Источник: IFRS
По ходу очередного публичного отчета высшего руководства Совета по МСФО председатель Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst), член Совета Даррел Скотт (Darrel Scott) и неизменный ведущий этих обсуждений Мэтт Тиллинг (Matt Tilling) делятся подробностями поднятых по ходу последнего заседания важных тем. В этот раз Ханс Хугерворст расскажет об итогах прошедшей в Гонконге встречи попечителей Фонда МСФО и дискуссионном документе в рамках проекта “Принципы раскрытий”, который выходил в прошлом году, и по которому пользователи и составители отчетности имеют противоположные точки зрения. Даррел Скотт расскажет о деталях технической встречи рабочей группы перехода по стандарту IFRS 17 “Договоры страхования” и подведет итоги обсуждениям проекта по основным формам отчетности, который в этот раз были посвящены денежным потокам “интегрированных” и “не интегрированных” ассоциированных и совместных предприятий.
- (M.T.) Добро пожаловать на очередной вебкаст Фонда МСФО, посвященный февральской встрече Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Встреча прошла в Лондоне 19 февраля. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я директор образовательного направления в Фонде МСФО. Со мной сегодня, как обычно, председатель Совета Ханс Хугерворст, а также с нами член Совета Даррел Скотт. Мы обсудим прошедшую встречу и другие новости Фонда МСФО… Ханс, давайте начнем с этих “других новостей”. Февраль оказался довольно оживленным месяцем для IASB, начиная со встречи наших попечителей в Гонконге.
- (H.H.) Да. Как известно, мы встречаемся с попечителями где-то три раза в год. Попечители – это люди, отвечающие за управление в нашей организации. Самая последняя встреча с ними имела место в начале февраля - в этот раз в Гонконге, каждый раз мы выбираем новое место. Члены IASB и разработчики рассказали попечителям о последних достижениях.
Кроме того, мы также воспользовались этой встречей как возможностью увидеться со многими местными стейкхолдерами. В этот раз мы работали с Гонконгским институтом сертифицированных бухгалтеров над организацией местного мероприятия, темой которого стало использование МСФО в Гонконге (в прошлом, настоящем и будущем). Провели очень неплохие панельные дискуссии с инвесторами, рыночными регуляторами и составителями отчетности. Все панельные обсуждения доступны для ознакомления на нашем сайте и канале youtube.
Другие интересные обсуждения затронули тему актуальности основных форм отчетности, и многие согласились с тем, что со стороны Совета было очень правильным добавить больше структурированности основным формам, особенно в связи с увеличившимся “цифровым” потреблением финансовой информации на рынке хедж-фондами и другими типами инвесторов. Именно по этой причине требуется улучшенное структурирование финансовой информации в отчетности. Таким образом, это была очень удобная возможность встретиться с людьми. Гонконг в этом плане довольно активный: он был одним из первых в мире, кто внедрил МСФО, и всегда очень поддерживал нашу организацию.
- (M.T.) Даррел, мы также наблюдали большую активность в этом месяце, относящуюся к новому стандарту по страховым контрактам, IFRS 17. Вы очень близки к данному проекту – не могли бы рассказать, что там происходит?
- (D.S.) Конечно, Мэтт. В начале февраля, вскоре после того как мы вернулись из Гонконга, мы провели первое техническое заседание рабочей группы перехода. Для тех, кто не очень хорошо знаком с нашими акронимами – обычно мы это называем “встречами TRG” (от “Technical Resource Group” – GAAP.RU). По сути своей “TRG” – это форум, в рамках которого мы собираем группу экспертов, чтобы обсудить вопросы в публичной атмосфере, дабы и другие могли поучаствовать и все понять. В частности, мы обсуждаем вопросы внедрения по мере их возникновения вместе с развитием IFRS 17. Ввиду этого акцента на вопросах внедрения форум состоит преимущественно из составителей отчетности (компаний), их аудиторов и регуляторов в качестве наблюдателей.
Перед этой встречей мы получили 27 комментариев со стороны представителей страховой индустрии – думаю, это была прекрасная возможность для нас понять, какие вопросы возникают по мере внедрения. Мы обсудили все 27 на этой встрече, и в этом году у нас запланированы еще три. По ходу февральского заседания IASB мы также выделили несколько минут на то, чтобы обсудить, что выяснилось на обсуждениях “TRG”, углубились в некоторые специфические вопросы, чтобы Совет также был в курсе процесса, к каким результатам привели обсуждения.
