Комплаенс на передовой финансовых баталий

Налоговые отношения с участием иностранн...

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 18 декабря 2014

Фото: www.pressfoto.ru

Еще несколько лет тому назад комплаенс-контроль не являлся неотъемлемой частью корпоративного управления для финансово-кредитных организаций. Однако сегодняшние реалии говорят о том, что комплаенс не только нужен, но зачастую и жизненно необходим российским банкам.

Чтение утренних новостей отечественного финансового рынка стало похоже на сводки с полей сражений: неясно, чего именно ждать, и не всегда прослеживается причинно-следственная связь. Новый отзыв лицензий у очередных банков, дальнейшее падение рубля и инфляция…

Парадоксально, но в связи с увеличивающимся прессингом регуляторов и общей политической обстановкой в России ценность комплаенс-сектора возрастает, и именно сейчас становится понятно, насколько комплаенс-офицеры необходимы своим работодателям.

Система комплаенс (от англ. сompliance – согласие, соответствие) представляет собой международную систему противодействия угрозам и управления рисками, обеспечивающую соответствие деятельности компании законодательным требованиям. К внутренним угрозам относятся изменения в российском законодательстве: деофшоризация, санкции со стороны России и вступление в силу американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act – закон США о налогообложении иностранных счетов). К внешним угрозам следует отнести, безусловно, введение экономических санкций в отношении России со стороны США и ЕС, автоматический обмен банковскими данными и применение в отношении юридических лиц закона FATCA.

Закон FATCA был принят в 2010 году, а его первые требования (выявление налогоплательщиков США, которые уклоняются от уплаты налогов путем совершения инвестиций за рубежом) вступили в силу 1 июля 2014 года. Исходя из требований FATCA, финансовые организации всего мира обязаны направлять в США отчетность о своих клиентах-налогоплательщиках США.

Механизм выполнения российской кредитной организацией требований FATCA следующий:

  • назначить ответственного сотрудника (Responsible Officer) и дополнительных лиц для связи с Налоговым управлением США (Point of Contact);
  • утвердить политики о соблюдении требований FATCA в соответствии с выбранным статусом регистрации;
  • зарегистрироваться на сайте IRS (Налоговое управление США);
  • направить уведомление о регистрации на сайте IRS уполномоченным органам РФ в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления в силу Закона 173-ФЗ;
  • утвердить и разместить на своем сайте критерии отнесения клиентов (контрагентов) ФО к иностранным налогоплательщикам;
  • в марте 2015 года сформировать и направить отчетность в IRS, предварительно направив ее уполномоченным органам РФ (а в дальнейшем направлять отчетность ежегодно);
  • закончить идентификацию клиентов в сроки, установленные для каждой группы клиентов;
  • разработать и утвердить процедуры в целях проведения идентификации новых и существующих клиентов/контрагентов ФО в соответствии с требованиями FATCA;
  • направить в IRS подтверждения о проведении идентификации клиентов, об отсутствии факта оказания помощи клиентам в уклонении от соблюдения требований FATCA и о подтверждении эффективности внутренних контролей для целей FATCA (провести проверку).

Поскольку закон FATCA вступил в силу только 1 июля 2014 года, то, естественно, бурные обсуждения вокруг него не утихают до сих пор. Ведь этот закон распространяется на все финансовые организации и, таким образом, США обязало соблюдать свой, по сути локальный, закон. Российские банки сами должны регистрироваться в налоговых органах США и после этого получают новые регуляторы. На начало ноября 2014 года в FATCA было зарегистрировано более 900 российских финансовых организаций.

Учитывая вышесказанное, становится понятно, почему на ежегодной конференции «Комплаенс в финансовых институтах: поиск решений и опыт работы в условиях новых вызовов», состоявшейся 28 ноября 2014 года и организованной компанией Российский Бизнес Форум, наибольший интерес вызвали доклады, посвященные ситуации с соблюдением российскими банками требований FATCA.

Руководитель управления комплаенс-контроля ИК «АТОН» Ирина Грекова отметила, что регуляторный прессинг за последний год привел к тому, что в сегодняшних условиях роль комплаенса возрастает, и все страхи комплаенса в 2014 году реализовались. Все зарегистрировались в FATCA, но не очевидно, как все будет работать дальше.

20 июня 2014 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении закон № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешающий российским банкам передавать в Налоговое управление США данные об американских налогоплательщиках при соблюдении ряда условий.

Согласно законопроекту, банки РФ смогут передавать информацию налоговым органам США об американских налогоплательщиках только с согласия этих иностранных клиентов. При этом в случае отказа раскрыть информацию о себе банки смогут отказаться работать с такими клиентами.

Российские кредитные организации должны будут запросить согласие клиента о передаче данных и ожидать ответа в течение 15 рабочих дней. Если согласие не будет получено, банк должен будет направить соответствующую информацию в налоговый орган другого государства.

Однако за десять дней до отправки данных в Налоговое управление США банки РФ должны будут уведомить об этом ЦБ РФ, Росфинмониторинг и Федеральную налоговую службу. Росфинмониторинг будет иметь право запретить передачу информации.

Предполагается, что законопроект не будет распространяться на граждан РФ и юридических лиц, более 90% уставного капитала которых прямо или косвенно контролируются РФ или российскими гражданами. Также законопроект предусматривает внесение изменений в КоАП РФ.

Риски, связанные с несоблюдением закона FATCA, подразумевают следующее:

  • в случае отказа от сотрудничества по FATCA налоговые агенты IRS принудительно будут списывать 30% от платежей в долларах на счетах иностранных банков;
  • закрытие корсчетов в американских банках;
  • разрыв отношений с контрагентами/бизнес-партнерами, не соблюдающими FATCA;
  • сокращение пула потенциальных кредиторов;
  • репутационные риски.

Таким образом ясно, что ответственность за невыполнение ФЗ есть, но механизм урегулирования не отработан, а значит наступающий 2015 год будет крайне динамичным и очень насыщенным для комплаенс-офицеров.

Автор:

Теги: комплаенс  комплаенс-контроль  корпоративное управление  финансово-кредитные организации  российские банки  финансовый рынок  отзыв лицензий  падение рубля  инфляция  сompliance  управление рисками  внутренние угрозы  изменения в российском законодательст