I. История создания МСФО и их внедрения в банковском секторе РФ
Переход на подготовку финансовой отчетности по МСФО в банковском секторе РФ стал результатом длительной и планомерной работы, возглавляемой Банком России.
Банк России | Комитет по МСФО |
Основные этапы этой работы:
Этап 1: Становление (1991 -1998 годы) Принятие государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1993 года) и Советом Министров – Правительством Российской Федерации (Постановление Совета Министров РФ № 121 от 12 февраля 1993 года). | Идея унификации бухгалтерской отчетности во всем мире имеет давнюю историю. Но только после Второй мировой войны появились реальные предпосылки этого процесса: активная деятельность транснациональных корпораций, развитие финансовых рынков и мировой торговли. С конца 30-х основным фактором, стимулирующим разработку и внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), стала интернационализация финансовых рынков |
Первым российским банком, подготовившим финансовую отчетность по МСФО, стал банк «Возрождение» (финансовая отчетность по МСФО за 1991 год)
Введение Банком России в 1993 году в практику банковского регулирования и надзора Инструкции № 17 «Временная инструкция по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками» Эта Инструкция явилась частью государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», одобренной Верховным Советом Российской Федерации и Советом Министров -Правительством Российской Федерации в 1993 г. | КМСФО был основан в 1973 году. Задачи:
формировать и публиковать стандарты подготовки финансовой отчетности и содействовать их всемирному признанию; работать над совершенствованием и совместимостью между собой стандартов, посвященных представлению финансовой отчетности В 1973 г. общественные бухгалтерские (аудиторские) организации ряда стран (в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, США, Франции) создали международную профессиональную неправительственную организацию – Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). |
Цель Инструкции заключалась в том, чтобы представить коммерческим банкам новую форму финансовой отчетности, которая явилась значительным шагом к приведению норм бухгалтерского учета, применяемого в банках России, в соответствии с международными стандартами и практикой.
Поддержка инициативы Банка России по подготовке финансовой отчетности по МСФО передовыми российскими коммерческими банками (1993 – 1998). | С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчетности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета
В начале 90-х МСФО начали постепенно завоевывать крупнейшие мировые рынки, Международная организация комиссий по-ценным бумагам (Ю8СО) рекомендовала использовать МСФО для международного листинга Активно поддержал внедрение стандартов Базельский комитет по банковскому надзору. Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ) при КМСФО был созддн в апреле 1997 года для предоставления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО, которые имели бы силу во всем мире. |
Международные принципы финансовой отчетности были частично учтены при подготовке Плана счетов и Правил ведения бухгалтерского учета, которые были введены в банковском секторе России с 1 января 1998 года
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N283. | В 2000 г. КМСФО был реорганизован и активизировал свою работу. С этого момента можно вести отсчет «триумфального шествия» МСФО по миру. Более 50 крупнейших стран приняли специальные планы перехода или сближения национальных стандартов с МСФО.
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был создан в апреле 2001 года и заменил собой Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Цель реорганизации Комитета – повышение качества и последовательности в подготовке финансовой отчетности путем применения лучшей международной практики и устранения альтернативных подходов в МСФО ( IFRS ), опубликованных еще Комитетом по МСФО. |
Этап 2: Частичное применение и анализ (1999 – 2003)
В рамках Международного координационного Комитета по развитию банковского дела в России в 1999 году в Банке России была создана и функционировала Рабочая Группа по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Российской Федерации Группа также проводила работу по разработке методологии и ее применению на практике в рамках выполнения проекта ТАСИС | Фондовые рынки требуют постоянного развития и усовершенствования МСФО (через Международную организацию Комиссий по ценным бумагам ( IOSCO ), национальные органы, устанавливающие стандарты и т.п.). В ответ на это в мае 2002 года СМСФО опубликовал Проект дальнейшего совершенствования стандартов.
К декабрю 2003 года СМСФО пересмотрел 13 из существующих 34 Международных стандартов финансовой отчетности ( IFRS ). |
Европейское сообщество финансировало выполнение проекта «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Российской Федерации» в рамках программы ТАСИС. Данный проект был организован ТАСИС для Банка России при участии консультанта ПрайсвотерхаусКуперс, который был выбран ТАСИС в качестве подрядчика по данному проекту по результатам проведенного тендера
В период с августа 2000 года по июль 2002 года был выполнен Проект ТАСИС «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Российской Федерации». Начиная с 1999 года, Банк России приступил к составлению финансовой отчетности по МСФО. | ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах использовать МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности, начиная с 2005 года.
Австралия, Россия и Великобритания заявили о полном переходе на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 2005 года Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал соглашение с КМСФО о проведении совместной работы по устранению различий и конвергенции МСФО и ОПБУ США |
Банк России
- Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, утвержденная Правительством и Банком России в декабре 2001 года в качестве одного из самых главных элементов модернизации российского банковского сектора, предусмотрела переход на МСФО с 1 января 2004 года.
