По материалам: IFRS
Фото: https://www.ifrs.org
Вице-председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) Сью Ллойд (Sue Lloyd) также была приглашена на ежегодную американскую конференцию по последним достижениям в работе регулирующих органов США – Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Совета по надзору за учетом в публичных компаниях (PCAOB). Начитается новое десятилетие – каким оно будет для МСФО?
Предыдущие два десятилетия оказались для IASB и разрабатываемых им стандартов очень значительными. “Нулевые” стали становлением целой новой реальности, а последние десять лет идет постепенное улучшение качества международной отчетности, что уже нашло проявление в виде добавления в систему очень важных стандартов по учету финансовых инструментов, выручки, аренды и страхования. Но вот уже не за горами новый 2020 год и новое десятилетие – какие планы ставит перед собой Совет в связи с этим?
Как признается Сью Ллойд, говорить об этом прямо сейчас, возможно, еще рановато. Как хорошо известно, каждые пять лет IASB проводит публичные консультации по своим рабочим планам, и следующая такая консультация должна пройти ближе к концу следующего года. Сью призывает всех внимательно ознакомиться с консультационным документом, даже американских инвесторов: хоть США и не относятся к юрисдикциям МСФО, более 500 международных компаний с листингом на местных биржах имеют полное право представлять свою отчетность в соответствии с ними.
Также в этой связи хотим напомнить, что, согласно обещаниям главы IASB Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst), консультации в этот раз пройдут в слегка новом формате: вместо того чтобы сразу выставить на обсуждение готовый список будущих тем для новых проектов и ждать одобрения, Совет сначала поинтересуется у общественности, какие новые темы являются, по ее мнению, более актуальными в плане работы. На основе этих откликов затем уже будет составлен предварительный список с оценкой трудовых затрат, которые потребует проработка каждой из них – GAAP.RU
А пока планы на будущее не определены, Сью Ллойд предлагает еще раз кинуть взгляд на то, что делается сейчас. Здесь она выделяет три основных направления работы Совета по МСФО:
- Во-первых, пересмотр раскрытий информации в финансовой отчетности компаний (проект по основным формам отчетности)
- Во-вторых – нефинансовая отчетность и ее связь с финансовой информаци
- И в третьих – обеспечение последовательного применения МСФО
Основные формы отчетности
Как представительницу высшего руководства IASB, лично Сью Ллойд часто спрашивают, так ли полезна до сих пор финансовая отчетность, как она когда-то была. Вопрос, конечно, справедливый, потому что известно, насколько часто инвесторы обращаются к различным дополнительным показателям эффективности, которые помогают им принимать деловые решения относительно распределения своего свободного капитала. Какие-то данные помогают им заглянуть в будущее и точнее оценить перспективы, а какие-то показатели “non-GAAP” просто служат полезным добавлением в плане оценки сегодняшнего финансового состояния на основе тех показателей, которые уже оговорены стандартами. Но ключевой вопрос – как Совету по МСФО адаптироваться к меняющимся рыночным условиям? Если кратко – то эволюционировать вместе с потребностями рынка, как это, собственно, и происходит с его работой (правда, иногда занимает слишком много времени – GAAP.RU).
“Non-GAAP”
Поскольку ожидания инвесторов меняются, а подстройка стандартов происходит с задержкой, не оговоренные формально показатели “non-GAAP” могут создать впечатление, что традиционная финансовая отчетность стала менее полезной для инвесторов. Но это впечатление ошибочное – говорит Сью Ллойд – потому что финансовая отчетность по-прежнему находится в центре инвестиционного анализа. Это, в частности, наглядно продемонстрировали данные опроса от CFA Institute 2016 года, согласно которому более 90% инвесторов назвали годовую отчетность очень важным для них источником информации, причем эта пропорция осталась примерно той же с 2007 года, когда такой же опрос проводился в предыдущий раз.
Однако, несмотря на то, что традиционная отчетность до сих пор широко применяется, очень сильно поменялись способы ее “потребления”: едва ли не большинство институциональных инвесторов получают информацию в электронном виде либо напрямую, либо через агрегаторы данных. Это, кстати, одна из причин, почему Совет по МСФО регулярно улучшает свою Таксономию МСФО. С учетом этого особенно важно поддерживать четкое структурирование и сравнимость финансовых данных от различных компаний.
Для эффективного сравнения финансовых результатов сохраняют огромную важность промежуточные показатели прибыли – и именно здесь Совет по МСФО сегодня продолжает свою работу. До сих пор, напоминает Сью Ллойд, стандарты МСФО в этом плане были не очень требовательными, поскольку в том же отчете о доходах от составителей отчетности требовали показывать чистые прибыли и убытки, но и только. Компании сами постепенно заполнили этот пробел дополнительными показателями типа EBITDA и их производными, но каждая организация может использовать свой набор показателей, даже если они работают в одной и той же отрасли. Как показало исследование самого IASB, из 100 вошедших в выборку организаций более 60 использовали индикатор операционной прибыли, но все они ориентировались, по меньшей мере, на девять различных ее определений. Неудивительно, что инвесторам в этом непросто бывает разобраться, поэтому остро назрела необходимость дальнейшей стандартизации отчета о доходах.
