Российские аудиторы заработают по новому стандарту

СТЕК
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 4 декабря 2015

На этой неделе стало известно о завершении разработки нового профессионального стандарта «Аудитор» компанией «СТЕК». Мы не могли оставить такой информационный повод без внимания, связались с представителями компании-разработчика и подробно расспросили их обо всех деталях.


Суханов Сергей Сергеевич - Руководитель Экспертного совета по вопросам, связанным с разработкой Профессионального стандарта «Аудитор» Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, руководитель Учебного центра «СТЕК». Аттестованный аудитор

Добрый день! Хотим поздравить аудиторскую компанию «СТЕК» с завершением работы над очень важным для будущего аудиторской деятельности в России стандартом. В связи с этим у нас очень много уточняющих вопросов. В сотрудничестве с кем, по поручению кого и как долго шла работа над стандартом? Кто еще принимал участие в работе – помимо вас как аудиторов, возможно, слово дали и представителям бизнеса в лице крупнейших компаний? Кого от Вашей компании назначили руководителем рабочей группы?

Вопрос о разработке профстандарта «Аудитор» несколько раз поднимался на заседаниях Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ. Взвесив свои силы, наша компания приняла решение выступить разработчиком профессионального стандарта в области аудиторской деятельности. В апреле 2014 года ООО «Аудиторская служба «СТЕК» была зарегистрирована Минтрудом РФ в качестве ответственной организации-разработчика профессионального стандарта «Аудитор». Таким образом, с момента начала разработки профстандарта и до его утверждения прошло чуть более 1,5 лет. Несмотря на собственный многолетний опыт в аудите, мы понимали, что писать профстандарт в отрыве от профессионального сообщества и представителей иных заинтересованных в развитии профессии лиц не имеет смысла. Для учета мнения по возможности большего числа заинтересованных лиц был создан Экспертный совет по разработке профессионального стандарта аудитора при Рабочем органе Совета по аудиторской деятельности. Учитывая особенности регулирования аудиторской деятельности в России, в состав Экспертного совета вошли представители крупных, средних и малых аудиторских компаний из всех 5 саморегулируемых организаций аудиторов, эксперты от высших учебных заведений и научных кругов, представители Минфина России и НИИ труда и социального страхования. Разработка проекта профессионального стандарта проводилась в несколько этапов с активным привлечением экспертов Совета.

Руководителем группы разработчиков является Поникарова Марина Алексеевна — начальник консультационно-методологического отдела ООО «Аудиторская служба «СТЕК», имеющая большой опыт и знания не только в осуществлении аудиторской деятельности, но и в методологии и контроле качества.

В дальнейшем к общественному обсуждению проекта стандарта были привлечены представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, представители Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ, Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников, представители научных кругов и аудиторских компаний, в т.ч. из различных регионов (от Санкт-Петербурга до Владивостока). Мы получили более 80 предложений и замечаний и по их итогам перед подачей документа в Минтруд была проведена доработка стандарта.

Хотелось бы поблагодарить всех принявших участие в работе над профстандартом аудитора, особенно руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, которые организовали активное обсуждение проекта документа среди членов своих СРО. Было особенно приятно, что эта работа объединила интересы и разных СРО, и различных аудиторских организаций, и других заинтересованных лиц. В ней профессиональное сообщество проявило единодушие, и все замечания и предложения были продиктованы искренней заинтересованностью в развитии профессии в целом.

Правильно ли будет понимать, что Минтруд поручил разработку профессионального стандарта для аудиторов в рамках масштабной реформы, которая сейчас идет – мы имеем в виду переход с Единого квалификационного справочника (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) к системе профессиональных стандартов?

Да, все правильно. Профессиональный стандарт «Аудитор» разработан во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В настоящее время профстандарты разрабатываются во всех областях деятельности. Это направление является, по мнению Президента РФ, одним из приоритетных и контролируется непосредственно Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Предполагается поэтапная замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕКТС), а также Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) на профессиональные стандарты. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 профессиональные стандарты применяются как работодателями в управлении персоналом, при заключении трудовых договоров, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ и установлении систем оплаты труда, так и образовательными учреждениями и органами управления образованием - при разработке образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных образовательных программ. В законодательство постепенно вносятся изменения в части применения профессиональных стандартов.

Скажите пожалуйста, каким образом именно “СТЕК” назначили ответственной за разработку профессионального стандарта “Аудитор” – проводился ли там какой-то тендер?

