По материалам: IFRS
Фото: https://www.ifrs.org/
Вице-председатель Совета по МСФО Сью Ллойд (Sue Lloyd) выступила с речью на недавней конференции по последним достижениям Американского института сертифицированных бухгалтеров (AICPA) и аудиторского регулятора (также в США) PCAOB, которая традиционно проходит каждый год в декабре, считается событием очень знаковым и всегда собирает ведущих представителей мира международной отчетности. В этот раз, правда, по понятной причине все они присутствовали в онлайн-формате. Сью Ллойд рассказала, как COVID-19 сказался на работе самого Совета, но также поделилась планами на 2021 год, на который возлагаются большие надежды.
Коронавирус и его последствия
Этот год оказался не похожим ни на какой другой – призналась Сью Ллойд. В жизни всякое, конечно, случается, и бывают события и похлеще. Но с учетом охвата он, действительно, стал огромным испытанием как личным, так и для бизнеса. Совет по МСФО тоже организация, хоть и некоммерческая, и ему тоже пришлось с марта этого года перейти на работу “на дому”. Первоначальное чувство необычности и новизны давно ушло, а личного общения с коллегами сильно не хватает.
Тем не менее, пандемия оказалась не в силах остановить IASB (да и мир в целом) от того, чтобы продолжать делать то, что должно быть сделано. Коронавирус – это в первую и в самую главную очередь кризис системы здравоохранения, но и экономические последствия его стали большим вызовом для профессиональных бухгалтеров.
Личный подход Совета по МСФО к минимизации негативных последствий пандемии охватил два направления и, в целом, оказался весьма схожим с подходом Американского Совета по стандартам финансовой отчетности (FASB). С одной стороны, они с самого же начала заняли проактивную позицию в плане поддержки международного МСФО-сообщества в плане применения стандартов в изменившихся условиях. А с другой – они пересмотрели свои рабочие планы с учетом возросшего давления на ключевых стейкхолдеров, предоставив больше времени на консультирование по уже находящимся в отрытом обсуждении проектов, отложив выход готовящихся, и отсрочив вступление в силу отдельных недавних изменений в МСФО. Вполне понятно, что заниматься разработкой стандартов изолированно, без какого-либо участия извне, Совет по МСФО не может, такова его политика.
Когда влияние пандемии впервые стало более-менее проявляться весной, Совет по МСФО воспользовался разветвленными связями с представителями бухгалтерской профессии, организованных рынков и отраслевых регуляторов, чтобы получить представление о специфических сложностях, с которыми столкнулись отдельные организации в новых условиях в плане применения международных стандартов финансовой отчетности. На основе этой информации в марте и апреле этого года разработчики выпустили серию образовательных материалов по двум основным темам, которые посчитали самыми проблемными. Во-первых, это финансовые инструменты, поскольку их учет предполагает оценку ожидаемых кредитных убытков, а в совершенно новых, невиданных прежде условиях это стало нетривиальной задачей. А во-вторых – тема аренды, поскольку с момента официального вступления нового стандарта в силу прошел лишь год, но вот уже “локдаун” по всему миру, который оказал прямое влияние на огромное множество заключенных за этот год арендных соглашений.
Образовательные материалы никак не повлияли на сами требования, зато разъяснили, как следовать базовым принципам в непростых условиях. Правда, чуть позже в помощь к ним все-таки подоспели точечные изменения к стандарту по учету аренды МСФО16, которые упростили учет в случае изменения условий аренды исключительно по причине COVID-19.
Далее внимание Совета по МСФО переключилось на другой актуальный вопрос, остававшийся проблемным для очень многих – оценку в условиях повышенной неопределенности. Новых требований здесь не предлагалось даже в ограниченном формате. Однако по итогам панельных обсуждений по итогам виртуальной конференции в сентябре этого года была написана статья, в которой авторы подчеркнули ключевые проблемы, которые за прошедшие месяцы идентифицировали составители отчетности, регуляторы и аудиторы – и способы их решения, само собой. Основная рекомендация: обновить свои оценки с учетом наилучшей из всей доступной информации и обеспечить строгость самого процесса оценки. Более высокая неопределенность в условиях коронавируса требует более четкой, прозрачной и контекстной информации в финансовой отчетности, чтобы позволить инвесторам яснее видеть причины для принятых менеджерами компаний решений.
Сместившиеся приоритеты уходящего года
Хотя на COVID-19 нужно было как-то реагировать, не менее важно для IASB было продолжать работу, а для этого нужно было выделить самые приоритетные направления. Таковых насчитали пять.
МСФО 17
Во-первых, страховая отчетность. С ней понятно: работа над окончательным вариантом поправок к МСФО 17 продолжалась несколько месяцев, а на начало пандемии пришлось скорее ее завершение, поэтому закончить удалось все вовремя, несмотря на пандемию. IFRS 17 вышел в 2017 году на замену тому, что когда-то – очень много лет назад – досталось “в наследство” от организации-предшественника, ведь IFRS 4 также был международным стандартом по учету страхования, просто далеко не полноценным. Сегодня, однако, у нас есть полноценная модель для измерения всех составляющих договоров страхования в системе МСФО, которая намного повышает полезность финансовой информации для ее пользователей.
