«Международные стандарты финансовой отчетности -важнейший инструмент развития банковского сектора», Т.В. Парамонова

Банковский бизнес в России...

Автор:
Источник: Практические материалы с Конференции «Переход банковского сектора Российской Федерации на подготовку финансовой отчетности по МСФО - путь к повышению конкурентоспособности российских банков», 22 ноября 2004 года
Опубликовано: 16 Сентября 2005

I. История создания МСФО и их внедрения в банковском секторе РФ

Переход на подготовку финансовой отчетности по МСФО в банковском секторе РФ стал результатом длительной и планомерной работы, возглавляемой Банком России.

Банк России Комитет по МСФО
Основные этапы этой работы:
Этап 1: Становление (1991 -1998 годы)
Принятие государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1993 года) и Советом Министров – Правительством Российской Федерации (Постановление Совета Министров РФ № 121 от 12 февраля 1993 года).
Идея унификации бухгалтерской отчетности во всем мире имеет давнюю историю. Но только после Второй мировой войны появились реальные предпосылки этого процесса: активная деятельность транснациональных корпораций, развитие финансовых рынков и мировой торговли. С конца 30-х основным фактором, стимулирующим разработку и внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), стала интернационализация финансовых рынков  
Первым российским банком, подготовившим финансовую отчетность по МСФО, стал банк «Возрождение» (финансовая отчетность по МСФО за 1991 год)
Введение Банком России в 1993 году в практику банковского регулирования и надзора Инструкции № 17 «Временная инструкция по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками»
Эта Инструкция явилась частью государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», одобренной Верховным Советом Российской Федерации и Советом Министров -Правительством Российской Федерации в 1993 г.
КМСФО был основан в 1973 году. Задачи:
формировать и публиковать стандарты подготовки финансовой отчетности и содействовать их всемирному признанию; работать над совершенствованием и совместимостью между собой стандартов, посвященных представлению финансовой отчетности В 1973 г. общественные бухгалтерские (аудиторские) организации ряда стран (в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, США, Франции) создали международную профессиональную неправительственную организацию – Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).
Цель Инструкции заключалась в том, чтобы представить коммерческим банкам новую форму финансовой отчетности, которая явилась значительным шагом к приведению норм бухгалтерского учета, применяемого в банках России, в соответствии с международными стандартами и практикой.
Поддержка инициативы Банка России по подготовке финансовой отчетности по МСФО передовыми российскими коммерческими банками (1993 – 1998).
С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчетности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета
В начале 90-х МСФО начали постепенно завоевывать крупнейшие мировые рынки, Международная организация комиссий по-ценным бумагам (Ю8СО) рекомендовала использовать МСФО для международного листинга Активно поддержал внедрение стандартов Базельский комитет по банковскому надзору.
Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ) при КМСФО был созддн в апреле 1997 года для предоставления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО, которые имели бы силу во всем мире.
Международные принципы финансовой отчетности были частично учтены при подготовке Плана счетов и Правил ведения бухгалтерского учета, которые были введены в банковском секторе России с 1 января 1998 года
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N283.
  В 2000 г. КМСФО был реорганизован и активизировал свою работу. С этого момента можно вести отсчет «триумфального шествия» МСФО по миру. Более 50 крупнейших стран приняли специальные планы перехода или сближения национальных стандартов с МСФО.
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был создан в апреле 2001 года и заменил собой Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).
Цель реорганизации Комитета – повышение качества и последовательности в подготовке финансовой отчетности путем применения лучшей международной практики и устранения альтернативных подходов в МСФО ( IFRS ), опубликованных еще Комитетом по МСФО.
Этап 2: Частичное применение и анализ (1999 – 2003)
В рамках Международного координационного Комитета по развитию банковского дела в России в 1999 году в Банке России была создана и функционировала Рабочая Группа по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Российской Федерации Группа также проводила работу по разработке методологии и ее применению на практике в рамках выполнения проекта ТАСИС
Фондовые рынки требуют постоянного развития и усовершенствования МСФО (через Международную организацию Комиссий по ценным бумагам ( IOSCO ), национальные органы, устанавливающие стандарты и т.п.). В ответ на это в мае 2002 года СМСФО опубликовал Проект дальнейшего совершенствования стандартов.
К декабрю 2003 года СМСФО пересмотрел 13 из существующих 34 Международных стандартов финансовой отчетности ( IFRS ).
Европейское сообщество финансировало выполнение проекта «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Российской Федерации» в рамках программы ТАСИС. Данный проект был организован ТАСИС для Банка России при участии консультанта ПрайсвотерхаусКуперс, который был выбран ТАСИС в качестве подрядчика по данному проекту по результатам проведенного тендера
В период с августа 2000 года по июль 2002 года был выполнен Проект ТАСИС «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Российской Федерации».
Начиная с 1999 года, Банк России приступил к составлению финансовой отчетности по МСФО.
ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах использовать МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности, начиная с 2005 года.
Австралия, Россия и Великобритания заявили о полном переходе на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 2005 года
Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал соглашение с КМСФО о проведении совместной работы по устранению различий и конвергенции МСФО и ОПБУ США

