Создав социальную сеть Facebook, он избавил мир от виртуальности и превратил его в единую коммуникационную среду, в которой цифровая реальность является продолжением обычной жизни и наоборот
Путь вундеркинда
Он родился в Нью-Йорке, воспитывался в традициях иудаизма, повзрослев, стал атеистом. Иврит, латынь и древнегреческий, изучаемые им в школе, явно пошли ему на пользу: ничто так не дисциплинирует стихийного гения, как древние языки и их стройная, хотя и трудная для постижения, система. Увлечение программированием на этом фоне выглядит логичным – в конце концов, разработка компьютерного кода сродни затейливому спряжению древнегреческих глаголов, с той только разницей, что имеет несомненную практическую ценность. Сотни мальчишек добились почти мгновенного успеха, придумав что-то новое для Интернета. Но Цукерберг сделал нечто большее: не просто построил с нуля привлекательную модель интернет-общения, но еще и превратил ее в процветающий бизнес, не имея к тому никаких очевидных навыков.
Начиналось все стандартно: в феврале 2004 года Цукерберг запустил сайт thefacebook из своей комнаты в общежитии Гарварда, взяв в соучредители соседей-студентов. Так рождались и умирали тысячи стартапов. Идея социальной сети была к тому времени не нова: первые американские «Одноклассники» появились в далеком 1995 году. Однако Цукерберг ввел несколько очень важных новшеств. Во-первых, на сайте общались не виртуальные личности с условными «аватарми», а вполне реальные люди с реальными именами. В Сеть переносилось обычное дружеское или профессиональное общение. На первых порах Facebook был открыт только для студентов Гарварда, потом студентов всех американских университетов, затем присоединились сотрудники крупных компаний, и лишь в 2006 году регистрация стала доступна всем желающим старше 13 лет.
Концентрация на лице, внешности, взгляде – второе открытие Цукерберга. Лицо, face – вот ключевое слово. Все прототипы Facebook, которые Марк писал еще со школы, строились именно на лицах, вплоть до принесшего ему университетский выговор проекта, где пользователям предлагалось оценивать красоту гарвардских студенток. Через несколько лет, когда Facebook запатентовал слово «лицо» для одного из своих сервисов, Цукерберг высказался прямо: «Думаю, что люди просто так устроены. Мы воспринимаем лица других людей и понимаем их выражение на совершенно ином по детализации уровне, чем при других типах коммуникации». Часто выражение лица собеседника говорит куда больше, чем он сам. Facebook – это не виртуальный мир, а отражение мира реального в новой коммуникационной среде. Facebook отчасти дублирует нашу жизнь. Здесь находят знакомых и заводят друзей, завязывают деловые контакты, делают бизнес, реализуют социальные проекты и ведут политические дебаты. И аудитория потенциально не ограничена – главное, сказать что-то такое, что действительно интересно услышать другим.
Суд да дело
Быстрая перемотка к 2010 году. Facebook – признанный лидер мировой индустрии, оставивший далеко позади корифеев прошлых лет, включая и принадлежащую News Corporation социальную сеть Myspace (не говоря уже о популярном в России Livejournal, где когда-то вел блог и сам Цукерберг). Будучи уже не первый год миллиардером, персоной №1 в рейтинге «самых влиятельных лиц информационного века» по версии журнала Vanity Fair, Цукерберг по-прежнему вызывающе молод. Ему всего-навсего 26 лет, а о нем написаны книги и снят голливудский блокбастер (сценарист Аарон Соркин, режиссер Дэвид Финчер). Цукерберг рос вместе со своим детищем столь быстро, что вызывал и продолжает вызывать у многих искреннее изумление. В самом деле: вундеркинд, создавший отличный стартап и к двадцати с небольшим годам ставший миллионером – это понятно, таких десятки. Но вот СЕО корпорации с годовой выручкой $800 миллионов и прочным лидерством в сфере, где так легко оказаться безнадежно выбитым из игры? Разумеется, изобретением Facebook таланты Марка не ограничиваются.
