Проблема привлечения денежных средств предприятий и населения стала основной для большинства коммерческих банков после серии банкротств кредитных организаций, произошедших летом 2004 г. Возникшая в то время нестабильность в банковском секторе, искусственно подогретая действиями некоторых крупных банков, в первую очередь Сбербанком, подвигла вкладчиков к переводу своих средств в банки с государственным и иностранным участием. Как следствие, у многих коммерческих банков возникли проблемы с ликвидностью, которые пришлось решать зачастую радикальными методами, например, продажей активов (Московский кредитный банк) или привлечением средств учредителей (Альфа-банк). Банки, существенно увеличившие пассивы, не преминули воспользоваться ситуацией и снизили ставки по привлеченным средствам как в рублях, так и в валюте. В настоящее время потенциальные кредиторы банков поставлены перед выбором: либо сотрудничать с финансовыми структурами, имеющими государственные и иностранные гарантии исполнения своих обязательств, но при этом довольствоваться малой доходностью, либо на свой страх и риск вкладывать деньги в коммерческие банки, так и не предложившие сколь-нибудь существенных гарантий возврата.
Методы обеспечения возвратности вложенных средств имеют сегодня первостепенное значение, так как ни рейтинги, ни массированная реклама в СМИ, ни заверения топ-менеджеров не способны убедить население и хозяйствующие субъекты в дальнейшей устойчивости банка. Именно разработка новых механизмов привлечения денежных средств является оптимальным направлением развития банковского сектора экономики, поскольку повышенные процентные ставки могут в данный момент скорее оттолкнуть, чем заинтересовать. Как же можно убедить вкладчика доверить свои средства конкретному банку?
Одним из таких доводов может стать совместный продукт банков и страховых компаний – добровольное страхование банковских вкладов и депозитов граждан и юридических лиц.
Идея не новая, в той или иной степени присутствующая как средство защиты от финансовых рисков у многих страховых компаний. Однако именно сегодня в условиях частичной утраты доверия к коммерческим банкам и введения обязательного страхования вкладов физических лиц она может быть востребована на рынке и как самостоятельный финансовый продукт, и как дополнение к обязательному страхованию.
В том виде, в котором эта страховая услуга существует в настоящее время, она, безусловно, не интересна ни вкладчикам, ни страховщикам. Первым — потому, что не каждая страховая компания застрахует вклад в том банке, который выбрал вкладчик, при этом неизвестно, сколько это будет для него стоить. Вторым — потому, что до сих пор не разработан механизм защиты от рисков самой страховой компании, причем от риска возможных финансовых потерь, а не от риска банкротства банка, каковой страховая компания предупредить не в состоянии.
Банки же, напротив, были бы только рады внедрению добровольного страхования вкладов, поскольку это позволит привлечь им дополнительные средства. Поэтому предлагаемая модель добровольного страхования вкладов и депозитов основана, с одной стороны, на тесном взаимодействии банков и страховых организаций, с другой стороны, на эффективной системе защиты от риска финансовых потерь страховщика. Прежде чем перейти непосредственно к модели добровольного страхования вкладов и депозитов, целесообразно кратко проанализировать основные идеи принятого год назад Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц», так как он во многом определяет основные положения предлагаемой модели.
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Федеральный закон от 23.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон) – закон по своей форме обязательный. Согласно ст. 6 Закона все банки обязаны вступить в систему страхования вкладов. Преподносимое многими банками вступление в систему страхования вкладов как очередное достижение в процессе заботы о своих клиентах на самом деле является лишь констатацией факта положительного заключения Банка России о соответствии данного банка требованиям по участию в системе. В случае отрицательного заключения согласно ст. 46 и 47 Закона Банк России обязан ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств и открытие счетов физических лиц, что, по сути, является первым шагом к отзыву лицензии. Закон имеет ряд особенностей, проанализировать которые необходимо, прежде чем перейти к рассмотрению модели добровольного страхования вкладов и депозитов.
1. Закон является важным инструментом привлечения денежных средств населения. Обеспечивая страховой минимум, Закон способствует укреплению доверия к банковской системе страны. Что касается средств «под подушкой», то, по разным оценкам, их величина колеблется от 40 до 85 млрд долл. США или от 1,2 до 2,5 трлн руб. Совокупный же показатель привлеченных средств физических лиц в российских банках составил на 1 января 2004 г. 1,514 трлн руб. (из которых на долю Сбербанка приходится 955 млрд руб., или 63% всех вкладов)1 . Таким образом, «цена вопроса» – удвоение суммы банковских вкладов и средств населения в доверительном управлении.
