“Гуманные штрафы” ФАС: смогут ли российские компании вздохнуть свободно?

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 31 Августа 2015



На прошлой неделе в наших новостях промелькнула новость про новую, более “гуманную” по отношению к компаниям
методику расчета штрафа за нарушение антимонопольного законодательства (см. “Каждому по его возможностям”). С учетом и так непростой финансовой ситуации в стране и необходимости экономить на всем мы подумали, что это, возможно, станет для бизнеса небольшой отдушиной. Однако за более авторитетным мнением обратились к отечественным экспертам. А как вы полагаете, принесут ли эти так называемые “смягчающие коэффициенты” перемены? Возможно, есть и какие-то другие способы? Как всегда, благодарим всех, принявших участие в опросе!


Екатерина Домовская, эксперт компании "Правовой Сервис 48Prav.ru":

Новый порядок расчета соответствует общей практике, сложившейся в области привлечения к административной ответственности. Напомню, что в феврале 2014 г. Конституционный Суд принял Постановление, в котором указал на возможность наложения административного штрафа ниже низшего предела. КС особо отметил, что действующие нормы закона не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, то есть не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства. Признавая указанное положение закона не соответствующим Конституции, КС указал, что оно не позволяет обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. После этого Постановления в КоАП РФ появилась новая норма о возможности назначения штрафа ниже низшего предела, которая вступила в силу с начала этого года.

Сейчас суды, рассматривая административные дела, применяют положение о снижении штрафа, основывая свои решения, в том числе, на отрицательном финансовом положении. Антимонопольная служба идет по такому же пути, разрабатывая новые порядки расчетов штрафов, в которых исходит, в том числе, из финансового состояния правонарушителя.

Полагаю, что подобный подход весьма уместен, так как размер штрафа должен определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Однако назначение штрафа с учетом финансового состояния не должно означать, что если у компании нет денег, она может совершать административные правонарушения, рассчитывая на послабления. Поэтому необходимо соблюдать некий баланс, определять комплекс обстоятельств, влияющих на определение характера нарушения. Нужно выяснять не только финансовое состояние, но и возможные последствия применения к нарушителю того или иного размера штрафа.


Инесса Назарько, руководитель Консалтингового центра «РосНалог»:

Штрафы ФАС на сегодняшний день действительно выглядят устрашающе для бизнеса, но надо понимать, что касаются они, как правило, крупных компаний, для которых меньшие цифры не были бы стимулирующими. В тех же случаях, когда это касается малого бизнеса, штрафы могут стать причиной закрытия компании или как юридического лица, или вообще как бизнеса, но существует достаточно положительная практика судебных разбирательств с ФАС, и, если Вас коснулись такие неприятности, безусловно, надо защищаться и отстаивать свои права. Даже если Вы не правы, можно пробовать уменьшить сумму штрафных санкций. И это касается не только ФАС, а государственных контролирующих органов в целом. То же самое может произойти и с трудовой инспекцией: у них также очень серьезно поднялись штрафы, что может быть очень неприятно и даже фатально для малого бизнеса».


Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП":

На практике во многих случаях штрафы в КоАПе действительно «драконовские» и зачастую не соответствуют тяжести и серьезности правонарушения. В случае с ФАС это ощутимо и особенно заметно. Хотя инициативы ФАС всегда проходят в рамках интересов государства и закона, однако в нынешних экономических условиях дополнительные штрафы могут вполне отправить компании в реальный «нокаут».

На мой взгляд, альтернатива инициативе ФАС не нужна: того, что предусмотрено КоАПом, вполне достаточно, и ФАС, с учетом смягчающих коэффициентов, не только способен сейчас, но и сможет в будущем штрафовать компании на приемлемые суммы, чтобы бизнес все-таки мог продолжить свою деятельность.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 4.1. КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу ФАС может учитывать имущественное и финансовое положение компании, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Отмечу, что в КоАП также есть пункт 3.2., который позволяет назначать штраф в размере менее минимального размера, если размер штрафа для юридических лиц составляет от 100 тысяч рублей. Судья или госорган, рассматривающие дела об административных правонарушениях, может учитывать при вынесении штрафа наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественное и финансовое положение компании.