Это прекрасно иллюстрирует даже не собственная карьера Цукерберга, а его судебные процессы с бывшими компаньонами. Вот, например, братья-близнецы Уинклвосс и их товарищ Дивайа Нарендра, которые когда-то заказали студенту Цукербергу написать проект социальной сети для Гарварда. Похоже, что контракт Цукерберг действительно не выполнил, а вместо этого запустил свой проект. Аналогичный сайт, сделанный-таки братьями, которые вообще-то профессионально занимаются не компьютерами, а академической греблей, проиграл конкуренцию Facebook и вскоре закрылся. Впрочем, знакомство с Цукербергом все равно сделало братьев мультимиллионерами: в 2008 году им удалось выбить из основателя Facebook за предполагаемое нарушение контракта компенсацию деньгами и акциями, которая сейчас стоит примерно $120 миллионов. Эта сумма братьев-гребцов тоже не удовлетворила, и они требуют увеличить ее вчетверо – соответствующий процесс еще не завершился. Нет, братьям не удалось доказать, будто за свою абстрактную идею создать нечто социальное они должны теперь получить реальные акции процветающей компании. Просто Цукербергу дешевле откупиться от них, чем получить от процесса репутационный ущерб.
Другая история – Эдуардо Саверин, сосед Цукерберга по общежитию, который на первых порах профинансировал проект собственными $1000. У Саверина были в свое время основания обижаться на Цукерберга: тот с помощью новых партнеров-инвесторов без особых церемоний отстранил бывшего соседа от финансового руководства компанией, а затем доля Саверина в акционерном капитале оказалась неожиданно размыта до ничтожной. Однако же и в этом случае потерпевший не сделал ничего решающего для того, чтобы Facebook стал тем, чем он стал. Слово «потерпевший», пожалуй, лучше писать в кавычках, поскольку Саверин в конце концов отсудил примерно 7% акций Facebook, что делает его миллиардером. Если учесть, что фильм Финчера «Социальная сеть» рассказывает историю Цукерберга с точки зрения Саверина, то моральная компенсация оказывается не хуже материальной.
Кстати, так и не вышли из тени Цукерберга Дастин Московиц и Крис Хьюз, двое других его соседей по общежитию, которые вместе с ним затевали Facebook. Да, оба они миллиардеры, а Хьюза даже (не вполне справедливо) называли архитектором победы Барака Обамы на выборах президента США за предпринятые им усилия для онлайнового объединения сторонников кандидата от Демократический партии на основе Facebook. Но все же не Северин, не Московиц и не Хьюз вели Facebook от студенческого проекта к транснациональной корпорации. Это сделал создатель Facebook – Марк Цукерберг.
Против течения
СЕО Facebook до сих пор выглядит желторотым юнцом, да только не следует забывать о том, что его бизнес не мог расти сам, подобно сказочной репке. Именно Цукерберг ночи и дни напролет совершенствовал код, не ограничиваясь первоначальной отличной задумкой, а постепенно, шаг за шагом, выдумывая все новые завлекательные «примочки» для пользователей. Он же сумел передать повседневное управление компанией более опытным менеджерам-профессионалам и капитализировать проект, не потеряв своего контроля над ним. Он не продал Facebook ни за миллион, ни за миллиард – не только потому, что имел все основания верить в себя и добиваться большей цены, а потому, что хотел самостоятельно развивать свое детище.
Пожалуй, больше всего впечатляет в Цукерберге то, насколько нынешняя роль властителя рынка не соответствует его облику вундеркинда. Цукерберг во многом остается «неформалом». И дело не в имидже, хотя, конечно, мешковатая курточка с капюшоном не слишком к лицу руководителю глобальной корпорации – как и весьма скромный дом в Калифорнии, что он до недавнего времени арендовал. Дело в том, что Цукерберг, возглавивший мейнстрим социальных сетей, продолжает мыслить так, как если бы по-прежнему шел против течения. Например, он профинансировал проект Diaspora, задумывавшийся как открытая и независимая альтернатива доминирующему положению Facebook. То же и с рекламой: Facebook славится тем, что рекламных сообщений там сравнительно немного, и размещены они на страницах сайта довольно ненавязчиво. Просто увеличив объем рекламы, Цукерберг значительно улучшил бы финансовые показатели своего бизнеса. Однако он руководствуется несколько иными соображениями: денег пока хватает — значит, нет непосредственной необходимости нагружать пользовательский интерфейс надоедливой рекламой.