2. Закон защищает интересы только физических лиц. Действительно, этим Законом интересы юридических лиц не защищены. Но у юридических лиц имеется широкий выбор других методов и инструментов по защите от риска финансовых потерь. Здесь и постоянный контакт с руководством банка, и мониторинг его финансового состояния, и возможность перевести средства в налоговые платежи. В конце концов, средние сроки размещения депозитов юридических лиц гораздо меньше по сравнению со средними сроками вкладов граждан. Не зря же депозиты юридических лиц именуются в юридической и финансовой терминологии «временно свободными денежными средствами», а вклады граждан – «сбережениями».
3. Максимальное возмещение по вкладам составляет 100 тыс. руб. Возмещение по вкладам в размере 100% согласно ст. 11 Закона распространяется на вклады не более 100 тыс. руб. В случае превышения установленной суммы вклада возмещение выплачивается пропорционально конкурсной массе в соответствии с законодательнымии нормативными процедурами. Учитывая максимальный размер возмещения, населению остается еще один, единственный на сегодняшний день, метод защиты от риска финансовых потерь – диверсификация своих вложений. Метод далеко не оптимальный, так как часть граждан имеет более значительные суммы, а также использует банковские счета как инструмент накопления для будущих приобретений, поэтому на них находятся средства, существенно превышающие 100 тыс. руб.
Усиление социальной защищенности пожилых людей посредством введения Закона также достаточно условно – процентные ставки по пенсионным вкладам выше по сравнению с остальными вкладами , поэтому на пенсионных счетах зачастую находятся средства не только самих пенсионеров, но и членов их семей, превышающие 100 тыс. руб. Кроме того, согласно гражданскому законодательству так называемые «гробовые» деньги наследники смогут получить лишь через полгода после смерти вкладчика. В этом, на первый взгляд, «несправедливом» положении Закона кроется одна из его экономических задач – с одной стороны, обеспечить страховой минимум, с другой стороны, показать путь для разработки и внедрения финансового продукта, устраняющего эти «недочеты».
Действительно, максимальная планка возмещения по вкладам выглядит необоснованно низкой. Если взять опыт обязательного страхования вкладов в США, то там 100%-й размер возмещения составляет 100 тыс. долл. при средней зарплате в 3 тыс. долл. В России по этой системе расчетов возмещение по вкладам в размере 100% должно составлять порядка 300 тыс. руб. Однако не следует забывать, что Россия до сих пор принадлежит к странам с переходной экономикой и, к сожалению, все еще нестабильной банковской системой, правовые, организационные и финансовые механизмы регулирования которой до конца не отлажены. В снижении риска финансовых потерь более значительных сумм и кроется в данном случае экономический и социальный смысл внедрения добровольной формы страхования вкладов и депозитов.
4. В системе страхования вкладов не задействованы страховые компании. В отличие от системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в системе обязательного страхования вкладов страховые организации не участвуют. Агентство по страхованию вкладов, выступающее в роли страховщика, в своей деятельности основывается на положениях Закона о страховании вкладов физических лиц и Федерального закона от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем не менее в Законе о страховании вкладов физических лиц в соответствии с требованиями ст. 942 ГК РФ соблюдены существенные условия договора страхования. Отсутствие в системе страхования вкладов страховых организаций благоприятствует разработке нового страхового продукта, который будет рассмотрен ниже.
5. В Законе не прописана процедура подтверждения третьим лицом прав на получение возмещения. В пункте 2 статьи 2 Законаговорится лишь о вкладчике, каковым является «гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства». В то же время в отдельных статьях, например, в ст. 10 Закона вместо вкладчика допускается его представитель. Неясно, однако, как представитель вкладчика должен доказать свои права на распоряжение вкладом (простая (заверенная банком) доверенность, нотариально заверенная доверенность, указание представителя в договоре банковского вклада, иное). В отличие от этого в ГК РФ в главе 48 «Страхование» четко обозначены и страхователь, и застрахованное лицо, и выгодоприобретатель, а также механизмы их замены.
6. Страхование вкладов имеет обязательную форму. Граждане не свободны в выборе формы страхования. Многие вкладчики Сбербанка РФ (основной акционер – Банк России) или Внешторгбанка (основной акционер – Правительство России) предпочли бы прибавить ставку по обязательному страхованию 0,15% к процентной ставке по вкладу. Закон такой возможности не предоставляет, на то он и обязательный.
