Источник: IFRS
Фото: http://www.ifrs.org
По ходу сегодняшнего подкаста председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности Ханс Хугерворст (H.H.) и вице-председатель Сью Ллойд (S.L.) вместе с неизменным ведущим, директором по направлению образования Мэттом Тиллингом (M.T.) обсуждают последние новости, в том числе итоги сентябрьского заседания. Ханс Хугерворст представит новых членов Совета и расскажет о недавно опубликованном практическом руководстве по теме существенности, а в заключении – немного о проекте по Концептуальным основам, который сегодня приближается к завершению. Со своей стороны Сью Ллойд поделится последними новостями касательно работы над проектом по основным формам отчетности, а также поведает о трех образовательных сессиях, которые прошли по ходу месяца (по темам тарифного регулирования, объединения бизнеса под общим контролем и динамического управления рисками).
- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст от Фонда МСФО. Прошло уже два месяца с последнего подкаста, потому что в августе не было заседания Совета по международным стандартам финансовой отчетности. В сентябре, однако, было, и прошло оно в Лондоне с 20 по 21 сентября 2017. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я глава направления образования здесь, в Фонде МСФО. Со мной председатель Совета Ханс Хугерворст и вице-председатель Сью Ллойд… Ханс, я подумал, неплохо бы начать с упоминания того, что Совет выглядит немного иначе по сравнению с последним разом, когда мы встречались…
- (H.H.) Да, у двоих наших членов подошли к концу вторые, они же последние сроки в июне и июле – у британского члена Совета Стивена Купера (Stephen Cooper) и китайского члена Совета Вей-Гуо Джанг (Wei-Guo Zhang). На сентябрьском заседании у нас за столом было уже три – не два, а именно три новых члена. Со стороны Великобритании – Ник Андерсон (Nick Anderson), который когда-то был инвестором “buy-side” (со стороны покупки – GAAP.RU) – на самом деле у нас это вообще первый инвестор “buy-side” за всю историю. Энн Тарка (Ann Tarca) из Австралии, которая когда-то была представителем академических кругов. А также новый китайский член Совета Джянчао Лю (Jianqiao Lu) из Министерства финансов Китая, которого мы очень хорошо знаем. Он был членом консультативного совета ASAF и даже работал в IASB на ранней стадии своей карьеры. Таким образом, Совет на данный момент полный, впервые за долгое время. У нас все 14 членов, и мы готовы к работе.
- (M.T.) И прежде чем мы перейдем к заседанию Совета этого месяца – не могли бы Вы дать секундный обзор последних публикаций, которые Совет представил чуть раньше в этом месяце?
- (H.H.) Да, чуть раньше в этом месяце мы представили важные публикации: так называемое “практическое положение” по применению существенности. Практическое положение – это необязательное руководство. Подобный документ мы выпускаем всего лишь во второй раз в истории (первым было практическое положение по менеджерским комментариям 2010 г.). Таким образом, хотя оно и необязательное, разрабатывалось оно с соблюдением все такого же строгого процесса, какому мы следуем при разработке стандартов, с консультациями и публичными обсуждениями.
Я думаю, что это очень важный документ, который станет полезным инструментом для компаний, принимающих решения о существенности, что традиционно всегда было очень непросто. Он сводит воедино все требования по существенности в наших стандартах, и я думаю, что он действительно должен помочь с улучшением коммуникаций между составителями отчетности и инвесторами, обеспечивая акцент финансовой отчетности исключительно на действительно важной информации. Поэтому следствием этого документа, мы надеемся, станет снижение “воды”, порождаемой ранее несущественными вопросами.
- (M.T.) В рамках этого вы также опубликовали предварительный вариант изменений, предлагающих определенные уточнения к определению существенности, не так ли?
- (H.H.) Да, мы это рассматриваем по большому счету как работу на “подчищение ”: мы вносим в определение более точные формулировки из других разделов литературы по МСФО. Надеемся, это поможет прояснить существенность для составителей.
- (M.T.) Сью, перейдем к обсуждениям Совета. Наверное, самой “жаркой” темой были основные формы отчетов?
- (S.L.) Да, этот проект – одна из ключевых областей, над которыми мы в данный момент работаем. Это действительно важная работа, которую мы проводим под, скажем так, “знаменем” эффективных коммуникаций в финансовой отчетности. Обсуждения были неплохие. Я думаю, мы действительно продвинулись дальше по проекту в этом месяце.
Первое, что удалось согласовать Совету – это то, что в первую очередь нам нужно сосредоточиться на определении этого показателя EBIT в отчете о доходах с целью повышения сопоставимости организаций. Мы знаем, что это очень важный показатель для инвесторов. Как только мы это сделаем, мы вернемся немного назад и еще раз обсудим управление показателями операционной прибыли.
