Очень важно быстро строить прогнозы, но не менее важно и расширять свой вклад за пределы конвейера сбыта
Автор: Мэри Дрисколл (Mary C. Driscoll), старший научный сотрудник направления финансового менеджмента в APQC – некоммерческой компании в Хьюстоне, занимающийся деловыми исследованиями и анализом
По материалам: CFO
Когда компания составляет полноценный прогноз операционных результатов из месяца в месяц или из квартала в квартал, скорость имеет значение. Обоснованные предсказания о трендах в поведении выручки, расходов или операционной прибыли создают базис для принятия решений, следовать ли прежним курсом или же изменить направление. Особенно критичны они в бюджетировании и распределении ресурсов. Кроме того, они создают информационный образ для инвесторов и советов директоров, которые желают знать, как справляется компания.
Когда прогнозирование выявляет нисходящий тренд, руководителям организации требуется столько времени на коррекцию курса, сколько возможно. Иными словами, если прогноз падает слишком поздно, драгоценное время, которое могло бы быть потрачено на управление ростом и предотвращение будущих отскоков, оказывается упущенным.
Среди 834 компаний, предоставивших информацию для исследовательской инициативы APQC (Open Standards Benchmarking®), самые “быстрые” составляли прогнозы в течение каких-то 7 дней, в то время как самым “медленным” едва хватало 20 дней на завершение работы. Медианная компания составляет финансовый прогноз за 12 дней (отметим, что в случае с данной конкретной метрикой компания APQC изучала скорость прогнозирования на будущие периоды любой протяженности).
Поднятие ставок
Однако чтобы составить действительно умный прогноз, финансовым директорам нужно смотреть дальше краткосрочных индикаторов типа показателей продаж. Сегодняшняя экономическая ситуация характеризуется глобально распространяющейся неопределенностью, волатильностью макроэкономических факторов и нарастающим финансовым напряжением на растущих рынках. Китай оказался по-настоящему сложным случаем, поскольку он продолжает иметь дело со структурными изменениями в экономике, которые порождают закрытие фабрик, высокую безработицу, а в результате – грядущие вызовы для китайского правительства и международных банков, которые туда инвестируют.
Если смотреть ближе к дому, то тут экономисты уже расходятся во мнении относительно того, ограничит ли результативность американского бизнес-сектора медлительный темп экономики в ближайшие годы. Среди самых важных факторов, на которые смотрят CFO – относительная сила американского доллара и его ослабляющий эффект на темпы роста экспорта. 26 января этого года издание Wall Street Journal сообщило, что долларовый индекс вырос на 23% за последние два года. Продолжится ли эта тенденция? Вопрос непростой.
Предсказание топливных цен – еще одно направление деятельности, которое для CFO иногда напоминает попытку поймать падающий нож. Практически невозможно аккуратно предсказать, отскочат ли цены на топливо или продолжат падение, и если да, то до какой степени они упадут. Недавнее хеджирование против топливных расходов со стороны авиакомпаний показало, что хороший прогноз – это все. Хеджирование против риска может привести к существенному долларовому выиграшу, но может при этом означать и немалые потери.
Далее, сегодня мы наблюдаем социальный рост. Масштабная вынужденная эмиграция – более 60 миллионов трагичным образом вынуждены были сменить место только в 2014 году – еще больше увеличивает угрозы для устойчивости бизнеса, как пишет об этом отчет Global Risks Report 2016 от Всемирного экономического форума (WEF). Помимо всех ужасов, с которыми сталкиваются невинные люди, войны за территориальное господство могут нарушить сложившиеся цепочки поставок и сбыта, привести к физическому уничтожению зарубежных активов, либо заставить правительства отозвать лицензии на руках американских компаний. Крупнейшие организации наладили у себя устойчивые системы управления ресурсами (ERM) за последнее десятилетие. Но как быть средней величины производителю на Среднем Западе, у которого нет ресурсов на надежные процессы ERM?
Согласно мнению Всемирного экономического форума, глобальный риск – это неопределенное событие или условие, которое, если имеет место, способно оказать существенное негативное влияние на несколько стран или индустрий на протяжении следующих десяти лет. Сегодняшний глобальный тренд имеет долгосрочный характер и может значительным образом увеличить глобальные риски и/или взаимосвязь между ними. “Риски сегодня в большей степени повышены и взаимосвязаны по сравнению со всем, что мы видели до сих пор” – отмечает Сесилия Рейс (Cecilia Reyes), руководитель управления рисками в Zurich Insurance Co., которая выступила соавтором отчета WEF. – “Сейчас особенно важно обеспечить большую устойчивость, чтобы противостоять глобальным рискам”.
Финансовых директоров теперь волнует, как им с достаточной степенью уверенности спрогнозировать, как будут выглядеть чистые показатели деятельности через 6 или 12 месяцев. Исследование APQC показывает, что финансовые организации, которые до сих пор последовательно инвестировали в совершенствование своих финансовых процессов, идут впереди всех в плане прогнозирования, в то время как остальные, кто до сих пор собирает данные по крупицам, наверняка будет отчитываться намного позднее и безнадежно отставать.
Способность быстро анализировать продажи, издержки, человеческие ресурсы и запасы на основе множества систем данных позволяет CFO передавать свои прогнозы в руки ответственных за принятие решений намного быстрее, и это придает им уверенности, когда они стоят перед советом директоров с прогнозом, позволяющим пролить свет на траекторию дальнейшего движения в текущем периоде.
Но действительно ли обновили вы – и ваши CFO– свои модели ведения бизнеса, чтобы они учитывали глобальные риски, способные подкрасться незаметно? Подумайте над этим сегодня по дороге домой.
______________________________________
Другие материалы этого автора:
- Сколько человек должно быть в службе внутреннего аудита? (11 янв 2016)
- Сколько должен стоить внутренний аудит? (15 дек 2015)