7. Государственный статус Агентства по страхованию вкладов не способствует прозрачности его работы. В Законе декларируется лишь прозрачность деятельности системы страхования вкладов. Агентство по страхованию вкладов определено в Законе как государственная корпорация, что придает уверенности в исполнении Агентством своих обязательств. Согласно Закону контроль над деятельностью Агентства должен осуществляться Правительством и Банком России, аудиторской организацией и иными структурами, контролирующими использование средств федерального бюджета. Вместе с тем в Законе не определены нормативные принципы размещения (инвестирования) собранных средств, как это сделано в Правилах размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Минфина России от 22.02.99 г. № 16н. Впрочем, данный аспект деятельности Агентства является «головной болью» прежде всего для Правительства и Банка России, так как в случае потери Агентством финансовой устойчивости именно им придется выделять дополнительные средства в виде беспроцентных ссуд.
Проведенный краткий анализ Закона позволяет выделить его характерные особенности, способствующие внедрению добровольного страхования вкладов и депозитов либо в качестве дополнения к Закону применительно к сбережениям граждан, либо как самостоятельного инструмента по привлечению средств юридических лиц:
- системой страхования вкладов защищаются интересы только физических лиц;
- размер максимального возмещения не превышает 100 тыс. руб.;
- в системе страхования вкладов не задействованы страховые компании;
- неясно, кто, кроме вкладчика (предъявителя сберегательной книжки или сертификата), может претендовать на возмещение;
- эффективность и прозрачность инвестиционной деятельности Агентства по страхованию вкладов достаточно сомнительны.
Несмотря на отдельные недостатки, Закон является прорывом в области повышения социальной защищенности населения от риска ухудшения финансового положения граждан при их взаимоотношениях с банками. От введения этого Закона выигрывает не только население, но и государство, так как значительные средства будут вовлечены в финансовый оборот. А вот чему радуются коммерческие банки, вступая в систему страхования вкладов, – непонятно. Получению в результате проверки Банком России положительного заключения? Но положительное заключение получит абсолютное большинство коммерческих банков, поскольку практически все они соблюдают нормативы и требования ЦБ РФ. Вступлению Сбербанка в систему страхования вкладов не с 2007 г., как планировалось ранее, а с 2005 г., что многими аналитиками расценивается как «расплата» за некорректное поведение во время банковского кризиса летом 2004 г.? Но в коммерческих банках пассивов от этого не прибавится. Надеждам, что потенциальные вкладчики выберут именно их при размещении своих сбережений? Но только в одном московском регионе функционирует около 700 банков, и почти все они войдут в систему страхования вкладов, с учетом же розничной сети количество банковских точек составляет несколько тысяч. Очевидно, что только тот банк или группа банков, которые смогут предложить своим потенциальным кредиторам новый, нестандартный механизм гарантии возврата вложенных средств, получат наибольшую часть сбережений граждан и депозитов юридических лиц.
Что касается розницы, то многие сегодня начинают забывать, что в середине 90-х гг. некоторые крупные банки тех времен («СБС», «Альфа-банк», «Мост-банк») уже развивали розничную сеть, открывая многочисленные отделения и операционные кассы. Однако розница для них так и осталась имиджевым проектом, поскольку новых финансовых продуктов специально для розницы создано не было, а проведение коммунальных платежей через коммерческие банки населению было невыгодно, так как облагалось дополнительными комиссиями и сборами. Наполняемость новыми продуктами и услугами — основная проблема розничной сети и той поры, и нынешней. Розничный бизнес – это не только и не столько новые точки, сколько новые продукты, разработанные и адаптированные для конкретных сегментов рынка, присутствие на которых предполагается расширять.
Модель добровольного страхования банковских вкладов и депозитов
Идея предлагаемой модели добровольного страхования банковских вкладов и депозитов заключается в следующем. Банк выходит на рынок с предложением страховать от риска невозврата сумму вклада гражданина свыше 100 тыс. руб. или всю сумму депозита юридического лица на весь срок действия договора. При этом банк берет на себя бремя уплаты страховой премии за вкладчиков (юридических лиц). Риск одновременного банкротства и банка, и страховой компании минимален и возможен, пожалуй, лишь в период системного кризиса экономики страны. Предлагаемая модель, основанная на управлении рисками, позволяет предусмотреть защиту и от правовых рисков (преднамеренное банкротство, мошенничество и т.п.), так как подразумевает обременение активов банка.
Для того, чтобы модель страхования вкладов была действительно работоспособной, она должна содержать ответы на следующие вопросы:
- что является предметом страхования?
