Новые стандарты аудиторской отчетности

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 2 2003г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В соответствии со ст. 9, вступившей в силу 10 сентября 2002 г. – по истечении года со дня вступления в силу самого закона, «правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой »единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации".

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

  • на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утверждаются Правительством РФ);
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696 утверждены первые шесть федеральных стандартов аудиторской деятельности:
  • Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • Документирование аудита;
  • Планирование аудита;
  • Существенность в аудите;
  • Аудиторские доказательства;
  • Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При этом стандарты аудиторской деятельности, аналогичные по назначению, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ не применяются (Постановлением Правительства РФ от 06.02.02 г. № 80 было предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным предпринимателям до утверждения Правительством РФ федеральных правил надлежит руководствоваться в своей деятельности правилами, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).

Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Новые стандарты максимально приближены к Международным стандартам аудита (практически представляют собой перевод МСА). Поэтому теперь российские аудиторы, соблюдающие отечественные стандарты, могут сказать, что они соблюдают и МСА.

Новые аудиторские стандарты, как и старые, устанавливают единые базовые принципы, определяют нормативные требования к деятельности аудитора в целом, а не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и зависеть от конкретной аудиторской фирмы или конкретного аудитора.

Приведенные ниже таблицы 1-6, построенные по принципу сравнения, наглядно демонстрируя те изменения, которые связаны с вил (стандартов) аудиторской деятельности, появлением первых шести федеральных прав утвержденных Правительством РФ.

Таблица I
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 1
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
Название стандарта Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Содержание стандарта Общие положения
Цели аудита бухгалтерской отчетности
Основополагающие принципы аудита
Объем и стадии аудиторской проверки
Уровень аудиторских гарантий
Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности
Введение
Цель аудита
Общие принципы аудита
Объем аудита
Разумная уверенность Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность
Цель аудита Формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях Выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях

Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица
Общие принципы аудита Независимость
Честность
Объективность
Профессиональная компетентность
Добросовестность Конфиденциальность
Профессиональное поведение
Объем аудита Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки

Основные мероприятия в ходе аудита включают в себя: o планирование аудита; o получение аудиторских доказательств;
  • использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;
  • документирование аудита;
  • обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта
  • Это аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах (определяются с учетом правил (стандартов) аудита)
    Разумная уверенность Аудиторская организация обязана достичь в ходе аудита приемлемой уверенности в надежности своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений

    В некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства
    Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность Руководство экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности. Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях Руководство аудируемого лица несет ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

    ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 2
    Документирование аудита

    Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
    Название стандарта Документирование аудита
    Содержание стандарта Общие положения
    Основы подготовки рабочей документации аудита
    Требования к содержанию рабочей документации
    Требования к оформлению рабочей документации
    Порядок хранения рабочей документации
    Введение
    Форма и содержание рабочих документов
    Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них
    Обязательность документирования Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита Аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
    Объем документирования Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации. Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов
    Требования к оформлению рабочей документации Обязательные реквизиты: o наименование документа; o наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит; o период, за который проводится аудит; o дата выполнения аудиторской процедуры; o содержание документа; o личная подпись лица, создавшего документ, ее расшифровка; o дата проверки документа; o личная подпись лица, проверившего документ, ее расшифровка. Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудитора, должен иметь идентификационный номер В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации
    Состав рабочей документации
    Приведен в Приложении №1 к стандарту: Приведен в тексте стандарта:
    информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;
    извлечения или копии учредительных документов, иных важных юридических документов;
    информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
    материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита;
    записи об изучении и оценке СБУ и СВК;
    доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля;
    доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
    анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
    анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта;
    записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур;
    материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами;
    сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры;
    подробная информация о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений, дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
    копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом;
    копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом;
    письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта;
    выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита;
    копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта к опии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения
    Хранение рабочей документации Рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде

    Выдача рабочей документации работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не должна допускаться.
    Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов
    Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации, но не менее пяти лет

    ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) №3
    Планирование аудита

    Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
    Название стандарта Планирование аудита
    Содержание стандарта Общие положения
    Назначение и принципы планирования аудита
    Содержание предварительного планирования аудита
    Принципы подготовки общего плана и программы аудита
    Подготовка и составление общего плана аудита
    Подготовка и составление программы аудита
    Введение
    Планирование работы
    Общий план аудита
    Программа аудита
    Изменения в общем плане и программе аудита
    Принципы планирования Комплексность планирования
    Непрерывность планирования
    Оптимальность планирования
    Аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно
    Этапы планирования Предварительное планирование аудита
    Подготовка и составление общего плана аудита
    Подготовка и составление программы аудита
    Содержание предварительного планирования аудита На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться:
    • с организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
    • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
    • структурой капитала и курсом акций;
    • технологическими особенностями производства продукции;
    • уровнем рентабельности;
    • основными покупателями и поставщиками;
    • порядком распределения прибыли;
    • существованием дочерних и зависимых организаций;
    • организованной экономическим субъектом СВК;
    • принципами формирования оплаты труда персонала
    Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность
    Общий план аудита Служит руководством при разработке программы аудита
    Содержание: o сроки проведения аудита; o график проведения аудита, подготовки отчета;
    • положения по планированию управления и контроля качества аудита;
    • формирование аудиторской группы, численность и квалификация аудиторов;
    • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями;
    • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с ФХД;
    • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора;
    • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
    • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы;
    • роль внутреннего аудита;
    • необходимость привлечения экспертов
    План аудита – предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Необходимо принимать во внимание:
    • деятельность аудируемого лица;
    • СБУ и СВК;
    • риск и существенность;
    • характер, временные рамки и объем процедур;
    • координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
    • прочие аспекты {особенности договора, срок работы сотрудников аудитора, существование аффилированных лиц)
    Программа аудита Представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур. Служит подробной инструкцией ассистентам аудитора, является средством контроля качества работы
    Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу В программу аудита могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита

    ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 4
    Существенность в аудите

    Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
    Название стандарта Существенность и аудиторский риск Существенность в аудите
    Содержание стандарта Общие положения
    Понятие уровня существенности
    Требования, предъявляемые к нахождению уровня существенности
    Применение уровня существенности в аудите
    Понятие риска в аудите и его компонентов
    Внутрихозяйственный риск
    Риск средств контроля Риск не обнаружения
    Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском
    Введение Существенность
    Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском
    Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств
    Оценка последствий искажений
    Определение существенности Существенность информации – это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности
    Стороны существенности Качественная и количественная
    Пример качественной стороны Недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием
    Отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица
    Расчет уровня существенности Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности
    Наличие документа Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер
    Применение уровня существенности в аудите Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности:
    • на этапе планирования при определении объема аудиторских процедур;
    • в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;
    • на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности
    Аудитору следует принимать во внимание существенность:
    • при определении объема аудиторских процедур;
    • оценке последствий искажений
    Распределение уровня существенности по счетам Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки какой-то определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации
    Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: o чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск; o чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск
    Оценка последствий искажений По мере того, как совокупные неисправленные искажения приближаются к уровню существенности, аудитор рассматривает вопрос о снижении риска посредством проведения доп. аудиторских процедур или требует от руководства аудируемого лица внесения поправок в отчетность
    Наличие приложений Приложения № 1, 2 и 3 Отсутствуют

    ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 5
    Аудиторские доказательства

    Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
    Название стандарта Аудиторские доказательства
    Содержание стандарта Общие положения
    Виды аудиторских доказательств
    Источники аудиторских доказательств
    Методы получения аудиторских доказательств
    Введение
    Достаточные надлежащие аудиторские доказательства
    Процедуры получения аудиторских доказательств
    Определение понятия Отсутствует Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора
    Получение аудиторских доказательств На основе следующих аудиторских процедур: o детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам; o аналитическая процедура; o проверка (тест) средств внутреннего контроля В результате проведения комплекса: o процедур проверки по существу: -детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета; – аналитические процедуры; o тестов средств внутреннего контроля
    Требования к аудиторским доказательствам Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки СВК и величины аудиторского риска Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной. На суждение аудитора о том, что является достаточным надлежащим аудиторским доказательством, влияют: o оценка аудиторского риска; o характер СБУ и СВК; o существенность проверяемой статьи; o опыт, приобретенный во время проведения предшествующих аудиторских проверок; o результаты аудиторских процедур, включая возможное обнаружение мошенничества или ошибок; o источник и достоверность информации
    Предпосылки подготовки финансовой отчетности Цель рассмотрения доказательств – подтверждение предпосылок подготовки финансовой отчетности. Это сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы: o существование – наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; o права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; o возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода; o полнота – отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета; o стоимостная оценка – отражение в финансовой отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства; o точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени; o представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности
    Авторские доказательства Внешние, смешанные, внутренние Полученные самой аудиторской организацией и предоставленные экономическим субъектом Документы, письменные показания, устные показания Внешние, внутренние Собранные непосредственно аудитором и полученные от аудируемого лица Документы, письменные заявления, устные заявления
    Методы получения аудиторских доказательств Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) Инвентаризация Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций Подтверждение Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны Проверка документов Прослеживание Аналитические процедуры Подготовка альтернативного баланса Инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов) Наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами) Запрос (поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого 1 лица) Подтверждение (ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях) Пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях) Аналитические процедуры (анализ и оценка полученной аудитором информации)

    ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 6
    Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
    Название стандарта Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
    Содержание стандарта Общие положения
    Назначение аудиторского заключения
    Принципы составления аудиторского заключения
    Состав и содержание аудиторского заключения
    Представление аудиторского заключения
    Заключительные положения
    Введение
    Основные элементы аудиторского заключения
    Аудиторское заключение
    Модифицированное аудиторское заключение
    Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося безоговорочно положительным
    Аудиторское заключение Представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности экономического субъекта Является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ
    Содержание аудиторского заключения Вводная часть
    Аналитическая часть
    Итоговая часть
    Наименование
    Адресат
    Сведения об аудиторе
    Сведения об аудируемом лице
    Вводная часть
    Часть, описывающая объем аудита
    Часть, содержащая мнение аудитора
    Дата аудиторского заключения
    Подпись аудитора
    Вводная часть Название документа – «Аудиторское заключение» Юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы данные лицензии, срок ее действия Номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы Номер расчетного счета аудиторской фирмы Ф.И.О. всех аудиторов, принимавших участие в аудите Наименование – «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» Адресат – лицо, предусмотренное законодательством или договором (как правило, адресуется собственнику, совету директоров) Сведения об аудиторе: o организационно-правовая форма и наименование o место нахождения o номер и дата свидетельства о госрегистрации o данные лицензии o срок действия o членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении Сведения об аудируемом лице: o организационно-правовая форма и наименование o место нахождения o номер и дата свидетельства о госрегистрации o сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности Вводная часть – перечень проверенной отчетности, распределение ответственности
    Аналитическая часть Название части – «Отчет аудиторской фирмы» Адресат – исполнительный орган Объект аудита – либо наименование всех составляющих, либо – «бухгалтерская отчетность» Общие результаты проверки состояния СВК Общие результаты проверки СБУ Общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций Указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит Заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений Указание на то, что аудит проводился на выборочной основе Заявление аудитора, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения
    Название части – «Заключение аудиторской фирмы» Адресат – учредители (участники) экономического субъекта Наименование экономического субъекта Объект аудита Указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность Распределение ответственности Указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит Изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного Мнение аудиторской фирмы о достоверности дата аудиторского заключения Мнение аудитора
    Дата завершения аудита
    Дата аудиторского заключения
    Подпись руководителя аудитора
    Подпись лица, возглавлявшего проверку


    Положение стандарта Старый стандарт Новый стандарт
    Представление аудиторского заключения Вместе с отчетностью должно быть сброшюровано Вместе с отчетностью должно быть сброшюровано, пронумеровано, прошнуровано, опечатано
    Модификация аудиторского заключения Условно положительное – за исключением определенных в заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в РФ
    Отрицательное заключение – в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в РФ
    Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: o факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации; o факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению

    Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения Мнение с оговоркой – если невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение Отрицательное мнение – когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно, что внесение оговорки в заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер отчетности

    Выделим наиболее значимые изменения в рассмотренных стандартах.

    За время существования старых стандартов аудиторы привыкли к тому, что их клиенты именовались как «экономические субъекты». В новых стандартах данное понятие отсутствует и вместо него появилось емкое «аудируемое лицо».

    В новых стандартах не содержится требований к оформлению рабочей документации, к тому – какие реквизиты она должна содержать.

    Старый стандарт «Существенность и аудиторский риск» в соответствии с МСА разделен на два. Стандарт по существенности уже принят, ждет утверждения стандарт по аудиторскому риску.

    Согласно новым стандартам аудиторским фирмам больше не вменяется в обязанность утверждать внутренним документом порядок нахождения уровня существенности и предъявлять его заинтересованным лицам.

    В новых стандартах появилось достаточно новое для отечественного бухгалтерского учета понятие «предпосылки подготовки финансовой отчетности», включающее такие его элементы, как: существование, права и обязанности, возникновение, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие.

    Претерпело изменение содержание аудиторского заключения. Теперь оно не делится на три части, полностью убрана так называемая аналитическая часть, которая сильно перекликалась с Письменной информацией.

    Таким образом, существенных изменений не так уж и много, но все равно аудиторским организациям придется обновить свои внутрифирменные стандарты в целях их соответствия федеральным правилам (стандартам).

    Автор:

     

    Все статьи цикла «Номер 2»

    (состоит из 3 статей)

    Экологический аудит: проблемы и перспективы (15 сентября 2005)

    Новые стандарты аудиторской отчетности (15 сентября 2005)

    Актуальные вопросы регулирования налогообложения в ЕС (15 сентября 2005)