Банк России

  • Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, утвержденная Правительством и Банком России в декабре 2001 года в качестве одного из самых главных элементов модернизации российского банковского сектора, предусмотрела переход на МСФО с 1 января 2004 года.
  • По завершении проекта ТАСИС Банк России продолжал активную работу по выработке плана перехода банковской системы Российской Федерации на МСФО. В сентябре 2002 года был создан Комитет Банка России по МСФО.
  • В начале 2003 года Правительством Российской Федерации был одобрен, в целом, план перехода на МСФО, в том числе и банковского сектора.
  • В июне 2003 года в целях обеспечения планомерной работы по организации перехода банковского сектора на МСФО в «Вестнике Банка России» было опубликовано Официальное сообщение Банка России, предусматривающее концептуальные основы перехода, порядок и сроки составления финансовой отчетности по МСФО
  • В течение II полугодия 2003 года -2004 года Банк России провел цикл семинаров с руководителями, главными бухгалтерами, руководителями отделов внутреннего аудита кредитных организаций
  • 25 декабря 2003 года были изданы нормативные акты Банка России:
    • № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности» кредитными организациями»
    • № 181-Т «О Методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» и
    • № 182-Т «О применении в работе Указания по раскрытию информации по МСФО, опубликованных ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс»».

Этап 3: Переход банковского сектора РФ на подготовку финансовой отчетности по МСФО (с 2004 г.)

  • В 2004 году на интернет-сайте Банка России была открыта рубрика «Переход банковской системы РФ на МСФО».
  • Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180:
  1. «направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям»;
  2. «Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации»;
  3. «В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО».
  4. В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации.
  • Проект закона «О консолидированной финансовой отчетности» 29 октября 2004 года первое чтение в Государственной Думе РФ.
  • II. МСФО и банковский сектор РФ в 2004 году: итоги

    В течение 2004 года более 1000 российских банков проделали большую работу по составлению финансовой отчетности по МСФО.

    Особенно сложным для российских банков является применение МСФО по следующим вопросам:

    1. Оценка справедливой стоимости активов и пассивов, особенно финансовых инструментов;
    2. Определение структуры дочерних и зависимых компаний с учетом владения и контроля;
    3. В банковском секторе России получили новый импульс процессы слияний и поглощений => особое значение приобретает оценка бизнеса банков и связанных с ним рисков на основе финансовой отчетности по МСФО.
    4. Признание доходов и расходов (МСФО 18) существенно усложнилось с введением МСФО 39 с 2001 года: доходы и расходы должны амортизироваться (относиться на счет прибылей и убытков) в течение срока жизни финансовых активов и пассивов.

    Данные требования способствуют равномерному признанию расходов и расходов по отчетным периодам и снижают возможности манипулирования финансовыми результатами компаний.
    В 2004 году диалог Банка России с кредитными организациями для оказания методологической помощи происходит путем постоянных консультаций по вопросам применения МСФО, в том числе путем размещения ответов на возникающие у кредитных организаций вопросы на официальном сайте Банка России.
    Переход на МСФО – это нечто большее, чем просто изменение правил бухгалтерского учета.
    Новый подход к подготовке финансовой отчетности российскими банками повлечет за собой изменение системы требований к работе и оценки труда сотрудников банков.
    Переход на МСФО также потребует проведения обучения широкого круга сотрудников основам теории и практики применения МСФО, а также оценки практического влияния перехода на МСФО на выполнение повседневных обязанностей банковских специалистов.
    Ниже приведены обобщенные данные по обучению специалистов Банкэ,России и кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО в 2003-2004 гг.:

    Обучение специалистов Банка России и кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО в 2003 – 2004 гг. (человек)

    Всего в том числе
    2003 г. 2004 г.
    Специалисты Банка России 1187 535 652
    Специалисты кредитных организаций 3752 1 220 2532
    Всего: 4939 1755 3184

    Обучение представителей кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО в 2003 – 2004 гг.