- кто выступает страхователем и выгодоприобретателем?
- сколько будет стоить банку подобная страховая услуга, иными словами, насколько уменьшится процентная ставка по привлеченным средствам?
- что будет являться страховым случаем?
- в чем заключается интерес страховой компании?
- каков механизм защиты от риска финансовых потерь самой страховой компании?
Предлагаемая модель добровольного страхования вкладов и депозитов содержит ответы на все поставленные вопросы.
Цели добровольного страхования вкладов и депозитов
Цели предлагаемой модели практически совпадают с указанными в ст. 1 Закона:
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- укрепление доверия к банковской и страховой системам Российской Федерации;
- привлечение денежных средств в экономику России.
Основные принципы функционирования модели
Основными принципами функционирования модели являются следующие:
- добровольность участия – вкладчик может отказаться от страхования своего вклада (депозита);
- минимизация риска наступления неблагоприятного события (риска финансовых потерь или ухудшения материального положения вследствие неисполнения банком своих обязательств);
- юридическая и финансовая прозрачность — банк выдает полис конкретной страховой компании; в нем по желанию вкладчика может быть указан выгодоприобретатель; вкладчик имеет возможность выбора страховой компании среди тех, кто сотрудничает с банком; финансовая отчетность банка и страховой компании публикуются в средствах массовой информации; и банк, и страховая компания осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями надзорных органов.
Объект страхования
Объектом страхования выступают вклады граждан от 100 тыс. руб. и депозиты юридических лиц на всю сумму в рублях и иностранной валюте на фиксированный срок (например, на 6 или 12 месяцев). Фиксированный срок выбран не случайно, так как на вкладах граждан до востребования, как правило, находятся суммы менее 100 тыс. руб., подпадающие под действие Закона. Важно и то, что банк заинтересован в долгосрочных пассивах, а страховая компания – в большем объеме страховых премий за ту же страховую услугу. Отсюда и минимальный срок размещения, например, 6 месяцев.
Предмет страхования
Предметом страхования могут быть: имущественные интересы кредитора (вкладчика) банка (ст. 930 и 931 ГК РФ); ответственность банка по договору (ст. 932 ГК РФ); предпринимательский риск гражданина или юридического лица (ст. 933 ГК РФ). В зависимости от выбранной схемы определяется формальный плательщик страховой премии. Формальный потому, что в любом случае страховую премию выплачивает банк. По одной схеме он это делает за счет своей прибыли, страхуя ответственность по договору или имущество (денежные средства) вкладчика. По другой схеме вкладчик дает банку распоряжение застраховать свой предпринимательский риск за счет начисленных процентов (при неизменной общей величине процентной ставки по вкладу). Последнее представляется более сложным в организационном отношении. Однако при любой схеме выполняются все положения ст. 426 ГК РФ «Публичный договор».
Страховщик
Страховщиком является страховая компания или иная организация, соответствующая требованиям главы 48 «Страхование» ГК РФ и Федерального закона от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 20.07.04 г.).
Страхователь
В Законе формальным страхователем определен банк, а выгодоприобретателем -вкладчик (его представитель). В предлагаемой модели страхователем может выступать банк (при страховании ответственности по договору), гражданин или юридическое лицо (при страховании предпринимательского риска или при страховании имущества). В любом случае банк проходит предварительную процедуру проверки страховой компанией, действует в рамках установленного лимита и только после заключения соответствующих договоров.
Выгодоприобретатель
Выгодоприобретателем в зависимости от выбранной схемы страхования может выступать как сам вкладчик (или выгодоприобретатель, обозначенный в договоре страхования), так и любое другое лицо в случае страхования «за счет кого следует» (ст. 930 ГК РФ).
Страховой тариф
Определение страхового тарифа – прерогатива страховых актуариев. Предварительные расчеты показывают, что тарифная ставка при предлагаемой системе управления рисками страховой компании может составлять 0,4-0,5% от суммы при вкладе на 6 месяцев и 0,7-0,8% от суммы при вкладе на 12 месяцев. Нетрудно подсчитать, что банк потеряет по этой схеме привлечения средств менее 1% от процентной ставки. Пойдет ли банк на это ради привлечения дополнительных средств? Ответ любого коммерческого банка будет положительным. Можно заметить, что данные страховые тарифы рассчитаны по вкладам в рублях. Следовательно, внедрение данной модели кроме коммерческой и социальной функций выполняет и общеэкономическую функцию – укрепление рубля как средства накопления. Тем не менее тарифная ставка по вкладам в валюте также может быть рассчитана.