С самого мая 2017 года, когда только вышла первая версия стандарта, IASB внимательно следил за реакцией МСФО-сообщества, помогая по мере сил с внедрением. Однако многие выявили проблемные моменты уже на этом этапе, что и привело к идентификации ряда областей, действительно требующих доработки еще до вступления стандарта в силу. Составителям отчетности помогли с требованиями, но без того, чтобы это негативно сказалось на информационной полезности самой отчетности. Официально проект был окончательно завершен в июне, и теперь остается еще целых два года на подготовку и переход на новые требования по страховой отчетности.
IBOR
Сокращенно это – межбанковские ставки предложения, “interbank offered rates”. Это очень важный проект в ответ на их реформу, которая реализуется во всем мире. Так же как FASB, Совет по МСФО много времени посвятил размышлениям о влиянии отказа от использования Лондонской межбанковской ставки предложения (LIBOR), до сих пор остававшейся самой часто используемой в мире, и других ставок, которые также можно там встретить. Работа по этой теме шла в авральном режиме. Разработчики хотели упростить переход на новые референсные ставки организациям на МСФО-отчетности и вместе с тем обеспечить инвесторов полным представлением о прогрессе перехода и влиянии его на интересующие их организации. Как хорошо известно, работа была разбита на две основные фазы, и вторая фаза официально завершилась в августе.
Основные формы отчетности, гудвилл и обесценение
Один из самых важных проектов выставили на обсуждение в декабре прошлого года и по причине коронавируса продлили по нему консультационный период. На протяжении последних нескольких лет IASB заметно улучшил требования к признанию и измерению различных составляющих отчетности во многих требовавших внимания стандартах. К сожалению, раскрытия равной степени его внимания при этом до недавнего времени не удостаивались. Проект по основным формам отчетности ситуацию перекроил очень существенно - по сути, поменяв “правила игры”, как высказался когда-то на этот счет председатель Ханс Хугерворст. Это не было преувеличением, ведь разработчики предложили более структурированный формат отчета от доходах, с особым упором на новые промежуточные статьи в нем, которые особенно должны быть интересны инвесторам.
Помимо этого, предварительный вариант нового стандарта также требует дополнительных раскрытий в примечаниях к финансовой отчетности, которые касаются дополнительно использованных менеджерами показателей эффективности. Предложенные обязательные требования к раскрытию информации о показателях “non-GAAP” отражают общее мнение Совета по МСФО, которое заключается в том, что они действительно очень ценны и могут быть источником полезной информации для инвесторов, однако при этом инвесторам также не повредит большая дистиплина и строгость с раскрытиями информации о таких показателях. В частности, о том, как они получены, и как соотносятся с ближайшими к ним показателями, которые в МСФО имеют свое определение. Консультации по проекту закончились в сентябре, и совсем скоро разработчики приступят к формальному рассмотрению полученных за все это время замечаний.
Еще одни важные публичные обсуждения этого года касаются объединения бизнеса, учета гудвилла и его обесценения. Дискуссионный документ вышел в марте, однако по причине COVID-19 консультации продлены до конца декабря, так что еще есть даже две недели, чтобы принять участие тем, кто этого до сих пор не сделал. Еще на этапе подготовки разработчики поговорили со многими пользователями отчетности, мнения которых о последующем измерении гудвилла весьма отличались, но при этом все они, так или иначе, выразили пожелание относительно более подробных раскрытий информации по объединению бизнеса в финансовой отчетности. Среди прочего, их всех интересовало то, как ведет себя приобретенный бизнес в дальнейшем, и насколько оправдались ожидания менеджеров на момент заключения сделки о приобретении (которые, безусловно, были учтены в цене). По этой причине Совет по МСФО даже ввел новый термин – “лицо, отвечающие за принятие операционных решений” – и оговорил требования к раскрытию от его перспективы.
Впрочем, последующему измерению гудвилла в дискуссионном документе также уделено внимание. С очень небольшим перевесом голосов было решено пока оставить текущий подход обесценения, по которому обрисованы все основные преимущества и недостатки. Альтернатива – это, конечно, амортизация, у которой есть свои сторонники, и спор этот очень давний, причем не только в США, но и во многих других странах мира. IASB хочет услышать что-то по-настоящему новое, информацию, о которой раньше не подозревал. Именно она может еще все поменять в проекте, находящемся на ранней стадиях разработки. Он также проводит (как в старые добрые времена работы над конвергенцией) совместные образовательные встречи с FASB, чтобы иметь представление о ходе работы над аналогичными проектами друг у друга. После обсуждения полученного отклика в планах стоит публикация уже предварительного варианта нового стандарта.