Согласно законодательству, разработка профстандартов может осуществляться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными организациями за счет собственных средств или за счет средств федерального бюджета. Профессия аудитора не вошла в список профессий, разработка стандартов по которым финансируется за счет средств бюджета, поэтому тендеров не проводилось. Наша компания осуществляла разработку профстандарта за счет собственных средств в инициативном порядке, и мы глубоко признательны за оказанное доверие и поддержку в нашем начинании со стороны как профессионального аудиторского сообщества, так и Минфина РФ и Совета по аудиторской деятельности.


Как бы Вы сформулировали основные задачи, которые Вы перед собой поставили перед тем, как засесть за разработку стандарта, и которые (мы надеемся) данный стандарт успешно решает?

Старая квалификационная характеристика для должности аудитора (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) абсолютно не соответствовала действующему законодательству об аудиторской деятельности и условиям рынка труда в нашей сфере. На практике возникает масса вопросов в отношении разграничения ответственности и сферы деятельности между категориями работников в аудиторской организации. Например, все мы понимаем, чем занимается аудитор, но понимание функционала помощников аудиторов, мягко говоря, различно.

При этом о специфике аудиторской деятельности за пределами отрасли известно немного. Часто аудитор воспринимается ошибочно, например, как специалист, который может указать на ошибки в расчете налогов. В то же время аудиторы обладают огромными знаниями во многих областях, и их привлечение может являться одним из стимулов для бизнеса с точки зрения повышения качества как бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и производимых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Принимая во внимание указанные особенности, мы бы хотели, чтобы профстандарт помог решить следующие задачи:

  • систематизация требований к трудовым функциям с учетом как требований действующего законодательства, так и сложившейся практики на рынке труда;
  • четкое разграничение полномочий между разными уровнями специалистов в аудиторской деятельности;
  • формирование в обществе более адекватного представления о профессии, повышение ее имиджа;
  • задание направления для совершенствования системы квалификации и подготовки специалистов;
  • оказание помощи в разработке системы внутрифирменной аттестации специалистов в аудиторских организациях и повышения их квалификации и т.д.

Какие международные стандарты легли в основу нового профессионального стандарта для аудиторов? Правильно ли мы понимаем, что вы отталкивались в первую очередь от стандартов Международного совета по стандартам аудита и гарантии качества (IAASB) в составе Международной федерации бухгалтеров? Или же в какой-то мере повлияли наработки американской системы регулирования – в этом случае мы говорим о стандартах AS 1-18 от PCAOB?

В первую очередь мы основывались на требованиях российского законодательства и российских стандартов в области аудиторской деятельности до тех пор, пока не вступили в силу на территории РФ международные стандарты аудита. Вместе с тем мы понимали, что вектор задан, и необходимо учитывать международные стандарты и международную практику. Например, при разработке профстандарта аудитора мы постарались, насколько возможно, учесть требования международных стандартов, принимаемых IAASB, в том числе международных стандартов образования профессиональных бухгалтеров. Однако профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда РФ, и некоторые формулировки, взятые из международных стандартов, просто не прошли бы экспертизу в силу неопределенности и расплывчатости.

Перечислите пожалуйста основные и вспомогательные трудовые функции аудитора. Какие факторы принимались во внимание при выборе требуемого уровня профессиональной квалификации в каждом случае?

Профессиональный стандарт аудитора описывает не отдельную должность аудитора, а вид деятельности в целом и показывает карьерный рост внутри компании и ее структуру. Мы понимали, что это непростая задача, но посчитали нужным описать функционал нескольких категорий работников, что было поддержано профессиональным сообществом. Таким образом, в него вошли 7 различных обобщенных трудовых функций в аудиторской компании:

  1. Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (помощник аудитора, ассистент аудитора)
  2. Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (аудитор)
  3. Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий (старший, ведущий аудитор, руководитель проекта)
  4. Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (аудитор-контролер, контролер качества, специалист по управлению рисками)
  5. Методическое обеспечение аудиторской деятельности (аудитор-методолог, методолог)
  6. Руководство подразделением аудиторской организации (начальник отдела, подразделения, департамента)
  7. Руководство аудиторской организацией (директор, генеральный директор, управляющий (исполнительный) директор)

Каждой из обобщенных трудовых функций соответствует 2-3 трудовые функции, их можно посмотреть в функциональной карте профстандарта. Вместе с тем, стандарт носит рамочный характер. В зависимости от размера компании, политики в сфере трудовых отношений и квалификации работников различные трудовые функции могут быть объединены (например, для небольших аудиторских организаций) или перераспределены.