Его пытаются копировать, подчас буквально в каждой черточке. Интерфейс Facebook с самого начала был выдержан в оттенках синего – и это понятно, ведь Цукерберг дальтоник и не может, например, отличить зеленый цвет от красного, зато в синем уверен так же, как и любой человек с нормальным зрением. И если для оригинального Facebook цветовая гамма объяснялась вкусом и небольшим зрительным недостатком автора, то в таком же виде она скопирована и другими сайтами-копиями Facebook, чьи создатели могли и не знать о дальтонизме Цукербега. Впрочем, если бы рецепт удачи Цукерберга было так легко расшифровать, Facebook не выигрывал бы у конкурентов с разгромным счетом.
Разумеется, Facebook не идеален, и недовольные в столь огромном сообществе неизбежно появляются. Сайт в чем только не обвиняли и не обвиняют! Непрозрачные правила относительно того, какой контент считать допустимым, неконтролируемый сбор частной информации, попытки соблюдать политкорректность в ущерб свободе слова… Юзабилити Facebook тоже оставляет желать лучшего – многие получали дурацкие объявления и комментарии в почтовый ящик или, того хуже, обнаруживали, что разослали по электронной почте приглашение присоединиться к не самой интеллектуальной игре всем своим друзьям, знакомым и коллегам. Однако система пока что удерживается в рамках знаменитого девиза, придуманного коллегами-конкурентами из поисковика Google: Don’t be evil – «Не будь недобрым». И если закрытый код Facebook случайно отобразится на открытой странице или же сто тысяч пользователей возьмутся обсуждать, допустимо ли блокировать спорную карикатуру, то можно быть уверенным: Цукерберг и его команда не будут почивать на лаврах, а прервут все дела и немедленно засядут за решение проблемы, постаравшись успокоить недовольных и пойти на уступки.
Что дальше?
Цукерберг, без сомнения, принадлежит к очень небольшому числу исторических личностей, изменивших мир технологий, а с ними — и нашу повседневную реальность. Как росли и в кого превратились эти люди — отдельная история. Билл Гейтс из студента-недоучки в смешных очках стал богатейшим человеком мира, а теперь отошел от дел и размышляет над тем, как ему облагодетельствовать человечество. Стив Джобс, создатель первого персонального компьютера, от бизнеса не устал: напротив, преодолевая тяжелую болезнь, он в одиночку делает Apple безусловным лидером технологических прорывов, заставляя лучших из лучших подражать ему. Цукерберг сейчас в самом начале своего пути и розовощеким обликом очень напоминает «ботаника»-Гейтса на фотографиях начала 80-х. «Кем будет он, кем вырастет для нас» – пока неизвестно, но страшно интересно. В конце концов, нет сомнений, что своими озарениями Цукерберг поделится с каждым — и от каждого будет зависеть, какую пользу из этого извлечь.
СЕО-урок N
Даже оказавшись во главе мэйнстрима, не переставайте идти против течения, и мэйнстрим снова повернет за вами
ЭТОТ БОТАНИК В БИЗНЕСЕ – НАСТОЯЩИЙ ХИЩНИК
- 1984, 14 мая. Родился в городке Уайт Плейнс, штат Нью-Йорк.
- 1999, Пишет свою первую компьютерную программу.
- 2002, Поступает в Гарвард. Получает выговор за проведение онлайнового конкурса красоты среди студенток.
- 2004, 4 февраля. Открылся студенческий сайт thefacebook.com. Через несколько месяцев артикль отпал.
- 2005, Первые вложения в проект от венчурных инвесторов – $27,5 млн. Цукерберг в Гарварде так и не доучился.
- 2006, Сайт открыт для всех желающих старше 13 лет.
- 2007, Корпорация Microsoft приобретает 1,6% акций Facebook за $240 млн.
- 2008, Запущена русскоязычная версия Facebook.
- 2010, В июле преодолен рубеж в полмиллиарда пользователей. В октябре состоялась премьера блокбастера «Социальная сеть».