Агуреева Мария, ведущий юрисконсульт компании "Райтмен Групп":

Новая методика расчета штрафов за нарушение Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит подробные разъяснения, касающиеся порядка расчета штрафа. Так, при нарушениях на торгах штраф будет составлять 4% от годовой выручки компании.

В остальных случаях при назначении штрафа подлежит расчету разница между максимальным и минимальным штрафом, предусмотренным за конкретное правонарушение, с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (специальных коэффициентов).

Согласно новой методике расширяется перечень смягчающих обстоятельств, подлежащих учету при определении размера штрафа - например, таких как добровольное возмещение компанией причиненного ущерба. При этом в определенных случаях методика позволяет назначать штрафы ниже установленного КоАП РФ размера в 100 000 рублей.

Очень важным нововведением является учет имущественного положения компании при назначении штрафа, что позволит предотвратить неоднократно имевшие место ситуации, когда назначение административного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства фактически ставило компании на грань банкротства.

Таким образом, новая методика расчета штрафов определенно является важным шагом на пути к применению надлежащих мер ответственности за совершенные компаниями правонарушения.

Представляется, что другим эффективным инструментом, позволяющим, с одной стороны, обеспечить назначение справедливого наказания за нарушение антимонопольного законодательства, а с другой - исключить возможность доведения компаний до банкротства в результате уплаты такого штрафа, может являться увеличение сроков отсрочки и рассрочки исполнения постановлений о назначении штрафов.

На сегодняшний день КОАП РФ предусмотрена возможность отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа, но всего лишь на один и три месяца, соответственно, что, конечно, не способно решить проблемы компании в ситуации крупного штрафа и сложного финансового положения.

Представляется, что увеличение указанных сроков, по крайней мере, на год позволило бы компаниям выполнить обязанности по уплате штрафов без большого ущерба для осуществления своей деятельности.


Абрамович Алена Владимировна, руководитель практики «Коммерческое право», юридической компании «Rights»:

После принятия «третьего антимонопольного пакета» в 2012 г. порядок расчета оборотных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства был закреплен непосредственно в законе – КоАП РФ. Поэтому, насколько мы понимаем, речь идет не о новом порядке расчета штрафов, а о методических рекомендациях для работников ФАС по применению прим. 4 к ст. 14.31 КоАП РФ.

Как следует из публикаций СМИ, в новой методике прямо закреплена возможность назначения штрафа ниже минимального предела (менее 100 тыс. руб.). Указанный подход нельзя назвать новым: ранее он был сформирован в судебной и административной практике (после принятия Постановления КС РФ от 25.02.2014 № 4-П).

Предусмотренные в КоАП РФ оборотные штрафы «драконовскими» не считаем: если суммы штрафов за совершение наиболее опасных с точки зрения экономики правонарушений (злоупотребление доминирующим положением и создание картелей) будут незначительными, то такие штрафы не будут иметь превентивного эффекта. Правонарушителю будет гораздо выгодней заплатить штраф, включить его в себестоимость своей продукции/услуг и продолжать совершать аналогичные правонарушения.

Кроме того, ФАС редко назначает пугающие 15% оборотные штрафы: по умолчанию штраф рассчитывается как среднее арифметическое максимального и минимального штрафа (для диверсифицированных хозяйствующих субъектов – 8% выручки на рынке, на котором произошло нарушение, для недиверсифицированных – 1,65%), корректируемое смягчающими и отягчающими коэффициентами. При этом итоговая сумма штрафа не может превышать установленные законом ограничители: не более 2% совокупной выручки от реализации всех товаров в случае злоупотребления доминирующим положением, не более 4% - в случае заключения антиконкурентных соглашений.

Теги: ФАС  антимонопольное законодательство  методика расчета штрафа  имущественное положение  административная ответственность  административный штраф  административное правонарушение  справедливое наказание  КоАП  положение о снижении штрафа  административные