Франшиза
Франшиза при страховании вкладов граждан составляет 100 тыс. руб., при страховании депозитов юридических лиц франшиза отсутствует.
Страховой случай
Страховым случаем могут быть признаны как обстоятельства, указанные в ст. 8 Закона (отзыв лицензии Банка России или введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов), так и условия, определенные в разрабатываемых страховщиками Правилах страхования. Например, это может быть решение арбитражного суда о признании банка банкротом. Последнее событие представляется более логичным, так как Банк России может через определенное время вернуть банку лицензию на осуществление банковской деятельности.
Порядок выплаты возмещения
Выгодоприобретатель (страхователь) обязан сообщить о неисполнении банком своих обязательств в течение 5 банковских дней. Затем вкладчик обращается в арбитражный суд, а после вынесения им положительного решения представляет в страховую компанию следующие документы:
- заявление о выплате по установленной форме;
- документы, подтверждающие права на получение возмещения;
- копии договоров с банком;
- заявление в арбитражный суд;
- решение арбитражного суда о возврате вклада (депозита).
СПИСОК необходимых документов невелик. Получение возмещения может происходить как в самой страховой компании, так и в кассах уполномоченных банков.
Управление рисками страховой компании
У любого страховщика остается главный вопрос: каким образом может быть реализовано право на оценку и минимизацию рисков самой страховой компании, как того требует ст. 945 ГК РФ? В качестве наиболее простых решений проблемы можно назвать перестрахование, лимитирование и диверсификацию. Однако перестрахование финансовых рисков почти не практикуется, а принципы лимитирования и диверсификации рисков остаются неясными. Автором разработаны иные организационные, финансовые и правовые инструменты предупреждения и минимизации рисков финансовых потерь страховой компании (предусмотреть риск банкротства банка невозможно), подробно рассмотреть которые не позволяют рамки публикации.
Процедура страхования
Страхование может осуществляться во всех филиалах (отделениях) банка, там, где производится прием вкладов и депозитов. Страховая компания обеспечивает банк бланками полисов, правилами страхования, программным обеспечением, другими необходимыми материалами, что технически несложно, так как данная процедура отлажена после введения ОСАГО. Порядок расчетов между банком и страховой компанией, информация о проданных полисах, расходы на рекламу определяются сторонами по договоренности.
Кому это интересно?
Коммерческим банкам. Внедрение добровольного страхования вкладов и депозитов позволит привлечь дополнительные средства, структурировать активы. Внедрение модели выгодно и крупнейшим банкам с государственным и иностранным участием, так как они будут поставлены перед проблемой сохранения пассивов за счет более эффективной и прибыльной деятельности. Добровольное страхование вкладов может не вызвать интереса лишь у банков, не вступивших в систему обязательного страхования вкладов и которым на основании ст. 46 и 47 Закона будет вынесен запрет на привлечение во вклады денежных средств и открытие счетов физических лиц.
Страховым компаниям. Добровольное страхование вкладов и депозитов направлено не только и не столько на получение дополнительных страховых премий, сколько на расширение клиентской базы страховщиков. Известно, что один страховой полис – это только начало сотрудничества, в развитых странах на одного человека приходится 5-6 договоров страхования. Наконец, самое главное заключается в том, что данная модель позволяет практически исключить риск финансовых потерь вследствие банкротства банка.
Финансово-промышленным группам. В их состав, как правило, входят и банки, и страховые компании. Многие предприятия, входящие в эти группы, в настоящее время кредитуются за рубежом, так как в России имеется определенный дефицит недорогих кредитных ресурсов. Руководство этих групп в первую очередь заинтересовано в развитии финансовых и промышленных предприятий, в привлечении дополнительных средств, в укреплении финансовой устойчивости кэп-тивных банков и страховых компаний.
Гражданам и юридическим лицам. В настоящее время выбор у них невелик: либо банки с государственным и иностранным участием, в которых ставки по привлеченным средствам составляют 5-6% годовых, либо диверсификация по 100 тыс. руб. в нескольких коммерческих банках, либо надежда на традиционный «авось» при размещении более крупных сумм в коммерческих банках. Кроме того, риск банкротства одновременно и банка, и страховой организации практически ничтожен и возможен лишь в условиях системного кризиса экономики или финансовой системы.
Государству. Развитие данного добровольного страхования вкладов и депозитов привлечет в экономику до сих пор не задействованные ресурсы, повысит социальную защиту и доверие к бизнесу, укрепит банковскую и страховую системы страны.