Также мы посвятили определенное время тому, чтобы оговорить “вторую часть уравнения”, ведь пользователей финансовой отчетности мы в обсуждения “TRG” не вовлекали, поскольку они не участвуют в процессе внедрения. Тем не менее, мы считаем, что они очень важны с точки зрения Совета, и мы балансируем то, что слышит Совет – и мнения составителей, и мнения пользователей.
- (M.T.) “TRG” – это лишь одна из инициатив, которые мы запустили в поддержку внедрению. Не могли бы Вы дать краткий обзор других направлений деятельности?
- (D.S.) Конечно. Полагаю, мы осознали по ходу разработки (а теперь и внедрения) IFRS 17, что это будет очень значительный новый стандарт для отрасли, поэтому внедрение его наверняка будет непростым. По этой причине мы постарались разработать множество различных инструментов, которыми можно воспользоваться в ходе процесса внедрения. Первый из таких инструментов – серия вебинаров, по ходу которых мы пытаемся как просто представить IFRS 17, так и углубиться в подчас весьма специфические вопросы, с которыми сталкиваются компании в процессе применения стандарта. Полагаем, что и такой краткий обзор все равно предоставляет простой доступ к различным частям стандарта – мы видим, как они начинают находить свое отражение в очень многих документах, выходящих в дополнение.
Мы также принимаем участие во многих конференциях и организуем свои собственные – их было немало по ходу последних шести месяцев или около того. В следующем месяце мы проводим конференцию по IFRS 17 в Малайзии, и это, полагаем, снова станет очень хорошей возможностью привлечь участников из разных стран мира к обсуждениям.
И, как я упоминал ранее, обучение пользователей – критическая составляющая того, что мы делаем на данном этапе. С течением времени участников этого образовательного процесса становится все больше, но на данном этапе привлекать к нему пользователей и слушать их отклик – вот что действительно важно для нас. При желании можно просмотреть небольшой обзор, который мы только что опубликовали на нашем сайте и социальных медиа. Это краткая двухминутная анимация по типам инструментов, которые доступны сейчас, и она дает представление о том, где их можно найти.
- (M.T.) Да, мы сделали довольно веселое небольшое анимационное видео и приглашаем всех зайти на наш сайт и ознакомиться с ним, даже если вы не считаете, что IFRS 17 – это что-то такое, что вам необходимо знать в данный момент… Начать обсуждение заседания Совета в этом месяце мне бы хотелось с “Инициативы по раскрытиям”. Важной частью любого проекта является отклик, который Совет получает в ответ от ключевых групп стейкхолдеров…
- (H.H.) Верно. В рамках “Инициативы по раскрытиям” мы опубликовали в прошлом году дискуссионный документ, который имел название “Принципы раскрытий”. В этом месяце мы обсуждали отклик, полученный на него от заинтересованных сторон по всему миру. Что точно стоит отметить, так это то, что мы получили практически противоположную реакцию со стороны пользователей и со стороны составителей отчетности. Нам удалось достучаться до приблизительно 190 инвесторов и аналитиков по всему миру, и, обсуждая этот документ, они заявили, что особой проблемой с перегрузом раскрытиями сегодня нет. Возможно, мы не всегда получаем полезную информацию, но как такового “перегруза” ею определенно нет. Такова была основная мысль, полученная нами от инвесторов.
С другой стороны, составители отчетности в основном придерживаются мнения, что требования к раскрытиям в наших стандартах слишком обширные, и это ведет к перегрузу информацией, которую лично они часто воспринимают как не очень полезную для инвесторов – а это совсем не то, что нам говорят сами инвесторы. Однако на чем мысли инвесторов и составителей сходятся – так это на том, что нам, вероятно, следует сосредоточиться на всем существенном, существенной и полезной информации. Что пользователей также беспокоит, так это эффективное доведение до их сведения раскрытий, которые могут и быть так уж полезны для них.
Хорошо что по этому направлению Совет уже проделал довольно много работы. Не так давно мы выпустили практическое руководство по существенности, которое должно помочь составителям с определением того, какие раскрытия нужно делать, поскольку они полезны, а какие нет. Мы уже получили определенный отклик со стороны составителей – они считают его достаточно полезным. Кроме того, мы внесли изменения в IAS 1, максимально прояснив данный момент: несущественную информацию не следует включать в финансовую отчетность, никто этого не требует. Надеемся, что нам удастся прийти к позиции, отвечающей интересам обеих групп, но это будет непросто, и предстоит еще много работы.