Комитет по Интерпретациям и его работа
Почему его работа настолько важна? Потому что без нее невозможна действительная глобальная сопоставимость отчетности по МСФО, одна из ключевых стратегических задач для IASB. Сама Сью Ллойд, помимо того что является вице-председателем Совета по МСФО, еще и возглавляет Комитет по Интерпретациям, в состав которого в настоящее время входят два представителя США (со стороны аудиторов и составителей отчетности).
Часто говорят, что “дьявол кроется в деталях”. “Детали” в данном случае – это те специфические нюансы применения принципов МСФО, которые остаются непонятными на практике, ведут к использованию различных подходов, следовательно – ухудшают сопоставимость. Комитет по МСФО излагает свое видение применения принципов, в редких случаях принимая решения о необходимости доработки действующих стандартов в плане уточнения принципов.
В большинстве случаев этого не требуется, однако предлагаемые решения тех или иных ситуаций иногда выставляются на обсуждения, по итогам которых Комитет все равно может принять решение об узкоспециализированных корректировках в том или ином стандарте. Примером таких недавно стали обновления к стандарту по учету аренды: они потребовались на случай продажи актива с обратной арендой, потому что МСФО 16, как выяснилось, не содержал до сих пор четких указаний к последующему учету арендных обязательств в таких ситуациях.
Главные приоритеты на следующий год
Ну и самое интересное – чем будут заниматься разработчики в следующем году? Год обещает быть не менее интересным, чем текущий, по причине все еще сохраняющейся неопределенности. Кроме того, теперь, если обсуждать планы, правильнее подразумевать не только лишь непосредственно IASB, но и Фонд МСФО в целом.
На 2021 год сейчас пока что вырисовываются несколько основных и очень важных направлений работы.
Консультации по плану работы
Уже в первом квартале следующего года Совет по МСФО, наконец-то, должен формально запустить публичные консультации по своей рабочей программе. Этой организации, если вспомнить, насчитывается уже второй десяток лет. Если первые десять лет работы по понятным причинам посвятили созданию самих стандартов, то второе десятилетие ознаменовала собой скорее “шлифовка” того, что было уже создано, и работа над более последовательным применением.
Какой дорогой пойдет он дальше? Это еще предстоит решить по итогам консультаций, представляющих собой важнейшую возможность спросить об этом напрямую у всего мирового МСФО-сообщества – а что оно считает самым важным для международных стандартов финансовой отчетности на данный момент? Это могут быть как сами стандарты, так и проекты, связанные с другими направлениями работы, например, то же улучшение последовательности использования или Таксономия электронной отчетности. Решение определит основные приоритеты на следующие пять лет
Цифровая трансформация
Коронавирус стал очередным, причем увестистым “пинком”, который заставил очнуться и убедиться в очередной раз в важности цифровизации. В своей роли международного разработчика стандартов Совет по МСФО также убедился в преимуществах технологий, которым, возможно, недоуделил времени в прошлом - однако все же уделил его достаточно, чтобы остаться на связи со своими стейкхолдерами, когда это стало насущной необходимостью.
Кроме этой чистой технической части, Совет по МСФО также изучает, как обеспечить более эффективное использование технологий в контексте своих стандартов – например, в плане обеспечения доступности информации по ним для компаний, аудиторов и регуляторов. И само собой, электронная отчетность становится уже общепринятой нормой во многих юрисдикциях, а это значит, что технологии помогают с ее подготовкой и доведением до конечных пользователей.
Отчетность устойчивого развития
Теперь это одна из основных тем, которая обязательно продолжит “расти” в следующем году. Климат как таковой в МСФО даже не упоминается, но их природа настолько универсальная благодаря базовым принципам, что они могут применяться и для отражения этой информации, которая в наши дни оказывает существенное влияние на финансовую отчетность. А если что-то существенно, оно должно быть отражено – так требуют базовые концепции. Совсем недавно Совет по МСФО представил новые образовательные материалы в довесок к прошлогодней статьей по этой теме, и они довольно наглядно иллюстрируют применение принципов МСФО в специфических сферах отчетности устойчивого развития.
Ну и, само собой, в следующем году должен если не окончательно завершиться, то точно сдвинуться с места проект пересмотра руководства по менеджерским комментариям – МСФО-версии тех отчетов, которые приняты и в США, где они носят название “Management Discussion & Analysis”. Пересмотр PS 1 охватит все наработки в области ESG–отчетности за последнее десять лет.
Обновленное руководство будет содержат принципы, а не жесткие требования, поэтому и конкретных требований по раскрытиям в нем не будет. Однако оно точно окажется полезным всем, кому необходимо выяснить вопросы, важные для инвесторов, и типы информации в связи с этими вопросами, которую те желают получить. А уже конкретные раскрытия в этой связи организации будут делать, ориентируясь на специфические для своей отрасли требования к раскрытию, разработанные другими регулирующими инстанциями. Иначе говоря, новое PS 1 будет своеобразной “точкой сборки” для всех ESG-раскрытий, которые требуются регуляторами – при условии, что они нужны инвесторам и кредиторам.