    Наименование курса Прошли обучение Справочно: количество КО
    КО (ед.) Представители
    Курс для руководителей
    КО (по 1 чел.)
    1088 1088 1332
    Курс для главных бухгалтеров
    и руководителей службы
    внутреннего контроля
    КО (по 2 чел)
    1332 2664 1332
    Всего: X 3752

    III. Мифы, связанные с МСФО

    Миф Реальность
    • Миф1
    МСФО ориентированы на использование рыночных оценок активов и обязательств компании при подготовке финансовой отчетности. В России отсутствуют развитые рынки подержанного оборудования, не развита система купли-продажи долгов компаний. Отсюда, использование МСФО в России имеет ряд естественных ограничений, очень многие вопросы могут быть решены только на основании субъективной оценки тех специалистов, которые готовят финансовую отчетность, что может повлиять на качество.
    Отсутствие или недоразвитость ряда секторов рынка РФ не причина для отказа от применения МСФО. Наоборот, необходимость соответствия МСФО потребует от участников рынка разработки и применения методов моделирования на основе статистических данных для формирования профессиональных суждений для целей оценки «справедливой стоимости» финансовых активов и пассивов.
    • Миф 2
    При существующем уровне финансового управления в компаниях нередко отсутствует элементарная систематически подготовленная информация, которая служит основой для финансового управления, например, о сроках возникновения дебиторской задолженности, графиках погашения кредиторской задолженности. Т.е. эта информация имеется, но она разрознена, не всегда ею владеют бухгалтерские службы.
    Громкие корпоративные скандалы последних лет кроются в недостатках систем корпоративного управления и контроля компаний. МСФО, среди прочих, как раз и является одним из механизмов, стимулирующих и требующих налаживания систем оценки, учета и подготовки финансовой и управленческой отчетности.
    • МифЗ
    До сих пор в большинстве компаний отчетность воспринимается как инструмент налогового планирования, она не рассматривается как источник объективной информации о деятельности компании, поэтому специалист в области бухгалтерского учета является пассивным счетоводом, обобщающим не всегда своевременную и не всегда уже важную для управления информацию.
    Активное использование МСФО создает основу для повышения престижа и значимости бухгалтерской профессии. В рыночной экономике бухгалтер превращается из счетовода, фиксирующего события хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, в экономиста высочайшего класса, способного не только понять и оценить любое явление хозяйственной жизни, но предусмотреть его, предложить пути развития событий. МСФО нацеливают именно на это. Они ставят бухгалтера в положение, когда он неизбежно должен расширить круг своих полномочий и обязанностей и, как следствие, знаний и навыков. Это, в свою очередь, заставит каждого бухгалтера переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом – осознать значение бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики. В данном контексте возрастают требования к профессиональным качествам должностных лиц из числа руководителей кредитных организаций, которые обязаны подписывать финансовую отчетность, проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок к российской бухгалтерской отчетности
    • Миф 4
    В некоторых публикациях говорится, что только слаборазвитые страны, не имеющие собственных бухгалтерских традиций, переходят на МСФО.
    Это либо недостаток информации, либо сознательная дезинформация. Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире. Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 года все европейские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, будут обязаны готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Австралия и Великобритания заявили о введении МСФО. В США на финансовых рынках допускается использовать финансовую отчетность по МСФО, и параллельно проводится работа по сближению ОПБУ США с МСФО Применение МСФО сейчас приобретает глобальный характер, 92 страны уже заявили о своем переходе на применение МСФО.
    • Миф 5
    5.1. Отсутствие бухгалтерских учетных записей (первичного учета), соответствующего МСФО, не дает возможности готовить финансовую отчетность по МСФО. 5.2. Невозможно составлять консолидированную финансовую отчетность групп и холдингов по МСФО, а индивидуальную отчетность юридических лиц, входящих в группы и холдинги – по российским правилам.
