Мы провели своего рода опрос мнений относительно озвученных предложений Минфина, касающихся введения в России нового налога для “вышедших из тени” самозанятых граждан – 3% или 6%, в зависимости от того, кому именно они оказывают свои услуги. Судя по немалому количеству полученных комментариев, тема эта близка очень многим. Суть вопроса сводилась к тому, в какой степени Вы поддерживаете предлагаемое решение финансового министерства. Благодарим всех откликнувшихся!
Жгулев Алим Александрович, адвокат «Оскирко и Партнеры»:
Естественная мера в условиях дефицита бюджета и поиска новых источников финансирования расходов государства.
Пока не понятны механизмы, ставка и другие правила, но если это будет меньше ставки НДФЛ, то в этом нет ничего отрицательного.
При этом такое решение должно как-то быть согласовано с правилом абз. 2 п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ (правило введено ФЗ от 26.07.2017 № 199-ФЗ), согласно которому предполагалось, что самозанятые граждане будут освобождены от дополнительных формальностей, связанных с необходимостью регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Олег Матюнин, Адвокатское Бюро города Москвы “Матюнины и Партнеры”:
Самозанятый - это такой ИП, который не регистрируется в качестве предпринимателя, но обязан встать на учет в налоговом органе. Перечень видов деятельности, которыми можно заниматься без официального предпринимательства, должен утверждаться законом. Закона такого нет, и только в Налоговом кодексе содержится не особо внятное определение, гласящее, что данные граждане сами без привлечения наемных работников оказывают услуги физическому лицу для личных, домашних, иных подобных нужд.
Сразу несколько вопросов возникает к определению: почему только услуги, а не работы и товары в том числе? Что скрывается за словами “иные подобные нужды”? Почему заказчик-физическое лицо должен быть один? Да и само обозначение “самозанятые” ввели в употребление не депутаты, а налоговики в информации, размещенной на сайте nalog.ru в мае 2017 года, то есть о специальном законе тут и речи никакой нет.
Там же разъяснили вдруг, что к деятельности самозанятых относятся:
- уход за лицами, которым показан постоянный посторонний уход по заключению медицинской организации;
- репетиторство;
- уборка жилых помещений;
- ведение домашнего хозяйства.
Вот и весь список. При этом ссылались на 70-й пункт статьи 217 НК РФ, представляющей собой лишь перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. Обратите внимание - статья не посвящена самозанятым, в ней есть один пункт, определяющий виды деятельности, занимаясь которыми, самозанятые могут не платить НДФЛ. Обратите внимание - совсем не платить и только по четырем видам деятельности.
И вот теперь заговорили о том, что надо платить налоги и из этих доходов тоже. На мой взгляд, из перечисленных видов услуг более-менее ощутимый доход может приносить репетиторство, а присмотром за больными и уборкой граждане занимаются не от хорошей жизни, а чтобы концы с концами сводить, и совершенно разумно освобождать такие источники доходов от обложения.
С другой стороны, реально самозанятых в нашей стране довольно много, и тех, кто сознательно не регистрируется в качестве ИП, чтобы не платить страховые взносы и налоги, среди них тоже хватает. В их числе не только репетиторы: самозанятые создают и раскручивают сайты, группы в соцсетях, пишут тексты на заказ, шьют эксклюзивную одежду, изготавливают игрушки и сувениры, делают ремонты, выпекают пироги и торты, проводят корпоративы, занимаются перевозками, фото-видеосъемкой свадеб, ведут блоги с монетизацией, находят себя в других видах деятельности, осуществляемых в частном порядке. В народе их так и называют - частниками. Разумеется, они интересны налоговым органам как носители неучтенных доходов. И вот для таких категорий граждан законами надо создавать самые привлекательные условия для выхода из тени.
С обсуждаемым предложением по самозанятым согласиться нельзя, т.к. системно оно ни одну проблему не решает. Мне кажется, это просто сотрясание воздуха какое-то, во всяком случае, при нынешней узкой, утилитарной трактовке самозанятых. Пора задуматься, почему талантливые, работоспособные, молодые люди решаются на предпринимательскую деятельность без регистрации. Нужны не “информации” от ФНС, а отдельный закон о самозанятых либо посвященная им отдельная глава в Гражданском или Налоговом кодексе РФ. Очевидно, правовой институт самозанятых находится в зачаточном состоянии. Надо сначала институт создать, а не делать вид, что он уже есть и пытаться обложить налогами тех, кто пытается хоть как-то заработать на жизнь.
Елена Бузмакова, заместитель директора департамента аудита ООО “Инвест-аудит”:
Введение налогообложения самозанятых граждан вопрос политически решенный: государству нужно пополнять бюджет. Вариант, предложенный заместителем министра финансов Ильей Труниным, предполагающим введение ставки 3% либо 6%, прост для понимания, и думаю, будет оценен законодателями положительно. При этом, как показала практика, даже при наличии “налоговых каникул”, граждане не спешат регистрироваться в ИФНС. На данный момент отсутствует понятный механизм контроля самозанятых граждан. Непонятно как будут отслеживать тех, кто не уплатил налог, как будут доказывать совершение налогового правонарушения лицом (зачастую услуги самозанятых граждан оказываются на основании устного договора и оплачиваются наличными денежными средствами). Для повышения лояльности граждан к законопроекту важно не усложнять систему отчетности по данному налогу в ИФНС. Считаю, что законопроект требует существенных доработок, так как будет иметь серьезный общественный резонанс.
Иван Щавелев
Я подрабатываю репититорством, получаю зп лично из рук. Зачем мне отдавать государству 3%? Совершенно непонятно. Я думаю, что большинство репетиторов просто проигнорирует этот закон. За его соблюдением очень сложно следить. Родители “хороших репетиторов” не сдадут.
Павел Мартынченко, ведущий юрисконсульт департамента налоговой безопасности и правовой защиты КСК групп, член Палаты налоговых консультантов:
Принятие нового специального налогового режима может помочь вывести “засидевшихся в тени” граждан, считающих, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и осуществление коммерческой деятельности в данном статусе неприемлемы по ряду причин, в том числе из-за необходимости вести налоговый и бухгалтерский учет и отчитываться перед налоговым органом.
Эта позиция понятна и вполне укладывается в общую картину сегодняшнего правосознания граждан. Нежелание декларировать доход полностью или в части присуще не только репетиторам, няням, уборщикам и водителям, в отношении деятельности которых Минфин предлагает законодательную инициативу, но и управленцам, бизнесменам и лицам, осуществляющим иную деятельность.
Проблема легализации налоговой базы существовала всегда, вопрос лишь в масштабе уклонения от уплаты налога. Безусловно, введение удобной системы налогового администрирования в виде мобильного приложения может побудить самозанятых граждан “показать” свои доходы и заплатить три или шесть процентов налога, тем самым легализовать свой доход и избежать возможных налоговых санкций.
Однако спрогнозировать цифру граждан, которые решат воспользоваться данной возможностью, весьма сложно. Помочь Минфину в этом непростом деле может активное обсуждение будущего закона в СМИ.
Кроме этого, физические лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, реализующие товары, должны помнить, что за непредставление декларации законодательством предусмотрен штраф до 30% от суммы неуплаченного налога (ст. 119 НК РФ), а за неуплату налога штраф предусмотрен в размере до 40% (ст. 122 НК РФ).