По материалам: IFRS
Вице-председатель Совета по МСФО Сью Ллойд (Sue Lloyd) и член Совета Даррел Скотт (Darrel Scott) вместе с неизменным ведущим таких встреч, директором по образованию Мэттом Тиллингом (Matt Tilling) обсуждают подробности мартовского заседания. В этот раз Сью расскажет о следующих шагах в рамках “Инициативы по раскрытиям”, а также поведает о проекте по теме динамического управления риском. Что касается Даррела Скотта, то он поделится подробностями разработки новой модели для тарифного регулирования и обновления практического руководство по менеджерским комментариям.
- (M.T.) Добро пожаловать на вебкаст Фонда МСФО, посвященный мартовской встрече Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Встреча прошла в Лондоне 21-22 марта. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я директор образовательного направления в Фонде МСФО. Ко мне присоединились вице-председатель Совета Сью Ллойд (Sue Lloyd) и еще один член Совета Даррел Скотт (Darrel Scott), чтобы обсудить встречу Совета и другие события. Начнем с того, что имело место на мартовской встрече. На встрече в прошлом месяце рабочая группа “Инициативы по раскрытиям” представила отклик, полученный по ходу консультаций по теме принципов раскрытия. А в этом месяце было очень много обсуждений следующих шагов в рамках проекта… Сью?
- (S.L.) Да, это очень важный проект, часть нашей общей группы проектов по улучшению раскрытий в финансовой отчетности. Задача “Инициативы по раскрытиям” – сделать раскрытия более эффективными. Итак, мы получили отклик на дискуссионный документ, который побудил нас быть более акцентированными и сосредоточить свои усилия на предложениях, которые, вероятно, будут наиболее эффективными и плодотворными в обеспечении своевременных раскрытий. В целом, на этой неделе мы обсуждали необходимые приоритеты в рамках проекта. Совет пришел к выводу, что первое, над чем нам необходимо работать – это руководство для нашего собственного использования, чтобы улучшить процесс создания новых требований по раскрытию. То, что уже написано, мы собираемся использовать в тестовом (пилотном) режиме в отношении одного-двух стандартов, так что мы будем работать над улучшением требований к раскрытиям в рамках этих одного-двух стандартов. Наша основная задача – улучшить их таким образом, что в случае применения это повысило бы эффективность раскрытий, предоставляемых людям, которые изучают финансовую отчетность. Думаю, это нужно понимать. Нашей целью не является снижение объема раскрытий как такового. Это может стать следствием, но основной фокус – на эффективности.
Разработчики представят нам предложения на одной из следующих встреч, а мы представим свои рекомендации относительно того, какой стандарт или пару стандартов стоит выбрать, чтобы провести тестирование. И как обычно в наших проектах, если мы предложим изменения в требованиях стандартов, мы выставим их на обсуждение, а предоставляя свои комментарии, люди косвенно смогут высказаться и на предмет руководства, которое мы разработали, специально чтобы улучшить процесс написания требований к раскрытиям.
В дополнение к этому разработчики пообещали представить базовый документ, который по сути своей прояснит взаимосвязь между различными составляющими проекта по улучшению раскрытий, чтобы мы увереннее себя чувствовали в плане объяснений - а также более уверенными в том, как эта взаимосвязь вообще работает. Чуть позже разработчики также представят аналитику по тому, как нам следует реагировать на более широкие вопросы, касающиеся технологий, цифровой отчетности и их связи с раскрытиями.
Помимо этого, с учетом теперь более узкого фокуса, мы приняли решение не продолжать работу над некоторыми областями, которые упоминались в дискуссионном документе по принципам раскрытий. Например, к нам поступали предложения разработать принципы эффективных раскрытий – по этому направлению мы решили далее не работать. Также мы решили, что отклик, полученный на некоторые темы, будет рассматриваться в рамках других проектов. Как пример, в дискуссионном документе были вопросы по теме представления EBITи EBITDA, поэтому Совет решил, что эти комментарии будут рассматриваться в рамках проекта по основным формам отчетности, а не в рамках “Инициативы по раскрытиям”.
- (M.T.) Сью, похоже, это постоянная тема, по которой я постоянно задаю Вам увлекательные вопросы, касающиеся динамического управления рисками. На этой неделе для Совета все вращалось вокруг “целевых профилей”.