Сегодня Совет по МСФО предлагает распределить доходы и расходы по трем категориям: операционные, инвестиционные и финансовые. Такое разграничение отражает представление инвесторов, когда они проводят свой анализ. В самой же форме отчета о доходах будут предусмотрены два новых, формально определенных промежуточных показателя - операционной прибыли и разновидности EBIT (это будет “прибыль до финансирования и налогов на доходы”). Понятно, что многие организации уже используют сегодня в своей практике показатели “non-GAAP”, в том числе и точно с такими названиями, просто скоро это все будет оговорено официально, на основе единого определения, которое поможет инвесторам проводить сравнения.
Что касается прочих не оговоренных стандартами показателей, то их запрещать не будут. Совет по МСФО осознает, как важно бывает для менеджеров довести ключевую информацию до ее пользователей, но в этой связи инвесторам очень важно понимать, как сами менеджеры определяли дополнительные показатели, поскольку это сильно влияет на их представление о компании.
С другой стороны, разработчики МСФО продолжают слышать жалобы, что все эти индикаторы, как правило, завышены и часто показывают ситуацию лучше, чем она есть на самом деле, поэтому “non-GAAP” недостает прозрачности и строгости расчетов. В 2018 году Deloitte проводила в Великобритании опрос, показавший преобладание альтернативных показателей: 96 составителей отчетности из 100 представляли их на лицевой стороне отчета среди основных финансовых результатов, и в 91% случаев там были скорректированные показатели прибыли. А собственный опрос среди 100 компаний, который проводил уже Совет по МСФО, обнаружил, что “скорректированная прибыль” использовалась примерно третью составителей. Очень многие также прибегали к использованию “скорректированной операционной прибыли”, “скорректированной EBITDA” или “скорректированной EBIT”. И хотя некоторые проводили реконсиляцию к ближайшему по смыслу показателю МСФО, так делали далеко не все.
По итогу Совет по МСФО решил, что использование дополнительных показателей эффективности необходимо хоть каким-то образом привязать к финансовой отчетности. Поэтому, помимо двух одобренных уже показателей (теоретически возможно, что последуют какие-то еще – GAAP.RU) IASB решил ввести дополнительные требования по раскрытию в примечаниях к отчетности.
Сью Ллойд замечает, что далеко не во всех мировых юрисдикциях есть такие строгие требования к показателям “non-GAAP”, какие выдвигает Комиссия по ценным бумагам и биржам. Поэтому в системе МСФО от менеджеров потребуют объяснять, почему именно они считают выбранные дополнительные показатели важными для понимания результатов деятельности их компаний, как проводился расчет, и чтобы они проводили по ним реконсиляцию к ближайшим аналогам из МСФО.
Сью очень интересно, какой окажется реакция общественности на эти предложения: Совету уже известно об очень расходящихся между собой мнениях относительно удачности самой идеи – привнести, по сути, дополнительные показатели эффективности в официальную финансовую отчетность. Кто-то допускает, что это может привести на практике к злоупотреблениям. Сам IASB в курсе, какой интерес они представляют для инвесторов, в связи с чем нужно поставить дополнительные показатели под более жесткий контроль – и, само собой, добавить прозрачности относительно расчетов, чтобы инвесторы не вводились в заблуждение.
Предварительный вариант изменений, к слову, обещают еще в этом году, ближе к концу декабря. По ним будет выделено шесть месяцев на обсуждения.
Менеджерские отчеты
Еще одна очень интересная тема в работе у IASB – менеджерские отчеты, которые помогают установить связь между финансовой и нефинансовой отчетностью. Сью Ллойд отмечает, что сегодня уже очень во многих случаях финансовая отчетность содержит информацию о таких видах риска как риск климатических изменений. Это актуально, например, для компаний в отдельных отраслях, где климат оказывает очень существенное влияние на результаты. Инвесторы требуют от них объяснять, как именно климатические риски принимаются в расчет при оценке величины обесценения. Совсем недавно один из членов Совета по МСФО Ник Андерсон (Nick Anderson) даже посвятил этому отдельную статью, в которой показал, что прямо оговаривать тему климата в МСФО нет необходимости, потому что оценку этих рисков можно адекватно проводить уже сейчас, просто опираясь на базовую концепцию существенности.