- (M.T.) Даррел, переходя к обсуждениям основных форм отчетности – в этом месяце обсуждения фокусировались на представлении “интегрированных” (“integral”) и “не интегрированных” (“non-integral”) ассоциированных и совместных предприятий. Не могли бы Вы напомнить нам, что представляют собой эти концепции “интегрированных” vs. “не интегрированных”, а затем перейти к самим дискуссиям?
- (D.S.) Конечно, Мэтт. Это, вероятно, одна из областей, где исследования, которые проводит IASB, открывают базис для новых обсуждений и новых стандартов, и обсуждения становятся очень важны. Наши исследования показали, что многие пользователи сегодня считают, что их анализ по ассоциированным и совместным предприятиям очень различается в зависимости от того, как именно эти ассоциированные и совместные предприятия используются в компании. Те, что являются интегрированными в бизнес, рассматриваются частью оценки самого бизнеса, а те, что не являются интегрированными (не являются частью бизнеса), рассматриваются с позиции инвестиций при оценке бизнеса.
Поэтому мы поняли, что в разработке основных форм отчетности, о которых мы говорим сегодня, необходимо знать, как именно мы будет рассматривать эти интегрированные и не интегрированные ассоциированные и совместные предприятия. На предыдущей встрече мы это уже обсуждали, и тогда мы оговорили, каким должно быть определение “интегрированных” и “не интегрированных” с точки зрения отчета о финансовых результатах. На самой последней встрече мы повели эти обсуждения еще дальше и рассмотрели, что мы будем делать с отчетом о движении денежных средств. Было решено, что денежные потоки действительно являются важным дополнительным элементом информации для пользователей отчетности – следовательно, придется разделить денежные потоки на те, что поступают от- или идут в интегрированные операции, и те, что что поступают от- или идут в не интегрированные операции. Так что самое первое предварительное решение, которые мы приняли по этой теме – это что такое разделение денежных потоков необходимо делать.
Второе решение, которые обсуждалось – это должны ли мы использовать то же самое определение интегрированных и не интегрированных операций, которое мы применяли в отношении отчетов о финансовых результатах. Считаем, что необходимо придерживаться последовательности в определениях в отношении всех типов отчетности.
- (M.T.) И вы также продолжили обсуждения с январского заседания касательно индикаторов результатов деятельности?
- (D.S.) Да, и здесь разработчики презентовали нам документ, который, по сути, вращается вокруг различных индикаторов для отражения результатов деятельности, и в частности – в каком объеме нам следует выпускать руководства по этим индикаторам. По ходу заседания Совет обсудил, если угодно, оптимальный баланс между “внутренним аспектом” (когда показатели результатов деятельности остаются исключительно на усмотрение менеджмента) в противовес потенциальным потерям от утаивания информации. По этому пункту мы решения пока не приняли – вместо этого мы попросили разработчиков вернуться к работе и подумать над упрощением предложений, дабы мы их обдумали.
- (M.T.) Ханс, Совет обсуждал деятельность на основе тарифного регулирования и рассмотрел в этом месяцев возможные модели учета. Но ключевым соглашением всего обсуждения, похоже, является то, что в отношении данного проекта мы говорим об активах и обязательствах в рамках новых Концептуальных основ.
- (H.H.) Да, Совет пытается разработать новую модель учета для тарифного регулирования, и фокусироваться она будет на дополнительных правах и обязанностях, возникающих из временных разниц вследствие регулятивных соглашений. Позвольте это объяснить. Представим, что осуществляющий тарифное регулирование орган говорит энергетической компании построить новую электростанцию в текущем году. Он говорит, что финансировать строительство компания сможет с помощью увеличенных тарифов для своих потребителей на протяжении следующих трех лет – так они получат назад свои деньги. Вопрос в следующем: если компания действительно строит эту электростанцию и тем самым исполняет свои обязательства перед регулятором, является ли это активом – является ли активом будущий поток средств, который она будет получать для покрытия своих расходов, или все-таки нет?
