Источник: IFRS
В очередном видеоотчете председатель IASB Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) и вице-председатель Сью Ллойд (Sue Lloyd) рассказывают вкратце об основных темах, затронутых на майском заседании. Среди таковых можно выделить следующие:
- Основные формы отчетности
- “Инициатива по раскрытиям”
- Объединение бизнеса под общим контролем
- Тарифное регулирование
- Гудвилл и обесценение
Неизменный ведущий таких презентаций – глава образовательного направления Мэтт Тиллинг (Matt Tilling).
-(M.T.) Добро пожаловать на вебкаст Фонда МСФО, посвященный майскому заседанию Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Встреча состоялась в Лондоне 22-23 мая. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я директор образовательного направления в Фонде МСФО. Ко мне сегодня присоединились председатель IASB Ханс Хугерворст и вице-председатель Сью Ллойд, чтобы обсудить последнюю встречу и другие события… Ханс, основным фокусом обсуждений Совета в этом месяце стали отдельные аспекты улучшения коммуникаций в финансовой отчетности. На заседании в прошлом месяце, в апреле, Совет решил, что компаниям необходимо определять показатель или показатели прибыли или совокупного дохода, которые, по мнению менеджмента компании, показывают инвесторам и другим пользователям отчетности финансовые результаты компании. Также было решено, что если этот показатель уже не относится к итоговым или промежуточным показателям, требуемым МСФО, он должен классифицироваться как показатель качества управления, и в отношении него должны действовать особые требования по раскрытию информации. С того апрельского заседания была проделана дополнительная работа…
- (H.H) Да, это важная работа, часть того, что мы называем проектом “Основные формы отчетности”. Как часть этого проекта, полагаем, нам потребуются дополнительные промежуточные статьи и результаты, чтобы обеспечить лучшую и более сопоставимую структуру отчета о доходах – то, о чем просили многие компании и особенно инвесторы.
Касательно этих показателей качества управления – есть требование проводить по ним реконсиляцию с ближайшим показателем по МСФО, за исключением случаев, когда показатель уже является действующим промежуточным итогом по МСФО. На прошедшем заседании мы решили добавить в требования по МСФО дополнительные промежуточные итоги, и если так, в этом случае не придется проводить реконсиляцию в примечаниях, если они вдруг окажутся показателями качества управления. Промежуточные показатели, которые мы уже решили добавить – это прибыль до налогов, прибыль от продолжающейся деятельности и валовая прибыль (которую мы определили как выручка минус расходы на продажу). На данный момент это очень часто встречающиеся на практике промежуточные итоги.
Важно отметить, что компании не обязаны показывать эти промежуточные итоги, но если они все же решают так делать, это не означает, что они автоматом становятся показателями качества управления, и что по ним нужно проводить реконсиляцию.
Мы также рассмотрели вопрос, не нужно ли компаниям, которые определили у себя более одного показателя качества управления, проводить множественные корректировки показателя прибыли на акцию (EPS). В конце концов мы решили не требовать отражать множественные скорректированные показатели EPS наравне с показателями качества управления, так как пришли к выводу, что это будет очень затратным процессом.
Поэтому сухим итогом по сравнению с итогами апреля Совета постановил, что более полезным будет потребовать раскрытий по влиянию на налоги и неконтролируемый интерес для каждой реконсиляции промежуточного итога и ближайшего показателя МСФО, так как таким образом инвесторы смогут проводить корректировки по EPS, в которых они заинтересованы, самостоятельно, и нам не нужно будет требовать от компаний множество метрик EPS.
-(M.T.) Также шло обсуждение темы агрегирования и дезагрегирования в финансовой отчетности, однако я предвижу, что о ней мы еще услышим от членов рабочей группы, так что давайте обсудим это по ходу одного из будущих подкастов… Ханс, еще одна составляющая проекта, которую рассмотрел Совет – это классификация доходов в соответствии с их природой или функцией, и как это улучшает финансовую отчетность для пользователей.