- По завершении проекта ТАСИС Банк России продолжал активную работу по выработке плана перехода банковской системы Российской Федерации на МСФО. В сентябре 2002 года был создан Комитет Банка России по МСФО.
- В начале 2003 года Правительством Российской Федерации был одобрен, в целом, план перехода на МСФО, в том числе и банковского сектора.
- В июне 2003 года в целях обеспечения планомерной работы по организации перехода банковского сектора на МСФО в «Вестнике Банка России» было опубликовано Официальное сообщение Банка России, предусматривающее концептуальные основы перехода, порядок и сроки составления финансовой отчетности по МСФО
- В течение II полугодия 2003 года -2004 года Банк России провел цикл семинаров с руководителями, главными бухгалтерами, руководителями отделов внутреннего аудита кредитных организаций
- 25 декабря 2003 года были изданы нормативные акты Банка России:
- № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности» кредитными организациями»
- № 181-Т «О Методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» и
- № 182-Т «О применении в работе Указания по раскрытию информации по МСФО, опубликованных ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс»».
Этап 3: Переход банковского сектора РФ на подготовку финансовой отчетности по МСФО (с 2004 г.)
- В 2004 году на интернет-сайте Банка России была открыта рубрика «Переход банковской системы РФ на МСФО».
- Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180:
- «направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям»;
- «Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации»;
- «В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО».
- В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации.
II. МСФО и банковский сектор РФ в 2004 году: итоги
В течение 2004 года более 1000 российских банков проделали большую работу по составлению финансовой отчетности по МСФО.
Особенно сложным для российских банков является применение МСФО по следующим вопросам:
- Оценка справедливой стоимости активов и пассивов, особенно финансовых инструментов;
- Определение структуры дочерних и зависимых компаний с учетом владения и контроля;
- В банковском секторе России получили новый импульс процессы слияний и поглощений => особое значение приобретает оценка бизнеса банков и связанных с ним рисков на основе финансовой отчетности по МСФО.
- Признание доходов и расходов (МСФО 18) существенно усложнилось с введением МСФО 39 с 2001 года: доходы и расходы должны амортизироваться (относиться на счет прибылей и убытков) в течение срока жизни финансовых активов и пассивов.
Данные требования способствуют равномерному признанию расходов и расходов по отчетным периодам и снижают возможности манипулирования финансовыми результатами компаний.
В 2004 году диалог Банка России с кредитными организациями для оказания методологической помощи происходит путем постоянных консультаций по вопросам применения МСФО, в том числе путем размещения ответов на возникающие у кредитных организаций вопросы на официальном сайте Банка России.
Переход на МСФО – это нечто большее, чем просто изменение правил бухгалтерского учета.
Новый подход к подготовке финансовой отчетности российскими банками повлечет за собой изменение системы требований к работе и оценки труда сотрудников банков.
Переход на МСФО также потребует проведения обучения широкого круга сотрудников основам теории и практики применения МСФО, а также оценки практического влияния перехода на МСФО на выполнение повседневных обязанностей банковских специалистов.
Ниже приведены обобщенные данные по обучению специалистов Банкэ,России и кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО в 2003-2004 гг.:
Обучение специалистов Банка России и кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО в 2003 – 2004 гг. (человек)
Всего | в том числе | ||
2003 г. | 2004 г. | ||
Специалисты Банка России | 1187 | 535 | 652 |
Специалисты кредитных организаций | 3752 | 1 220 | 2532 |
Всего: | 4939 | 1755 | 3184 |
Обучение представителей кредитных организаций теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО в 2003 – 2004 гг.
