Источник: IFRS
Член Совета по МСФО Сью Ллойд (Sue Lloyd) обсуждает стандарт IFRS 9 “Финансовые инструменты”, дата вступления в силу которого – 1 января 2018 года. Это последнее на данный момент видео от Фонда МСФО информационного плана, объясняющее историю создания стандарта и его отдельные компоненты и рассказывающее инвесторам о том, что произошло в Совете за время, прошедшее со дня публикации. Отдельного внимания удостоена тема обесценения. С оригиналом можно ознакомиться здесь.
Зачем вообще разрабатывался IFRS 9 “Финансовые инструменты”?
В июле 2014 мы опубликовали новый стандарт по финансовым инструментам, IFRS 9. Он покрывает три отдельных аспекта учета финансовых инструментов: во-первых, как они классифицируются и измеряются, во-вторых – как учитывается обесценение (или ожидаемые потери), и в-третьих – отчетность хеджирования. Первые две части – классификация и измерение и обесценение – были в значительной степени нашей реакцией на финансовый кризис.Поэтому, например, в классификации и измерениях мы изменили требования МСФО таким образом, что когда кредитный риск организации увеличивается, она не увеличивает доходы в прибылях и убытках в результате этого. По обесценению мы перешли от модели понесенных потерь к более ориентированной в будущее модели ожидаемых потерь. А третья часть IFRS 9, отчетность хеджирования, не является прямым ответом на финансовый кризис, но что она действительно делает, так это требует предоставлять людям больше информации об управлении рисками, что помогает им более информированно использовать финансовую отчетность.
Как изменится учет потерь по выданным ссудам с приходом IFRS 9?
В IFRS 9 мы заменили так называемую модель обесценения на основе понесенных потерь на модель обесценения на основе ожидаемых потерь, и это действительно очень важный элемент нашей реакции на финансовый кризис, так как во время финансового кризиса люди высказывали обеспокоенность тем, что учет обесценения приводил к отражению в отчетности потерь по кредитам и резервов под потери по кредитам слишком поздно и в недостаточном объеме. Поэтому что делает IFRS 9 своим переходом на модель ожидаемых потерь по кредитам – это на самом деле две вещи. Во-первых, как только организация дает в долг деньги, она начинает вести учет ожидаемых потерь – она не ждет, пока событие произойдет, прежде чем начать. И во-вторых, когда ожидаемые потери измеряются, они измеряются на основе всей доступной и поддающейся проверке информации в распоряжении организации, что включает в себя не только ее исторический опыт по потерям и текущую информацию, но также и ориентированные в будущее ожидания, основанные на рациональной и поддающейся проверке информации. Во времена кризиса люди говорили нам, что были обстоятельства, когда они ожидали, что в будущем возникнут потери по кредитам, но они не имели возможности принять во внимание эти ориентированные в будущее ожидания. Поэтому IFRS 9 в значительной степени решает эту проблему.
Еще одна составляющая темы обесценения в IFRS 9, которая почти столь же важна, что и требования к измерению и признанию – это раскрытия, которые приходят вместе с ним, чтобы гораздо больше информации поступало пользователям финансовой отчетности по финансовым инструментам, показывающей кредитный риск (чего ожидает организация, когда дает взаймы деньги), и отдельно - информации по финансовым инструментам, которые проявляют себя хуже, чем это ожидалось компанией, и информации о, скажем так, абсолютном кредитном качестве финансового инструмента на дату составления отчетности. Поэтому сочетание в большей степени ориентированной в будущее модели и более обширного набора информации должно помочь людям намного лучше понимать реальные ожидания отчитывающейся организации относительно кредитных потерь.
Что произошло с тех пор, как завершилась работа над IFRS 9?
Итак, прошло уже определенное время, как мы опубликовали IFRS 9 в июле 2014 – то есть уже более 18 месяцев назад – и он, тем не менее, вступает в силу только с 2018, поэтому иногда люди думают, что слишком уж много времени проходит между тем, как мы завершаем нашу работу, и тем, как они начинают видеть изменения в своей финансовой отчетности. Однако мы приняли очень осторожное решение, разрешив такой продолжительный период времени, и причина для этого в том, что составители отчетности – в особенности представители банковского и страхового сектора – должны внести изменения в свои системы, в частности, чтобы внедрить эти новые требования по ожидаемым потерям по кредитам, которые являются существенным изменением в отчетности. Поэтому хотя для нас все последние 18 месяцев или около того было тихо, составители отчетности были очень заняты, активно участвуя в процессе внедрения и планирования, а аудиторские компании и финансовые регуляторы также активно обсуждали изменения, которые имеют место ради внедрения нового стандарта.
Что было сделано для того, чтобы помочь компаниям с внедрением?