- (H.H.) Мы подумываем о руководстве для компаний относительно того, когда использовать классификацию в соответствии с природой, и когда использовать классификацию в соответствии с функцией. В данный момент это более-менее свободный выбор. Совет решил добавить в IFRS 1 следующие факторы, на основе которых будет приниматься это решение. Во-первых, какой метод дает больше информации о ключевых компонентах источников прибыльности, во-вторых (что даже еще важнее) – какой метод более совпадает с менеджерской отчетностью в компании, и в-третьих – мы попросим компании обращать внимание, какой метод чаще используется в их секторе экономики, какова распространенная практика в индустрии, и это тоже станет определителем того, какой подход в отчетности более предпочтителен.
Также было решено, что если компании отражают расходы на основе функциональной методологии, от них также потребуют представления информации в соответствии с природой, но эта информация должна будет показываться на уровне всей организации, а не по каждой статье функциональности. Так что мы пытаемся сбалансировать то, что приемлемо для компаний (что эффективно с позиции издержек) и информационные потребности пользователей.
- (M.T.) Сью, также шли обсуждения того, что собирается делать Совет в будущем в плане разработки требований к раскрытиям в различных стандартах.
- (S.L.) Да, это было продолжением обсуждений “Инициативы по раскрытиям”, также являющейся составной частью проекта по улучшению коммуникаций. Если говорить в целом, здесь мы обсуждаем новое руководство и новые подходы к разработке требований к раскрытиям самим Советом. Тем самым мы отвечаем на отклик, полученный на дискуссионный документ, в котором люди отмечали, что разработка требований к раскрытиям с большим принятием в расчет ключевых целей будет способствовать улучшению раскрытий, а значит – улучшению коммуникаций.
Поэтому на заседании Совет решил, что в будущем мы должны попробовать разрабатывать требования к раскрытиям, принимая в расчет одну или несколько ключевых целей раскрытий, и эти цели должны объяснять, почему эту информацию Совет считает полезной для пользователей финансовой отчетности, и что, по нашему мнению, основные пользователи отчетности должны делать с этой информацией.
Так что основная задача – сделать цели более специфичными по сравнению с теми, какие мы встречаем сегодня. Когда мы говорим о сегодняшних требованиях, мы, если говорить в общем, подразумеваем понимание будущих денежных потоков, моментов их поступления, величины и неопределенности, однако нужно сделать цели более подходящими контексту составителей отчетности, разрабатывать с точки зрения существенности того, какую информацию необходимо раскрыть, а также заложить лучшие основы для аудита и надзора.
Кроме того, Совет решил, что руководство по целям раскрытия должно прямо связать все требования к раскрытиям с этими целями и обеспечить четкую связь между всеми составляющими этих целей раскрытия в попытке улучшить разработку стандартов и, хочется надеяться, способы применения требований на практике.
- (M.T.) Сью, Совет также продолжил обсуждение объединений бизнеса под общим контролем?
- (S.L.) Правильно, мы продолжили обсуждение подходов, используемых сегодня в разработке требований к определенным транзакциям, которые мы обсуждали по ходу апрельского подкаста. Чтобы напомнить вкратце, это транзакции между организациями под общим контролем, в рамках которых одна из компаний приобретает бизнес у своей “сестринской” компании и получает при этом неконтролирующую долю. На прошедшем заседании разработчики провели для нас презентацию, основной целью которой было получение отклика от Совета, чтобы тот помог с разработкой более конкретных предложений. Пятеро из нас придерживаются идеи, что если мы будем использовать IFRS 3 в качестве отправной точки, потребуются определенные параметры или ограничения при определении гудвилла из-за условия общего контроля. Очень специфическая рекомендация, для которой людям потребовалось углубиться в слайды и рассказать Совету о своих идеях.
- (M.T.) Ханс, переходя к проекту по теме гудвилла и обесценения. В прошлом месяце мы условились, что разработчики вернутся с предложениями относительно будущих шагов.