Наименование курса | Прошли обучение | Справочно: количество КО | |
КО (ед.) | Представители | ||
Курс для руководителей
КО (по 1 чел.) | 1088 | 1088 | 1332 |
Курс для главных бухгалтеров
и руководителей службы внутреннего контроля КО (по 2 чел) | 1332 | 2664 | 1332 |
Всего: | X | 3752 |
III. Мифы, связанные с МСФО
Миф | Реальность |
| Отсутствие или недоразвитость ряда секторов рынка РФ не причина для отказа от применения МСФО. Наоборот, необходимость соответствия МСФО потребует от участников рынка разработки и применения методов моделирования на основе статистических данных для формирования профессиональных суждений для целей оценки «справедливой стоимости» финансовых активов и пассивов. |
| Громкие корпоративные скандалы последних лет кроются в недостатках систем корпоративного управления и контроля компаний. МСФО, среди прочих, как раз и является одним из механизмов, стимулирующих и требующих налаживания систем оценки, учета и подготовки финансовой и управленческой отчетности. |
| Активное использование МСФО создает основу для повышения престижа и значимости бухгалтерской профессии. В рыночной экономике бухгалтер превращается из счетовода, фиксирующего события хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, в экономиста высочайшего класса, способного не только понять и оценить любое явление хозяйственной жизни, но предусмотреть его, предложить пути развития событий. МСФО нацеливают именно на это. Они ставят бухгалтера в положение, когда он неизбежно должен расширить круг своих полномочий и обязанностей и, как следствие, знаний и навыков. Это, в свою очередь, заставит каждого бухгалтера переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом – осознать значение бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики. В данном контексте возрастают требования к профессиональным качествам должностных лиц из числа руководителей кредитных организаций, которые обязаны подписывать финансовую отчетность, проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок к российской бухгалтерской отчетности |
| Это либо недостаток информации, либо сознательная дезинформация. Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире. Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 года все европейские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, будут обязаны готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Австралия и Великобритания заявили о введении МСФО. В США на финансовых рынках допускается использовать финансовую отчетность по МСФО, и параллельно проводится работа по сближению ОПБУ США с МСФО Применение МСФО сейчас приобретает глобальный характер, 92 страны уже заявили о своем переходе на применение МСФО. |
| 5.1. Это часто встречающееся заблуждение. В настоящее время компании в большинстве стран мира готовят финансовую отчетность по МСФО на базе учетных записей, соответствующих требованиям национального законодательства. Поэтому финансовая отчетность по МСФО готовится методом трансформации. Этот метод сегодня применяется повсеместно в Европе и других странах. 5.2. Приведенная точка зрения абсолютно не соответствует действительности. Если бы она была верна, то нельзя было бы доверять финансовой отчетности практически ни одной компании в мире. Абсолютное большинство западных компаний составляют консолидированную отчетность по МСФО именно на основе национальной отчетности юридических лиц. Применяется метод трансформации, когда все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальную отчетность по национальным правилам; затем эти отчетности сводятся, трансформируются и корректируются согласно МСФО |
| Практика ведения бизнеса и результаты деятельности общественно значимых институтов, к которым относятся все кредитные организации, оказывают кардинальное влияние на стабильность и перспективы развития экономики страны в целом. Поэтому подготовка финансовой отчетности по МСФО банковским сектором Российской Федерации необходима для целей укрепления доверия к экономике страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках. |
| На самом деле, наличие финансовой отчетности по МСФО упрощают выход на фондовые рынки, способствует снижению стоимости заимствований. Однако сама по себе финансовая отчетность по МСФО не может гарантировать приток инвестиций. |
| Распространенное заблуждение. Наряду с другими государствами Россия может активно участвовать в разработке и принятии МСФО. Россия, как и ни одно другое государство, не может быть членом Комитета по МСФО, потому что эта организация не имеет членства. Однако, как и любая другая страна с богатыми бухгалтерскими традициями, Россия участвует в процессе совершенствования МСФО. Банк России в течение ряда лет предоставляет в КМСФО комментарии по проектам стандартов, находящихся в процессе разработки или доработки. |
| Можно говорить о том, что банковская система страны перешла на применение МСФО только в том случае, когда финансовые отчетности кредитных организаций подготовлены в соответствии с действующими международными стандартами финансовой отчетности на дату ее составления. К ноябрю 2004 года об этом публично заявили банковские системы Австралии, России и Великобритании. |
| Такое утверждение не только неверно, но даже опасно. За примером обратимся к Польше, Чехии, Латвии, в банковских секторах которых больше нет ни одного национального банка. Процесс приобретения банков этих стран крупнейшими международными финансовыми группами занял всего 2-3 года. Поэтому переход российского банковского сектора на МСФО – это единственно верный путь, чтобы: Оценить стоимость своего бизнеса и его перспектив; Определить те сферы управления деятельностью банка, которые нуждаются в скорейшем и коренном улучшении; Заручиться гарантиями акционеров об увеличении капитальной базы банка и о выделении требуемых ресурсов для улучшения корпоративного управления и контроля; В случае отсутствия желания со стороны акционеров развивать бизнес принадлежащего им банка (например, банковский бизнес не является приоритетным для этого акционера), необходимо принять решение о дальнейшей судьбе этого актива и как можно быстрее. Непрофильный актив, в развитии которого собственник мало заинтересован, лучше продать. Иначе через некоторое время продавать будет нечего |
IV. Повышение общественного доверия к финансовой отчетности – необходимое условие конкурентного банковского бизнеса
Возрастание роли корпоративного управления и контроля и связанных с этим систем -это важнейший фактор восстановления доверия к финансовой отчетности компаний, в особенности в тех случаях, когда оценка «справедливой стоимости» финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности компании. Передовой опыт и расширенные требования к публикации корпоративной информации в отношении финансовых инструментов Для оценки «справедливой стоимости» которых используется профессиональное суждение, позволят повысить общественное доверие к финансовой отчетности.