Всегда когда мы выпускаем новый стандарт, в особенности крупный, мы заинтересованы в процессе внедрения, через который проходят люди, а также в вопросах интерпретаций, возникающих по ходу внедрения. Поэтому, как обычно бывает с новым стандартом, мы активно участвовали в конференциях, обсуждениях, публичных мероприятиях, разговаривали с людьми, которые внедряют IFRS 9, и в особенности говорили о требованиях к ожидаемым потерям по кредитам, поскольку это такое значительное изменение в учете. Но что мы сделали, опубликовав IFRS 9 – в тот момент, когда он фактически был опубликован – мы объявили о создании рабочей группы внедрения – Transition Resource Group, как мы ее назвали – чтобы помочь с внедрением IFRS 9. И поскольку мы знали, что людям придется пройти через существенные изменения системы, и что это будет таким существенным изменением всего мышления, мы решили пойти на такой довольно необычный шаг. Рабочая группа перехода, которая представляет собой (точнее, представляла) группу экспертов в сфере управления рисками, проводила публичные встречи, чтобы обсудить вопросы, поступившие со стороны внедряющих IFRS 9 людей, которые, по нашему представлению, должны помочь людям понять требования IFRS 9, получить подтверждение его требованиям, а также создать такой форум, где слушатели могут послушать о различных подходах, которые люди применяют на практике в отношении этих требований. Таким образом, TRG встречалась трижды в 2015 и рассмотрела полный спектр вопросов, что, мы полагаем, послужило источником образовательной помощи для людей. Мы не обнаружили ни одной области, где, по нашему мнению, требовалось бы вносить изменения в сам стандарт, что послужило хорошим подтверждением уже для нас. На данный момент мы не планируем проводить новых встреч рабочей группы перехода по обесценениям, но при этом группа у нас по-прежнему есть, и люди по-прежнему могут присылать вопросы (если они у них есть) через наш сайт. Поэтому мы, если угодно, сохраняем готовность помочь с процессом внедрения.
Как IFRS 9 пересекается с пруденциальным регулированием?
IFRS 9 устанавливает требования к учету ожидаемых потерь по финансовым инструментам с точки зрения финансовой отчетности общего назначения для организаций, применяющих МСФО, и это не одно и то же по сравнению с тем, чего могут потребовать финансовые регуляторы с целью расчета достаточности капитала. Однако у нас довольно тесные отношения с Базельским комитетом, и среди того, что они сделали – это ввели в действие руководства по наилучшей практике, которую они ожидают от банков, применяющих IFRS 9 (какие у них тут будут ожидания), особенно в отношении международных банков, более сложных банков, рассчитывающих потери по своим кредитам. Нас часто спрашивают, как мы к этому относимся, положительно или нет, и с нашей точки зрения в весьма значительной степени это дополняет IFRS 9, поскольку это показывает их взгляд на правильное применение модели ожидаемых кредитных потерь.
Каким образом с IFRS 9 связана работа EDTF*?
*Рабочая группа по улучшенным раскрытиям (Enhanced Disclosure Task Force, EDTF) в составе Совета по финансовой стабильности (FSB)
Рабочая группа по улучшенным раскрытиям, созданная Советом по финансовой стабильности, также проделала определенную работу. Они обновили свои рекомендации относительно того, что будет считаться хорошим раскрытием в контексте модели ожидаемых кредитных потерь. Опять-таки, они необязательны, это не требования МСФО, но это полезный набор информации для тех, кто применяет IFRS 9, чтобы брать его за образец, если угодно, наилучшей практики при определении раскрытий, которые помогут пользователям финансовой отчетности понять требования ожидаемых кредитных потерь в МСФО 9.
Какими будут следующие шаги?
Итак, если говорить о будущем. На данный момент мы полностью закончили со всем тем, что собирались опубликовать по финансовым инструментам в терминах IFRS 9. Поэтому, если угодно, это такая стабильная платформа для людей, внедряющих его. Помимо этого мы по-прежнему заинтересованы в процессах внедрения, и если у людей возникнут вопросы, по-прежнему есть возможность задать их через наш сайт (как я и сказала, рабочая группа остается наготове на случай, если она нам понадобится).
Что еще сегодня происходит с финансовыми инструментами – это работа, которую проводят американские коллеги, Совет по стандартам финансовой отчетности США (FASB). Совсем недавно они опубликовали новые требования по классификации и измерению, которые, что важно, включили требования к учету собственного кредитного риска, очень близкие тем, что мы включили в IFRS 9 - опять-таки, выручка и потери не признаются в результате изменений собственного кредитного риска организации. Кроме того, мы ожидаем от FASB скорой публикации новой модели обесценения в первой половине 2016, которая, как и наша модель, представляет собой переход к в большей степени ориентированной в будущее модели ожидаемых кредитных потерь, с небольшими различиями в деталях по сравнению с IFRS 9, но в то же время имеющей и много общего, в частности, в отношении набора информации, которая используется для измерения ожидаемых кредитных потерь.