получает там постоянный “листинг”. Кроме того, поскольку криптобиржа получает определенный процент токенов в качестве оплаты, у нее есть стимул помогать эмитенту токенов в плане маркетинга.

В отличие от ICO, участники IEO не направляют платежи на смарт-контракты. Вместо этого они создают электронный счет на платформе криптобиржи, где проводится первичное биржевое предложение. Инвесторы же наполняют свои собственные кошельки крипто-монетами и затем используют их для приобретения новых токенов, созданных компанией-стартапом.

Одно из ключевых преимуществ IEO – это уровень доверия. Мы говорим о явлении, для которого существует специальный термин “краудсейл” (CrowdSale) - предпродажа токенов, организованная для привлечения коллективных инвестиций. Когда “краудсейл” (в качестве синонима также часто используется термин “токенсейл”) осуществляется на платформе криптобиржи, инвесторы могут следить за каждым проектом, участвующим в IEO: для поддержания собственной репутации криптобиржи обеспечивают доступность этой информации, отсеивая сомнительных эмитентов токенов.

Одним из самых показательных иллюстративных примеров этого стало первичное биржевое предложение RAID. В середине марта этого года криптобиржа Bittrex объявила о том, что отменяет токенсейл в рамках проекта RAID, причиной чего стал разрыв стратегического партнерства между проектом и компанией OP.GG. Представители криптобиржи извинились перед инвесторами, но вместе с тем посчитали своим долгом предоставить им исчерпывающие объяснения своего решения. По словам представителей Bittrex, доверие и целостность всегда были их самыми ценными активами, а никакое доверие невозможно без прозрачности. Буквально за несколько часов до их решения остановить IEO токенов проекта RAID стало известно о разрыве партнерства между проектом и компанией OP.GG. По мнению криптобиржи, это не самые подходящие условия для продолжения IEO.

Эмитентам токенов не нужно беспокоиться о безопасности “краудсейла”, поскольку управлением смарт-контрактов в рамках IEO занимается криптобиржа. В этом они следуют процедурам KYC/AML (“Знай своего клиента”/комплекс мер против отмывания) после открытия клиентами электронных счетов.

Выпуск токенов через IEO на криптобиржах имеет больше преимуществ по сравнению с проведением собственного ICO. Конечно, в первом случае приходится платить комиссию за “листинг” и отдавать часть токенов, однако криптобиржи помогают в вопросах продвижения, поэтому бюджет на маркетинг в этом случае требуется даже меньший по сравнению с ICO. Еще одно очень важное преимущество – стабильная клиентская база. Притом это база проверенных клиентов криптобиржи, благодаря чему можно рассчитывать на большее финансирование стартапа.

Однако затраты – всегда затраты, и в случае с некоторыми проектами комиссии могут оказаться неподъемными. Иногда комиссии за “листинг” достигают 20 BTC, что по курсу на сегодня (13/07/2019 – биткоин в последние недели постоянно растет) составляет примерно 230 тысяч долларов. Что касается фиксированной доли от токенов, которые криптобиржи берут себе, то она может достигать 10%.

На сегодня IEO относительно редки даже в мире криптовалют, поэтому найти себе по душе что-то подходящее при таком не очень большом выборе пока относительно легко. После выбора устраивающей вас площадки (криптобиржи) следующим шагом будет регистрация счета на криптобирже и прохождение процедур верификации KYC/AML. После этого нужно выбрать среди доступных криптовалют, в которых будет проводиться финансирование вашего стартапа, а затем остается просто ждать, пока не начнется первичное биржевое размещение ваших токенов.

В плане финансирования ICO находились на пике в 2017/2018 гг. Со временем выяснилось, однако, что довольно-таки существенный процент криптопроектов вели откровенные мошенники. В лучшем случае они просто, как минимум, вызывали сомнения. В отдельных юрисдикциях (например, Китае) со стороны властей последовали запреты на ICO, поэтому на данном этапе первичные предложения токенов уже нельзя отнести к эффективным способам финансирования криптовалютных стартапов - в отличие от IEO, которые, по крайней мере, обеспечивают достаточный уровень доверия из-за активного участия и заинтересованности в криптовалютных стартапах со стороны самих криптобирж. Таким образом, именно у IEO на сегодня есть все шансы стать новым стандартом и распространенной моделью привлечения финансирования на крипторынках. Вполне возможно, что в ближайшее время они создадут новый “бум”, аналогичный тому, который недавно наблюдался в случае с ICO.

Хотя вхождение в повседневную жизнь технологии блокчейн до сих пор шло не очень активно, задержка имеет вполне логичные обоснования. Необходимо время, чтобы весь огромный потенциал новой технологии в полной мере раскрылся. По мнению автора оригинальной статьи, в ближайшие 10 лет блокчейн может преобразить финансовый мир, а применение смарт-контрактов и самой технологии даже более практично, чем применение искусственного интеллекта. А еще, говорит он, налогообложение доходов в рамках IEO и ICO – это нечто, на что всем очень интересно будет взглянуть, когда власти придумают, как взимать с этого доход в казну государства.

Теги: первичное предложение токенов  Initial Coin Offerings  ICOs  блокчейн  стартапы  первоначальное публичное размещение  Initial Public Offering  IPO  Комиссия по ценным бумагам и биржам  SEC  DAO  Тест Хауи  Howey test  криптовалюты  Ethereum  ERC20  Ethere