1.1. Значение финансового анализа для успешного развития предприятия

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Глава I. Теоретические вопросы анализа финансового состояния

1.1. Значение финансового анализа для успешного развития предприятия

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово – хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель – определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.

Внутренний финансовый анализ – анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, – направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит фирме, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности фирмы. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельна фирма и какова степень риска потери вклада при ее инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства фирмы или же убедиться в ее стабильности.

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент – выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья фирмы.

Жизнь фирмы составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.

Движение материальных фондов на предприятии обуславливает движение денежных средств. Финансовый аналитик должен понимать, что любая отрасль экономики имеет свои особенности и, как результат, отличные от других финансовые потребности и финансовую стратегию. В тяжелом машиностроении или строительстве производственные и торговый цикл значительно дольше, чем в сфере обслуживания (например, в консультационных агентствах, туристических фирмах или хлебопекарной промышленности). Разница в продолжительности финансового и производственного цикла отражается на изменении степени риска, которому подвержена каждая из отраслей, а также оказывает влияние на формирование структуры и способа финансирования конкретной коммерческой деятельности.

Для наглядности представим себе небольшое, только начинающее свою деятельность предприятие. Его владелец вкладывает денежные средства в фирму. Она приобретает средства производства (оборудование, материалы), нанимает рабочую силу, которая производит товары, и оплачивает ее труд. Произведенный товар продается покупателям, за его реализацию фирма получает деньги. Созданные таким образом финансовые средства снова возвращаются на предприятие.

Первым источником финансирования работы предприятия является собственное производство. В фирму поступает добавочный капитал – как результат собственной деятельности. Так происходит наращивание собственного капитала.

Если по истечении некоторого времени производство развивается таким образом, что деньги, созданные в результате собственного производства, уже не в состоянии удовлетворить все потребности фирмы и обеспечить ее экспансию, необходимо привлечь средства извне.

Классическим, а на сегодняшний день – и самым популярным способом привлечения внешних ресурсов является получение банковских кредитов. Это те случаи, когда предприниматель или руководство предприятия получает на заранее оговоренный срок заемный (ссудный) капитал, который должен поддержать дальнейшее развитие производства. В течение определенного времени фирма обязана вернуть заемный капитал и выплатить ссудный процент.

Получить финансовые средства таким образом можно на рынке капиталов. Существуют два способа:

  • эмиссия (выпуск) облигаций, режим которых в сущности такой же, как и у банковской ссуды. По истечении срока платежа фирма должна выкупить облигации – «долговые обязательства» – и вернуть полученные в заем деньги их владельцам; фирма выплачивает за привлеченный капитал процент – купон
  • выпуск акций или продажа пая (подписка на пай) – доли участия в предприятии, дающей право на часть имущества и «право голоса». Компания не обязана возвращать полученные таким образом деньги, тем не менее к выпуску акций и их размещению на рыке капиталов всегда предъявляются жесткие требования. Акции должны обладать свойствами, привлекательными для инвесторов, они должны приносить достаточно высокие дивиденды и их рискованность должна быть соизмерима с размерами дивидендов

Наряду с названными выше основными видами ценных бумаг (акции и облигации) существуют и другие, в разной мере сочетающие в себе свойства двух основных (например, конвертируемые облигации, дисконтные облигации, привилегированные акции). В соответствии со спектром собственных интересов и возможностей предприятие стремится выпускать ценные бумаги, наделенные свойствами, благодаря которым они способны наилучшим образом удовлетворить его потребности и предоставить дополнительные средства что может изменить структуру капитала предприятия. Для принятия решения о выпуске того или иного вида ценных бумаг значительную роль играют также преимущественные права отдельных групп инвесторов и их неприятие риска.

Банковские кредиты и операции на рынке капиталов являются вторым источником финансирования деятельности предприятия. Фирма получает дополнительный капитал, созданный в результате заключения договоров о предоставлении кредитов и подписки на ценные бумаги.

Стабильность работы предприятия связана с общей его финансовой структурой, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако если структура «собственный капитал – заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют возврат своих денег в «неудобное время».

Для поддержания финансовой устойчивости на «здоровом» уровне и необходим постоянный финансовый анализ состояния предприятия.

Автор:

 

Все статьи цикла «Глава I. Теоретические вопросы анализа финансового состояния»

(состоит из 4 статей)

1.1. Значение финансового анализа для успешного развития предприятия (16 сентября 2005)

1.2. Основные точки зрения на финансовый анализ (16 сентября 2005)

1.3. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового состояния предприятия (16 сентября 2005)

1.4. Баланс и Отчёт о прибылях и убытках АО «Ковопласт», на основе которых проведены расчёты и комментарии к ним (16 сентября 2005)