Данную модель мы “протестировали” с новым, более точным определением активов и обязательств в рамках обновленных Концептуальных основ, и по ходу последнего заседания мы пришли к определенному выводу – да, это – активы, а это – обязательства. Это стало существенным прорывом, поскольку насчет этого вопроса у Совета не было достаточной уверенности до самого последнего времени. Сейчас же у нас достаточно уверенности, чтобы продолжать работать с этой моделью.
- (M.T.) Даррел, вы также обсуждали исследовательский проект по теме объединения бизнеса под общим контролем?
- (D.S.) Да, на февральском заседании Совета мы обсуждали документ, который противопоставляет сегодняшний подход приобретения в IFRS 3 с тем, что происходит сегодня в плане практического применения компаниями требований к учету объединения бизнеса под общим контролем. В документе четко говорится, что сегодняшняя практика характеризуется большими расхождениями, и что компании в реальном мире делают очень разные вещи. Совет раздумывал над тем, что должно стать началом нового проекта – от чего нам отталкиваться? По итогу Совет решил, что начинать надо с действующего подхода приобретения в IFRS 3 – “кодифицированного” подхода, если угодно – и на основе этой стартовой точки разрабатывать свои решения проблемы.
Довольно много обсуждений касалось того, что все это будет означать на самом деле – будет ли это означать уже в процессе применения, что мы вернемся к методу приобретения? Члены совета и члены рабочей группы на обсуждении подчеркнули, что данная отправная точка является для нас стартовой платформой, но это не означает, что в конечном итоге мы придем к решению, которое частично или полностью является методом приобретения. И в этом плане нам нужно начать с того, что имеет название “кодифицированной” практики, а не с одного из множества решений, которые могут быть наготове уже сейчас.
- (M.T.) Ханс, вы также рассмотрели потенциальные исследовательские проекты “на очереди” – проекты, которые пока не внесены в план работы, но, в зависимости от результатов исследований, они могут стать проектами по разработке стандартов?
- (H.H.) Верно. После самых последних обсуждений рабочей программы мы сформулировали список проектов, которые, по нашему мнению, являются очень важными, и которые нужно завершить в следующие пять лет. Очевидно, начать работать по всем из них одновременно мы не можем, поэтому несколько из них мы “запихнули”, что называется, “в очередь”. То есть мы собираемся с ними работать, но со временем, когда освободятся ресурсы после завершения других стандартов.
Очевидно, некоторые стандарты к настоящему времени уже закончены. Например, страхование: некоторые у нас все еще работают с ним, но уже меньше, чем раньше. Концептуальные основы тоже завершены и будут опубликованы ближе к концу этого месяца, и люди здесь также освободились. Так что мы подумали, что неплохо уже начинать думать, с чем мы можем начинать работать сейчас. Я не хочу сейчас углубляться в детали - люди могут ознакомиться с обновлениями у нас на сайте и посмотреть детальные решения, которые мы приняли - но мне хотелось бы все же обратить внимание на одну область, где мы уже приступаем к работе – это добывающая деятельность. На данный момент полноценного стандарта для этого вида деятельности у нас нет, а добывающие отрасли при этом, очевидно, чрезвычайно важны в любой точке мира. С учетом этого мы начнем опрашивать мировых разработчиков стандартов, чьи представители участвовали в обсуждении дискуссионного документа 2010 года, который выделил проблемы с действующими стандартами и возможные пути их решения. Мы попросим их об обновлении информации по тому дискуссионному документу, и уже затем Совет сможет начать работать над ним. Так что, полагаю, это очень важное новое направление деятельности.
- (M.T.) Это подводит итог встрече Совета. Ханс, есть что-то еще, о чем Вы бы хотели нам сообщить?
- (H.H.) Что ж, очень хорошая встреча прошла на этой неделе с консультативным советом. Консультативный совет – это важная группа людей из практически 50 представителей групп стейкхолдеров широкого спектра и географического распределения. Консультативный совет предоставляет много вводной информации стратегического плана как попечителям, как и нашему Совету. Должен отметить, теперь мы встречаемся дважды в год – это всегда очень оживленные обсуждения, и хороши они не только тем, что мы получаем много полезных рекомендаций, но также потому, что все эти участники очень поддерживают Фонд МСФО и нашу работу в целом. Так что это всегда очень заряжающее событие, которое приносит нам удовольствие.
- (M.T.) Хотелось бы также напомнить, что регистрация на нашу главную конференцию в Европе уже открыта – в этом году она пройдет во Франкфурте в конце июня. Более подробные детали доступны на сайте.