Второе, на чем мы сошлись – это что необходимо предложить новую инвестиционную категорию в отчете о доходах, которая будет идти до промежуточного показателя EBIT. Предстоит еще поработать над тем, как нам определять эту категорию, но основная идея в том, что, например, в этой части необходимо будет отражать доход на инвестиции в рыночные ценные бумаги и т.д.
Также мы обсудили анализ расходов, которые будут отражаться на лицевой стороне отчета о доходах, и пришли к общему выводу, что они должны и далее представлять собой выбор между двумя подходами: это должен быть либо итог анализа по природе, либо итог анализа по функции. Мы также решили, что выбор не будет совсем уж свободным, но, скорее, на основе критериев – например, на основе того, какой именно подход предоставит пользователям финансовой отчетности больше полезной информации.
- (M.T.) Также были три образовательные сессии в Совете в этом месяце?
- (S.L.) Да, совершенно верно. Первая была по тарифному регулированию. Мы продолжили обсуждение дальнейшей работы над проектом. О чем мы говорили в этом месяце – это о кое-каких аспектах измерения активов или обязательств на тарифном регулировании. В частности, у нас были обсуждения, как временная стоимость денег может учитываться при измерении этих величин – например, когда организация несет расходы, а потом ей их компенсируют путем повышения ставки на протяжении нескольких лет.
Еще одной рассмотренной нами по ходу образовательных сессий областью было объединение бизнеса под общим контролем. Это важная тема, особенно для регуляторов рынков ценных бумаг. Это проект, над которым мы работаем уже некоторое время, проект, который мы подтвердили в рамках прошлогодних консультаций по рабочей программе. Таким образом, с этим мы работаем уже некоторое время и возобновили работу на этой неделе, что вылилось по большей части в обзор прогресса на данный момент и принятых ранее решений. Совет также немного обсудил то, о чем мы будем говорить в будущем – например, не стоит ли нам прописать единый подход к учету вообще всех объединений бизнеса под общим контролем, или же мы должны оговорить разные подходы в разных обстоятельствах. Таким образом, далее члены рабочих групп проведут новый анализ по этим темам.
И последняя образовательная сессия была посвящена динамическому управлению рисками. Члены рабочих групп провели нас по всем последним образовательным сессиям, чтобы мы четко понимали основы того, как банки сегодня управляют рисками процентных ставок. Хорошая новость в том, что в этом месяце мы завершили-таки образовательные сессии по данной конкретной теме, и теперь у нас есть тот базис, на основе которого мы уже можем переходить к обсуждению возможных подходов к учету.
- (M.T.) Совет не принимает никаких решений по ходу этих сессий?
- (S.L.) Верно. Это, по сути, единственное их отличие. Если вы посмотрите любое такое заседание – это нормальное обсуждение за тем лишь исключением, что мы не принимаем никаких конкретных решений.
- (M.T.) Ханс, Совет также обсудил проект Концептуальных основ – где мы сегодня находимся?
- (H.H.) Да, как вы знаете, мы уже завершили процесс обсуждений, и теперь члены рабочей группы работают над итоговым вариантом пересмотренных Концептуальных основ. На этой неделе мы обсуждали некоторые комментарии, полученные нами от людей, которые анализировали пересмотренную версию Концептуальных основ. Мы решили, что полезным будет прояснить, что в отдельных случаях нужно выбирать между степенью допустимой неопределенности измерений и актуальностью конкретного измерения. Позвольте дать вам пример, который должен это прояснить. Пусть мы учитываем инвестиции в инструменты капитала, которые в данный момент не торгуются на активном рынке. Котировки определить очень трудно, и денежные потоки также довольно неопределенные. Это пример инвестиций, стоимость которых чрезвычайно трудно измерить. По такому инструменту самую актуальную информацию может предоставить справедливая стоимость – однако, как я и сказал, определение справедливой стоимости для такого инструмента может быть связана с очень высокой неопределенностью, ведь вы ее просто не знаете! С другой стороны, [инвестиционные] расходы не дадут вам полезной информации по таким капитальным инвестициям, поэтому, несмотря на очень высокую неопределенность, связанную с измерением справедливой стоимости в данном случае, мы все равно считаем, что именно она - наиболее подходящий базис для измерения таких инвестиций. Все это говорит о том, что вам придется много выбирать между актуальностью и неопределенностью измерений.
Мы работаем над итоговым вариантом Концептуальных основ и надеемся опубликовать документ в начале следующего года.