    5.1. Это часто встречающееся заблуждение. В настоящее время компании в большинстве стран мира готовят финансовую отчетность по МСФО на базе учетных записей, соответствующих требованиям национального законодательства. Поэтому финансовая отчетность по МСФО готовится методом трансформации. Этот метод сегодня применяется повсеместно в Европе и других странах. 5.2. Приведенная точка зрения абсолютно не соответствует действительности. Если бы она была верна, то нельзя было бы доверять финансовой отчетности практически ни одной компании в мире. Абсолютное большинство западных компаний составляют консолидированную отчетность по МСФО именно на основе национальной отчетности юридических лиц. Применяется метод трансформации, когда все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальную отчетность по национальным правилам; затем эти отчетности сводятся, трансформируются и корректируются согласно МСФО
    • Миф 6
    На Западе только консолидированная отчетность может составляться по МСФО.
      Практика ведения бизнеса и результаты деятельности общественно значимых институтов, к которым относятся все кредитные организации, оказывают кардинальное влияние на стабильность и перспективы развития экономики страны в целом. Поэтому подготовка финансовой отчетности по МСФО банковским сектором Российской Федерации необходима для целей укрепления доверия к экономике страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
    • Миф7
    МСФО является основным средством привлечения инвестиций.
    На самом деле, наличие финансовой отчетности по МСФО упрощают выход на фондовые рынки, способствует снижению стоимости заимствований. Однако сама по себе финансовая отчетность по МСФО не может гарантировать приток инвестиций.
    • Миф 8
    МСФО – это стандарты, принимаемые иностранной организацией, членом которой Россия не является. Значит, по существу, отчетность российских компаний отдается на откуп иностранной организации, которая вполне может и не учесть или просто пренебречь интересами российского бизнеса?
    Распространенное заблуждение. Наряду с другими государствами Россия может активно участвовать в разработке и принятии МСФО. Россия, как и ни одно другое государство, не может быть членом Комитета по МСФО, потому что эта организация не имеет членства. Однако, как и любая другая страна с богатыми бухгалтерскими традициями, Россия участвует в процессе совершенствования МСФО. Банк России в течение ряда лет предоставляет в КМСФО комментарии по проектам стандартов, находящихся в процессе разработки или доработки.
    • Миф 9
    Банковские системы многих стран уже перешли на применение МСФО.
    Можно говорить о том, что банковская система страны перешла на применение МСФО только в том случае, когда финансовые отчетности кредитных организаций подготовлены в соответствии с действующими международными стандартами финансовой отчетности на дату ее составления. К ноябрю 2004 года об этом публично заявили банковские системы Австралии, России и Великобритании.
    • Миф 10
    Переход российского банковского сектора на МСФО – заказ иностранного капитала с целью скупить российские компании за бесценок.
    Такое утверждение не только неверно, но даже опасно. За примером обратимся к Польше, Чехии, Латвии, в банковских секторах которых больше нет ни одного национального банка. Процесс приобретения банков этих стран крупнейшими международными финансовыми группами занял всего 2-3 года. Поэтому переход российского банковского сектора на МСФО – это единственно верный путь, чтобы: Оценить стоимость своего бизнеса и его перспектив; Определить те сферы управления деятельностью банка, которые нуждаются в скорейшем и коренном улучшении; Заручиться гарантиями акционеров об увеличении капитальной базы банка и о выделении требуемых ресурсов для улучшения корпоративного управления и контроля; В случае отсутствия желания со стороны акционеров развивать бизнес принадлежащего им банка (например, банковский бизнес не является приоритетным для этого акционера), необходимо принять решение о дальнейшей судьбе этого актива и как можно быстрее. Непрофильный актив, в развитии которого собственник мало заинтересован, лучше продать. Иначе через некоторое время продавать будет нечего