Границы финансовой отчетности к сегодняшнему дню значительно расширились за пределы традиционной финансовой отчетности. Если смотреть на ситуацию в мире в целом, то реализуется огромное множество различных инициатив в рамках так называемой “расширенной корпоративной отчетности”, но всю эту информацию можно условно разделить на две широкие категории: то, как компания влияет на мир, и то, как мир влияет на компанию. Влияние компании на мир (социум, экологию) – конечно, очень важно, и эта информация полезна с точки зрения регулирования, но именно информации второй категории (влияния мира на компанию) Совет по МСФО решил уделить основное свое внимание.
Как известно, работа IASB заключается в написании стандартов, обеспечивающих инвесторов информацией для принятия деловых решений. Сегодня, очевидно, им для этого требуются данные, выходящие далеко за пределы традиционной финансовой отчетности – это данные, которые не признаются и не измеряются в целях бухучета, но при этом все равно влияют на будущие денежные потоки организации и стоимость ее капитала. В соответствии с этими новыми потребностями инвесторов разработчики планируют обновить свое Практическое руководство по менеджерским отчетам (PS 1). Это, понятно, не означает, что сегодня Совет корпит над новыми требованиями к раскрытию информации по климатическим рискам (Ник Андерсон продемонстрировал, что и в этом нет необходимости – GAAP.RU). Однако менеджерские комментарии, подготовленные в соответствии с новыми установками, обеспечат пользователей отчетности лучшим представлением о факторах, влияющих на будущие денежные потоки организации, но пока что не зафиксированных в ее традиционной финансовой отчетности – таких как риски и возможности, которые несут с собой нематериальные активы.
Сью Ллойд подчеркивает, что в этих раскрытиях менеджерам необходимо принимать во внимания долгосрочные риски и возможности по созданию стоимости, а не просто прогнозировать будущие прибыли. В этом им помогут базовые принципы: PS 1 будет использоваться для определения тем, которые интересуют инвесторов и важны им в плане понимания, а уже как именно раскрывать эти темы, возможно, расскажут какие-то более специфические руководства, но их разработкой будут заниматься уже другие организации, а не Совет по МСФО.
Когда именно выйдет предварительный вариант обновленного Практического руководства по менеджерским отчетам, Сью Ллойд пока точно сказать не может – лишь то, что это произойдет в следующем году.
Последовательное внедрение стандартов
И еще одно важное направление работы, на котором решает сделать остановку заместитель председателя Совета по МСФО в своей презентации – это последовательное применение международных стандартов финансовой отчетности.
Как известно, информационные потребности инвесторов постоянно меняются, но им по-прежнему необходимо иметь возможность сравнивать результаты различных мировых компаний между собой. Последовательное применение МСФО имеет для этого принципиальную важность, потому и остается, как было всегда, одной из стратегических задач. Сопоставимость международной отчетности должна быть не только теоретической, но и практической!
Одним из способов обеспечить достижение ключевой цели является работа с Комитетом по Интерпретациям, который возглавляет сама Сью Ллойд. За последние несколько последних лет на своем посту она многое сделала для обеспечения оперативной реакции Комитета на поступающие ему вопросы (не так давно мы опубликовали серию материалов по решениям, вынесенным в этом году – GAAP.RU).
Комитет по Интерпретациям МСФО рассматривает все вопросы и ситуации, которые им присылают на рассмотрение. Ключевое решение, которое принимается в каждом случае – это требуется ли дополнительная работа со стандартами, чтобы устранить выявленный существенный пробел. Если это не так, то Комитет просто публикует свои решения, они же разъяснения, на какие именно требования действующих стандартов можно ориентироваться в той или иной ситуации (в подавляющем большинстве случаев, кстати, действующие МСФО не требуют доработки, но просто заявить это в ответ, не предоставив разъяснений, конечно, было бы намного менее полезно).
Решения Комитета по Интерпретациям очень важны для компаний-составителей отчетности, потому что в отдельных случаях открывают им подходы, до которых они сами не додумались (что и послужило причиной обращений за разъяснениями), а это значит, что им придется вносить корректировки в свои учетные политики. Иногда это может занять немало времени. У Совета по МСФО даже интересовались, сколько, по его мнению, должны занимать корректировки, ведь внести их немедленно вряд ли возможно. В своей манере разработчики оговорили “достаточный” промежуток времени (для сбора дополнительной информации, перенастройки автоматизированных систем учета и так далее), не называя конкретной протяженности срока.
Под занавес своего выступления Сью Ллойд отметила, что сейчас очень важное время для определения будущих направлений развития финансовой отчетности, которые повлияют на всю бухгалтерскую профессию. Довольно скоро Совет по МСФО опубликует свое видение того, как, по его мнению, должны в дальнейшем развиваться международные стандарты финансовой отчетности в меняющихся условиях, поэтому просит всех заинтересованных “оставаться на связи”.