- (S.L.) В самом деле, увлекательная тема динамического управления рисками, и я ощущаю некоторую гордость от ощущения способности объяснить ее сложности, однако, честно говоря, мне кажется, что описание в рамках подкаста специфических аспектов этого месяца будет тем еще вызовом. Думаю, людям, которые действительно интересуются этой темой, лучше ознакомиться с документами и обновлениями.
С учетом вышесказанного, в рамках общих предложений мы оговорили, что финансовые институты при разработке стратегий по процентным ставкам ориентируются на приносящие доход активы у них на руках, на доступное им финансирование, и на чистый процентный доход, который принесет данная комбинация. Мы знаем, что они сравнивают это со своим целевым (желаемым) профилем чистого процентного дохода и решают, к каким стратегиям хеджирования, к каким деривативам нужно обратиться, чтобы попасть в этот целевой профиль. В этом месяце мы в целом оговорили некоторые требования для целевых профилей. Однако, я думаю, правильным будет отметить, что мы все еще находимся на ранних стадиях работы над данным проектом, так что работы впереди еще много, но людям, специализирующимся в данной области, я рекомендую все же ознакомиться с документами
- (M.T.) Даррел, перейдем к Вам. В этом месяце продолжились обсуждения тарифного регулирования?
- (D.S.) Да, и я думаю, что это тоже очень увлекательный проект. В этом месяце мы продолжили обсуждения конкретных моделей учета, которые мы разрабатываем специально для видов деятельности, подлежащих, как мы это определили, регулированию на основе определенной ставки.
В этом месяце мы уделили основное внимание двум специфическим темам. Первая – это охват модели, и как пойдет определение ее охвата в дальнейшем. Совет решил, что модель должна применяться в отношении регулирования на основе определенной ставки, утвержденной в рамках официальных основ регулирования (таким образом, модель будет обязательной и для организации, и для регулятора), и что она будет включать в себя механизм корректировки тарифной ставки.
А вторая тема, которая обсуждалась – это то, какими должны быть критерии первоначального признания для регулируемых на основе ставки активов и обязательств. Здесь Совет решил, прежде всего, что регулируемые на основе ставки активы и обязательства должны признаваться тогда, когда более вероятно, что соответствующие им права и обязательства в действительности существуют. Я подчеркиваю, что критерии признания связаны с существованием прав и обязательств. Что это означает, так это то, что при определении признания мы не принимаем в расчет, существует ли более высокая или менее высокая вероятность притоков или оттоков, и мы не принимаем в расчет, существует ли высокая вероятность неопределенности измерения. Обе эти характеристики будут учитываться при обсуждении измерений в следующие месяцы.
- (M.T.) В 2017 году Совет опубликовал предварительный вариант улучшений к стандарту IFRS 8 “Операционные сегменты” в ответ на результаты изучения практики его применения. На основе полученного отклика Совет принял несколько решений. Не могли бы Вы, Даррел, немного рассказать нам о них?
- (D.S.) Конечно. У нас прошли подробные обсуждения отклика, полученного на тот предварительный вариант изменений к IFRS 8. Тот предварительный вариант изменений, в свою очередь, появился в ответ на отклик, полученный нами ранее на результаты изучения практики применения стандарта. Обсуждения в Совете учитывали то, как практика использования развивалась впоследствии, с учетом комментариев, полученных нами на предварительную версию.
Таким образом, на основе отклика и на основе последующих изменений в практике Совет определил относительно ограниченный набор необходимых изменений, которые, мы считаем, стоит окончательно одобрить. Однако, даже приняв в расчет ограниченность этих изменений, Совет на прошедшем заседании заключил, что преимущества от их внедрения все же не стоят расходов для составителей и пользователей, которые эти изменения с собой принесут. Иначе говоря, Совет решил не работать по этому направлению дальше. Разработчики еще опубликуют чуть позже в этом году обзор полученных нами комментариев и заключения Совета.
- (M.T.) Сью, Совет также обсуждал отклик на проведенное изучение практики применения IFRS 13?
- (S.L.) Да, продолжим обсуждения в рамках темы изучений практики применения. Мы обсуждали комментарии на проведенное изучение практики применения IFRS 13, стандарта по измерению справедливой стоимости, а также рекомендации рабочей группы относительно дальнейших действий. Во-первых – и это самое важное – Совет заключил, что полученный отклик подтверждает, что IFRS 13 работает как надо, и это приятно слышать.