    IV. Повышение общественного доверия к финансовой отчетности – необходимое условие конкурентного банковского бизнеса

    Возрастание роли корпоративного управления и контроля и связанных с этим систем -это важнейший фактор восстановления доверия к финансовой отчетности компаний, в особенности в тех случаях, когда оценка «справедливой стоимости» финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности компании. Передовой опыт и расширенные требования к публикации корпоративной информации в отношении финансовых инструментов Для оценки «справедливой стоимости» которых используется профессиональное суждение, позволят повысить общественное доверие к финансовой отчетности.
    Финансовая отчетность по МСФО финансовых институтов как общественно значимых организаций должна способствовать повышению общественного доверия к финансовым институтам и экономике страны в целом.

    Поэтому каждого финансовому институту рекомендуется следовать передовой практике по обеспечению объективности, последовательности и целостности процедур оценки и учета и подготовки финансовой отчетности в следующих областях:

    • Системы управления;
    • Системы контроля;
    • Процедуры проверки справедливой стоимости;
    • Аудит.

    Системы управления:

    • Должна быть четко выраженная структура управления, включая соответствующее разделение обязанностей, а также установленные процедуры оперативного доведения информации о проблемах и исключительных ситуациях до Совета Директоров и/или Комитета по аудиту при Совете Директоров.
    • Высшее руководство должно отвечать за управление и мониторинг процедур контроля и оценки.

    Руководство должно предоставлять отчет о результатах деятельности компании непосредственно Совету Директоров или Комитету по аудиту.

    Системы управления:

    • Первичную ответственность за формирование профессионального суждения о «справедливой стоимости» финансовых инструментов должна нести компания в рамках системы управления рисками. Конечную ответственность за определение «справедливой стоимости», включенной в финансовую отчетность по МСФО, необходимо исключить из сферы управления рисками.
    • Высшему руководству компании следует убедиться в том, что в компании имеются достаточные кадровые ресурсы, опытные, квалифицированные и хорошо оплачиваемые сотрудники, которые способны обеспечить выполнение функций контроля, управления рисками и независимой проверки цен на уровне самых высоких стандартов.

    Системы контроля:

    • Совет Директоров или Комитет по аудиту должны установить, утвердить и контролировать лимиты рисков (как рыночных, так и кредитных) в рамках компании и суммарный предельный уровень риска.
    • Компании должны раскрывать достаточный объем информации о финансовых активах и пассивах, оцененных по «справедливой стоимости» в финансовой отчетности по МСФО. Эти сведения должны соответствовать методам оценки рисков и управления ими.
    • Необходимо разработать процедуры получения одобрения на совершение новых видов операций и операций на новых рынках (утверждение нового продукта) и соответствующие подходы к системам контроля и управления рисками. Это является критически важным элементом систем контроля.
    • За профессиональные суждения о «справедливой стоимости», включенной в финансовую отчетность по МСФО, ответственность должны нести квалифицированные и опытные сотрудники отдела независимой проверки «справедливой стоимости» финансовых инструментов.
    • Необходимо разработать процедуры своевременного независимого анализа структурированных комплексных сделок.

    Процедуры проверки справедливой стоимости:

    • Компании должны установить процедуры регулярных проверок процедур формирования профессиональных суждений о «справедливой стоимости» финансовых инструментов. Результаты проверки следует предоставлять высшему руководству компании. В тех случаях, когда оценка «справедливой стоимости» финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности компании, высшее руководство должно предоставить отчет о результатах проверки «справедливой стоимости» Совету Директоров или Комитету по аудиту.

    Аудит:

    • Отдел внутреннего аудита должен по меньшей мере ежегодно анализировать процедуры независимой проверки системы формирования профессиональных суждений о «справедливой стоимости» финансовых инструментов и процедуры контроля.
    • Внешние аудиторы должны с особой тщательностью проверять функционирование систем контроля в компании, включая процедуры проверки процедур формирования профессиональных суждений о «справедливой стоимости» финансовых инструментов и операций, особенно в тех компаниях, для которых оценка «справедливой стоимости» финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности этих компаний.

    V. МСФО и Базель II «Международная конвергенция методов оценки капитала и стандартов по капиталу». Финансовая отчетность по МСФО – основа для применения Базеля II.

    • Несмотря на то что многие требования (и исходные данные) для обоих подходов весьма близки, банкам не следует упускать из виду тот факт, что цели МСФО и Базель II принципиально различны.
    • Цель МСФО -гарантировать полное отражение всех понесенных потерь в финансовой отчетности, а цель Базеля II – гарантировать создание необходимых резервов под ожидаемые потери в течение следующих 12 месяцев, а также под непредвиденные потери по кредитам.
    • МСФО позиционируется как модель расчета понесенных убытков, а Базель II предназначен для оценки будущих ожидаемых и непредвиденных потерь.
    • Базель II применяется для целей регулирования и надзора. Чтобы минимизировать затраты, банкам рекомендуется максимально синхронизировать процессы внедрения МСФО (для целей подготовки финансовой отчетности) и подготовки к Базелю II.

    Автор: