“Раскрытия в финансовой отчетности должны лучше отражать потребности инвесторов” – IASB

Подготовка международной...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 22 Сентября 2021


Источник: IFRS

В своей новой статье член Совета по МСФО Ник Андерсон (Nick Anderson) разъясняет суть нового подхода к раскрытию информации в финансовой отчетности, предложенного IASB весной на примере стандартов IFRS 13 и IAS 19. По нему до сих пор идут консультации, так как в связи с пандемией они были продлены до 22 января, хотя изначально должны были завершиться 12 октября. Поскольку материал вышел в составе свежего выпуска “Инвесторских перспектив”, акцент делается в первую очередь на них - инвесторах. Тем не менее, пока не завершился консультационный период, полагаем, немного освежить в памяти, что там было предложено разработчиками МСФО несколько месяцев назад, будет полезно всем.


“Больше информации”, “меньше информации”, хорошо это или плохо - вопрос относительный. Объем совсем необязательно означает качество, а вот качество означает качество, и это именно то, о чем настойчиво просят инвесторы на протяжении вот уже многих лет. Однако раскрытие качественной информацию оказалось для составителей отчетности непростой задачей.

Видя это, Совет по МСФО весной этого года предложил фундаментально новый подход, который предназначен не только и не столько для составителей отчетности, которым эти раскрытия делать, сколько для него самого, потому что, ориентируясь именно на него, он будет разрабатывать все новые требования к раскрытию информации в отдельных стандартах. В то же время игнорировать его своим вниманием компаниям ни в коем случае не рекомендуется, поскольку он дает четкое понимание двух важных вещей:

  1. Какую информацию инвесторы считают полезной для себя;
  2. Как лучше выносить суждения относительно того, какая информация существенна и, следовательно, обязана быть раскрыта.

Сегодняшняя финансовая отчетность далеко не всегда раскрывает специфическую для каждой конкретной организации информацию, которая представляет особую ценность для принятия инвестиционных решений. Понятие важности является ключевым: если раскрытая информация в действительности неважна, инвесторам трудно принимать верные решения.

Второй вопрос - то, как информация доводится до инвесторов. По-настоящему полезной важная информация становится не сама по себе, а лишь при условии своей доступности. Если данные спрятаны мелким шрифтом на одной из страниц объемного отчета свыше двухсот страниц, вряд ли можно рассчитывать на то, что инвесторы ее там заметят.

Но это только часть истории. Дело в том, что, помимо отсутствия важных данных, финансовая отчетность зачастую пестрит скоплениями шаблонных данных небольшой важности, вынуждающих читателей пробегать их глазами и тем самым рисковать пропустить что-то действительно важное, а как минимум - просто усложняя им задачу по изучению отчетности.

Почему все так получается на практике? Неужели составители отчетности делают это специально? Как выяснил на основе своего исследования Совет по МСФО, вовсе нет, просто имеет место ошибочность суждений в отношении того, какую информацию считать существенной и, следовательно, раскрывать.

Вопросы существенности

Как гласят “Концептуальные основы” МСФО, информация является существенной, если ее пропуск, искажение или простое сокрытие за нагромождением других данных ведет к изменению принимаемых пользователями отчетности решений. Совет по МСФО разрабатывает требования к раскрытию информации, ориентируясь на то, что должно быть актуальным для бизнеса в целом. Однако учесть специфику всех и каждого ему не под силу, и то, что является существенным для одной компании, для другой может и не оказаться существенным. Именно поэтому каждая организация обязана использовать профессиональное суждение в отношении себя самой, принимая в расчет свои уникальные факты и обстоятельства. Существенность с этой точки зрения выступает в роли фильтра, отсеивающего то, что по-настоящему нужно инвесторам.

Казалось бы, все просто, но на практике полному списку требований к раскрытию в стандартах довольно часто следуют дотошно, руководствуясь другим хорошо известным, только уже не бухгалтерским, а обывательским принципом: “Лучше перестраховаться”. Компании и их аудиторы сходятся в том, что лучше уж забить отчетность несущественной информацией, чем рисковать потом последствиями нераскрытия того, что оговорено в стандарте - вдруг, по мнению регуляторов, это все же было существенным?

Кроме этого, стоит признать, что составители отчетности тоже не обладают способностью чтения мыслей и не всегда точно понимают, какая именно информация является для инвесторов существенной, а ведь оценивать нужно именно с их точки зрения. Это проблема, быстрого решения которой ждать не стоит, и она в любом случае потребует долгосрочных совместных усилий самого IASB и компаний-составителей отчетности.

Новый подход

Новый подход, который сегодня еще можно внимательно изучить и высказать свое мнение на его счет, должен помочь компаниям с суждениями о существенности. Суть его заключается в том, что Совет по МСФО опирается на четко сформулированные цели раскрытий, описывающие информационные потребности инвесторов. Составители отчетности, в свою очередь, используют профессиональное суждение, чтобы определить, какая именно информация поможет эти информационные потребности удовлетворить. Именно это является основной сутью изменений: улучшить использование ими профессионального суждения, чтобы наполнить финансовую отчетность более полезными раскрытиями. Конечно, финансовые отчеты при этом могут заметно “ужаться”, что допускают авторы, однако сокращение объема отчетности не является целью данного проекта.

Предложенный подход наделяет составителей отчетности дополнительными инструментами для вынесения суждений о существенности. Одним из таких инструментов служит объяснение того, что именно инвесторы могут делать и полученной на руки информацией. Также Советом по МСФО в публикацию были включены иллюстративные примеры и руководство по применению.

Каждая специфическая цель раскрытий будет соотноситься с определенной информационной составляющей (это тоже новое понятие), которая может потенциально обеспечить достижение данной цели раскрытий. Однако использование нового подхода требует применения профессионального суждения: нужно понимать, какая именно информация должна быть раскрыта, чтобы удовлетворить специфическую потребность инвестора, описываемую целью раскрытий.

Таким образом, на практике в большинстве случаев раскрывать информационные составляющие в действительности не придется, но вместо этого - удостоверять соответствие раскрытой информации описанным информационным потребностям инвесторов. С практической точки зрения это значит взглянуть на комплайенс по-новому: больше он не будет восприниматься составителями отчетности как слепое следование по списку раскрытий.

Напоминаем, что “работоспособность” новой логики рассуждений Совет по МСФО проверил на новых требованиях к раскрытию информации, разработанных к стандартам IFRS 13 “Оценка справедливой стоимости” и IAS 19 “Вознаграждения работникам”. По ним также пока есть возможность высказаться до 22 января. 

Посмотрим, как новый подход решает три описанные выше проблемы - отсутствия важной информации, засилья неважной информации и проблем с коммуникациями.

Больше важных раскрытий

Предложенный подход к разработке требований к раскрытию информации предполагает участие широкого круга стейкходлеров в процессе разработки стандартов уже на ранних этапах. Благодаря этому IASB рассчитывает на раннее определение важной информации, чтобы затем дать составителям отчетности возможность раскрывать именно ее. Например, предположим, инвесторы сообщают в Совет по МСФО, что самой важной для них информацией в отношении корпоративных пенсионных планов они считают влияние на будущие денежные потоки, но оказывается, что сегодня они этих данных не получают. Значит, при разработке будущих требований авторы МСФО будут исходить уже из этого факта, оговорив специфические цели раскрытия информации, на основе которых далее составителям отчетности придется обеспечивать своих инвесторов пониманием, как именно пенсионные планы сказываются на их будущих денежных потоках.

Чтобы обеспечить достижение данной цели раскрытий, компании со значительными пенсионными обязательствами придется разъяснять механизмы планируемого финансирования дефицита пенсионного плана, если он образуется. Однако то, что в каждом конкретном случае считать самой важной информацией, зависит от уникальных фактов и обстоятельств, коих может быть множество: допускает ли данный план нескольких участников, есть ли сейчас возможность для расширения плана на новых сотрудников, действуют ли специфические соглашения с попечителями на случай образования дефицита плана, и т.д.

Пример самой важной информации для инвесторов, которых интересуют  ожидаемые будущие отчисления на исполнения обязательств по пенсионному плану на конец отчетного периода

Чистые обязательства по пенсионному плану с фиксированными выплатами на 31 декабря 20Х3 года составили 663 млн. у.е. (иначе говоря, образовался дефицит). На данный момент участие в нем большего числа сотрудников невозможно. С попечителями фонда у работодателя заключено специальное соглашение по сокращению дефицита плана на протяжении следующих шести лет по следующей схеме (указан размер отчислений в каждый год):

 

20Х4

20Х5

20Х6

20Х7

20Х8

20Х9

Ожидаемые отчисления (в млн. у.е.)

103

133

133

133

133

85

Источник

Ожидаемые отчисления в каждый год были посчитаны на основе актуарных допущений, которые попечители плана согласовали на 31 марта 20Х3 года. Следующая оценка плана попечителями должна произойти не позднее 30 июня 20Х7 г.

31 декабря 20Х3 г. чистые обязательства по пенсионному плану составили 663 млн. у.е. Политика компании - ежегодно проводить отчисления в фонд, как минимум в размере, предписанном действующим законодательством. В том же 20Х3 году отчисления составили 125 млн. у.е. – по большей части предписанные законом.

На основе действующих сегодня допущений (включая невозможность распространения действия плана на новых сотрудников) компания не ожидает значительных изменений в своих ежегодных отчислениях, поэтому планирует продолжать направлять по 125 млн. у.е. на протяжении следующих трех годовых периодов. Это раскрытие оценки будущих отчислений на исполнение обязательств по финансированию всей совокупности пенсионных планов в рамках консолидированный группы компаний.

Уменьшение присутствия менее важной информации

Специфичность целей раскрытия и объяснения того, что именно инвесторы будут делать с информацией, позволит избежать столь распространенных пока что сегодня “шаблонных” раскрытий, сосредоточившись исключительно на самом важном. Например, пространные повествования, в которых мало чего говорится о специфических для данной организации рисках в связи с использованием ею пенсионного плана с фиксированными выплатами, вряд ли будут полезны инвесторам. Новый подход отнесет такую информацию к несущественной, а значит - не способствующей достижению целей раскрытий. Как следствие, никаких стимулов раскрывать ее у составителей отчетности больше не будет.

