Cтарый MAN рейс не испортит

Лизинг
Источник: Журнал "Свой бизнес" №10, октябрь
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Лизинг. Обозрение. Октябрь 2003 г.

Cтарый MAN рейс не испортит

Оборудование, уже побывавшее в эксплуатации, стоит намного дешевле, чем новое, а работает довольно надежно. Что нужно знать, приобретая его в лизинг?

Спрос и предложение

Отечественный вторичный рынок оборудования только начинает формироваться. Его основа – восстановленная или бывшая в употреблении техника, поступающая из-за рубежа. Хотя подчас назвать ее б/у язык просто не поворачивается. Высокая конкуренция и стремительное развитие научно-технического прогресса подстегивают зарубежные предприятия обновлять технику едва ли не каждый год. По данным лизинговых компаний, работающих с б/у оборудованием, самый высокий спрос на него предъявляют сегодня полиграфия и предприятия, занимающиеся грузовыми перевозками. Объясняется это просто: и та, и другая техника стоит дорого и служит довольно долго. По мнению специалистов, можно смело приобретать 5-7-летние грузовики и полиграфические машины, отработавшие по 10-15-лет. Их надежность от этого не снижается, что подтверждают и сами бизнесмены.

Татьяна Кудряшова, директор издательства «Пламя» (Нижний Новгород):

 – Мы взяли в лизинг печатную машину ГТО-52, которой четыре года. Заплатили за нее 115 тыс. евро, в то время как новая такая же машина стоит 200 тыс. евро. Сделкой остались очень довольны. Оформили ее за три месяца, включая все переговоры и поездки в Москву, и уже полгода исправно вносим лизинговые платежи. Ставки нас устраивают.

Александр Селютин, финансовый директор компании «БАС-ПРОФИ»:

 – Наша компания занимается разметкой дорог. Машины, с которыми мы работаем, очень дорогие, поэтому мы решили приобрести технику б/у. Взяли в лизинг машину, которая прослужила всего два месяца, за $150 тыс., сэкономив на этом $30 тыс.

Однако сломя голову гнаться за дешевизной не стоит. На российском рынке предлагается довольно много старого оборудования, в свое время принадлежавшего госорганизациям, иногда просто по бросовой цене. Купив такую технику, можно купить только проблемы.

 – Приобретая подержанное оборудование, следует сначала поинтересоваться, как и кем оно раньше эксплуатировалось, сколько хозяев поменяло. Это позволит судить о степени его изношенности, – советует Максим Дегтярев, генеральный директор компании «КМБ-Лизинг».

Как купить?

Кроме полиграфических машин и грузовиков, российские предприятия довольно часто берут в лизинг подержанное оборудование для пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Найти б/у технику нужного типа можно, обратившись непосредственно к ее производителям. В России много представительств иностранных компаний, которые реализуют как новое, так и старое оборудование. У них налажены каналы поставок и есть выбор. Так, среди производителей полиграфического оборудования, работающих в России, наиболее известна компания Heidelberg, среди производителей грузовой техники очень популярна компания MAN.

Более того, у каждого крупного производителя есть сеть компаний, которые занимаются восстановлением б/у оборудования. Таким образом, у клиента есть выбор: купить станок, который просто демонтировали и перевезли на новое место, либо приобрести оборудование, в котором уже заменены на новые самые важные узлы и детали, что, безусловно, повышает его надежность. У разных компаний, торгующих б/у оборудованием, своя ценовая политика. Нередко случается, что одна и та же техника в одном и том же со – стоянии предлагается на разных условиях. Поэтому всегда есть риск за – ключить сделку по завышенной цене. И причем не по вине лизинговой компании.

 – Все дело в том, что информации о российском рынке подержанного оборудования мало. В результате продавцы манипулируют ценами, – комментирует ситуацию Андрей Брагин, начальник отдела Москов-ской лизинговой компании. – Скажем, чем дальше от Москвы, тем дороже обходится покупка тех же полиграфических машин. Значительно проще работать с транспортом: средняя стоимость любой автомашины хорошо известна, и в ценах нет больших расхождений.

Именно поэтому с продавцами б/у оборудования принято торговаться, и здесь успех мероприятия зависит исключительно от коммерческих способностей покупателя. Однако не спешите радоваться, если продавец легко и быстро соглашается сбросить вдвое цену. Наверняка этому есть объяснение. А если подержанная машина сломается через месяц после эксплуатации, никто не компенсирует покупателю убытки, которые он понесет.

 – Если по сделкам с новым оборудованием мы можем требовать с по-ставщика добросовестного исполнения контракта, то при лизинге техники б/у, как правило, все риски пере-кладываются на клиента, – акцентирует внимание на этой особенности генеральный директор компании «Веслизинг» Сергей Высоцкий. – Мы не гарантируем качество, мы гарантируем финансирование. Поэтому покупателю обязательно нужно договориться с продавцом о тестировании оборудования и ответственности сторон на тот случай, если впоследствии начнутся проблемы. Все эти нюансы необходимо не только проговорить вслух, но и прописать в договоре купли-продажи.

Особенности сделок

Лизинговых компаний, которые работают с б/у оборудованием, в России немного. Например, «КМБ-Лизинг», «Веслизинг», Московская лизинговая компания.

Процедура лизинговой сделки с подержанной техникой имеет свои нюансы. В этом случае, как правило, необходимо внести дополнительный залог, в качестве которого принимается любое другое оборудование и транспортные средства. Другие ЛК не требуют залога, но вместо этого поднимают свои тарифы в среднем на 30%.

Но отказ в удовлетворении лизинговой заявки может поступить и в тех случаях, если все эти требования учтены. Ни одна ЛК не станет рисковать, если увидит, что оборудование предлагается по явно завышенной цене, изношено или морально устарело до такой степени, что потеряло ликвидность.

Большинство ЛК работают в паре с поставщиками-производителями. Они им доверяют, и поэтому не проводят дополнительную оценку стоимости подержанной техники. Если же поставщик со стороны, то лизингодатель обязательно попытается выяснить, не завышена ли сумма сделки искусственно. Для этого он обратится к независимым оценщикам или обзвонит других производителей.

В обязательном порядке б/у оборудование надо будет застраховать. Как показывает практика, с этой процедурой проблем не возникает. Но следует знать, что если оборудование страхует лизинговая компания и включает страховку в лизинговый платеж, то для лизингополучателя это обходится дешевле в силу специфики налогообложения страховых платежей. Да и самой лизинговой компании так удобнее. – Когда мы напрямую работаем со страховщиками, нам проще с ними договариваться. Появляется больше шансов улучшить условия сделки и быстрее ее провести, – утверждает Сергей Высоцкий.

Чтобы обезопасить себя и клиента, лизинговые компании, как правило, не спешат расплачиваться с продавцом б/у техники в полном объеме. Сумма, оговоренная в договоре, делится на части, и по – следняя доля выплачивается уже после того, как оборудование установлено и начало работать. Так что риск того, что вам подсунут кота в мешке, невелик.

 

Все статьи цикла «Лизинг. Обозрение. Октябрь 2003 г.»

(состоит из 4 статей)

«Есть регионы, где вообще нет лизинговых компаний» (16 Сентября 2005)

Шаги навстречу клиенту (16 Сентября 2005)

Cтарый MAN рейс не испортит (16 Сентября 2005)

Налоговый туман (16 Сентября 2005)