Финансовая отчетность по МСФО финансовых институтов как общественно значимых организаций должна способствовать повышению общественного доверия к финансовым институтам и экономике страны в целом.
Поэтому каждого финансовому институту рекомендуется следовать передовой практике по обеспечению объективности, последовательности и целостности процедур оценки и учета и подготовки финансовой отчетности в следующих областях:
- Системы управления;
- Системы контроля;
- Процедуры проверки справедливой стоимости;
- Аудит.
Системы управления:
- Должна быть четко выраженная структура управления, включая соответствующее разделение обязанностей, а также установленные процедуры оперативного доведения информации о проблемах и исключительных ситуациях до Совета Директоров и/или Комитета по аудиту при Совете Директоров.
- Высшее руководство должно отвечать за управление и мониторинг процедур контроля и оценки.
Руководство должно предоставлять отчет о результатах деятельности компании непосредственно Совету Директоров или Комитету по аудиту.
Системы управления:
- Первичную ответственность за формирование профессионального суждения о «справедливой стоимости» финансовых инструментов должна нести компания в рамках системы управления рисками. Конечную ответственность за определение «справедливой стоимости», включенной в финансовую отчетность по МСФО, необходимо исключить из сферы управления рисками.
- Высшему руководству компании следует убедиться в том, что в компании имеются достаточные кадровые ресурсы, опытные, квалифицированные и хорошо оплачиваемые сотрудники, которые способны обеспечить выполнение функций контроля, управления рисками и независимой проверки цен на уровне самых высоких стандартов.
Системы контроля:
- Совет Директоров или Комитет по аудиту должны установить, утвердить и контролировать лимиты рисков (как рыночных, так и кредитных) в рамках компании и суммарный предельный уровень риска.
- Компании должны раскрывать достаточный объем информации о финансовых активах и пассивах, оцененных по «справедливой стоимости» в финансовой отчетности по МСФО. Эти сведения должны соответствовать методам оценки рисков и управления ими.
- Необходимо разработать процедуры получения одобрения на совершение новых видов операций и операций на новых рынках (утверждение нового продукта) и соответствующие подходы к системам контроля и управления рисками. Это является критически важным элементом систем контроля.
- За профессиональные суждения о «справедливой стоимости», включенной в финансовую отчетность по МСФО, ответственность должны нести квалифицированные и опытные сотрудники отдела независимой проверки «справедливой стоимости» финансовых инструментов.
- Необходимо разработать процедуры своевременного независимого анализа структурированных комплексных сделок.
Процедуры проверки справедливой стоимости:
- Компании должны установить процедуры регулярных проверок процедур формирования профессиональных суждений о «справедливой стоимости» финансовых инструментов. Результаты проверки следует предоставлять высшему руководству компании. В тех случаях, когда оценка «справедливой стоимости» финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности компании, высшее руководство должно предоставить отчет о результатах проверки «справедливой стоимости» Совету Директоров или Комитету по аудиту.
Аудит:
- Отдел внутреннего аудита должен по меньшей мере ежегодно анализировать процедуры независимой проверки системы формирования профессиональных суждений о «справедливой стоимости» финансовых инструментов и процедуры контроля.
- Внешние аудиторы должны с особой тщательностью проверять функционирование систем контроля в компании, включая процедуры проверки процедур формирования профессиональных суждений о «справедливой стоимости» финансовых инструментов и операций, особенно в тех компаниях, для которых оценка «справедливой стоимости» финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности этих компаний.
V. МСФО и Базель II «Международная конвергенция методов оценки капитала и стандартов по капиталу». Финансовая отчетность по МСФО – основа для применения Базеля II.
- Несмотря на то что многие требования (и исходные данные) для обоих подходов весьма близки, банкам не следует упускать из виду тот факт, что цели МСФО и Базель II принципиально различны.
- Цель МСФО -гарантировать полное отражение всех понесенных потерь в финансовой отчетности, а цель Базеля II – гарантировать создание необходимых резервов под ожидаемые потери в течение следующих 12 месяцев, а также под непредвиденные потери по кредитам.
- МСФО позиционируется как модель расчета понесенных убытков, а Базель II предназначен для оценки будущих ожидаемых и непредвиденных потерь.
- Базель II применяется для целей регулирования и надзора. Чтобы минимизировать затраты, банкам рекомендуется максимально синхронизировать процессы внедрения МСФО (для целей подготовки финансовой отчетности) и подготовки к Базелю II.