Совет по МСФО допускает, что кто-то из инвесторов может, напротив, обеспокоиться в связи с уменьшением требований к раскрытию определенных информационных составляющих. Однако им рекомендуют не забывать о том, что правильное применение профессионального суждения и следование целям раскрытий гарантирует, что вся полезная информация будет раскрыта, если только она существенна. А если информация несущественна, то ее добавление, наоборот, только оттенит собой полезную информацию.

Улучшение коммуникаций

Новый подход предполагает и это. Для примера, если говорить о все том же пенсионном плане, то первый вопрос, ответ на который захотят знать инвесторы - это насколько план на данный момент пребывает в дефиците (или, наоборот, в избытке), и стоит ли им из-за этого переживать. Часто при этом инвесторы не обладают расширенными знаниями в сфере отчетности и могут плохо понимать влияние пенсионного плана на баланс интересующих их организаций, их прибыли и убытки, денежные потоки.

Поэтому в предложениях от Совета по МСФО оговорены специфические цели раскрытий, которые потребуют от составителей приводить в примечаниях к отчетности количественную сводную информацию по пенсионным планам с фиксированными выплатами. Эти сводные числовые данные позволят инвесторам быстро понять, является ли план вообще существенным для всего их анализа, и если это так - перейти далее к детальным раскрытиям и соотнести их с содержанием финансовых отчетов. Воистину, “одна таблица может стоить тысячи слов!” - так описывает данную ситуацию Ник Андерсон.

Пример эффективно раскрываемой информации

Данные консолидированной финансовой отчетности группы компаний:

Отчет о финансовых результатах

20X3

20X2

Текущие расходы на обслуживание

33

45

Прошлые расходы на обслуживание

7

6

Чистые процентные отчисления

39

26

Признано в прибылях и убытках

79

77

Актуарные потери либо доходы в результате изменения финансовых допущений

64

(50)

Актуарные потери в результате изменения допущений демографического характера

10

-

Доходность на активы в рамках данного плана за вычетом чистых процентных отчислений

6

10

Признано в совокупном доходе

80

(40)

Общая величина, признания в отчете о финансовых результатах

159

37

Источник

Консолидированный отчет о финансовом состоянии

20Х3

Справедливая стоимость активов в рамках планов

Приведенная стоимость обязательств по пенсионным планам

Избыток / Дефицит

Американский план

3,479

(3,923)

(444)

Британский план

1,088

(1,329)

(241)

Прочие планы

46

(24)

22

Всего

4,613

(5,276)

(663)

20Х4

 

 

 

Американский план

3,326

(3,750)

(424)

Британский план

1,017

(1,226)

(209)

Прочие планы

20

(40)

(20)

Всего

4,363

(5,016)

(653)

Источник

У группы компаний имеется отложенный налоговый актив, относящийся к обязательству по фиксированным выплатам. Его размер составил 112 млн. у.е. в 20Х3 году и 109 млн. у.е. в 20Х2. Больше информации об отложенных налоговых активах и обязательствах группы компаний можно найти в Примечании Y.

Отчет о движении денежных средств

В консолидированную отчетность по движению денежных средств включены 215 млн. у.е. регулярных отчислений и 208 млн. у.е. отчислений на снижение дефицита, выявленного в 20Х3 г.

Как при этом быть со сравнимостью отчетности?

Важные и специфические для компаний раскрытия важны для принятия деловых решений инвесторами, но ведь, как и раньше, не менее важна и возможность сопоставлять отчетность разных компаний. Совет по МСФО уверен, что своим новым подходом он проводит нужный баланс между тем и этим. Чтобы обеспечить достижение специфических для них целей раскрытий, компании будут акцентировать внимание на информации, которая существенна конкретно в их обстоятельствах и условиях. Зато, определяя информационные составляющие, которые позволят им выполнить цели раскрытий в каждом стандарте МСФО, Совет обеспечит сравнимость отчетности тех организаций, у которых существенными являются одинаковые данные.

Важно понимать, что одинаковая информация и сравнимая информация - это разные вещи. Если, предположим, одна и та же информация является существенной для двух компаний, то раскрывать ее нужно в обоих случаях, даже если она идентична. Однако если существенной для двух компаний является отличающаяся между собой информация, требовать для них одинаковых раскрытий будет контрпродуктивно и может ввести инвесторов в заблуждение.

Требовать одинаковых раскрытий при существенности разной по сути информации - такой цели перед разработчиками не стоит и стоять не может. Совсем скоро мы будем говорить о “разумной” сопоставимости отчетности, сопоставимости нового типа, если угодно. Она позволит инвесторам сравнивать между собой существенную информацию компании А с существенной информацией компании В. Вот что пытаются реализовать сегодня в Совете по МСФО.

Теги: Совет по МСФО  Ник Андерсон  IASB  раскрытия в финансовой отчетности  Nick Anderson  IFRS 13  IAS 19  финансовая отчетность  требования к раскрытию  раскрытие информации  МСФО  существенность  профессиональное суждение  несущественная информация  цели рас