Дополнительные возможности предотвращения несостоятельности предприятий, предоставляемые новым законодательством о банкротстве и принципы антикризисного мониторинга для их реализации.

Практика

Автор:
Источник: бизнес-форум Financial Director 26-27 ноября 2004 г
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Рассматривается задача предупреждения банкротства предприятий. В первую очередь разработанные подходы ориентированы на предотвращение банкротства дочерних (зависимых, подведомственных) организаций в холдинговых структурах, одной из важных задач которых является защита имущественных интересов собственников. В том числе эта задача должна решаться при возникновении проблем в сфере несостоятельности. Однако и для отдельных предприятий рассматриваемая логика может быть полезна, т.к. общие подходы к предупреждению банкротства одинаковы, вне зависимости от того защищается один объект или больше.
До последнего времени считалось, что для решения задачи предотвращения банкротства существует только период времени между появлением финансово-экономических проблем предприятия и моментом возникновения признаков банкротства. По нашему законодательству признаки банкротства представляют собой наличие задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам определенного уровня, просроченные более определенного срока. Для большинства предприятий это 100 т. руб., срок уплаты которых наступил более 3-х месяцев назад.
Действительно раньше после возникновения признаков банкротства кредиторы имели право подать в арбитражный суд заявление. Суд возбуждал дело о банкротстве. Вводилась процедура наблюдения, права менеджеров и собственников резко ограничивались, а перед последними начинала маячить перспектива потери собственности.
Так было в период действия прежнего закона о банкротстве (ред.1998 г.). Более того, на этой основе чуть ли не в массовом порядке стали осуществляться т.н. заказные банкротства в целях передела собственности, недобросовестной конкуренции и т.д.
Именно в связи с вышесказанным главной задачей для предупреждения банкротства было не допустить возникновения признаков банкротства, т.е., по сути, не допустить возникновения просроченной задолженности.
Ситуация существенно изменилась с вступлением в силу новой редакции закона о банкротстве (декабрь 2002 г.), которая предоставляет дополнительные возможности по предотвращению банкротства. Конечно по-прежнему главное условие возбуждение дела о банкротстве – это наличие задолженности соответствующей признакам банкротства. Но даже если признаки банкротства есть, еще не все потеряно.
Между моментом времени, когда у кредитора появилось желание обанкротить своего должника и моментом реального возбуждения дела о банкротстве теперь существует весьма значительный период времени. По нашим оценкам, основанным на анализе законодательства и других правовых документов, этот период составляет до 3-х 4-х месяцев. В это время кредиторы для возбуждения дела о банкротстве должны пройти значительный «путь», совершить ряд обязательных действий, для которых установлены процессуальные сроки. Среди этих действий истребование задолженности через механизмы исполнительного производства, доказывание в судебном порядке наличия задолженности и другие.
Указанный период времени можно и нужно использовать для того, чтобы не допустить возбуждения дела о банкротстве, чтобы отстоять свои интересы в том числе от недружественных действий кредиторов.
На рисунке 1 изображена цепь событий, которые приводят к возбуждению дела о банкротстве. Здесь представлен естественный ход событий от возникновения финансовых проблем через накопление долгов, отвечающих признакам банкротства, и действий кредиторов, которые инициируют дело.

Пока дело не возбуждено можно осуществлять действия и проводить мероприятия по его предотвращению. Риск возбуждения дела о банкротстве в данной схеме увеличивается сверху вниз. В соответствии с риском банкротства можно выделить два основных периода предотвращения банкротства.
1. До того момента пока кредиторы не предпринимают действий, которые потенциально могут привести к возбуждению дела о банкротстве. (В этот период признаки несостоятельности уже могут присутствовать.)
2. После начала осуществления кредиторами упомянутых действий и до возбуждения дела о банкротстве арбитражным судом.
Пока длится первый период предприятие должник может относительно не торопясь осуществлять мероприятия по восстановлению своей платежеспособности и финансовому оздоровлению. Но если кредиторы стали проявлять активность и наступил второй период, риск банкротства существенно увеличивается, а срок возможного противодействия резко уменьшается, что требует уже осуществления неординарных мер.
Для реализации изложенных подходов может быть реализована система антикризисного мониторинга и реагирования, общие контуры которой представлены на рисунке 2.

Как уже говорилось данные подходы могут быть полезны как отдельным предприятиям так и холдинговым структурам, которые организуют систему антикризисного мониторинга в отношении дочерних предприятий с целью обезопасить себя от разных неожиданностей в сфере банкротства.
Необходимо вести регулярный мониторинг финансового положения объектов, а также оперативный мониторинг событий, которые несут потенциальную опасность. В результате такого мониторинга оценивается степень угрозы несостоятельности (группа риска). Для каждой степени угрозы могут быть определены и осуществляются типовые меры противодействия.
При относительно низких уровнях угрозы (до осуществления кредиторами действий по истребованию задолженности) возможно применение общеизвестных мер финансового оздоровления, связанных с повышением эффективности деятельности, реструктуризации долгов и т.п.
При наличии действий, например, инициировании кредиторами исполнительного производства, меры должны быть более сильные и быстрые. Помимо ординарного погашения задолженности за счет каких-то чрезвычайных ресурсов, средств собственников или третьих лиц возможно осуществление других мер организационного или процессуального характера.
В заключение отметим, что законодательство о банкротстве не только обеспечивает дополнительные возможности предупреждения банкротства, но и позволяет организовать защиту имущественных интересов собственников предприятия-должника после возбуждения дела в течение всей процедуры банкротства.

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с бизнес-форума Financial Director 26-27 ноября 2004 г»

(состоит из 7 статей)

Операционные риски при совершении компаниями финансовых сделок (16 Сентября 2005)

Риски в энергетике: прогнозирование и управление (16 Сентября 2005)

Построение системы управления рисками в авиакомпании (16 Сентября 2005)

Дополнительные возможности предотвращения несостоятельности предприятий, предоставляемые новым законодательством о банкротстве и принципы антикризисного мониторинга для их реализации. (16 Сентября 2005)

Корпоративное управление (16 Сентября 2005)

Формирование прозрачности компании (16 Сентября 2005)

Роль финансовой службы в управление издержками (16 Сентября 2005)