Выбор требуемого уровня профессиональной квалификации осуществлялся в соответствии с Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов". Этим документом утверждена таблица уровней квалификации, отступления от которой при разработке профстандартов не допускаются. Вместе с тем мы должны были учесть и законодательное регулирование именно нашей отрасли, и сложившуюся практику. В этих рамках после долгих обсуждений было принято решение присвоить рядовому аудитору 6 уровень квалификации, помощнику аудитора — 4, а остальным должностям — 7 уровень квалификации. С указанным отнесением к уровням квалификации согласилось большинство опрошенных экспертов.


Будет ли использоваться данный стандарт при разработке программ повышения профессиональной квалификации аудиторов, и если да, то каким образом?

Речь идет не только о программах повышения квалификации, а обо всей системе образования в целом, так как постепенно происходит внедрение профессиональных стандартов в эту сферу. В частности, в Федеральный закон об образовании были внесены изменения, связанные с учетом требований профессиональных стандартов (последнее — см. Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ). Например, 01.07.2016 г. вступает в силу новая редакция ч. 7 ст. 11, согласно которой формирование требований ФГОС профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы предполагается разрабатывать на основе профессиональных стандартов (ст. 73 и 76 Федерального закона об образовании). Таким образом, использование профстандартов при разработке образовательных программ становится обязательным во всех отраслях. Вместе с тем, это абсолютно новое направление и сейчас не совсем понятно, как оно будет реализовываться на практике. Это колоссальная работа, которую планируется осуществлять совместно образовательным учреждениям и профессиональному сообществу.

Оговаривает ли формально профессиональный стандарт для аудиторов вопросы профессиональной этики?

Профессиональный стандарт не устанавливает новых норм в отношении профессиональной этики, так как этот вопрос непосредственно регулируется нормативными правовыми актами в области аудиторской деятельности. Так как соблюдение этических норм является одним из основных требований к профессии, оно нашло отражение в тексте профессионального стандарта в разделе «Другие характеристики» и «Необходимые знания» для каждой из обобщенных трудовых функций начиная от помощника (ассистента) аудитора и заканчивая руководителем аудиторской организации.

Изложите Ваши ожидания относительно последствий вступления в силу нового стандарта в России (что должно произойти совсем скоро – 6 декабря)

Мы надеемся, что профстандарт аудитора поможет аудиторским компаниям в работе, например, в части формализации разделения обязанностей и ответственности между работниками, в управлении персоналом и его аттестации, организации повышения квалификации работников. Профстандарт задает определенную структуру аудиторской компании, как минимум, тех направлений деятельности, которые должны реализовываться независимо от того, является компания малой или крупной. Появится определенность в отношении необходимости наличия квалификационного аттестата аудитора при выполнении определенных трудовых действий. Вместе с тем, внедрение профстандарта в практику потребует внесения изменений в документы СРО по внешнему контролю качества своих членов. Постепенно нормы профстандарта будут учитываться и при подготовке специалистов в вузах, и при дополнительном профессиональном образовании.

Хотелось бы рассчитывать также на повышение уважения к профессии и людям, которые себя ей посвятили.

Планируете ли Вы продолжать работать с данным стандартом в будущем – например, если в дальнейшем потребуются его обновления?

Несомненно, принятие профстандарта не означает окончания работы над ним. В ближайшее время мы планируем провести несколько мероприятий, посвященных принятию профстандарта, и ответам на возникающие в связи с этим вопросы. Как показывает практика, в дальнейшем происходит апробация документа на практике и внесение в него при необходимости изменений и дополнений. Нами вложено много сил в разработку этого документа, и в дальнейшем мы планируем принимать активное участие в работе, связанной с профстандартом аудитора.

Огромное спасибо за развернутые ответы, до новых встреч!

Теги: аудиторская деятельности  Профессиональный стандарт “Аудитор”  «СТЕК»  Аудиторская служба «СТЕК»  Совет по аудиторской деятельности  саморегулируемые организации аудиторов  профессиональные квалификации  профессиональные стандарты  стандарты профессиональ