- (H.H.) Да, и я боюсь, что разработчикам еще предстоит не раз вернуться с предложениями, поскольку на этом заседании мы в целом пришли к заключению, что, с одной стороны, мы в действительности не добились успехов с итогами PIR (анализа практики применения стандарта – GAAP.RU), а именно, что люди посчитали, что обесценение слишком сопряжено с затратами, и его нужно сделать менее затратным, а с другой – что обесценение не всегда эффективно в отношении гудвилла, и что нужно повысить ее эффективность. Пока что мы не можем сделать одновременно эти две вещи, а кроме того, во многом они противоречивы, ведь делая обесценение более эффективным, мы автоматически делаем его более затратной процедурой. Однако мы также в рамках нашей работы – особенно работы по направлению обновленного “подхода с излишком” (“headroom approach” – GAAP.RU) – пришли к выводу, что сегодня обесценение, очевидно, проводится слишком поздно и неэффективно.
Поэтому нам, наверное, потребуется свежий взгляд, чтобы проанализировать различные варианты – не только обновленный “подход с излишком”, который стал нашей первой идеей, но, возможно, и другие возможности. Однако мы по-прежнему не знаем, в какой форме это будет – дискуссионный документ или просто приглашение предлагать идеи. Разработчиков мы попросили еще раз подумать насчет этих фундаментальных вещей. Вероятно, мы продолжим обсуждения через некоторое время.
- (M.T.) Сью, мы также рассматривали деятельность на тарифном регулировании, и Совет обсуждал различные модели учета этого вида деятельности?
- (S.L.) Да, это так, и это учет в компаниях, подпадающих под этот вид регулирования – например, коммунальные организации. Говоря о конкретике, мы смотрели на случаи, когда на компании распространяются регулирующие корректировки в отношении тарифов, которые они смогут выставлять своим потребителям в будущем, и речь в них идет в основном о временных разницах – например, когда издержки в будущем оказались не теми, что ожидались. Так что такой подход в учете распространяется на весьма специфическую категорию компаний, но значит при этом для них очень многое.
На прошедшем заседании мы обсуждали измерения. Если у компании есть возможность возместить определенную величину, ей придется снизить тарифы, которые она выставляет в будущем. Как она должна это учесть? Разработчики представили нам отчет, с которым Совет в целом согласился, и который подтверждает решение о выборе метода учета по себестоимости, так что будущие величины корректировок в тарифах будут дисконтироваться, если это существенный источник финансирования, но не будут переоцениваться. Во многом это схоже с учетом по себестоимости ссуд, который можно увидеть в IFRS 9.
- (M.T.) Ханс, заседание следующего месяца обещает быть необычным, поскольку это будет совместное заседание с FASB?
- (H.H.) Да, в один из дней нашего июньского заседания будет проведена совместная встреча с FASB. Давно мы так не делали – вероятно, в последний раз двусторонняя встреча проводилась года два назад. На этой встрече решений приниматься не будет; по большей части она будет образовательной, и основная ее цель – обменяться информацией по проектам, в которых мы оба заинтересованы, а также посмотреть, не достигли ли мы где конвергенции. Конечно, мы по-прежнему заинтересованы в максимальной конвергенции, так как это в интересах инвесторов в всем мире. Одной из тем, которые мы обсудим, станет как раз гудвилл и обесценение, над которым FASB также работает. Думаю, очень важно, чтобы мы хотя бы знали друг про друга, что мы делаем, и делать все возможное для максимальной конвергенции.
- (M.T.) Прежде чем мы завершим, я подумал, что стоит подчеркнуть пару других достижений из того, что уже было сделано, и что будет сделано.
- (H.H.) В мае мы представили свой ежегодный отчет – очень четкий и краткий документ, на основе которого люди могут получить быстрое представление о том, что было сделано в 2017 году, и что мы планируем сделать в 2018-м. Стоит хотя бы бегло с ним ознакомиться.
Июнь в целом обещает быть очень занятым месяцем. Мы проводим встречу с попечителями Фонда МСФО в Лондоне на следующей неделе, а также с постоянными консультативными форумами составителей и пользователей отчетности. А также, в самом конце месяца (28 числа) мы проведем ежегодную конференцию, в этом году во Франкфурте. Полагаю, еще есть возможность присоединиться.