- (M.T.) Сью, не хотите затронуть обсуждения по теме внедрения стандартов?
- (S.L.) У нас было несколько разных обсуждений, довольно протяженных, поэтому предлагаю выбрать одну наиболее интересную тему. То, что пытается сделать Совет – это помочь составителям отчетности в ситуации, когда те на добровольных началах решают поменять свои учетные политики в результате новой информации, поступившей вследствие принятых Комитетом по Интерпретациям решений. Мы знаем, что иногда в случае таких добровольных изменений они производятся ретроспективно, что может быть очень обременительно. Стандартный критерий, который у нас сегодня есть в МСФО для решения о том, отражать ли изменения ретроспективно или проспективно, характеризуется высокой степенью непрактичности.
Что делает в данном случае Совет - это работает над предложениями к IAS 8, которые, я полагаю, будут чуть более “добрыми” в плане определения ситуации, когда без ретроспективного применения действительно никак не обойтись, в случае если изменения происходят в результате новой информации, поступившей вследствие принятых Комитетом по Интерпретациям решений. Мы обсуждали изменения к IAS 8, которые могут оговорить, что ни при каких условиях кроме непрактичности организации не обязаны решать, превысит ли польза от ретроспективного применения его издержки – таким образом снизится критерий для прохождения. Совет в целом согласился с таким подходом и публикацией изменений к IAS 8, чтобы помочь составителям в данной области.
- (M.T.) Эти принятые Комитетом по Интерпретациям решения могут быть весьма полезными при подготовке финансовой отчетности. Они, конечно же, доступны на нашем сайте, и они также включены в аннотации к стандартам МСФО?
- (S.L.) В “Зеленой книге”? Да, верно. Что касается Комитета по Интерпретациям… Я думаю, из-за названия некоторые полагают, что все, что мы делаем – это только выпускаем Интерпретации. А на самом-то деле Комитет по Интерпретациям делает разные вещи. Иногда принимает участие в работе над стандартами, вносит корректировки или выпускает Интерпретации, но довольно часто Комитет решает, что совершенно необязательно садиться за работу над стандартом, поскольку в нем и без этого достаточно подробное руководство для применения. Комитет при публикации плана дальнейшей работы пытается включить столько дополнительной информации, сколько возможно, чтобы помочь людям с ориентировкой в применении данного стандарта, чтобы напомнить им о правильных требованиях, и чтобы ответить на заданные ранее вопросы - например, о том, каковы должны быть раскрытия.
Но, очевидно, довольно много еще непонимания относительно принимаемых решений и роли Комитета, и чтобы помочь с пониманием нашей роли, мы разместили небольшое видео и брошюру, которые пытаются объяснить, как работает Комитет по Интерпретациям, и каким образом он вписывается в более широкую картину оказания поддержки со стандартами МСФО.
- (M.T.) Ханс, мы обсудили довольно широкий спектр тем. Я полагаю, на следующей неделе обсуждать предстоит еще больше?
- (H.H.) Да, следующая неделя будет у нас очень занятой. Мы начнем в понедельник с ежегодного собрания разработчиков учетных стандартов со всего мира. Эта встреча мировых разработчиков собирает около 1500 человек из более чем 50 юрисдикций. Это всегда очень приятное и очень важное мероприятие для нас в плане контакта с мировыми разработчиками.
Чуть позже на неделе у нас также будет встреча с IFAC, которая сама представляет собой организацию разработчиков стандартов. В этих встречах мы всегда принимает самое активное участие.
А уже в конце недели мы завершим все встречей с ASAF. В этот раз все продлится только один день, в то время как обычно это два дня. Как вы знаете, ASAF – самый важный для нас консультативный орган, когда речь идет о разработке стандартов.
Как видите, очень много мероприятий. Будет много и двусторонних встреч с национальными разработчиками на этой неделе, поэтому она очень важна для IASB в плане налаживания связей.
- (M.T.) …но на этом все не закончится, поскольку уже на следующей неделе Вы отправляетесь в Дубай?
- (H.H.) Да, начался очередной сезон путешествий. В начале октября у нас конференция в Дубае – приглашаю всех представителей Среднего Востока посетить ее. Сразу после этой конференции я еду в Австралию на конференцию, организованную ее национальным разработчиком стандартов. Одновременно мы готовимся к проведению первой в истории виртуальной конференции в интернете, организуемой совместными усилиями с ICAEW и посвященной новому стандарту по учету аренды.
И напоследок, в ноябре у нас пройдет еще одна конференция по МСФО – в этот раз в канадском Торонто, которую мы организуем с национальным разработчиком стандартов. Ее я также намерен посетить.