Также нами были получены комментарии относительно эффективности IFRS 13 в плане раскрытий и некоторые предложения, как их можно улучшить. Поэтому Совет решил, что стоит попросить команду, работающую над проектом по принципам раскрытий, рассмотреть IFRS 13 в качестве “кандидата” для анализа в рамках того “пилотного” режима разработки, который я упоминала чуть раньше по ходу подкаста.
Кроме того, нам поступали комментарии со стороны представителей развивающихся рынков о сложностях, которые могут возникнуть на практике с измерением справедливой стоимости. Мы решили, что вместо разработки дополнительного руководства по измерению (что на самом деле не является нашей профессиональной областью), нам нужно сосредоточиться на сотрудничестве с профессией оценщиков и способствовать накоплению и распространению знаний.
Помимо этого, мы решили, что никаких дополнительных действий здесь больше не требуется, так что разработчики теперь засядут за написание ответного заявления, которое и подведет окончательный итог данному анализу практики применения стандарта.
- (M.T.) Даррел, обратимся к Вам за комментариями по последней рассмотренной Советом теме – практического руководства по менеджерским комментариям.
- (D.S.) Да. Полагаю, большинство уже в курсе: на предыдущих подкастах мы обсуждали, что Совет в настоящее время решает, нужно ли обновлять действующее практическое руководство по менеджерским комментариям. Это обновление должно стать ключевым элементом, который изменит расширенную корпоративную отчетность, получившую развитие в последние несколько лет. В частности, мы обсуждаем, как можно легко интегрировать эту дополнительную отчетность в действующие требования к финансовой отчетности и МСФО.
На заседании в этом месяце нам представили отчет по текущему прогрессу, которого рабочей команде удалось добиться в своих исследованиях. В частности, команда обсуждала создание консультативной группы в рамках проекта (небольшая реклама: обращения для участия в этой консультативной группе можно представить до 20 апреля).
Также разработчики обсудили то, в какой мере принимаются в расчет последние наработки в отчетности вне МСФО, но которые вращаются в том же пространстве, и поделились с нами некоторыми подходами, которые они будут использовать в разработке “дорожной карты” для нас.
Помимо этого, они обсудили, какие темы руководство, скорее всего, будет включать, когда уже будет закончено. Проект в целом пока не предполагает принятия конкретных решений, поэтому Совет и не призывал к принятию каких-либо решений по ходу встречи.
- (M.T.) Помимо самой встречи Совета в марте прошло несколько других важных событий…
- (D.S.) Да, как часть нашего не прекращающегося контакта и с пользователями, и с составителями отчетности, мы встретились в этом месяце с ними в рамках Глобального форума составителей отчетности (GPF) и встречи Консультативной комиссии по рынкам капитала (CMAC). Обе эти встречи предоставили Совету возможность проверить наш образ мышления на обеих важных группах участников. Важно отметить, что оба мероприятия проводятся публично, все документы публикуются, проводятся подкасты специально для людей, заинтересованных в таких встречах.
На заседаниях прошли очень хорошие обсуждения – особенно хорошие по таким темам как индикаторы качества управления и проект по принципам раскрытий.
- (M.T.) Наконец, Сью – также прошла встреча Комитета по Интерпретациям, который Вы, так получилось, возглавляете. Не хотите поведать нам об этом?
- (S.L.) Конечно. Это был долгий день со множеством разнообразных тем в плане обсуждений, так что детально углубляться во все я не буду. Для заинтересованных людей мы опубликовали обновление – по сути, формальную запись этой встречи. Однако я думаю, что есть пара крупных тем, с которыми стоит ознакомить слушателей. Во-первых, мы приняли три окончательных решения относительно дальнейших планов, которые связаны с новым стандартом по признанию выручки, IFRS 15. Все три поступивших вопроса касались признания выручки в случае со строительными контрактами – в частности, стоит ли признавать выручку в конкретный момент времени или же на протяжении определенного периода времени. Думаю, с этим стоит ознакомиться, особенно если вы интересуетесь вопросами выручки по таким контрактам, но также и всем другим людям, которые применяют IFRS 15, ведь то, что Комитет делает своими решениями – это разъясняет применение отдельных концепций контроля в IFRS 15, которые имеют более широкое применение.
Второе окончательное решение, которое мы приняли, подтверждает, что у компаний должна быть отдельная статья в отчете о доходах, куда должен входить процентный доход по финансовым активам, измеряемым по амортизированной стоимости и справедливой стоимости через прочий совокупный доход. Это новое требование в рамках применения IFRS 9, так что это было просто его подтверждением.
- (M.T.) Что ж, это подводит итог нашему мартовскому подкасту.